ТРИЗ — загадки при изучении восточной повести «Каиб» И. А. Крылова
Автор: Балтабаева Азиза Маннабовна
Рубрика: Общие вопросы литературоведения. Теория литературы
Опубликовано в Филология и лингвистика №1 (5) январь 2017 г.
Дата публикации: 30.11.2016
Статья просмотрена: 243 раза
Библиографическое описание:
Балтабаева, А. М. ТРИЗ — загадки при изучении восточной повести «Каиб» И. А. Крылова / А. М. Балтабаева. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика. — 2017. — № 1 (5). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/6/archive/45/1676/ (дата обращения: 16.11.2024).
Теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ — область знаний о механизмах развития технических систем и методах решения изобретательских задач. ТРИЗ не является строгой научной теорией, а представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники. На этапе изобретательства основная задача — научить искать и находить своё решение. Изобретательство обучающихся выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности.
В результате своего развития ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач в технической области, и сегодня используется также в нетехнических областях (бизнес, искусство, литература, педагогика, политика и др.).
Альтшуллер решил подойти к вопросу несколько иначе, он сформулировал задачу следующим образом: «Как без сплошного перебора вариантов выходить сразу на сильные решения проблемы?» Решением этой задачи и стала ТРИЗ.
Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию обучающихся, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
«ТРИЗ-методика» должна быть построена на базе упомянутых выше теоретических частей и тоже состоять из 2-х взаимосвязанных разделов:
- Методы решения изобретательских задач, возникающих на пути эволюционного развития технических систем;
- Методы развития творческой личности
То есть, в «ТРИЗ-теории» отображается в обобщенном виде, «ЧТО» и «ПОЧЕМУ» развивается и «ЧТО» и «ПОЧЕМУ» надо развивать в личности, которая эти системы будет развивать.
В «ТРИЗ-методике» разрабатываются конкретные методы «КАК» решать эволюционных задач и «КАК» развивать творческие способности, необходимых для решения упомянутых выше задач. Естественно, что все теоретические и методологические части будут состоять из некоторого числа подразделов. [1]
На сегодняшний момент существует огромное количество вариантов «ТРИЗ методики». Но неизменным остается главное правило — изобретательство. Ярким образцом ТРИЗ-метода является алгоритм решения проблемы.
- Определите тип задачи
Изобретательская задача — это когда есть цель, которую Решателю требуется достигнуть, или есть проблема, которую нужно преодолеть, причем очевидные решения в данных условиях неприменимы. Перед Решателем возникает вопрос: «Как быть?».
Исследовательская задача — это когда происходит некоторое явление, и Решателю необходимо объяснить его, выявить причины или спрогнозировать результат. Перед Решателем стоит вопрос «Почему? Как происходит?».
Чтобы легче решить исследовательскую задачу, сформулируйте ее как изобретательскую. Задайте себе вопрос: «Как сделать, чтобы происходило именно это явление?»
- Сформулируйте к задаче Противоречие, Идеальный конечный результат (ИКР)
Противоречие и ИКР «обостряют» проблему, выявляют самую ее суть и подталкивают Вас к сильным решениям. Формулировать ИКР и Противоречие можно и в нескольких вариантах — это позволяет найти несколько решений.
Как формулировать противоречие?
«Данная часть системы должна обладать свойством «A», чтобы выполнять нужную функцию, — и свойством «не-A», чтобы удовлетворять существующим ограничениям и требованиям».
Или по-другому:
«Должно выполняться действие «А», чтобы задача была решена, — и должно выполняться (выполняется) действие «не-А», потому что такова реальность».
Способы разрешения противоречий
При решении задачи обязательно нужно выполнить два требования (условия), а не одно!
Противоречия могут разрешаться во времени, пространстве (в т. ч. структуре), в воздействиях.
Идеальный конечный результат — это ситуация, когда нужное действие получается без каких-либо затрат (потерь), усложнений и нежелательных эффектов. Иными словами, само собой без ничего происходит то, что нам нужно.
- Выявите ресурсы
Ресурсами является всё, что может быть полезно при решении задачи. Причем желательно использовать те ресурсы, которые уже присутствуют в проблемной ситуации, а также «дешевые» ресурсы, затраты на получение и использование которых низки.
Решателям-новичкам, работая над задачей, полезно выписывать ресурсы на лист. Глядя на них, легче искать решение.
Понятие ресурсов
В основе красивых и эффективных решений лежат Ресурсы, уже имеющиеся в нашей Системе (Система — «контекст», в котором возникает задача, ситуация, обстановка): то есть мы ничего не добавляем извне, а результат достигается. Так, решая простую задачу, зачастую достаточно лишь поискать нужный Ресурс.
Принято классифицировать ресурсы следующим образом:
– Материально-вещественные (вещества, предметы, товары, деньги, оборудование и т. д.).
– Информационные (каналы и носители информации).
– Ресурсы времени.
– Ресурсы пространства (площадь, объем и т. д.).
– Энергетические ресурсы и поля (тепловая, электрическая, электромагнитная, атомная энергия, звуковые сигналы и т. д.).
– Человеческие (сами люди, а также их стереотипы, мотивация, каналы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание).
– Другие ресурсы (события прошлого, имидж, культура и др.).
- Примените приемы и принципы решения задач
Вы составили противоречие и ИКР и выписали ресурсы, но решение пока не нашлось? Тогда примените приемы разрешения противоречий и принципы решения задач.
- Проанализируйте решения
Найденные решения желательно оценить с позиций идеальности. При этом можно задавать себе вопросы:
Насколько сложно и дорого осуществить решение?
Задействованы ли ресурсы системы?
Появились ли нежелательные эффекты при внедрении полученного решения? [3]
При анализе различных видов «ТРИЗ-методики» для более эффективного и развития творческого потенциала студентов был выбран метод ТРИЗ-загадок. Данную методику разработали такие исследователи как Т. А. Сидорчук и А. А. Нестеренко. Приведем несколько моделей ТРИЗ-загадок при изучении восточной повести И. А. Крылова «Каиб».
Простые модели сочинения загадок
Модель 1 (от Т. А. Сидорчук и А. А. Нестеренко) [2]
- Придумать, о чем будет загадка,
- Выделить у этого объекта основные свойства (не более 4),
- К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством.
Иными словами, записать схематично признаки, опираясь на таблицу.
Какой? |
Но не |
Кто бывает таким же? |
Богатый |
купец |
|
Задумчивый |
философ |
|
скучающий |
принцесса |
Ответ: Каиб (из восточной повести И. А. Крылова)
Модель 2(от Т. А. Сидорчук и А. А. Нестеренко) [2]
Аналогично можно составлять простые загадки, опираясь на действия, которые совершает объект. Лучше брать за основу объект, у которого можно выделить 2–3 свойства, связанных с движением, звуком, световыми эффектами, запахами.
Что делает? |
Но не |
Кто делает так же? |
Обманывает |
Вор |
|
Пугается |
заяц |
|
Исполняет желания |
джинн |
Ответ: Мышь-фея (из восточной повести И. А. Крылова)
Что делает? |
Но не |
Кто делает так же? |
Учит |
учитель |
|
заинтересовывает |
женщина |
|
сползает |
одеяло |
Ответ: Книга (из восточной повести И. А. Крылова)
Литература:
- Блаббер Ф., Фулер Д. Так что же такое триз?// http://www.metodolog.ru/01008/01008.html
- Зорина-Лавровская Е.ТРИЗ для развития речи: как сочинять загадки? http://igra-triz.ru/2015/10/28/triz-dlya-razvitiya-rechi-kak-sochinyat-zagadki/
- Инновационные образовательные технологии в преподавании предмета как средство достижения нового образовательного результата/ https://sites.google.com/site/innovobraz/3-tehnologia-masterskih-kak-sredstvo-dostizenia-prakticeskih-rezultatov-obucenia/3–3-principy-postroenia-tehnologii-masterskoj