Сюжет и композиция романа «Братья Карамазовы»: система двойничества, полифоничность диалогов героев
Автор: Гусев Виктор Геннадьевич
Рубрика: История литературы
Опубликовано в Филология и лингвистика №3 (9) декабрь 2018 г.
Дата публикации: 15.10.2018
Статья просмотрена: 3746 раз
Библиографическое описание:
Гусев, В. Г. Сюжет и композиция романа «Братья Карамазовы»: система двойничества, полифоничность диалогов героев / В. Г. Гусев. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика. — 2018. — № 3 (9). — С. 4-9. — URL: https://moluch.ru/th/6/archive/107/3631/ (дата обращения: 16.11.2024).
За почти два столетия роман Федора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы» изучен достаточно основательно. Библиографический список работ, посвященных роману, насчитывает 433 научных работы, так или иначе связанных с произведением Достоевского [33].
Критика неоднозначно отнеслась к произведению, увидев в нем «проявление жестокого таланта» [34]. М. А Антонович в своей статье «Мистико-аскетический роман» увидел в религиозном трактате Достоевского отход от гуманизма, духовной свободы гражданина: по взгляду Антоновича, и Инквизитор, и Зосима достаточно много говорят о порабощении воли.
В начале XX века В. Розанов посвятил роману работу «Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского. Опыт критического комментария» (1891). В данной работе автор уделяет внимание больше мистическому и символическому аспектам, что приводит к разобщению идеи Достоевского с идеей Розанова. Также философы и критики 20 века — Д. Мережковский, Вяч. Иванов, С. Гессен, Н. Бердяев — трактовали роман как способ «бытия человека в Боге» и «Бога в человеке».
В 1920–1940-х гг. ряд литературоведов исследуют роман, его историю и поэтику (Долинин А., Гроссман Л., Мочульский К., Бахтин М.).
На начальном (добахтинском) этапе изучения творчества Достоевского исследователей интересовал не столько эстетический, сколько этический и философский аспекты его произведений.
В работе Н. Бердяева «Мировоззрение Достоевского» автор уделяет особое внимание свободе человека: «Тема о человеке и его судьбе для Достоевского есть прежде всего — тема о свободе. Судьба человека, его страдальческие странствия определяются его свободой.<…> Существует две свободы: первая — изначальная свобода и последняя — конечная свобода. Между этими двумя свободами лежит путь человека, полный мук и страданий, путь раздвоения» [7]. По мнению философа, первая свобода выбирается для «добра», она «связана с возможностью греха», вторая, конечная свобода, «в Боге, в добре». Из этого можно сделать вывод, что свобода первая, изначальная, есть для Алеши выбор между грехом и верой, истиной и ложью. Это же выбирает Илюша: грех, совершенный Илюшей, искупается верой в отца, его поступками, служением для будущей гармонии. Путь Илюши проходит через тьму, бездну, нищету, через «раздвоение».
Тем самым, Бердяев указывает на сознательный выбор Достоевским особого пути Алеши и Илюши, который, в конечном итоге, приведет обоих к Богу.
В работе С. Франка «Достоевский и кризис гуманизма» автор рассматривает мотивы гуманизма, отличительные особенности героев и феномен их реалий в романе. По мнению Франка, «<…>Достоевскому в сущности впервые удался настоящий подлинный гуманизм — просто потому, что это есть христианский гуманизм, который во всяком, даже падшем и низменном человеке видит человека как образ Божий» [35].
Поворотной работой в исследовании творчества Достоевского стало исследование М. М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского».
М. М. Бахтин в своей работе рассматривает «новый тип художественного мышления — полифонический», который нашел свое выражение в романах Достоевского. Бахтин считает, что «Достоевский создал как бы новую художественную модель мира, в которой многие из основных моментов старой художественной формы подверглись коренному преобразованию» [36].
В своей работе Бахтин исследует пародирование как карнавальное мироощущение, «мир наизнанку» [147]. По мнению Бахтина, «пародирующие двойники стали довольно частым явлением и карнавализованной литературы. Особенно ярко это выражено у Достоевского, — почти каждый из ведущих героев его романов имеет по нескольку двойников, по-разному его пародирующих: для Раскольникова — Свидригайлов, Лужин, Лебезятников, для Ставрогина — Петр Верховенский, Шатов, Кириллов, для Ивана Карамазова — Смердяков, черт, Ракитин. В каждом из них (то есть из двойников) герой умирает (то есть отрицается), чтобы обновиться (то есть очиститься и подняться над самим собою)» [147].
Также Бахтин рассматривает проблему слова в произведениях Достоевского. В частности, «в «Братьях Карамазовых» появляется новый момент в построении монологической речи героя», «двойные мысли: одна мысль — явная, определяющая содержание речи, другая — скрытая, но тем не менее определяющая построение речи, бросающая на него свою тень» [288]. В дальнейшем Бахтин делает вывод, что монологический голос Ивана Карамазова, «диалог с самим собой», находит отражение в теории Смердякова, «который угадывает, точнее, отчетливо слышит вторую реплику этого диалога, но он понимает заключенную в ней лазейку по-своему» [302].
Таким образом, Михаил Михайлович Бахтин в своей работе положил начало новой теории поэтики романов Достоевского, обосновал полифонический тип художественного мышления, конструктивно и понятно доказал систему диалогов героев романов Достоевского и совершенно по-новому проанализировал систему двойников в произведениях Федора Михайловича.
Интересной и новаторской работой можно считать исследование профессора Колумбийского университета (США) Роберта Бэлнепа «Структура «Братьев Карамазовых» (1967). Данная работа выполнена в рамках структуралистского подхода, все элементы которого образуют особую структуру — системную.
Бэлнеп выделяет в романе «Братья Карамазовы» исходную повествовательную единицу — анекдот, определяя его как «простейшую единицу в романе». Также Бэлнеп уделяет большое внимание системе двойников в романе, указывая на «скрытых»: Алеша-мать Алеши, Федор Павлович-Максимов, Алеша-Илюша. По мнению Бэлнепа, Достоевский выводит читателя на «скрытых» двойников через ассоциации: «Знаешь ли ты, — стал он часто говорить Алеше, приглядываясь к нему, — что ты на нее похож, на кликушу-то?» Так называл он свою покойную жену, мать Алеши». Позднее читатель сможет сам увидеть эту аналогию. Федор Павлович рассказывает, как он плюнул на икону, чтобы оскорбить религиозное чувство своей жены, а она только вскочила, всплеснула руками, потом вдруг закрыла руками лицо, вся затряслась и пала на пол…С Алешей вдруг произошло нечто очень странное, а именно с ним вдруг повторилось точь-в-точь то же самое, что сейчас только он рассказал про «кликушу» [37].
По мнению Бэлнепа, в романе многие персонажи формируют причинно-следственную модель. Остановимся на этом подробнее: «Отростки разветвленной структуры выходят из неведомого прошлого и уходят в неизвестность будущего, тогда как цепочка должна иметь начало и конец, чтобы читатель не остался с вопросами «откуда?» или «что дальше?». Рассмотрим всего одно событие: «<…> Он <…> кинулся сам на Алешу, и не успел тот шевельнуться, как злой (курсив наш. — В. Г.) мальчишка, нагнув голову и схватив обеими руками его левую руку, больно укусил ему средний палец». (14, 163). Это событие интересно тем, что ни читатель, ни Алеша в это время не знают его причин; только позже причины и следствия выстраиваются в две цепочки подробно восстановленных событий» [87–88].
Итак, мы видим, что событие имело причину, но автор не дает нам готовых причин. «Злой» Илюша оказывается «ангелом», а Алеша — его «духовником». Не знаем мы и путь «зла» Илюши до тех пор, пока не расскажет об этом сам Митя, штабс-капитан Снегирев и Катерина Ивановна — каждый по-своему будет интерпретировать. Следуя логике Бэлнепа, мы узнаем, что заранее Достоевский не указывает на причины, а ведет читателя от конца к началу, тем самым структурально образовывая сюжетные линии романа.
Особое место в литературоведении занимает работа В. Е. Ветловской «Поэтика романа «Братья Карамазовы» [28]. Исследователь в своей монографии уделяет особое внимание на авторитетность вымышленного рассказчика, считает, что «прием введения вымышленного рассказчика не является изобретением Достоевского и использовался разными авторами и в различных жанрах, <…>введение вымышленного рассказчика служит прежде всего впечатлению достоверности рассказа» [13].
Ветловская, как и Бахтин, уделяет внимание полифонической структуре художественного мышления, но останавливается конкретнее на характерах говорящих, считая, что «характер обнаруживается в словах, внутренних движениях, поступках героя, а также в свидетельствах о нем других. Из всех качеств, которыми в художественном произведении наделен герой, следует выделить нравственные качества: обычную правдивость или, напротив, неискренность героя; доброту и бескорыстность или, напротив, злость и бесчестность» [70]. Из этого следует, что двойниками в романе становятся не только по поступкам, но и по нравственным качествам: мы видим, что правдивы и вежливы Алеша и Зосима, доброта присуща Дмитрию, Алеше, Зосиме; лгут, как правило, Федор Павлович и Смердяков, Иван и Коля Красоткин. Также можно увидеть, что Илюша является двойником Алеши по нравственным качествам, которые у него проявились после знакомства с Алешей.
Таким образом, двойниками, по мнению Ветловской, являются также Иван и Коля Красоткин по «характерам, некоторым поступкам и мнениям» [87].
Двойничество Алеши и Илюши в работе Ветловской доказывается любовью и преданностью своим близким: «Илюша Снегирев любит свою слабоумную мать и жалкого, беспутного отца. <…>Но Федора Павловича, несмотря на все его безобразие, любит Алеша» [112].
Итак, в работе Ветловской «Поэтика романа «Братья Карамазовы» максимально подробно и точно исследуется система двойничества в романе, анализируется мотивная структура романа, его сюжет и композиция.
Особое христианское сознание, религиозный идеал героев романа «Братья Карамазовы» рассматривается в статье А. Галкина «Пространство и время в произведениях Достоевского» [38]. По мнению автора, «религиозный идеал — образ — Христа — обусловливает концепцию пространства и времени в произведениях Достоевского. Идеал Христа представляется верующему как образец, а жизнь есть отступление от идеала и возвращение к нему (курсив автора)». Таким образом, Алешино «хожение» к семье есть не что иное, как «сюжет христианского сознания: падение — возрождение- и воскресение <…> зримо действуют в произведениях писателя: герои то приближаются, то отступают, отпадают от идеала. Чем ярче на героя Достоевского падает отраженный свет идеала, тем лучезарнее этот герой, тем он нравственнее» [38, c.6].
Еще в одной работе, посвященной роману «Братья Карамазовы», исследуется проблема всеобщей гармонии и построения «вечного царства» по типу «инквизиторского». По мнению О. Сухих, «одним из неизбежных последствий реализации идеи Великого инквизитора является определенный социальный проект: «миллионы существ», которые слабы, заурядны, не способные на великое, — и «сотня тысяч управляющих ими», сильных и способных взять на себя «проклятие познания добра и зла» [39]. То есть, идея Ивана о создании государства по типу «Великого инквизитора» амбивалентна идее о создании всеобщей гармонии Алеши Карамазова.
В статье В. Сердюченко «Футурология Достоевского и Чернышевского» [40] затрагивается тема «юродивости» и «чудачества» героев Достоевского. По мнению автора, «князь Мышкин у Достоевского «идиот», Соня Мармеладова и Лизавета — «юродивые», Макар Долгорукий, Алеша Карамазов, Зосима, Маркел — «блаженные, но именно в них реализован нравственный идеал писателя». «Идиоты» и «идеалы» у Достоевского отнюдь не противопоставлены друг другу. «Идиотская» правда Мышкина представляется таковой лишь его прагматическому окружению. «Чудаки», «блаженные», «юродивые», «отверженные», «нищие духом» на страницах Достоевского не исключение, но определенный и беспрерывно воспроизводимый архетип человеческого сознания/поведения как поведение внутренне чуждого и по своей этической сущности бесконечно превосходящего общепринятый кодекс нравственных норм.
Таким образом, архетип «божьего человека» в романе представлен двумя героями — Алешей и Илюшей, — которые, в свою очередь, получили его в «наследство» от Зосимы и Маркела.
Особо нужно остановиться на работах литературоведов, в которых уделяется внимание антропонимии, функциональным особенностям поведения героев в романе, системе фамилий и имён.
В работе Т. А. Бондаренко «Антропонимия романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: система, структура, функции» [41] автор анализирует системные отношения, в которые вступают антропонимические единицы исследуемого романа. По мнению исследователя, «основной функцией антропонимов в романе является номинативная, или номинативно-дифференцирующая — её выполняют антропонимы исследуемого романа. Имена персонажей романа «Братья Карамазовы» выполняют номинативную функцию, называя героя, отражая окружающий его мир и сообщая о признаках, свойствах персонажа-носителя имени, социальной принадлежности персонажей» [41, С.19].
По мнению Бондаренко, Достоевский «репрезентирует редкие в миру канонические крестильные именования при воплощении образов героев монастыря» [41, С. 11] (на этом мы подробнее остановимся во второй главе нашей работы.- В. Г.).
Таким образом, автор особое внимание уделяет функции имен, фамилий и их роли в композиционной целостности романа: антропонимы влияют на сюжет произведения, их функция сведена автором не только к фоновой роли, но и они влияют на смысл, понимание поступков героев, их происхождения, на мысли и полифоничность в диалогах.
В статье Е. И. Кийко «Из истории создания «Братьев Карамазовых» [42] автор дает подробный анализ происхождению образов Ивана Карамазова и Смердякова. По мнению Кийко, «образ Смердякова был создан Достоевским под влиянием литературных и житейских ассоциаций. Введение же этого персонажа в структуру «Братьев Карамазовых» имело внутренние причины, обусловленные логикой развития первоначального замысла. Задумывая Ивана Карамазова, Достоевский продолжал сложившуюся уже в его творчестве традицию изображения героя-атеиста. Образ Ивана генетически связан с Раскольниковым и отчасти со Ставрогиным, что нашло отражение в деталях сюжета романа» [42, С. 129].
Действительно, если проследить развитие многих персонажей романов Достоевского, то можно с убедительностью сказать, что в романе Достоевского «Братья Карамазовы» герои предыдущих произведений закончили своё развитие и «выросли»: Раскольников-Ставрогин-Иван, Мышкин-Алеша, Настасья Филипповна-Грушенька.
Очень много Достоевский уделяет внимания юродивости, «блаженности» героев. Его юродивые — это не только добрые и святые люди. Юродивые могут быть и подлыми, и скрытыми персонажами: Лиза Хохлакова, Смердяков, Федор Павлович Карамазов.
Образ Федора Павловича изучил Р. Джексон в своей работе «Вынесение приговора Федору Павловичу Карамазову». [43] Автор считает, что «тема Федора Павловича Карамазова — это тема «профанации», тема нравственного и эстетического безобразия, отсутствия «внутренней сдерживающей нормы». Эта тема находит отражение уже в самой внешности Федора Павловича, которую особо отмечает Дмитрий: «…мне не нравилась его наружность, что-то бесчестное, похвальба и попирание всякой святыни, насмешка и безверие, гадко, гадко» [14, 417]; реакция Дмитрия прямолинейна: «Зачем живет такой человек! <…> нет, скажите мне, можно ли еще позволить ему бесчестить собою землю» [14,69].
Тему исповеди изучила в своей работе «Исповедь как наказание в романе «Братья Карамазовы» [44] О. С. Соина. Автор считает, что «сложность психологической ситуации, в которой находятся оба участника исповедального диалога, приоткрывает всю глубину морально-этической проблематики, волновавшей Достоевского в связи со всегда актуальной для него темой вины и наказания человека. Исповедь грешника перед человеком, по своей нравственной природе близким и даже родным исповедующемуся, вызвана не только его потребностью снять с себя бремя греха или преступления, искупив признанием хотя бы малую часть своей вины, но и страстным желанием обрести с принимающим исповедь некий особый союз, существующий вне обычных человеческих взаимосвязей» [44, С.129].
Действительно, при исповеди «горячего сердца» звучит «горячая» просьба Дмитрия к Алеше: «Слушай: если два существа вдруг отрываются от всего земного и летят в необычайное, или по крайней мере один из них, и перед тем, улетая или погибая, приходит к другому и говорит: сделай мне то и то, такое, о чем никогда никого не просят, о чем можно просить лишь на смертном одре, — то неужели же не исполнит…если друг, если брат?» (14,97).
В статье В. В. Савельевой «Поэтические мотивы в романе «Братья Карамазовы» [45] автор уделяет внимание звездной теме «<…> не как темной и враждебной стихии, а как пути приобщения человека к тайне мироздания» [45, С.125]. «Небесный купол, полный тихих сияющих звезд» широко и необозримо опрокинулся перед Алешей, оставившим келью, где стоит гроб Зосимы. В эту «свежую и тихую» ночь Алеша переживает ощущение единения с «мирами иными» через эти звезды, «которые сияли ему из бездны». Он чувствует, как «тишина земная как бы сливалась с небесною, тайна земная соприкасалась со звездною» (14, 328).
Внутренне состояние героев передается Достоевским через ряд образов, через исповедальные речи, через поступки и идеи. И часто данное состояние сходно с картинами, которые представляет герой либо наяву, либо во сне. «Свежая и тихая до неподвижности ночь облегла землю <…> Осенние роскошные цветы в клумбах около дома заснули до утра. Тишина земная как бы сливалась с небесною, тайна земная соприкасалась со звездною…» (14, 328).
Мотивы сна, дороги в романе Достоевского служат символами, «маяками» будущих событий в жизни героев. Так Савельева считает, что «именно поэтическая образность может служить ключом к символическому смыслу сна Грушеньки в Мокром» [45, С.129]. Она «вдруг как бы заснула на одну минуту». «Я спала и сон видела: будто я еду, по снегу…колокольчик звенит, а я дремлю. С милым человеком, с тобой еду будто. И далеко-далеко…Обнимала-целовала тебя, прижимаюсь к тебе, холодно будто мне, а снег-то блестит…Знаешь, коли ночью снег блестит, а месяц глядит, и точно я где-то не на земле» (14, 398–399).
Действительно, можно с убедительностью сказать, что сон Грушеньки является пророческим, потому что «это греза примиренной и просветленной души героини, которой даровано желаемое: близость любимого человека и холодная ослепительная чистота от соприкосновения с миром горним» [45, С.129-130].
Савельева также считает, что «дорога — центральный образ и в картине сна Дмитрия Карамазова» [45, С.131]. «Финал сна символизирует прозрение Дмитрия Карамазова: ему открывается «путь» «к какому-то свету», и «хочется ему жить и жить, идти и идти в какой-то путь, к новому зовущему свету» (14, 457).
Мотив дороги в сне Дмитрия Карамазова связан с мотивом света. Соединение этих мотивов традиционно и восходит к такому типу символики, которую Гегель определил как «бессознательная символика» [45, С.131-132].
Таким образом, все работы, проанализированные нами, в достаточном объеме представляют собой систему, в которой авторы уделяют внимание трем аспектам в романе «Братья Карамазовы»: системе двойников, полюсной композиции, полифоничности диалогов героев и различным мотивам: сна, дороги, света; исповедальности как основе композиционного деления системы персонажей в романе.
Литература:
- Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. — Л: Наука, 1974
- Бабович М. Поэма «Великий инквизитор» // Рус.лит. 1984. № 2. С. 74–93.
- Белов С. Еще одна версия о продолжении «Братьев Карамазовых» //Вопр. лит. 1971. № 10. С. 254–255.
- Бэлнеп Р. Л. Структура «Братьев Карамазовых». СПб., 1997
- Белов С. В. Ф. М. Достоевский и оптинский старец Амвросий // Достоевский и современность. Великий Новгород, 2004. С. 269–278
- Беляев В. В. Антиномия живого и мертвого в «Братьях Карамазовых» Достоевского и образ Павла Смердякова // Достоевский и современность. Новгород, 1994. С.42–49
- Бердяев Н. О русских классиках// Мировоззрение Достоевского. М.: Высшая школа, 1993. С.136–137
- Берковский Н. О «Братьях Карамазовых» // Вопр. лит. 1981. № 3. С. 197–213. То же // Берковский Н. Я. О русской литературе. Л., 1985.
- Билинкис Я. С. Братья Карамазовы на экране и Достоевский сегодня // Билинкис Я. С. Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов. Л., 1974
- Богданов В. Л. О сюжетно-композиционной структуре «Братьев Карамазовых» // Писатель и жизнь: Сборник историко-литературных, теоретических и критических статей. М., 1981
- Боград Г. Л. Предание семьи А. С. Пушкина в романе «Братья Карамазовы» // Достоевский и современность. Новгород, 1988. С.29–30
- Бодров Е. Н. Об отношении Ф. М. Достоевского к чудесам // Достоевский и современность. Новгород, 1994. С.50–55
- Борисова В. В. Фольклорно-мифологическая основа категории земли у Ф. М. Достоевского // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1979. Вып. 6
- Бочаров С. Г. Праздник жизни и путь жизни // Русские пиры. СПб., 1998
- Бочаров С. Г. «Ты человечество презрел…» // Новый мир. 2002. № 8
- Бузина Т. Н. Мотивы Духовных стихов в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Достоевский и мировая культура. СПб., 1996. № 6. С.62–81
- Буланое А. М. Статья Ивана Карамазова о церковно-общественном суде в идейно-художественной структуре последнего романа Достоевского // Достоевский: Материалы и исследования. СПб, 1996. Т.12. С. 125–136
- Бушуева С. А. Достоевский на зарубежной сцене: (Обзор) // Достоевский и театр. Л., 1983. С.463–492
- Ветловская В. Е. Развязка в «Братьях Карамазовых» // Поэтика и стилистика русской литературы: Сб. памяти В. В. Виноградова. Л., 1971.С.84–88
- Ветловская В. Е. Символика чисел в «Братьях Карамазовых» // Древнерусская литература и её традиции в русской литературе XVIII-XIX вв. Л., 1971. С.143–161
- Ветловская В. Е. Литературные и фольклорные источники «Братьев Карамазовых» // Достоевский и русские писатели. М., 1971. С.325–354
- Ветловская В. Е. «Братья Карамазовы»: Дополнения к комментарию // Достоевский: Материалы и исследования. Л., 1980.Т. 4., С.190–191
- Викторович В. А. Достоевский и Вл. Соловьев // Достоевский и мировая культура. СПб., 1993. № 1, ч.2. СПб, 1993. С.5–31
- Викулова Л. С. Глаголы говорения в функции введения прямой речи как средство художественно-образной конкретизации // Функциональные разновидности речи в коммуникативном аспекте. Пермь, 1988. С. 128–135
- Власкин А. Л. Анализ ситуативного поведения героев в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Филол.науки. 1988. № 3. С. 20–26
- Власкин А. Л. Творчество Достоевского и народная религиозная культура. Магнитогорск, 1994
- Власкин А. Л. «Знающие» и «понимающие» герои в романе «Братья Карамазовы» // Достоевский и современность. Старая Русса, 1996. С.
- Ветловская В. Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». Л., 1977.
- Галкин А. Б. Пространство и время в произведениях Достоевского// Вопросы литературы. — М., 1996, № 1
- Джексон РЛ. Проблема веры и добродетели в «Братьях Карамазовых» // Достоевский: Материалы и исследования. СПб., 1991. Т. 9.
- Долинин А. С. Зарождение главной идеи Великого Инквизитора // Достоевский и другие: Статьи и исследования о русской классической литературе. Л., 1989. С. 97–101.
- Захаров В. Н. Концепция фантастического в эстетике Ф. М. Достоевского // Художественный образ и историческое сознание: Межвуз. сб. / Отв. ред. И. П. Лупанова. Петрозаводск, 1974. С. 98–125.
- Касаткина Т. Библиография работ, посвященных роману «Братья Карамазовы», за последние четыре десятилетия. // http://dostoevskiy-lit.ru/dostoevskiy/kritika/sbornik-bratya-karamazovy/bibliografiya-rabot.htm, 2007
- Михайловский Н. Жестокий талант// Отечественные записки. № 9,10 С. 1–5
- Франк С. Л. Достоевский и кризис гуманизма (к 50-летию смерти Достоевского)// О Достоевском. — М., 1990. — 391–397
- Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. С. 3.
- Бэлнеп Р. Л. Структура «Братьев Карамазовых». СПб., 1997.
- Галкин А. Пространство и время в произведениях Достоевского// Вопросы литературы. М., 1996. № 1. С.5.
- Сухих О. С. Идея Великого инквизитора и личность в «Легенде о Великом инквизиторе» Ф. М. Достоевского// Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2012. — № 3 (1). — С. 371–375
- Сердюченко В. Футурология Достоевского и Чернышевского// Вопросы литературы. — М.: [б.и.], 2001. — Вып. 3, С.23–27
- Бондаренко Т. А. Антропонимия романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: система, структура, функции: Автореф. дис.... канд. филол. наук. Тюмень, 2006.
- Кийко Е. И. Из истории создания «Братьев Карамазовых» (Иван и Смердяков) // Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1976. Т.2. С.125–129
- Джексон Р. Л. Вынесение приговора Федору Павловичу Карамазову // Достоевский: Материалы и исследования. Л., 1978. Т.3. С.173–183
- Соина О. С. Исповедь как наказание в романе «Братья Карамазовы // Достоевский: Материалы и исследования. Л., 1985. Т.6. С.129–136
- Савельева В. В. Поэтические мотивы в романе «Братья Карамазовы // Достоевский: Материалы и исследования. Л., 1987. Т.7. С.125–134.