Авторы: Юдина Ольга Викторовна, Никитина Наталья Васильевна

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (16) февраль 2018 г.

Дата публикации: 10.01.2018

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Юдина О. В., Никитина Н. В. Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию детей старшего дошкольного возраста (региональный компонент) // Образование и воспитание. — 2018. — №1. — С. 29-32. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/81/3067/ (дата обращения: 19.02.2018).



В настоящее время вопрос о нравственно-патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален. Решением данного вопроса является внедрение регионального компонента. Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.

Цель: создание условий для формирования у детей представлений о сельском хозяйстве, традициях и особенностей родного края посредством познавательно-игровой деятельности.

Задачи:

I. Воспитательные:

1. Воспитывать у детей желание оказывать посильную помощь взрослым.

2. Воспитывать уважительное отношение к сельскому труду и людям, которые этим занимаются.

3. Воспитывать заботливое отношение к овощным культурам, желание ухаживать и выращивать их.

II. Развивающие:

1. Развивать познавательную деятельность детей.

2. Развивать у детей мышление, зрительное и слуховое внимание.

3. Развивать речевые навыки: монологическую и диалогическую форму речи, умение выстраивать полные предложения для ответов, называть признаки предмета

4. Развивать у детей навыки решения проблемных ситуаций.

III. Образовательные:

1. Расширить представление детей о предприятии АО ПЗ «Илькино» и о сельском хозяйстве села.

2. Формировать представление о традициях родного села.

3. Закреплять навыки построения рассказа с использованием приёма моделирования (опорной схемы).

4. Закрепить умений ориентироваться на местности по плану-карте.

5. Обобщить представление детей о выращивание овощных культур.

6. Закрепить представление детей об осеннем урожае.

7. Формировать представление о пользе овощей.

8. Закреплять у детей представление об овощных блюдах.

Ход занятия

(Гости сидят вдоль окна. Дети заходят в группу, здороваются с гостями, встают полукругом вокруг воспитателя. В этот момент вбегают Забияки-разбойники и начинают дразниться).

Р: Так вот вы какие! А вы кое-что не знаете, что мы сделали и не узнаете вот так. Ха-Ха-ха

В: Здравствуйте! Вы кто такие и зачем вы к нам пришли?

Р: мы забияки-разбойники и кое что знаем, а вы не знаете.

В: мы ни с какими забияками не дружимся, уходите, уходите!

(Разбойники теряют запутанную карту свёрнутую и диск)

В: Ребята посмотрите, что это за свёрток и диск? И как они к нам попали?

Д: Это разбойники потеряли.

(Воспитатель вместе с детьми подходит к свёртку с диском, берёт в руки свёрток и диск и предлагает детям посмотреть, что это за свёрток).

В: Ребята как вы думаете, что это за свёрток?

Д: это карта

В: А что на ней обозначено и что по ней можно найти? А может, посмотрим диск и что -то интересное узнаем? (Дети поворачиваются к телевизору, просматривают видео).

В: Ребята, а вы узнали кто это?

Д: это агроном.

В: Правильно, ребята, это агроном

В: Ну что, поможем?

Д: Да поможем.

В: А я догадалась, для чего нужна карта, а вы догадались?Что мы по ней будем искать?

Д: задания разбойников

(Дети располагаются вокруг стола и рассматривают карту, обсуждают)

В: атеперь рассмотрим карту.

В: как вы думаете, что здесь нарисовано?

Д: это наша группа и мебель, которая в ней находится.

(Выбирают ребёнка по считалке, дети в заданном направлениях движутся по групповой комнате. Ребенок находит синею коробочку, дети осматривают её)

В: спрашивает, кто может прочитать записку, что в ней? Давайте я вам помогу и прочитаю, что в ней написано. (Дети в это время стоят лицом к воспитателю и гостям)

Читает задание: Знаете ли вы, из чего выращивают овощи?

В: Ребята, а вы знаете, из чего выращивают овощи?

Д: овощи выращиваютиз семян.

В: Правильно, из семян.

В: Ребята посмотрите, в коробке не только записка лежит, а ещё и семена только они все перепутались. Что же делать? Как разобраться, что из каких семян вырастет?

В: Ребята поможем разобраться с семенами? Мы с вами раньше их рассматривали, а сейчас вспомним и определим от какого овоща какое семя. Возьмите семена какие вы хотите и пройдите к столам, найти ту картинку овоща к которой относиться это семя. (Дети рассматривают внимательно семена, кладут семена к картинкам определённых овощей и садятся за столы, чтобы лучше их рассмотреть. Воспитатель проверяет, правильно ли дети подобрали семена. Спрашивает несколько детей к какому овощу они подобрали семена)

В: Ну вот, теперь мы навели порядок в семенах. Молодцы ребята.

В: Ребята, а кто желает рассказать, как правильно вырастить овощ из семени? А я сейчас загадаю вам загадку, кто отгадает, тот и расскажет нам про этот овощ.

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь — очень гладкая,

На вкус — как сахар сладкая

(Морковь)

В: (имя ребёнка), а про какой овощ ты хочешь рассказать? А я тебе в этом помогу, на мольберте находятся 2 схемы последовательности выращивания овощей, выбери ту схему, которая тебе подходит, и по ней расскажи про свой овощ.

В: молодец всё верно, а хотите, мы сейчас все вместе покажем, как сажают овощи? пройдём с вами на ковёр и встанем в круг.

«Очень дружный мы народ, (дети становятся в круг)

И сажаем огород

Взяли несколько лопат (копают землю воображаемыми лопатами)

Стали землю мы копать.

Взяли грабли, разрыхли (рыхлят землю, делают грядку воображаемыми граблями)

Грядочку вот здесь разбили.

Просим нас не отвлекать- (грозят пальцем)

Надо грядку засевать.

Каждый взял пакет семян (сеем семена в грядку)

И сажает в землю сам.

Осторожно загребаем (загребают, поливают)

И водичкой поливаем.

Вот весёлый огород (показывает рукой на грядку)

Что здесь только не растёт!

А теперь, друг не зевай,

Собирай-ка урожай! (Собирают урожай в корзинку)

Сколько хочешь овощей

Для окрошки и для щей! (Разводят руками в стороны)

В: Молодцы ребята, как вы думаете, мы с вами справились с этим заданием?

Д: Да

В: Теперь нам нужно приступать к выполнению второго задания. Посмотрим внимательно на карту. Откуда нам надо начинать отсчитывать шаги. (Дети располагаются вокруг стола и рассматривают карту, обсуждают. Воспитатель показывает карту с заданиям)

В:Что обозначает этот знак как вы думаете?

(Дети в заданном направлениях движутся по групповой комнате. Ребенок находит красную коробочку, дети осматривают её, находят записку и отдают воспитателю). (Дети стоят полукругом около воспитателя и внимательно слушают задания)

Читает задание: Вам необходимо правильно подобрать «Вершки и корешки» овощей.

В: Ребята в коробке кроме записки с заданием ещё лежат картинки с корешками и вершками овощей. Только они тоже все перепутаны. Нам с вами необходимо правильно подобрать недостающие картинки к овощам.

В: Ребята, а я знаю игру, которая так и называется «Вершки и корешки». Хотите поиграть?

Д: да

В: Ребята возьмите в руки какую хотите картинку, кто-то вершок, кто-то корешок. Все взяли? А теперь по сигналу (беги) вы все разбежитесь по ковру. А потом когда услышите сигнал ("найди!"), быстро найдите себе пару: к своему вершку — корешок и вместе быстро прикрепите их к магнитной доске. Хорошо? (Начинается игра после того как дети взяли картинки со стол и встали на коврик. По сигналу воспитателя дети ищут корешки и вершки, а когда находят то прикрепляют к магнитной доске, когда все картинки с овощами прикреплены к магнитной доске)

В: Атеперь ребята мы проверим, правильно ли вы выполнили задания. (Дети стоят около магнитной доски и внимательно проверяют, всё ли правильно сделали).

В: атеперьответьте мне пожалуйста у каких овощей съедобны: вершки или корешки или то и другое? (Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательными, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое).

В: молодцы ребята

В: Ребята, а вы знаете,чтобы вырастить хороший урожай, многим людям пришлось потрудиться. Я сейчас вас познакомлю с одним из них. Это папа нашего воспитанника Лаврухина Никиты. Никита расскажи нам пожалуйста про своего папу. А вы дети присаживайтесь на стульчики и внимательно слушайте.

В: Ребята, а люди каких профессий убирают и отвозят овощи с полей? (Дети поворачиваются к воспитателю лицом и отвечают)

Д: комбайнёры, трактористы, механизаторы.

В: Ребята, а куда же отвозят овощи с полей?

В: Молодцы ребята, всё верно.

В: А для чего нам надо есть овощи?

Д: Овощи надо есть так как в них содержатся витамины, которые помогут нам расти здоровыми и крепкими.

В: Славно! У нас осталось последнее задание, я думаю мы и с ним справимся. Давайте посмотрим на карту где у нас 3 задание.

(Дети располагаются вокруг стола и рассматривают карту, обсуждают. Воспитатель показывает карту с заданием)

В: Посмотрим внимательно откуда нам надо начинать отсчитывать шаги. Что обозначает этот знак как вы думаете?

(Дети в заданном направлениях движутся по групповой комнате, подходят к столу, на котором стоят овощи в тарелочках).

В: Посмотрите, ребята, что здесь у нас на столе. (Воспитатель поднимает салфетку с овощей и показывает детям)

Д: Варёные овощи.

В: А какие блюда можно приготовить из этих овощей?

Д: (борщ, щи, гороховый, свекольный и картофельный супы,) (винегрет, картофельные котлеты, овощную икру. Можно приготовить соки. Морковный, томатный, свекольный,

В: а если смешать все эти овощи, что получится?

Д: винегрет

В: правильно ребята. А хотите мы с вами сейчас приготовим винегрет. Будем по очереди смешивать овощи в салатнице. (Дети подходят к столу где стоят тарелочки с варёными овощами. Они берут тарелочку с готовым овощем и высыпают в салатницу по очереди, а в самом конце добавляют свёклу, потом воспитатель солит добавляет растительное масло и всё перемешивает)

В: Молодцы ребята.

В этот момент из прихожей слышаться голос разбойников.

Р: «Пойдём извинимся ну пойдём. (Заходят в группу)

В: Ах это опять вы забияки-разбойники.

Р: «Простите нас пожалуйста мы весь урожай овощей верну в совхоз. Правда, правда. Можете посмотреть. Мы больше так не будем. Честно при честно. Мы думали, что вы не сможете выполнить такие трудные задания.

Рефлексия.

Воспитатель: Амы вот сумели выполнили. Ребята, давайте вспомним, какие задания мы выполняли.

В: Ну что же если вы не будете больше озорничать, то мы вас угостим нашим винегретом.

Р: обещаем

В: Ребята, а сейчас возьмём салат и пройдём на соседнюю группу попробуем сами и угостим разбойников, они, наверное, такой винегрет нигде не пробовали.

Литература:

  1. Бурнышева М. Г. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность // Дошкольная педагогика. — 2011. — № 3, с. 24–26.
  2. .Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников (Текст) Методическое пособие /Под ред. А. М. Виноградовой, — М.: Мозаика–Синтез — 1991.
  3. Гризик Т. Познаю мир. — М.: ИД «Воспитание дошкольника», 2004.
  4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): Молодцы ребята, детей старшего дошкольного, представление детей, старшего дошкольного возраста, магнитной доске, сельском хозяйстве, регионального компонента, заданном направлениях, групповой комнате, картинкам определённых овощей, сигналу воспитателя дети, развитию детей старшего, дошкольников духовно-нравственных ориентаций, последовательности выращивания овощей, познавательную деятельность детей, урожай овощей верну, детей навыки решения, Варёные овощи, внедрение регионального компонента, землю воображаемыми лопатами.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос