Конфликтологическая компетентность современного педагога
Автор: Ишкова Юлия Сергеевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (16) февраль 2018 г.
Дата публикации: 28.12.2017
Статья просмотрена: 824 раза
Библиографическое описание:
Ишкова, Ю. С. Конфликтологическая компетентность современного педагога / Ю. С. Ишкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 11-12. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3034/ (дата обращения: 23.11.2024).
Воспоминания о конфликтах, часто правило, вызывают неприятные ассоциации (угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды). В результате сложилось мнение, что конфликт всегда явление негативное, нежелательное для любого из нас, особенно для педагогов, которые сталкиваются с конфликтами чаще других. Обилие частных групп развития детей и детских садов, наличие разных программ воспитания и обучения, изменение уровня жизни, введение ФГОС, динамичные процессы взаимодействия поколений с разным жизненным опытом и разными возможностями саморазвития изменило взаимоотношения в системе «педагог — родитель». В наше время социальная ситуация диктует определенные условия организации взаимодействия педагогов и родителей. Стремительно происходящие в стране изменения без соответствующей конфликтологической подготовки не дают педагогу возможности осознанно и адекватно реагировать на конфликтные ситуации. Н Подогов не научили предупреждать и разрешать конфликты в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников. Однако только при сознательном принятии преобладающих в обществе ценностей и готовности к инновациям педагог способен научиться решать стоящие перед ним противоречия.
Весь педагогический процесс характеризуется многообразием противоречий, отражающих систему общественных отношений в стране, а также вытекающих из логики педагогического процесса. Задача педагогического коллектива состоит в том, чтобы не допустить (или, по крайней мере, максимально снизить) негативные последствия конфликта, использовать его для позитивного решения возникших противоречий.
Образовательная организация, которая дорожит своим имиджем, стремится к тому, чтобы каждый сотрудник обладал навыками работы с детьми, педагогами и родителями, не провоцировал конфликты, умел разрешать конфликты и соответствовал бы статусу организации. В результате возросла роль каждого специалиста, работающего в детском саду или в школе. Существует противоречие между запросом современного общества в педагогах, умеющих предотвращать и конструктивно разрешать возникающие конфликты, и состоянием их реальной профессиональной подготовки в этой сфере, что свидетельствует о необходимости учета психолого-педагогических условий, обеспечивающих профилактику и эффективное разрешение конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях. Стремясь избегать конфликтов, педагоги не умеют предвидеть конфликтные ситуации. Вместе с тем, угроза возникновения конфликта между педагогом и родителями вызывает у педагога состояние постоянного нервного напряжения.
Отличительной чертой конфликта в диаде педагог — родитель является то, что интересы участников конфликта, как его субъектов, не могут не сказываться на интересах ребенка и развитии его как личности. Очень часто ход и разрешение конфликтов происходит на обыденно-житейском уровне, что можно объяснить отсутствием необходимой подготовки педагога к профилактике и конструктивному разрешению конфликтов.
На фоне повышения общего уровня конфликтности современного общества, особого внимания заслуживает готовность и способность педагога использовать конфликтологические знания, умения и навыки в профессиональной деятельности для предупреждения и разрешения различных межличностных конфликтов, в том числе конфликтов, возникающих в образовательном процессе дошкольных учреждений с родителями воспитанников. Именно поэтому в последнее время все чаще и чаще появляются запросы от образовательных учреждений на обучение персонала современным методам работы с клиентом. Назрела необходимость каждому педагогу обладать конфликтологической компетентностью — совокупностью конфликтологических знаний, технологических умений и опыта, систематизированных и адаптированных к педагогической профессии. Это одно из направлений работ Баныкиной С. В., автора концепции и создания первой в России конфликтологической службы образовательного учреждения, разработки российской модели конфликтологического образования, образовательных программ дополнительного профессионального образования и учебных модулей, многочисленных публикаций по проблемам человековедческой компетентности руководителей и педагогов.
Проблема формирования конфликтологической компетентности приобретает актуальность в плане улучшения межличностного взаимодействия, что является необходимой составляющей успешности педагогического процесса. работников образования.
Литература:
- Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М.: ЮНИТИ,2001.
- Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001.
- Баныкина С. В. Конфликтологическая компетентность педагога. Астрахань.1997.