Мотивы Евгения Онегина в поэмах И. С. Тургенева «Параша» и Н. А. Некрасова «Саша» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (421) июль 2022 г.

Дата публикации: 28.06.2022

Статья просмотрена: 127 раз

Библиографическое описание:

Каримов, Х. А. Мотивы Евгения Онегина в поэмах И. С. Тургенева «Параша» и Н. А. Некрасова «Саша» / Х. А. Каримов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 26 (421). — С. 272-273. — URL: https://moluch.ru/archive/421/93625/ (дата обращения: 17.12.2024).



В данной статье рассмотрим перекличку в образах пушкинского Евгения Онегина, Виктора из «Параши» И. С. Тургенева и некрасовского Льва Агарина из поэмы «Саша».

Виктор, сниженный вариант прототипа Евгения Онегина. А. С. Пушкин сразу же знакомит читателя с Евгением Онегиным. Сначала мы погружаемся в детство героя. О Викторе читатель узнает в середине произведения.

Евгений родился в Петербурге. Его отец находился в долговой яме, в конечном итоге: «И промотался наконец» [1, с. 8]. В детства Евгения особенно не утруждали, хотя ребенок рос смышленым озорником:

Судьба Евгения хранила:

Сперва Madame за ним ходила,

Потом Monsieur ее сменил.

Ребенок был резов, но мил.

Ребенок был резов, но мил.

Monsieur l'Abbé, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил.

В 4 строфе 1 главы появляется описание юного Евгения, который стал молодым кавалером, следующим последней моде: этакий «лондонский dandy» [1, с. 8], отличающийся хорошими манерами:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

А. С. Пушкин в первую очередь внимание уделяет Евгению, поэтому читатель знакомится с героем с первых строк. И. С. Тургенев на первый план ставит Парашу. Мы читаем описание героини, а когда появляется главный герой, нам о нем ничего неизвестно.

Если А. С. Пушкин на первое место выдвигает Евгения Онегина, с описания образа которого начинается одноименный роман. И. С. Тургенев же все внимание уделяет Параше. «При появлении героя-соседа автор «Параши» долго не хочет о нем ничего сообщать, как будто он знает, что ничего хорошего из этой встречи не выйдет» [2, с. 25], — пишет С. В. Гольцер

И. С. Тургенев представляет анонимное лицо. О том, что героя зовут Виктор Алексеич, становится известно лишь в 45 строфе.

И Виктор, и Евгений Онегин, нравились дамам, «но в ситуации ухаживания вели себя по-разному и по-разному оцениваются авторами: Онегин значительнее, глубже женщин, им обольщаемых; Виктор — мельче влюблённых в него женщин» [2, с. 26]. У А. С. Пушкина Онегин умен, мил, начитан, его интересовали философские вопросы. У И. С. Тургенева герой не был рассудительным красавцем, не был так глубок.

Можно сказать, что Виктор имеет общие черты и с пушкинским Владимиром Ленским. Оба героя были заграницей. Их мечты сводятся к безмятежному помещичью быту и мирному браку.

Преемственность пушкинским традициям наблюдается и в использовании И. С. Тургеневым онегинских мотивов и реминисценций. Так, при создании характеристики Виктора прослеживается тема «бесовщины» параллельно с темой «рока»:

Мне жаль ее... быть может, если б рок

Ее повел другой — другой дорогой...

Но рок, так всеми принято, жесток;

А потому и поступает строго.

В некрасовской «Саше» так же повествование начинается с авторских отступлений, а затем идет портретная характеристика главной героини. Автор-повествователь заслуживает особого внимания в поэме «Саша» и является полноправным действующим лицом. У некрасовского автора-повествователя звучат и интонации интеллигента 50-х годов XIX века, и народное просторечие. Лишь в середине поэмы происходит знакомство читателя с Львом Агариным. То же мы наблюдаем и в поэме «Параша». Это связано с тем, что повествователь как бы выражает сомнения в дальнейшем влиянии Агарина на Сашу.

Автор-повествователь сразу же начинает поэму с описания природы родного края, в который он возвращается. Он пишет:

Родина-мать! я душою смирился,

Любящим сыном к тебе воротился.

Саша сливается с окружающей природой, Агарин же относится равнодушно. Читатель может вспомнить, что и Евгений Онегин, и Виктор —это типичные представители города.

Образ Льва Агарина в некрасовской поэме «определенно проецировался на современность» [3], так как «временем действия в поэме, очевидно, является конец 1840 — начало 1850-х гг., когда многие из либерально настроенных дворян под впечатлением европейских революций 1848–1849 гг. отрекались от социалистических устремлений» [3, с. 368].

Сходство Агарина с Евгением Онегиным наблюдается в следующем: спустя 2 года Агарин (через 2,5 года вновь встречаются Онегин и Татьяна) приезжает в деревню и признается в любви Саше, но она отвергает его.

С тургеневским Виктором Агарина объединяет бес. Тема «бесовщины», характерная для поэмы И. С. Тургенева «Параша», находит место и в поэме Н. А. Некрасова «Саша». Родители Саши называют Льва Агарина бесом-искусителем. Он не отличается особенным стремлением в реализации своих мыслей, а лишь пустословит.

Сам же Н. А. Некрасов показывает рождение «новых людей», которые противопоставлены «лишним». Агарин — это «вечный странник». Не случайна в «Саше» евангельская притча о сеятеле и почве. Роль «сеятеля» достается Льву Агарину.

Таким образом, пушкинский Онегин выступает ведущим в некрасовской поэме «Саша» и тургеневской «Параше». Главные герои имеют как сходства, так и различия. Это представители «лишних людей», получившие европейское образование, которое мешает им реализоваться в российских условиях. Это начитанные странники. Однако индивидуальная творческая черта Н. А. Некрасова прослеживается в изображении взаимосвязи героев и народа. Симпатия автора, как и И. С. Тургенева в «Параше», отдана главной героине поэмы Саше. Она с детства близка к народному миру. В этом — противопоставление Саши и ее возлюбленного Льва Агарина. То же мы находим в сравнении Татьяны и Онегина, Параши и Виктора. Автор-повествователь в «Саше», как А. С. Пушкин в «Евгении Онегине» и И. С. Тургенев в «Параше», выступает и самостоятельным героем, и комментатором происходящих событий. Любопытно отношение автора-повествователя к своим героям. В «Евгении Онегине» он рассказывает о милом друге. В «Параше» относится к Виктору с опаской, ведь тот окунет Парашу лишь в мир быта. В «Саше» герой предстает с отрицательной стороны. Некий бес затаился в Викторе и Агарине. Однако сам Н. А. Некрасов тут же признает, что Агарин — «сеятель».

Литература:

  1. Пушкин, А. С. Евгений Онегин. — М.: Время, 2017. — 315 с.
  2. Гольцер, С. В. Онегинские мотивы в творчестве И. С. Тургенева: автореф., дис....канд. фил. наук / С. В. Гольцер; Новосибирский гос. ун-т. — Новосибирск, 2000. — 21 с.
  3. Некрасов, Н. А. Полное собрание сочинений и писем: В 12-ти т. — М., 1952.— Т.10. —405 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Пушкин, герой, некрасовская поэма, поэма.


Похожие статьи

Риторические вопросы, обращения и восклицания как средства художественной выразительности в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Женские образы в «любовном тексте» романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»

Музыка как средство создания женских образов и композиционной системы в повестях И. С. Тургенева «Ася» и «Вешние воды»

Художественные средства создания социальных типов в драме А. Н. Островского «Бесприданница»

Приемы гротеска в повести М. А. Булгакова «Похождения Чичикова»

Нарратологический аспект в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (1835)

Роль инверсии как средства художественной выразительности в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Религиозные мотивы в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»

Фразеологические обороты в романе И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев» как средство характеристики персонажей

Романтические традиции в цикле А.Н. Майкова «Элегии»

Похожие статьи

Риторические вопросы, обращения и восклицания как средства художественной выразительности в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Женские образы в «любовном тексте» романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»

Музыка как средство создания женских образов и композиционной системы в повестях И. С. Тургенева «Ася» и «Вешние воды»

Художественные средства создания социальных типов в драме А. Н. Островского «Бесприданница»

Приемы гротеска в повести М. А. Булгакова «Похождения Чичикова»

Нарратологический аспект в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (1835)

Роль инверсии как средства художественной выразительности в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Религиозные мотивы в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»

Фразеологические обороты в романе И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев» как средство характеристики персонажей

Романтические традиции в цикле А.Н. Майкова «Элегии»

Задать вопрос