Стилистические особенности и философская проблематика в стихотворении А. С. Пушкина «Подражание Корану» | Статья в журнале «Филология и лингвистика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Художественная литература

Опубликовано в Филология и лингвистика №1 (5) январь 2017 г.

Дата публикации: 23.11.2016

Статья просмотрена: 7412 раз

Библиографическое описание:

Меденцева, Н. П. Стилистические особенности и философская проблематика в стихотворении А. С. Пушкина «Подражание Корану» / Н. П. Меденцева. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика. — 2017. — № 1 (5). — С. 34-35. — URL: https://moluch.ru/th/6/archive/45/1662/ (дата обращения: 16.11.2024).



Александр Сергеевич Пушкин был высокоодухотворённым художником слова, который проявлял интерес ко всем явлениям жизни, в том числе и к религии. Его интересовала культура, духовность не только русского народа, то и многих других этносов.

Интерес к исламу как одной из мировых религий, основанной на принципах добра и гуманизма, отражается в тематике пушкинских произведений. Примером могут послужить «Бахчисарайский фонтан» и, конечно же, «подражание Корану».

«Подражание Корану» — это вольное переложение текста Корана в поэтической авторской форме.

Известно, что Александр Сергеевич читал Коран во французском и в русском переводах. И мудрость великой книги вдохновила его на создание «Подражания…»

В основу сюжета этого стихотворения легла притча о забвении и воскрешении Пророка. Конечно, в авторском исполнении образ Пророка расширяется до понятия Человека вообще в философском смысле.

Человек, заблудившийся в пустыне, стал роптать на бога. Бог дарует ему спасение в виде колодца с прохладной водой. Утолив жажду, человек, по воле Всевышнего засыпает на долгие годы. За это время «пальма истлела», колодец «иссяк и засохнул», от верной ослицы остались лишь белеющие кости. Человек понимает, что проспал всю жизнь и не в состоянии исправить ничего. Но Господь прощает человека, вновь дарует ему силы и молодость, воскрешает его близких. И человек, уже воодушевленной верой, продолжает жизненный путь.

Тема «Подражания Корану» — смысл человеческой жизни, предназначение человека. Автор затрагивает проблему взаимоотношений человека с близкими людьми, с природой, с его душой, с Богом в душе.

Идея заключается в том, что человек не должен проживать жизнь впустую. Лишь забота об окружающих, лишь умение делать бескорыстное добро делают жизнь осмысленной, оправдывают проступки человека.

«Подражание Корану» написано шестистишиями со смежной рифмовкой, что делает стихотворение весьма приближенным к звучанию восточной поэзии.

Пушкин выбирает трехсложный размер — четырехстопный амфибрахий (с ударением на втором слоге), что замедляет темп стихотворения, придавая звучанию произведения торжественность. В каждой строфе первое и последнее двустишие заканчивается усеченными стопами, а среднее — нет. Это тоже придает особый ритм стихотворению.

«Подражание Корану» изобилует высокой лексикой. В тексте много старославянизмов, что соответствует глубокой религиозно-философской направленности произведения.

Роптал (жаловался, укорял), алкал (жаждал, хотел), тягчимые (отяжелевшие), кладез (колодец), зеницы (глаза), зыблется. А также: жаждой, блуждая, владыки, небес, пробужденья, глас, восстал, истлела, главой, прохладой, радость, младость.

Использование старославянизмов придает тексту звучание, схожее со звучанием библейских текстов, что вызывает у европейского читателя определенные ассоциации, настраивающие на серьезное, осмысленное восприятие содержания стихотворения.

Любой философский и религиозный текст насыщен символами и метафорическими образами. И «Подражание Корану» не исключение.

В структуре произведения можно выделить философские образы человека и Бога и символические образы кладеза (колодца), пальмы, пустыни, ослицы.

Пустыня — символ жизни человека, не обременяющего себя заботой о ближнем, думающего только о себе, ослепленного тщеславием или эгоизмом. Кладез — символ того, что принято называть «дарами божьими»: то, ради чего стоит жить, в чем человек может черпать жизненные силы (вера, труд, любовь). Пальма — символ защиты человека от неприятностей (может быть, родители, товарищи, старшие). Ослица — символ верного спутника человека (друга, жены, сестры, матери), которые служат ему, помогают во всем, ничего не требуя взамен, и человек, привыкнув, перестает замечать и ценить своего безропотного помощника.

Авторские эпитеты придают стихотворению восточный колорит и придают невероятную выразительность метафорическим образам: усталый путник, тягчимые очи, безнадежной тоской, пустынной пальме, холодной струей, верной ослицы, мгновенный старик и др.

В тексте много наречий — эпитетов: водил вокруг, видит вдруг, жадно освежил, горевшие тяжко, засул давно и глубоко, сияло высоко, спал долее, вновь зыблется, вновь наполнен.

Примечательно изменение наречий-эпитетов от начала произведения к концу. Вначале они носят негативный оттенок (жадно, тяжко, давно, глубоко), а в конце звучат оптимистически (тогда, вновь). Такая перемена подчеркивает идейный замысел автора, показывая, что духовное воскрешение человека спасительно и для него самого, и для окружающего мира.

В произведении мы можем заметить перифраз: По воле владыки небес и земли(Бога).

В тексте можно указать антитезу, оксюморон, параллелизм.

Использование Пушкиным средств поэтического синтаксиса также придает стихотворению торжественность. Протяжность, благозвучие.

Многосоюзие (частое повторение союза И) делают текст мелодично-протяжным, похожим на молитву.

При помощи многосоюзия создается анафора (Союз И в начале многих строк).

В предпоследнем шестистишии также можно заметить анафору:

Вновь зыблется пальма тенистой главой;

Вновь кладез наполнен прохладой и мглой.

Лейтмотивом проходят образы пальмы, кладеза, ослицы, пустыни.

На уровне фоники можно обратить внимание на ассонанс (частое повторение звука О, именно акцентированное повторение). Такое звучание было характерно для старославянского языка, на котором писались религиозные притчи, сказания, молитвы. Поэтому и «Подражание Корану» воспринимается как глубоко философское предание. Повторение союза И тоже способствует такому пониманию текста.

В целом «подражание Корану» можно охарактеризовать как философски направленное произведение, затрагивающее тему смысла жизни человека. Автор показывает, как человек возрождается от бессмысленного существования к праведной жизни, от безверия к вере, от эгоизма к деятельной доброте. Для раскрытия темы Александр Сергеевич Пушкин мастерски применяет все возможные поэтические средства, от фонетических до стилистических, умело использует художественные тропы и продуманно строит ритмику стихотворения.

Основные термины (генерируются автоматически): Коран, подражание, Пушкин, Бог, верная ослица, стихотворение, текст.

Похожие статьи

Фонетические, лексические, синтаксические средства выразительности и тропы в стихотворении А. С. Пушкина «Анчар»

Роль художественной детали в формировании подтекста в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

Нарратологический аспект в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (1835)

Риторические вопросы, обращения и восклицания как средства художественной выразительности в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Особенности стилистической организации романа «Вадим» М. Ю. Лермонтова

Поэтика эпиграфа в романе С. П. Бородина «Последняя Бухара»

Индивидуально-авторская картина мира в рассказе А.П.Чехова «Учитель словесности»

Семантика эмоциональности в художественном пространстве рассказа А.П. Гайдара «Голубая чашка»

Стилистические фигуры, тропы и их стилистические функции в стихотворении А. С. Пушкина «Телега жизни»

Прием психологизма «диалектика души» в повести «Голубые города» А. Н. Толстого

Похожие статьи

Фонетические, лексические, синтаксические средства выразительности и тропы в стихотворении А. С. Пушкина «Анчар»

Роль художественной детали в формировании подтекста в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

Нарратологический аспект в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (1835)

Риторические вопросы, обращения и восклицания как средства художественной выразительности в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Особенности стилистической организации романа «Вадим» М. Ю. Лермонтова

Поэтика эпиграфа в романе С. П. Бородина «Последняя Бухара»

Индивидуально-авторская картина мира в рассказе А.П.Чехова «Учитель словесности»

Семантика эмоциональности в художественном пространстве рассказа А.П. Гайдара «Голубая чашка»

Стилистические фигуры, тропы и их стилистические функции в стихотворении А. С. Пушкина «Телега жизни»

Прием психологизма «диалектика души» в повести «Голубые города» А. Н. Толстого

Задать вопрос