Педагогические ценности управленческого опыта педагога-музыканта
Автор: Усцелемова Наталья Леонидовна
Рубрика: Образование взрослых и самообразование
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (42) февраль 2023 г.
Дата публикации: 25.01.2023
Статья просмотрена: 36 раз
Библиографическое описание:
Усцелемова, Н. Л. Педагогические ценности управленческого опыта педагога-музыканта / Н. Л. Усцелемова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 1 (42). — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/241/8007/ (дата обращения: 16.12.2024).
В настоящее время в практике педагогического менеджмента профессиональная роль и имидж педагога-музыканта как субъекта учебно-образовательного процесса значительно подверглись изменению. В современной образовательной системе востребован педагог-музыкант, являющийся «организатором» и умеющий создавать необходимые условия для гармоничного развития и самореализации ребенка. В соответствии с требованиями системы образования в профессиональной среде дошкольного обучения и воспитания сформирован новый образ педагога-музыканта — педагог, являющийся менеджером, который не только обладает профессиональными знаниями, владеет педагогическими технологиями, но и способен эффективно организовывать и управлять педагогическим процессом [1].
К проблеме управленческого опыта педагога-музыканта дошкольного образования обратились ряд отечественных и зарубежных исследователей, так как возросли требования к качеству профессиональной подготовки педагогов-музыкантов, к их уровню общекультурной подготовки. Широко начал обсуждаться вопрос методов изучения педагогического опыта как профессионального [2]. Данная тенденция обусловлена тем, что педагогические условия функционирования дошкольных образовательных учреждений требуют обоснования эффективности системы управления в практике деятельности педагога-музыканта. Актуальность рассмотрения проблемы обозначена тем, что достаточно продолжительное время работа педагог-музыканта сводилась только к выполнению заданий руководства дошкольных учреждений, деятельности по единой и обязательной образовательной программе музыкального воспитания [3].
В современной практике деятельности педагога-музыканта имеются большие возможности для использования в работе различных образовательных программ, методик, а также методов, средств и форм для организации учебного процесса. Педагог теперь имеет много возможностей к творческой самореализации, построению траектории профессионального развития, развитию профессиональной культуры [4]. Однако, проявление высокого профессионализма в деятельности педагога как музыкального руководителя в рамках управления педагогическим процессом является наиболее актуальным и востребованным в деятельности дошкольного образовательного учреждения [5].
В процессе профессиональной деятельности происходит формирование управленческого опыта в рамках специфики труда педагога-музыканта и музыкального руководителя детского коллектива. В процессе работы — музыкально-педагогической деятельности — происходит «шлифование» педагогических компетенций, что опосредует, в дальнейшем, структурные изменения в личности педагог-музыканта, в структуре и содержании самой музыкально-педагогической деятельности. Профессионализация личности приводит к формированию индивидуального характера труда, профессионального имиджа, индивидуально-личностным качествам педагога-музыканта в контексте общего содержания профессии.
Основная мотивация в музыкально-педагогической деятельности педагога-музыканта направлена к удовлетворению профессионально-личностных потребностей в имеющихся педагогических условиях деятельности.
Управленческий опыт педагога-музыканта — понятие емкое и носит междисциплинарный характер. Управленческий опыт — основа управленческих компетенций в музыкально-педагогической деятельности, что предполагает обладание теоретическими знаниями и умение своевременно и «точечно» применить их в профессиональной деятельности [6]. Среди знаний и умений следует выделить сформированные навыки в период многолетней работы и опробованные на практике, доведенные до педагогического совершенства — мастерства, что является индикатором профессионализма педагога-музыканта как руководителя с позиции педагогического менеджмента.
Следует выделить в качестве главных педагогических ценностей управленческого опыта педагога-музыканта, работающего в дошкольном образовательном учреждении:
– человеческие ценности. Дуальность в музыкально-педагогическом процессе — дошкольник как педагогическая ценность и педагог-музыкант, осуществляющий его развитие, умеющий построить продуктивное сотрудничество, установить защиту в эмоциональном плане, умеющий помочь развить индивидуальность ребенка, его творческий и музыкальный потенциал [7];
– духовные ценности, представляющие совокупный педагогический опыт общей педагогики и психологии как науки, представленный в педагогических теориях и способах обучения, и направленный на гармоничное развитие личности ребенка [8];
– практические ценности, представляющие собой способы практической музыкально-педагогической деятельности, опосредованные практикой учебно-воспитательной системы, педагогические методы и технологии, предполагающие различные виды деятельности с дошкольниками [9];
– личностные педагогические способности педагога-музыканта как ценность. Совокупность индивидуальных особенностей личности как субъекта педагогической деятельности в рамках педагогической культуры, музыкально-педагогического процесса и собственного профессионального творчества, направленные на создание личностно-гуманного взаимодействия с дошкольниками.
Представленные ценностные основы педагога-музыканта, осуществляющего музыкально-педагогическую деятельность в дошкольном образовательном учреждении, являются базовыми в общем процессе профессионального развития, профессионального роста, в ходе которых происходит осмысление общепедагогических теорий, направленности собственной деятельности, происходит становление собственного педагогического «почерка» и формирование организационного и управленческого опыта.
Увлеченность своей работой — основа педагогического творчества педагога-музыканта. В деятельности формируются разносторонние интересы, эрудированность, повышается общая педагогическая культура, вырабатывается опыт. Творческие качества личности педагога не могут развиваться в узких предметно-методических условиях, для этого нужны широкие условия культурно-педагогического пространства, постоянно обновляющегося, углубляющегося и пополняющегося.
Литература:
- Радынова О. П. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для СПО / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова; под общ. ред. О. П. Радыновой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 293 с.
- Комарова Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей. — М.: Юрайт, 2020. — 97 с.
- Зацепина М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие для СПО / М. Б. Зацепина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 149 с.
- Дубровская Е. А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие. — М.: Юрайт, 2020. — 180 с.
- Зеленкова Е. В. Творческое мышление музыканта: специфика развития в процессе профессиональной подготовки // МНКО. 2015. № 2 (51).
- Фалетрова О. М. Социальная педагогика. Музыка как средство психолого-педагогической коррекции. — М.: Юрайт. 2019. 162 с.
- Гильмеева Р. Х., Зеленкова Е. В. Научно-исследовательская работа на основе междисциплинарной интеграции как фактор творческого саморазвития студента // Вестник КазГУКИ. 2017. № 4.
- Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие. Учебник и практикум для академического бакалавриата / ред. Дубровская Е. А., Козлова С. А. М.: Юрайт, 2019. 180 с.
- Ивасенко А. Г. Разработка управленческих решений: учебное пособие / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова, Е. Н. Плотникова. 4-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2014. 175 с.