В настоящее время английский язык окончательно превратился в международный язык общения. Изучение языка в современном мире становится все более актуальным. Главным фактором в обучении речевому общению на английском языке служит мотивация усвоения иностранного языка.
Мотивация — это основной элемент структуры учебной деятельности. Под мотивацией следует понимать организацию учебной деятельности, направленную на более глубокое изучение английского языка, его совершенствование и стремление развивать потребности познания иноязычной речи, исходя из этого, необходимо создавать условия в образовательной деятельности, способствующие развитию максимально высокого уровня познавательного интереса к изучению английского языка [1, c. 187]
Выделяют внешнюю и несколько разновидностей внутренней мотивации. Внешняя мотивация — это широкая социальная мотивация, т. е. общепринятое в обществе мнение о том, что каждый образованный человек должен владеть английским языком, она нацеливает учащихся на достижение конечного результата учения. Внутренняя мотивация подразделяется на несколько подвидов:
1) мотивация, связанная с перспективным развитием личности — «язык пригодится в жизни»,
2) коммуникативная мотивация — «нравится общаться на иностранном языке», или «язык удовлетворяет мои интересы»,
3) учебная мотивация — это интерес учащихся к английскому языку как к учебному предмету, т. е. «интересно читать, выполнять упражнения». Данный вид мотивации имеет сильное стимулирующее воздействие на процесс обучения.
Одним из эффективны приемов повышения мотивации к изучению языка является использование игр на уроках английского языка
Цель — изучить влияние игр на повышение мотивации изучения иностранного языка
Задачи:
- Проанализировать понятие и значение игры на уроках иностранного языка.
- предложить серию игр на языке и провести их на серии занятий
- проанализировать полученные результаты.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что предложенная серия игр может использоваться на уроках иностранного языка в целях повышения мотивации к изучению языка.
Игровые технологии являются эффективным инструментом для формирования всех навыков иноязычной речи. Они гарантируют создание положительного микроклимата в группе, характеризуются новизной и разнообразием материала, стимулируют активный мыслительный процесс.
Игра позволяет убедиться школьникам убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает барьер между учителем и учеником, дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся преодолевать барьер неуверенности. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, задавать уточняющие вопросы.
Руководствуясь данными положениями мы разработали серию игр, которые использовали на уроках английского в течение двух недель
Игра 1. В игре участвуют две команды. Водящий вызывает поочередно по одному играющему от каждой команды.
Ученики отдают различные распоряжения друг другу. Каждый из них выполняет распоряжение своего соперника. Например:.
P1 –> P2.: Write the date on the blackboard.
P2 –> P1.: Clean the board.
Тот, кто не справился с заданием, то есть не выполнил распоряжение соперника или не смог отдать свое распоряжение, выбывает из игры. Побеждает команда, в которой к концу игры осталось большее количество учащихся.
Игра 2. Группа делится на две команды. Представители команд по очереди выполняют какое-либо действие. Соперники называют это действие, комментируют то, что делает участник игры, в Present Continuous Tense. Например, ученик одной из команд идет к доске. Соперник комментирует то, что делает участник игры: “He is going to the board”. Если он не сумел правильно составить предложение, то выбывает из игры. Побеждает команда, в которой к концу игры осталось большее количество участников.
Игра 3. Рассказ по рисунку. Играющие образуют пары. Каждая пара получает рисунок с изображением комнаты, в которой находятся разные вещи и предметы, характеризующие ее хозяина. Нужно составить рассказ о том, чем занимается хозяин комнаты. Выигрывает пара, составившая самый интересный рассказ.
Игра 4. Игра в мяч. Образуются две команды. Представитель первой команды придумывает предложение с изученным глаголом. Он бросает мяч партнеру из второй команды и называет предложение, пропуская глагол. Поймавший мяч повторяет предложение, вставляя правильную форму глагола, бросает мяч партнеру из первой команды и называет свое предложение, опуская глагол и т. д. [3]
Для определения уровня мотивации до проведения серии игр и после был проведен Тест-опросник Т. Д. Дубовицкой «Выявлении направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении иностранного языка» [2, c. 120].
% учащихся, имеющих: |
|||
Низкий уровень мотивации |
Средний уровень мотивации |
Высокий уровень мотивации |
|
До проведения серии игр |
37 |
48 |
15 |
После проведения серии игр |
30 |
58 |
12 |
На основании полученных данных, мы подтвердили выдвинутое нами предложение, что использование игр на уроках английского языка оказывает положительное влияние на изучение английского в целом.
Итоги игры выступают в двойном плане — в качестве как игрового, так и учебно-познавательного результата. Использование дидактических игр помогает сделать процесс обучения иностранному языку интересным и творческим. Они дают возможность создать атмосферу увлеченности и снимают усталость у детей. В любой вид деятельности на уроке можно внести элементы игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму.
Литература:
- Асеев, Владимир Григорьевич. Возрастная психология: Учеб. пособие / В. Г. Асеев; Иркут. гос. пед. ин-т. — Иркутск: ИГПИ, 1989 (1990). — 193 с.
- Киреева Е. А., Дубовицкая Т. Д. Методика исследования особенностей самоутверждения в подростковом возрасте // Экспериментальная психология. 2011. Том 4. № 2. С. 115–124.
- http://festival.1september.ru/articles/311838/