К вопросу о развитии халяльной продуктовой индустрии | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Альхамова, Г. К. К вопросу о развитии халяльной продуктовой индустрии / Г. К. Альхамова, Л. Р. Загирова, Б. К. Асенова, Э. К. Окусханова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 1 (3). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/22/596/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

В магазинах и гипермаркетах чаще всего пустеют полки в отделах, где еще утром выкладывали упаковки мясных изделий, с маркировкой «халяль». Такие продукты приобретают люди совершенно разных религий и национальностей. Что же из себя представляет халяльная продукция: новая мода, набирающая большую популярность или возрождение традиций былых времен?

Халяль (араб.) — «дозволенное, разрешенное». Термин, означающий соответствие чего-либо нормам Ислама, разрешенность для людей. Относится практически к любой сфере человеческой жизни: к продуктам питания, одежде, украшениям, косметике и парфюмерии, личной гигиене, отдыху, развлечениям, сфере финансов, отношениям между людьми, окружающей среде, к выполняемой работе, распоряжению своим имуществом и т. д. [1, 8, 9]

Правоверные мусульмане не употребляют в пищу алкоголь, мертвечину, мясо с кровью и свинину, а также следят за тем, чтобы животное было забито быстро и наиболее безболезненно и без мучений, и только после того, как будет прочтена соответствующая молитва. Согласно строгому халяльному закону, в момент забоя «и мясник, и убиваемое животное должны быть обращены лицом к Мекке» — говорит исламский стандарт пищевого качества. Сразу после молитвы животному перерезают сонную артерию и выпускают кровь. Учитывая, что мусульман в России — десятки миллионов, халяльная пищевая промышленность должна быть серьезно развита. И действительно, в последние десять лет увеличилось число российских производителей халяль-продуктов таких, как Троицкий консервный комбинат, Челны бройлер, Царицыно, Евро Мит, САФА, ЭКОЛЬ, Халяль-Аш, ТАВР, Казанская птицефабрика, ЛИСКо Бройлер, Продукт Спб, СИТНО и др. Стали появляться специализированные торговые точки халяльных продуктов, и открываться отделы «Халяль» в супермаркетах [2, 3].

Самое же примечательное в развитии халяльной продуктовой индустрии то, что в основном она потребляется не мусульманами. Примечательно также и то, что тенденции в еде, которые складываются в Европе, показывают, что все больше европейцев начинают предпочитать халяльную продукцию традиционной. Почему эта продукция пользуется большим спросом и популярна? Как отмечают эксперты, на это есть ряд причин.

Во-первых, читается молитва, затем перерезается сонная артерия, которая обеспечивает полное удаление крови из туши. Благодаря этому у мяса достигается приятный утонченный вкус.

Во-вторых, при изготовлении халяльной продукции уже на заводах соблюдаются определенные технические условия. К примеру, при изготовлении колбас используется только охлажденное, а не замороженное мясо, что делает колбасу изысканной.

В-третьих, животные, используемые для производства мяса халяль, как правило, выращиваются на экологически чистом корме, и всякие гормональные добавки исключены.

В-четвертых, весь процесс изготовления халяльной продукции, начиная от приготовления до доставки в магазины, отделен от всей остальной продукции. Основное отличие особенности продукции халяль является ее качество.

Современная пища изобилует химическими ароматизаторами, вкусозаменителями, красителями, консервантами, генетически модифицированными ингредиентами и т. д. По мере изучения воздействия таких веществ на человеческий организм многие из них признаются небезопасными, а некоторые — откровенно канцерогенными. Ситуация осложняется и тем, что с увеличением числа людей на планете растет и спрос на продуктовые ресурсы, при этом в отношении производства/потребления пищи главенствует принцип «побыстрее, побольше, подешевле», что не может не отразиться на качестве выпускаемой продукции. Но в то же время в мире усиливаются и обратные тенденции: все больше людей стремится перейти на здоровое питание и учится ответственному отношению к выбору продуктов, чтобы обезопасить себя и своих детей от негативных последствий употребления низкокачественной «нахимиченной» пищи. На Западе, в частности, в развитых Европейских странах и США, приобретает популярность такое понятие как «organic food» — органическая, натуральная пища. Подразумевается, что такой продукт не вреден для человеческого организма: овощи не содержат нитратов, колбаса и ветчина — канцерогенов и ГМО, йогурты — искусственных красителей и т. д. Все это перекликается со стандартами «Халяль». Халяль — это не просто продукты религиозного значения, но и пища, отвечающая современным экологическим требованиям. Мировой тенденцией является развитие производства продукции «Халяль» с ежегодным ростом не менее 10 % в год.

Какая пище не относиться к халялю? Шариат запрещает есть мясо хищных птиц, наземных плотоядных животных, кровь животных и свинину, мясо неизвестного происхождения. Жесткие ограничения по употреблению в пищу мяса животных, которые погибли от удушения или травм [4, 5].

«Халяль» продукция в Южном-Урале на примере ООО «Равис». Агрохолдинг «Равис» является одним из крупнейших предприятий в Челябинской области. В компании задействовано более 5 тысяч сотрудников, а площадь обрабатываемых земель составляет более 120 тысяч гектар. Сегодня «Равис» — одно из передовых, технически оснащенных компаний России. Все производственные процессы осуществляются на современном оборудовании по мировым стандартам. Использование современного оборудования позволяет компании постоянно увеличивать объемы производства и решать вопросы экономии энергоресурсов. Объем годового производства агрохолдинга составляет — около 75000 т мяса птицы, более 56 млн. куриного яйца, более 23000 т молочных продуктов и более 45000 т зерновых культур. Уже более шести лет компания «Равис» успешно подтверждает право на выпуск продукции «Халяль», ежегодно проходя сертификацию со стороны Духовного управления мусульман Республики Татарстан. На всех этапах производства халяльных мясопродуктов «Равис», осуществляется контроль и соблюдение всех необходимых требований «халяль», со стороны представителей Комитета по стандарту «Халяль» ДУМ Республики Татарстан [6, 7]. Забой птицы, в соответствии с канонами Ислама, осуществляется ручным способом, специально обученными мужчинами-мусульманами. Все этапы забоя птицы Халяль лично отслеживают контролеры Комитета.

Почему именно «Равис» халяль — настоящий халяль:

          компания «Равис» — первое предприятие на Южном Урале, получившее от комитета по стандарту «Халяль» при Духовном управлении мусульман Республики Татарстан сертификат на выпуск продукции «Халяль» в 2007 году;

          убой птицы осуществляется вручную мужчинами-мусульманами, а не просто по нажатию кнопки;

          соблюдаются все требования по хранению, транспортировке и реализации продукции «Халяль» (халяль и обычная продукция не пересекаются);

          проверено: «свинины нет!». Халяльная продукция «Равис» соответствует одному из главных требований — в ней не содержится свинина и ее компоненты. С 2013 года в компании проводятся иммунохроматографические тесты для качественного выявления антигенов свинины;

          широкий ассортимент. Линейка продукции халяль «Якши» представлена широким ассортиментом. Это не только тушка цыпленка-бройлера ГОСТ — замороженная и охлажденная, но и различные колбасы, полуфабрикаты, деликатесы.

 

Литература:

 

  1.      Андреева Л. В. и др. Сравнительный анализ продуктов питания стандартов «халяль» и «кошер» // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2013. № 71–2. С. 28–31.
  2.      Загирова, Л.Р. и др. О развитии производства халяль в мире // Молодой ученый. 2015. № 3 (83). С. 143–146.
  3.      Ребезов М. Б. и др. Конъюнктура предложения мясных продуктов «халяль» на примере города Челябинска // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. № 77. С. 915–924.
  4.      Доронина А. С. и др. Порядок проведения добровольной сертификации продукции в ЦРО — ДУМ РТ // Молодой ученый. 2013. № 11. С. 92–95.
  5.      Амерханов И. М. и др. Организационная структура «системы добровольной сертификации продукции и услуг «халяль» // Научные труды SWorld. 2013. Т. 9. № 2. С. 26–31.
  6.      Амерханов И. М., Ребезов М. Б., Альхамова Г. К.. О развитии производства Халяль в мире // Техника и технология пищевых производств: мат. IХ международной научно-технической конференции. Могилев: МГУП, 2013.
  7.      Базарнова Ю. Г. и др. Мясные продукты категории Халяль в России // Мясная индустрия, 2013. № 2.-С. 24–26.
  8.      Ребезов М. Б., Амерханов И. М. Развитие добровольной системы сертификации «Халяль» // Қазақстанның азық-түлік қа-уіпсіздігі: қазіргі жағдайы және болашағы, техника ғылымдарының док., проф., ҚазАШҒА корр.-мүшесі Төлеуов Е. Т. 70 жасқа толуына арналған: мат. халықаралық ғылы-митәжіри-белік конф. -Семей: 2012. Б. 77–78.
  9.      Амерханов И. М., Ребезов М. Б. Системы и схемы добровольной сертификации «Халяль». В сборнике: Качество продукции, технологий и образования Материалы VIII Международной научно-практической конференции.. 2013. С. 24–29.
Основные термины (генерируются автоматически): Татарстан, выпуск продукции, Духовное управление мусульман Республики, компания, пища, продукт, продукция, современное оборудование, сонная артерия, человеческий организм, широкий ассортимент.
Задать вопрос