Эффективность обучения напрямую зависит от мотивации к изучению иностранного языка. Перед каждым педагогом, нет другой более важной и сложной задачи, чем формирование у учащихся положительной, устойчивой мотивации, которая будет побуждать к упорной, систематической учебной работе. Это очень важно при изучении иностранного языка. Как отмечается во многих исследованиях, в настоящее время у обучающихся наблюдается низкая мотивация к изучению иностранного языка, потому что иностранный язык — трудный предмет, требующий много сил, времени и упорства. Чтобы качество образования было высоким, необходимо смотивировать учащихся на получение знаний, и способствовать развитию интереса к процессу обучения. [1, c.24]
Мотивация — система побуждающих импульсов, направляющих учебную деятельность, в случае положительной установки преподавателя, на более глубокое изучение иностранного языка, его совершенствование и стремление развивать потребности познания иноязычной речевой деятельности (А. А. Алхазишвили, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, Н. М. Симоновой и др.).
Формировать положительное отношение и мотивацию к изучению английского языка можно:
1) за счёт отбора материала, который будет соответствовать возрастным интересам обучающихся (познавательная мотивация);
2) используя интересные методики работы на уроке, когда ученик выполняет задание не по обязанности, а заинтересован в общении с учителем или сверстниками (коммуникативная мотивация);
3) благодаря чувству удовлетворения, которое испытывают учащиеся от того, что они способны справиться самостоятельно с заданием учителя (мотивация успеха). [2, c. 31]
Очень важно и положительно эмоциональное, комфортное общение, которое создаёт условие для творческой совместной деятельности, появления особой социальной установки на другого человека, вызывающей чувство уважения, благодарности. В состоянии комфортного общения две личности — учитель и ученик начинают образовывать некое общее эмоционально- психологическое пространство, в котором разворачивается творческий процесс приобщения ученика к культуре, разностороннего познания окружающей среды.
Формирование мотива самосовершенствования это одна из главных задач. Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что- то узнал, понял, чему-то научился, — значит, у него развиваются мотивы адекватные структуре учебной деятельности.
Давайте рассмотрим наиболее значимые приёмы повышения мотивации к изучению иностранного языка у старших школьников. представленных в современных УМК по английскому языку.
1) наличие проблемных заданий по основным видам речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо), способствующих развитию интереса учащихся к изучению английского языка;
2) наличие проблемных средств развития мотивации:
а) конструктивно-практические, такие, как ведение дневника, составление коллажей и т. п.
б) игровые — ролевые проекты (разыгрывание игры, драматизация или сочинение собственных пьес).
в) информационные и исследовательские проекты [3, c. 9]
Следующий метод повышения мотивации, который не находит на сегодняшний день широкого отражения в УМК.: переписка учеников с английскими, американскими и иными англоговорящими сверстниками.
Этот вариант очень хорошо работает на многих школьниках. Помимо интересной информации о культуре, истории, образе жизни, которую учащиеся получают из первых рук, у них появляется возможность практики английского с носителями языка и это мотивирует их на изучение каких-то конкретных тем.
Один из самых действенных методов — это использование музыки и песен.
Используя песни на уроках английского языка, учитель помогает ученику совершенствовать навыки произношения, усваивать и активизировать грамматические конструкции, способствует обогащению словарного запаса, развитию навыков и умений чтения и аудирования. Благодаря музыке на уроке создаётся благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность.
Следующим важным средством повышения мотивации является создание учебных ситуаций, близких к естественным . Участие обучающихся в таких ситуациях развивает их воображение, самостоятельную творческую деятельность, стимулирует мотивацию обучения. Целью обучения является не только говорение, но и понимание собеседника. Этот приём оживляет урок.
Очень важно в изучении предмета — инсценирование диалогов. Ученики сами составляют диалоги или инсценируют по образцу, составленного заранее учителем или в учебнике.
При работе с лексическим и грамматическим материалом используются и игровые приёмы,рифмовки, загадки, пословицы.Чтобы привлечь всех учеников к активной учебной деятельности на уроке можно организовать парную и групповую работу.
Таким образом, анализ современных УМК выявляет многообразие приёмов повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка.
В наши дни вопрос изучения английского языка приобретает новое значение — знать язык становится необходимо из-за активной международной интеграции, развития международных отношений. Но школьники, даже старшеклассники, не всегда понимают важность изучения английского языка и готовы серьезно относиться к его изучению. Учащиеся старших классов сильно загружены, заняты подготовкой к сдаче ЕГЭ и поступлению в вузы. Поэтому задачи учителя расширяются — помимо собственно обучения, появляются новые цели, связанные с созданием мотивации к изучению. Заинтересованные в изучении иностранного языка ученики, как правило, более активны в учебе, показывают качественную подготовку, в следствии этого, вопрос совершенствования мотивации старшеклассников к изучению английского языка является чрезвычайно актуальным.
Но какие бы современные методы и формы обучения ни применялись, какая бы разнообразнейшая наглядность ни использовалась на уроках, как бы мы не стремились создать атмосферу общения в учебном процессе — результаты всего этого будут незначительными, если ученик сам не захочет овладеть иностранным языком.
Таким образом, формирование познавательной мотивации к изучению английского языка очень важно. Педагогу необходимо «идти в ногу» со временем, и тогда ученикам будет интересно учиться, а главное — будет сформирован интерес и мотивация, который развиваются благодаря квалифицированным педагогам. Когда учащиеся на каждом уроке видят результаты своей работы, когда на каждом уроке преподаватель создает «ситуацию успеха», когда учащийся чувствует, что после каждого урока он меняется (становится лучше память, внимание, речь, быстрота реакции т. д.), тогда желание учить английский язык появляется и сохраняется тем больше, чем лучших результатов он достигает. Задача преподавателя — поддерживать эту внутреннюю мотивацию, строить уроки таким образом, чтобы на каждом уроке обучающиеся ощущали еще один шаг в своем развитии. [4, c.73]
Литература:
- Божович А. И. Отношение обучающихся к изучению как психологическая проблема. /Изв. АПНРСФСР.-М.
- Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам.- М.: Просвещение, 1991.
- Комарова, Э.П., Трегубова, Е. Н. Эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном обучении иностранному языку// ИЯШ № 6, 2000.
- Бабанский Ю. К., Поташник М. М. «Теория оптимизации обучения». М.2009.