Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» (1880) многие исследователи называют совершенным произведением, в котором подводится итог всему, что было сказано писателем на протяжении всей жизни. Лейтмотивами романа являются глубочайшие философские вопросы о сущности и назначении человека. Женские образы в романе «Братья Карамазовы» рассматриваются в контексте религиозно-нравственных воззрений Ф. М. Достоевского, а внутренний духовный конфликт героинь романа представляет собой объект психологического анализа [1, с. 36].
В романе «Братья Карамазовы» мы встречаем три основных женских образа — Грушенька, Катерина Ивановна и Лиза Хохлакова, которых развиваются в сюжетно-композиционной системе произведения.
Аграфена Александровна Светлова — главный женский персонаж романа «Братья Карамазовы», предмет желания Фёдора Павловича Карамазова и его старшего сына Дмитрия.
Происхождение и ранние годы жизни Грушеньки автор не изображает. Известно только, да и то по слухам, что в семнадцать лет её обманул и впоследствии бросил некий поляк пан Муссялович — проходимец и карточный шулер. От позора и нищеты Грушеньку спас богатый купец Самсонов, который привёз её в Скотопригоньевск. За четыре года новой жизни из чувствительной и жалкой сироты выросла смелая и решительная, гордая, понимающая толк в деньгах, осторожная женщина.
Образ Грушеньки в романе можно соотнести с образом Дмитрия Карамазова, который является старшим из сыновей Федора Павловича. Это крайне раздражительный, ревнивый и эмоциональный человек, в его характере воплотился национальный «безудерж». Впервые Грушеньку в романе мы видим через восприятие Алеши Карамазова: «Это была довольно высокого роста женщина, полная, с мягкими, как бы неслышными движениями тела. Она была бела лицом, с высоким бледно-розовым оттенком румянца…» [3, с. 85]. Аграфена воспринимается многими героями романа как продажная женщина, развратница. По мнению Ивана Карамазова, героиня использует сладострастие Дмитрия и Федора Павловича для их стравливания между собой. Федор Павлович Карамазов, влюбленный в Грушеньку до беспамятства, соотносит ее с евангельской грешницей: «Эта «тварь», эта «скверного поведения женщина», может быть, святее вас самих, господа спасающиеся иеромонахи! Она, может быть, в юности пала, заеденная средой, но она «возлюбила много», а возлюбившую много и Христос простил…» [3, с. 254]. Таким образом, несмотря на то, что Дмитрий и Грушенька совершили много ошибок, в конце романа они встают на путь просветления и истины. Перерождение Дмитрия происходит после сна, в котором он видит плачущего ребенка. Перерождение же Грушеньки происходит в момент встречи с отставным польским офицером, после которой она приходит к осознанию того, что по-настоящему любит только Дмитрия. Далее Аграфена изменяется внутренне: становится доброй и любящей женщиной, готовой жертвовать всем ради своей любви.
Ф. М. Достоевский не сразу сообщает читателю фамилию Грушеньки, мы узнаем ее лишь на суде, в конце романа. Этим автор подчеркивает, что «грешная» душа Грушеньки пришла к покаянию и нравственному обновлению.
Верховцева Катерина Ивановна — младшая дочь Ивана Верховцева, сестра Агафьи Ивановны Верховцевой по отцу. Это властная, самолюбивая и надменная девушка. Катерина Ивановна — гордая натура, живущая своей мечтой, своей идеей, любящая свою «добродетель», свой подвиг, когда-то совершенный ею ради спасения чести отца. Но в то же время Катерина Ивановна обладает неподдельной простодушной добротой и искренностью. У нее есть могучая вера в себя, в свое светлое будущее. Все это в ней замечает Алеша Карамазов.
Для Катерины Ивановны личное самоудовлетворение дороже всего. Это особенно ярко выразилось при первом ее свидании с Грушенькой, где она под впечатлением неожиданной обиды дала полную волю своему чувству [6, с. 83]. С Катериной Ивановной случился припадок: она даже кинулась на соперницу с кулаками, потом рыдала до спазма в горле, а затем заявила, что, если и Иван её бросит, как когда-то Дмитрий, она убьёт себя. Когда она приходит к Дмитрию в тюрьму, то вдруг признаётся, что по-прежнему безумно любит его.
Катерина Ивановна готова все простить Дмитрию из одного лишь сознания того, что она осуществляет свою идею, что она стоит выше его и всех. Эта героиня любит Дмитрия с надрывом, к Ивану же питает более понятное романтическое чувство, которое выразилось на суде неожиданным выступлением против Дмитрия и в защиту Ивана [2, с. 28]. Мы можем судить о том, что на самом деле Катерина Ивановна ни того, ни другого, в сущности, не любила настоящей искренней любовью, а выступление на суде было вызвано, скорее всего, чувством мести за свой позор и за измену Дмитрия. Как видно, эта героиня — тоже страстная натура, готовая к самопожертвованию.
Лиза Хохлакова — четырнадцатилетняя девочка с прелестным лицом, она страдает параличом. Впервые эта героиня появляется в главе «Маловерная дама». С раннего детства Лиза знакома с Алёшей Карамазовым, считается его невестой, даже пишет ему письмо с признанием в любви, но по мере развития сюжета она влюбляется в Ивана Карамазова.
Примечательно, что в романе Лиза появляется только в эпизодах, которые связаны с Алёшей Карамазовым; это делает его образ яснее. Героиня наделена непосредственностью и детской наивностью, но несмотря на это она умеет быть жёсткой и целеустремлённой, когда это необходимо. Чувство Лизы к Алёше, по замыслу Ф. М. Достоевского, должно было варьироваться в диапазоне между дружбой и любовью, сохраняясь (со стороны героини) в границах дружбы, что мы и можем наблюдать по ходу развития романа. К Алеше Лиза относится неоднозначно — то уважает его, то смеется над ним, вместе с тем, несомненно, испытывает к нему нежные чувства и его чувствами также дорожит. Лиза мечтает о замужестве с ним и о будущем счастье.Однако одновременно героиню привлекают внутренние противоречия Ивана Карамазова. В этом и заключается сложность понимания Лизой любви и ее влияния на человека. В беседе Алёши и Лизы (в главе «Бесёнок») девушка преображается, приходит, наконец, к некоторой ясности своего бытия и внутренней определённости.
Женщины последнего романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» приходят к пониманию любви как наивысшей ценности. Их путь к подлинной свободе лежит через любовь и смирение [5, с. 302]. Все героини проходят через страдание, испытываются им, женщинам предстоит смирить свою гордыню, понять нечто сокровенное и главное в жизни. Этому в большой степени способствует библейский текст , который аллюзивно входит в сюжетно-композиционную систему романа.
Литература:
- Баршт К. Л. Научите меня любви: к вопросу о Н. Ф. Федорове и Ф. М. Достоевском / К. Л. Баршет // Простор. — 1989. — № 7. — с.36;
- Башкиров Д. Л. Тема «суда» в романе «Братья Карамазовы» / Д. Л. Бащеиров // Достоевский и современность. — 2001. — С. 16–31;
- Достоевский Ф. М. «Братья Карамазовы» / Ф. М. Достоевский. — М. — 2008. — 912 с;
- Криницын А. Б. Сон о «дите» Дмитрия Карамазова. Опыт комментария / А. Б. Криницын // Ф. М. Достоевский. Дополнения к комментарию / Под ред. Т. А. Касаткиной. — М. — 2005. — 473 с;
- Лурье В. М. Догматика «религии любви»: Догматические представления позднего Достоевского / В. М. Лурье // Христианство и русская литература. — 1996. — Сб. 2. — С. 290–309;
- Чиж. В. Ф. Достоевский как психопатолог / В. Ф. Чиж // — М.: Университетская типография. — 1885. — 123 с.
- Женские судьбы в изображении Ф. М. Достоевского (роман «Братья Карамазовы»). — Текст : электронный // Инфоурок : [сайт]. — URL: https://infourok.ru/zhenskie-sudbi-v-izobrazhenii-f-m-dostoevskogo-roman-bratya-karamazovi-3307398.html (дата обращения: 18.11.2020).