В статье освещаются различные методы преподавания английского языка, а также описано использование инновационных методик обучения студентов коммуникации на английском языке. Новые методы, такие как групповые дискуссии, ролевые игры, мозговой штурм и др., помогают студентам повысить уверенность в процессе общения на английском языке.
Ключевые слова: английский язык, инновации, методы, обучение через опыт, перекрестное обучение.
В настоящее время английский язык является языком международного, глобального общения. Именно существование такого универсального средства коммуникации предотвращает социальную изоляцию и открывает новые возможности для развития личности. Английский по праву считается самым распространенным языком в мире и наиболее часто используется в качестве инструмента для культурного и образовательного обмена. Теперь во многих странах изучение английского языка становится обязательным не только на уровне местного, но и глобального образования.
Методология обучения иностранным языкам является крайне важной, но недостаточно раскрытой на сегодняшний день темой. В эпоху глобализации и технологического прогресса информационная цивилизация диктует новые стандарты, знания быстро устаревают. Подрастающее поколение живет в условиях постоянных перемен, а «образование должно идти в ногу со временем».Максимально эффективно организовать процесс обучения представителей поколения Z возможно только при помощи новаторских методов образования [1].
В целом, инновационное обучение языку предполагает творческий подход преподавателя к объяснению материала. Преподавание должно включать в себя два основных компонента: отправку и получение информации. Основная задача любого учителя — это привлечь внимание учеников и донести свои идеи таким образом, чтобы обучаемые надолго запомнили материал и использовали его для последующей работы. Чтобы это произошло, необходимо пересмотреть опыт работы в классе и внедрить инновационные методики, которые сделают процесс преподавания более результативным.
Существуют различные инструменты привлечения внимания студента [2]:
а) аудио- и видеоинструменты (audio and video tools);
б) мозговой штурм (метод коллективного решения задач) (brainstorm);
в) занятия вне классной комнаты (classes outside the classroom);
г) ролевые игры (role play);
д) головоломки и игры (puzzles and games).
Использование на занятии аудиовизуальных материалов, учебников с моделями и схемами, диафильмов, фильмов, инфографики и иных графических развивает воображение учащегося. Почему это так важно? Согласно педагогическому терминологическому словарю, воображение — это фантазия, психический процесс, который состоит в создании образов существующих и несуществующих предметов. Такой вид мыслительной деятельности опирается на память и логическое мышление и позволяет человеку управлять эмоциями, проводить мысленные эксперименты, рассматривая из множества вариантов развития событий оптимальный для себя, ставить цели и достигать их. Кроме того, методы визуализации в преподавании не только повысят интерес обучаемых к теме, но и помогут им лучше понять структуру и концепции языка.
Другой метод обучения — мозговой штурм. В контексте преподавания мозговой штурм — это используемые учителем стратегия или инструмент обучения, в котором участвуют все студенты, представляя различные мнения по конкретной заданной теме. Эта методика помогает побороть языковой барьер, являющийся самой распространенной проблемой при изучении английского языка, а также поощряет идеи и предложения, высказанные студентами. Также работа в команде способствует формированию стрессоустойчивости и уверенности в себе.
Сначала класс делится на небольшие группы. Учитель представляет конкретный вопрос или тему на английском языке и призывает студентов подумать над проблемой и высказать свои идеи. Под запретом находится критика чужих мнений. Идеи каждого из студентов должны быть выслушаны и приняты без каких-либо негативных суждений и иных комментариев. В течение отведенного времени учитель наблюдает за групповым выполнением задания и контролирует, чтобы обучаемые говорили между собой только на английском языке. Такой метод поощряет творческий подход студентов и повышает их мотивацию.
Следующий инструмент привлечения внимания студентов — это занятия вне классной комнаты. К примеру, во время посещения музея или парка тематическая лексика, связанная с местом занятия, усваивается обучаемыми гораздо эффективнее. Этот метод подразумевает активное сотрудничество студентов между собой и призван улучшить их коммуникативные способности, а также навыки монологической речи. Обучаемые посчитают такой подход свежим и захватывающим.
Занятия с применением ролевых игр — отличный способ заставить студентов выйти из своей зоны комфорта и развить навыки межличностного общения. На уроке учитель моделирует обыденную ситуацию (например, встреча старых школьных друзей, покупка билетов на самолет и т. д.) и выделяет несколько минут на подготовку диалога. Затем попарно студенты презентуют собственные сценарии, закрепляя новую лексику во время погружения в языковую среду.
Головоломки и игры. Когда головоломки и игры являются частью образования, обучение совмещается с развлечением («эдьютейнмент» (Edutainment). Головоломки, настольные игры, кроссворды на английском языке помогают студентам творчески мыслить и справляться с трудностями. Во время игры внимание учащегося сосредоточено не на используемом языке, а на передаваемом другим участникам сообщении. Не обращая внимание на правильность языковых форм, большинство студентов делают все возможное, чтобы победить. Основная цель этого метода состоит в том, чтобы заставить учащихся говорить, стимулировать их воображение, любопытство и интерес к языку.
В заключение следует отметить, что учителю английского языка в XXI веке стоит отказаться от традиционных концепций преподавания и принять новейшие, инновационные методики. Преподаватели английского языка должны не только разбираться в дисциплине, но и быть находчивыми и творческими, способными заинтересовать ученика и понятно объяснить материал. Внедрение интерактивного обучения и изменение роли образования неизбежно с развитием мультимедиа и появлением технологически подкованного поколения молодежи [3].
Литература:
- Атаева Г. И. Технологический подход к образовательному процессу —Academy. № 6 (33), 2018. С. 91–92.
- Harmer J. How to teach English: Textbook — E.: Gale ECCO, 2010–290 с.
3. Околелов О. П. Инновационная педагогика: учебное пособие — М.: ИНФРА-М, 2022. — 140 с.