Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Торговый Дизайн Сервис»
Авторы: Плишкин Александр Алексеевич, Колмыков Максим Андреевич, Ануфриев Илья Павлович, Зубарева Евгения Константиновна, Пенькова Инесса Вячеславовна
Рубрика: Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №1 (3) январь 2016 г.
Дата публикации: 24.12.2015
Статья просмотрена: 1173 раза
Библиографическое описание:
Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Торговый Дизайн Сервис» / А. А. Плишкин, М. А. Колмыков, И. П. Ануфриев [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 1 (3). — С. 62-65. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/22/593/ (дата обращения: 16.12.2024).
Сейчас конкурентоспособность предприятия является залогом его выживания в условиях рыночной экономики [11, 12]. Организации повышают эффективность своего производства, внедряют новые формы хозяйствования и управления качеством, которые должны укрепить его финансовое положение [9, 10]. Анализ финансово-хозяйственной деятельности стоит не на последнем месте в повышении экономической эффективности деятельности предприятий, в их управлении и укреплении состояния капитала и финансов.
Оценка и анализ финансового состояния предприятия важны, т. к. ведение хозяйства невозможно без сопоставления доходов и расходов. На основе анализа показателей достоверной и объективной бухгалтерской отчетности не только собственник предприятия, но и инвесторы, кредиторы, деловые партнеры, государство могут определить истинное имущественное и финансовое положение предприятия [3].
В 2015 г. на территории Российской Федерации обанкротилось и закрылось около 100 предприятий. Это говорит о серьезных проблемах, существующих у собственников предприятий. Многие предприятия прекратили свое существование, столкнувшись с такой проблемой как введение санкций против России в августе 2014 г. [2].
Коммерческое предприятие — это юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Для привлечения инвесторов, предприятию необходимо предоставлять информацию о своем финансовом состоянии. Поэтому во многих предприятиях существует специальные отделы, осуществляющие анализ бухгалтерской отчетности и контролирующие финансовое положение предприятия.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия включает в себя большую систему способов и приемов, дающих возможность научного исследования экономических явлений и процессов, составляющих хозяйственную деятельность предприятия. В ходе проведения анализа все хозяйственные явления и процессы, которые составляют деятельность организации, рассматриваются в качестве определенных совокупностей, состоящих из отдельных составных частей, связанных между собой и в целом с системой, которой является хозяйственная деятельность организации.
Во время анализа могут выявляться резервы повышения эффективности деятельности предприятия и пути их использования. Эти резервы служат базой для разработки организационно-технических мероприятий для возможного эффективного управления деятельностью объектов анализа [1]. Результаты экономического анализа могут использоваться для установления обоснованных плановых заданий. Исходя из фактически достигнутых показателей, проанализированных с позиции возможностей их улучшения, устанавливаются показатели бизнес-планов. Это же относится и к нормированию. Нормы и нормативы определяются на основании ранее действовавших, проанализированных с позиции возможностей их оптимизации. К примеру, нормы расходования материалов на изготовление продукции должны устанавливаться с учетом необходимости их снижения, без ущерба качеству и конкурентоспособности продукции. Следовательно, анализ финансово-хозяйственной деятельности способствует установлению обоснованных величин плановых показателей и различных нормативов.
Экономический анализ содействует повышению эффективности деятельности организаций, наиболее рациональному и эффективному использованию основных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, устранению излишних издержек и потерь, и, следовательно, проведению в жизнь режима экономии. Непреложным законом хозяйствования будет достижение наибольших результатов при наименьших затратах. Это есть идеализация любой хозяйственной деятельности. Важную роль отводится во всем этом анализу финансово-хозяйственной деятельности, позволяющий путем устранения причин излишних затрат минимизировать себестоимость выпускаемой продукции и, следовательно, максимизировать величину получаемой прибыли.
Велика роль анализа хозяйствования в укреплении финансового состояния организаций. Анализ позволяет установить наличие или отсутствие у организации финансовых затруднений, выявить их причины и наметить мероприятия по устранению данных причин. Он также дает возможность констатировать степень платежеспособности и ликвидности организации и прогнозировать возможное банкротство организации в будущем. При анализе финансовых результатов деятельности организации устанавливаются причины убытков, намечаются пути устранения данных причин, изучается влияние отдельных факторов на величину прибыли, делаются рекомендации по максимизации прибыли за счет использования выявленных резервов ее роста и намечаются пути их использования [4]. Подытожив, можно выразиться так, анализ финансово-хозяйственной деятельности — это способ поиска путей идеализировать работу предприятия по получению прибили, т. е. анализ состояния соотношения «прибыль/издержки».
По данным бухгалтерской отчетности ООО «Торговый Дизайн Сервис» был проведен анализ его финансового состояния. Общество занимается проектированием и комплексным оснащением предприятий сегмента HoReCa, а также предприятий пищевой промышленности, в том числе мясоперерабатывающих цехов. Компания осуществляет как розничную, так и оптовую продажу пищевого, холодильного и вентиляционного оборудования. Покупателями данного вида продукции являются все предприятия общественного питания, предприятия торговли, предприятия индустрии гостеприимства, мясоперерабатывающие цеха не только города Челябинск, но и компании других городов. Общество входит в крупнейший российский холдинг «Торговый Дизайн». В будущем холдинг намеревается выйти на мировой рынок.
По данным бухгалтерской отчетности были осуществлены следующие анализы: вертикальный и горизонтальный анализ, анализ капитала и обязательств, анализ активов и анализ финансовых коэффициентов.
В ходе проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности ООО «Торговый Дизайн Сервис» были выявлены следующие недостатки:
существенное увеличение запасов;
высокий финансовый износ активной части основных средств;
существенное увеличение дебиторской задолженности.
Были предложены следующие рекомендации по устранению данных недостатков:
- Существенное увеличение запасов связано с уменьшением спроса потребителей по причине ухудшения экономической ситуации в России в конце 2014–2015 гг. Большой объем запасов занимает лишние площади и приходится переплачивать за аренду. Залеживание товара на складе не позволяет получить доход и в лучшем случае он будет сохранен, а в худшем случае обесценится. Для постоянной работы предприятия на складе должно храниться как минимум 318 ед. товара до следующей поставки плюс 30 % страхового запаса, что составляет 96 ед. товара (интервал между поставками — 15 суток). Предприятие может временно приостановить ближайшие поставки, для реализации залежавшихся товаров. В случае приближения запасов к минимальному размеру предприятию лучше дозаказывать товары при необходимости, чем содержать их, т. к. ежемесячные издержки на хранение запасов в одном помещении составляют 450 тыс. ₽. В настоящий момент до каждой следующей поставки на складе хранится как минимум 700 ед. товара. Таким образом, на предприятии существует излишек в количестве 286 ед. При продаже излишков в количестве 286 ед., выгода предприятия составит 15,615 млн. ₽.
При хранении излишков предприятие не только будет терять экономическую выгоду, но и нести ежемесячные расходы на их хранение в размере 450 тыс. ₽.
- В 2013 году произошел сильный финансовый износ активной части основных средств. Высокий износ активной части основных средств означает, что предприятие работает не на полную мощность. В ходе проведения внутреннего расследования, руководство выяснило, что при эксплуатации большинства оборудования была превышена его допустимая грузоподъемность. Виновное лицо установить не удалось, поэтому в первую очередь следует составить график пользования оборудованием для каждого сотрудника. Таким образом, часть расходов можно будет отнести на виновное лицо. Следует провести модернизацию изношенного оборудования, что увеличит срок его полезного использования и мощность, либо произвести выбытие изношенного оборудования и купить новое оборудование, более мощное и надежное. Приобретение основных средств уменьшит риск ликвидности. При отсутствии у предприятия свободных денежных средств на покупку нового оборудования, можно воспользоваться услугами лизинговой компании и взять необходимое оборудование в аренду.
Для упрощения работы бухгалтера был выбран линейный способ начисления амортизации. Смена линейного способа начисления амортизации на способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования позволит уменьшить сумму налога на имущество. Изменение способа начисления амортизации не предусмотрено нормами ПБУ 6/01, но и прямого запрета нет [7]. В силу п. 7 ПБУ 1/2008 можно обратиться к МСФО 16 «Основные средства», в котором указано, что способ начисления амортизации может быть изменен с начала следующего отчетного года [5, 6]. Изменение отражается как изменение оценочного значения в соответствии с ПБУ 21/2008 («старую» амортизацию не трогаем, «новую» начисляем уже другим способом) [8]. В первую очередь необходимо сделать перегруппировку основных средств, т. к. объекты основных средств уже будут находиться в эксплуатации какое-то время и срок полезного использования и стоимость объекта для нового способа уже будут другие. Затем можно изменить способ начисления амортизации.
- При существенном росте дебиторской задолженности предприятию следует ввести специальные субсчета по добросовестным и недобросовестным покупателям и заказчикам (62–1-1и 62–1-2, соответственно).
Для отслеживания поступления средств от покупателей следует разработать положения по контролю движения дебиторской задолженности. Для этого разработан «Реестр инкассации дебиторской задолженности». Предприятие самостоятельно устанавливает рамки допустимой отсрочки платежей. Таким образом, удобно отслеживать самых недобросовестных плательщиков, ограничивать с ними партнерские отношения в будущем, применять систему скидок для добросовестных плательщиков и предлагать им поставки на более удобных условиях.
Для контроля за просроченной дебиторской задолженности был разработан регламент, в котором указаны процедуры при нарушении сроков оплаты. В регламенте указаны сроки поступления платежей, что следует сделать в случае просрочки и кто является ответственным за какую-либо процедуру.
При оформлении сделок на крупную сумму также следует оформить банковскую гарантию. Этот документ будет выступать дополнительной перестраховкой от недобросовестности делового партнера. Банковская гарантия будет составлять 4 % от общей стоимости сделки. При наличии банковской гарантии можно будет предоставлять товары под отсрочки платежа, не поднимая при этом стоимость товара. К тому же банковская гарантия обезопасит от всех возможных финансовых рисков, связанных с заключением сделки.
Выполнение всех вышеуказанных рекомендаций позволит компании «Торговый Дизайн Сервис» укрепить свое финансовое состояние.
Литература:
- Абдукаримов И. Т. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций (анализ деловой активности): Учебное пособие. М.: НИЦ ИНФРА–М, 2013. 213 с.
- Басовский Л. Е. и др. Экономический анализ (Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности): учебное пособие. М.: ИНФРА–М, 2010. 254 с.
- Гарнова В. Ю. и др. Экономический анализ: учебное пособие. М.: НИЦ ИНФРА–М, 2013. 189 с.
- Казакова Н. А. Экономический анализ: учебник. М.: ИНФРА–М, 2013. 354 с.
- Международные стандарты финансовой отчетности МСФО 16 «Основные средства».
- Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» от 06.10.2008 № 106н.
- Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 «Учет основных средств» от 30 марта 2001 г. № 26н.
- Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» от 06.10.2008 № 106н.
- Ребезов М. Б., Максимюк Н. Н., Богатова О. В., Курамшина Н. Г., Вайскробова Е. С. Интегрированные системы менеджмента качества на предприятиях пищевой промышленности: монография. Магнитогорск: МаГУ, 2009. 357 с.
- Ребезов М. Б., Максимюк Н. Н., Вайскробова Е. С. От лучшего управления — к лучшему качеству. Система менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000: учебное пособие. Магнитогорск: МаГУ, 2007. 132
- Гаязова А. О., Ребезов М. Б., Попова М. А., Лукиных С. В. Проблемы конкурентоспособности продукции животноводства и ее переработки. В сборнике: Фундаментальные и прикладные проблемы повышения продуктивности животных и конкурентоспособности продукции животноводства в современных экономических условиях АПК РФ Материалы Международной научно-практической конференции. 2015. С. 237–239.
- Попова М. А., Ребезов М. Б., Гаязова А. О., Лукиных С. В. О конкурентоспособности продукции животноводства и ее переработки. В сборнике: Фундаментальные и прикладные проблемы повышения продуктивности животных и конкурентоспособности продукции животноводства в современных экономических условиях АПК РФ Материалы Международной научно-практической конференции. 2015. С. 228–229.