Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию детей старшего дошкольного возраста (региональный компонент)
Авторы: Юдина Ольга Викторовна, Никитина Наталья Васильевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (16) февраль 2018 г.
Дата публикации: 10.01.2018
Статья просмотрена: 398 раз
Библиографическое описание:
Юдина, О. В. Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию детей старшего дошкольного возраста (региональный компонент) / О. В. Юдина, Н. В. Никитина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3067/ (дата обращения: 26.04.2024).
В настоящее время вопрос о нравственно-патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален. Решением данного вопроса является внедрение регионального компонента. Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.
Цель: создание условий для формирования у детей представлений о сельском хозяйстве, традициях и особенностей родного края посредством познавательно-игровой деятельности.
Задачи:
I. Воспитательные:
1. Воспитывать у детей желание оказывать посильную помощь взрослым.
2. Воспитывать уважительное отношение к сельскому труду и людям, которые этим занимаются.
3. Воспитывать заботливое отношение к овощным культурам, желание ухаживать и выращивать их.
II. Развивающие:
1. Развивать познавательную деятельность детей.
2. Развивать у детей мышление, зрительное и слуховое внимание.
3. Развивать речевые навыки: монологическую и диалогическую форму речи, умение выстраивать полные предложения для ответов, называть признаки предмета
4. Развивать у детей навыки решения проблемных ситуаций.
III. Образовательные:
1. Расширить представление детей о предприятии АО ПЗ «Илькино» и о сельском хозяйстве села.
2. Формировать представление о традициях родного села.
3. Закреплять навыки построения рассказа с использованием приёма моделирования (опорной схемы).
4. Закрепить умений ориентироваться на местности по плану-карте.
5. Обобщить представление детей о выращивание овощных культур.
6. Закрепить представление детей об осеннем урожае.
7. Формировать представление о пользе овощей.
8. Закреплять у детей представление об овощных блюдах.
Ход занятия
(Гости сидят вдоль окна. Дети заходят в группу, здороваются с гостями, встают полукругом вокруг воспитателя. В этот момент вбегают Забияки-разбойники и начинают дразниться).
Р: Так вот вы какие! А вы кое-что не знаете, что мы сделали и не узнаете вот так. Ха-Ха-ха
В: Здравствуйте! Вы кто такие и зачем вы к нам пришли?
Р: мы забияки-разбойники и кое что знаем, а вы не знаете.
В: мы ни с какими забияками не дружимся, уходите, уходите!
(Разбойники теряют запутанную карту свёрнутую и диск)
В: Ребята посмотрите, что это за свёрток и диск? И как они к нам попали?
Д: Это разбойники потеряли.
(Воспитатель вместе с детьми подходит к свёртку с диском, берёт в руки свёрток и диск и предлагает детям посмотреть, что это за свёрток).
В: Ребята как вы думаете, что это за свёрток?
Д: это карта
В: А что на ней обозначено и что по ней можно найти? А может, посмотрим диск и что -то интересное узнаем? (Дети поворачиваются к телевизору, просматривают видео).
В: Ребята, а вы узнали кто это?
Д: это агроном.
В: Правильно, ребята, это агроном
В: Ну что, поможем?
Д: Да поможем.
В: А я догадалась, для чего нужна карта, а вы догадались?Что мы по ней будем искать?
Д: задания разбойников
(Дети располагаются вокруг стола и рассматривают карту, обсуждают)
В: атеперь рассмотрим карту.
В: как вы думаете, что здесь нарисовано?
Д: это наша группа и мебель, которая в ней находится.
(Выбирают ребёнка по считалке, дети в заданном направлениях движутся по групповой комнате. Ребенок находит синею коробочку, дети осматривают её)
В: спрашивает, кто может прочитать записку, что в ней? Давайте я вам помогу и прочитаю, что в ней написано. (Дети в это время стоят лицом к воспитателю и гостям)
Читает задание: Знаете ли вы, из чего выращивают овощи?
В: Ребята, а вы знаете, из чего выращивают овощи?
Д: овощи выращиваютиз семян.
В: Правильно, из семян.
В: Ребята посмотрите, в коробке не только записка лежит, а ещё и семена только они все перепутались. Что же делать? Как разобраться, что из каких семян вырастет?
В: Ребята поможем разобраться с семенами? Мы с вами раньше их рассматривали, а сейчас вспомним и определим от какого овоща какое семя. Возьмите семена какие вы хотите и пройдите к столам, найти ту картинку овоща к которой относиться это семя. (Дети рассматривают внимательно семена, кладут семена к картинкам определённых овощей и садятся за столы, чтобы лучше их рассмотреть. Воспитатель проверяет, правильно ли дети подобрали семена. Спрашивает несколько детей к какому овощу они подобрали семена)
В: Ну вот, теперь мы навели порядок в семенах. Молодцы ребята.
В: Ребята, а кто желает рассказать, как правильно вырастить овощ из семени? А я сейчас загадаю вам загадку, кто отгадает, тот и расскажет нам про этот овощ.
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь — очень гладкая,
На вкус — как сахар сладкая
(Морковь)
В: (имя ребёнка), а про какой овощ ты хочешь рассказать? А я тебе в этом помогу, на мольберте находятся 2 схемы последовательности выращивания овощей, выбери ту схему, которая тебе подходит, и по ней расскажи про свой овощ.
В: молодец всё верно, а хотите, мы сейчас все вместе покажем, как сажают овощи? пройдём с вами на ковёр и встанем в круг.
«Очень дружный мы народ, (дети становятся в круг)
И сажаем огород
Взяли несколько лопат (копают землю воображаемыми лопатами)
Стали землю мы копать.
Взяли грабли, разрыхли (рыхлят землю, делают грядку воображаемыми граблями)
Грядочку вот здесь разбили.
Просим нас не отвлекать- (грозят пальцем)
Надо грядку засевать.
Каждый взял пакет семян (сеем семена в грядку)
И сажает в землю сам.
Осторожно загребаем (загребают, поливают)
И водичкой поливаем.
Вот весёлый огород (показывает рукой на грядку)
Что здесь только не растёт!
А теперь, друг не зевай,
Собирай-ка урожай! (Собирают урожай в корзинку)
Сколько хочешь овощей
Для окрошки и для щей! (Разводят руками в стороны)
В: Молодцы ребята, как вы думаете, мы с вами справились с этим заданием?
Д: Да
В: Теперь нам нужно приступать к выполнению второго задания. Посмотрим внимательно на карту. Откуда нам надо начинать отсчитывать шаги. (Дети располагаются вокруг стола и рассматривают карту, обсуждают. Воспитатель показывает карту с заданиям)
В:Что обозначает этот знак как вы думаете?
(Дети в заданном направлениях движутся по групповой комнате. Ребенок находит красную коробочку, дети осматривают её, находят записку и отдают воспитателю). (Дети стоят полукругом около воспитателя и внимательно слушают задания)
Читает задание: Вам необходимо правильно подобрать «Вершки и корешки» овощей.
В: Ребята в коробке кроме записки с заданием ещё лежат картинки с корешками и вершками овощей. Только они тоже все перепутаны. Нам с вами необходимо правильно подобрать недостающие картинки к овощам.
В: Ребята, а я знаю игру, которая так и называется «Вершки и корешки». Хотите поиграть?
Д: да
В: Ребята возьмите в руки какую хотите картинку, кто-то вершок, кто-то корешок. Все взяли? А теперь по сигналу (беги) вы все разбежитесь по ковру. А потом когда услышите сигнал ("найди!"), быстро найдите себе пару: к своему вершку — корешок и вместе быстро прикрепите их к магнитной доске. Хорошо? (Начинается игра после того как дети взяли картинки со стол и встали на коврик. По сигналу воспитателя дети ищут корешки и вершки, а когда находят то прикрепляют к магнитной доске, когда все картинки с овощами прикреплены к магнитной доске)
В: Атеперь ребята мы проверим, правильно ли вы выполнили задания. (Дети стоят около магнитной доски и внимательно проверяют, всё ли правильно сделали).
В: атеперьответьте мне пожалуйста у каких овощей съедобны: вершки или корешки или то и другое? (Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательными, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое).
В: молодцы ребята
В: Ребята, а вы знаете,чтобы вырастить хороший урожай, многим людям пришлось потрудиться. Я сейчас вас познакомлю с одним из них. Это папа нашего воспитанника Лаврухина Никиты. Никита расскажи нам пожалуйста про своего папу. А вы дети присаживайтесь на стульчики и внимательно слушайте.
В: Ребята, а люди каких профессий убирают и отвозят овощи с полей? (Дети поворачиваются к воспитателю лицом и отвечают)
Д: комбайнёры, трактористы, механизаторы.
В: Ребята, а куда же отвозят овощи с полей?
В: Молодцы ребята, всё верно.
В: А для чего нам надо есть овощи?
Д: Овощи надо есть так как в них содержатся витамины, которые помогут нам расти здоровыми и крепкими.
В: Славно! У нас осталось последнее задание, я думаю мы и с ним справимся. Давайте посмотрим на карту где у нас 3 задание.
(Дети располагаются вокруг стола и рассматривают карту, обсуждают. Воспитатель показывает карту с заданием)
В: Посмотрим внимательно откуда нам надо начинать отсчитывать шаги. Что обозначает этот знак как вы думаете?
(Дети в заданном направлениях движутся по групповой комнате, подходят к столу, на котором стоят овощи в тарелочках).
В: Посмотрите, ребята, что здесь у нас на столе. (Воспитатель поднимает салфетку с овощей и показывает детям)
Д: Варёные овощи.
В: А какие блюда можно приготовить из этих овощей?
Д: (борщ, щи, гороховый, свекольный и картофельный супы,) (винегрет, картофельные котлеты, овощную икру. Можно приготовить соки. Морковный, томатный, свекольный,
В: а если смешать все эти овощи, что получится?
Д: винегрет
В: правильно ребята. А хотите мы с вами сейчас приготовим винегрет. Будем по очереди смешивать овощи в салатнице. (Дети подходят к столу где стоят тарелочки с варёными овощами. Они берут тарелочку с готовым овощем и высыпают в салатницу по очереди, а в самом конце добавляют свёклу, потом воспитатель солит добавляет растительное масло и всё перемешивает)
В: Молодцы ребята.
В этот момент из прихожей слышаться голос разбойников.
Р: «Пойдём извинимся ну пойдём. (Заходят в группу)
В: Ах это опять вы забияки-разбойники.
Р: «Простите нас пожалуйста мы весь урожай овощей верну в совхоз. Правда, правда. Можете посмотреть. Мы больше так не будем. Честно при честно. Мы думали, что вы не сможете выполнить такие трудные задания.
Рефлексия.
Воспитатель: Амы вот сумели выполнили. Ребята, давайте вспомним, какие задания мы выполняли.
В: Ну что же если вы не будете больше озорничать, то мы вас угостим нашим винегретом.
Р: обещаем
В: Ребята, а сейчас возьмём салат и пройдём на соседнюю группу попробуем сами и угостим разбойников, они, наверное, такой винегрет нигде не пробовали.
Литература:
- Бурнышева М. Г. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность // Дошкольная педагогика. — 2011. — № 3, с. 24–26.
- .Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников (Текст) Методическое пособие /Под ред. А. М. Виноградовой, — М.: Мозаика–Синтез — 1991.
- Гризик Т. Познаю мир. — М.: ИД «Воспитание дошкольника», 2004.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008.
Похожие статьи
Открытое интегрированное занятие на тему «Овощи»...
У каждого ребенка карточка с изображением какого-то овоща.
− Ребята, давайте посчитаем, сколько овощей в первом обруче и сколько во втором, и сравним.
Ямка — семя, ямка — семя, Разровняет, поливает. И глядишь, на грядке вновь.
Конспект НОД в старшей группе на тему: «Чудеса на грядке»...
Воспитатель, ребенок, помидор, рассада, семя, овощ, земля, старшая группа, мексика, Сеньор Помидор.
Использование интерактивного оборудования с детьми...
интерактивная доска, интерактивное оборудование, дошкольный возраст, ребенок, сенсорная комната, интерактивная игра, интерактивный стол, образовательный процесс, окружающий мир, занятие.
Конспект организованной образовательной деятельности по...
Дети: отгадывают загадки. Воспитатель:Авсё вместе это называется? Дети:Фрукты и овощи.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, продукт, ребята, гномик, задание, здоровье, сказочная страна, пальчиковая гимнастика, детский сад, картинка.
Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста...
Для реализации ситуации выбора у детей важную роль играет воспитатель.
Что будете лепить: фрукты или овощи? Выберите материал, какой вам больше нравится: краски, карандаши, мелки, фломастеры и сами придумайте, как показать кубанскую красавицу осень.
Игровая ситуация во второй младшей группе. «Посадил дед репку»
Ребенок: овощи. Воспитатель: Как одним словом можно назвать лук, морковь, капуста, репа, огурец, что это?
Сладенькая, вкусненькая, репонька, аппетитная, хорошая, медовая. Воспитатель: ребята, все задания вы выполняли правильно.
«Загадки родного леса». Конспект организованной...
Воспитатель: — Ребята мы справились с первым заданием. Посмотрите на экран, какой красивый лес. (на экране изображение леса).
Найдите карточки, где изображено чего нельзя делать в лесу. (дети выставляют карточки на магнитную доску и объясняют почему выбрали...
Создание предметно-развивающей среды для детей...
Воспитатель показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем.
Цель: расширять знания детей о витаминах, закрепить знания об овощах, фруктах, ягодах.
предметно-развивающая среда, ребенок, игра, младший дошкольный возраст, развивающая среда, групповая комната...
«Овощи для зайчат». Конспект организованной образовательной...
Расширить представление детей об овощах и пользе овощных культур.
Воспитатель: Как называется этот овощ? Где растут овощи? (Ответы детей) Воспитатель проговаривает потешку
Похожие статьи
Открытое интегрированное занятие на тему «Овощи»...
У каждого ребенка карточка с изображением какого-то овоща.
− Ребята, давайте посчитаем, сколько овощей в первом обруче и сколько во втором, и сравним.
Ямка — семя, ямка — семя, Разровняет, поливает. И глядишь, на грядке вновь.
Конспект НОД в старшей группе на тему: «Чудеса на грядке»...
Воспитатель, ребенок, помидор, рассада, семя, овощ, земля, старшая группа, мексика, Сеньор Помидор.
Использование интерактивного оборудования с детьми...
интерактивная доска, интерактивное оборудование, дошкольный возраст, ребенок, сенсорная комната, интерактивная игра, интерактивный стол, образовательный процесс, окружающий мир, занятие.
Конспект организованной образовательной деятельности по...
Дети: отгадывают загадки. Воспитатель:Авсё вместе это называется? Дети:Фрукты и овощи.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, продукт, ребята, гномик, задание, здоровье, сказочная страна, пальчиковая гимнастика, детский сад, картинка.
Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста...
Для реализации ситуации выбора у детей важную роль играет воспитатель.
Что будете лепить: фрукты или овощи? Выберите материал, какой вам больше нравится: краски, карандаши, мелки, фломастеры и сами придумайте, как показать кубанскую красавицу осень.
Игровая ситуация во второй младшей группе. «Посадил дед репку»
Ребенок: овощи. Воспитатель: Как одним словом можно назвать лук, морковь, капуста, репа, огурец, что это?
Сладенькая, вкусненькая, репонька, аппетитная, хорошая, медовая. Воспитатель: ребята, все задания вы выполняли правильно.
«Загадки родного леса». Конспект организованной...
Воспитатель: — Ребята мы справились с первым заданием. Посмотрите на экран, какой красивый лес. (на экране изображение леса).
Найдите карточки, где изображено чего нельзя делать в лесу. (дети выставляют карточки на магнитную доску и объясняют почему выбрали...
Создание предметно-развивающей среды для детей...
Воспитатель показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем.
Цель: расширять знания детей о витаминах, закрепить знания об овощах, фруктах, ягодах.
предметно-развивающая среда, ребенок, игра, младший дошкольный возраст, развивающая среда, групповая комната...
«Овощи для зайчат». Конспект организованной образовательной...
Расширить представление детей об овощах и пользе овощных культур.
Воспитатель: Как называется этот овощ? Где растут овощи? (Ответы детей) Воспитатель проговаривает потешку