Библиографическое описание:

Демура М. Ю. Профильное обучение – это шаг во взрослую жизнь // Образование и воспитание. — 2017. — №5.1. — С. 17-21. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/74/3003/ (дата обращения: 23.05.2018).



В настоящее время сектор экономики испытывает острую потребность в высококвалифицированных рабочих кадрах и специалистах среднего звена, поэтому актуальной является задача создания целостной гибкой системы непрерывного профессионального образования, которая бы эффективно решала задачи социально-экономического развития страны, поскольку «многие граждане, сегодня не могут реализовать свои профессиональные знания, найти такую работу, которая позволяла бы им иметь достойную зарплату, развиваться, строить карьеру» [1].

С целью решения поставленной задачи необходимо, как отмечает В. В. Путин: «Восстановить престиж и актуальность обучения прикладным квалификациям. Привязать их к конкретным технологиям, представленным на рынке. И обучение вести, как правило, на базе полноценного среднего образования, получаемого в школе. В этом случае потребуется не 3 – 4 года, как сейчас, а не больше года, а иногда и полгода. Зато это будет действительно напряженный учебный труд – на реальных рабочих местах, с лучшими профессионалами в качестве наставников» [1].

Как решить поставленную задачу в условиях города?

На наш взгляд, эффективная организация профильного обучения должна строиться на основе сетевого взаимодействия и сотрудничества школ с учреждениями профессионального образования. Примером такого сотрудничества может служить открытие в апреле 2016 г. краевой инновационной площадки на базе КГБ ПОУ «Хабаровского автодорожного техникума» по теме «Развитие механизмов и форм совместной деятельности организаций в условиях учебно-производственного кластера «Транспорт».

Учитывая данные мониторинга потребностей обучающихся школ в получении среднего профессионального образования, профессиональной подготовки по профессиям рабочих и служащих проведено ряд мероприятий:

– сформирована программа старшей ступени общего образования с учетом интеграции специального подготовительного курса, профессиональной подготовки за счет часов на профильное обучение, внесены предложения о совершенствовании содержания и организации образовательного процесса;

– разработано содержание базового подготовительного курса для профессий, специальностей, программ профессиональной подготовки, реализуемых техникумом, организовали проведение профориентационной работы.

Формирование учебно-производственного кластера «Транспорт» поможет выполнять еще одну актуальную задачу российского образования – позволит готовить специалистов, которые способны адаптироваться к быстро меняющимся условиям рынка труда.

Отправной точкой взаимодействия школы МОУ СОШ №3 и техникума стало создание системы предпрофильной подготовки, которая работает с сентября 2016 г. в старшей школе в 8-10 классах введена дисциплина «Автодело». Организовано профильное обучение: у обучающихся 11 классов реализуется рабочая профессия «Водитель автомобиля». Их цель – познакомить будущих студентов техникума со специальностями технического профилей. Особое внимание здесь должно быть уделено предпрофильному обучению, осуществляемому в режиме личностно-ориентированного образования, которое должно быть направлено на формирование у обучаемых профессионально-значимых компетенций. Важно, что читают дисциплины курса, преподаватели и мастера производственного обучения техникума.

Принимая во внимание тот факт, что сегодня Хабаровский край – площадка для освоения особой экономической зоны (ОЭЗ), приоритетной становится задача приведения рынка образовательных услуг в соответствие с потребностями рынка труда, обеспечение предприятий и организаций-резидентов ОЭЗ необходимыми специалистами.

Эту задачу успешно решает Хабаровский автодорожный техникум. В настоящее время техникум готовит специалистов по направлениям: техническая эксплуатация и ремонт автомобильного транспорта, что продиктовано потребностью ОЭЗ.

Поскольку интеграция общего и среднего профессионального образования нацелены на профессиональное самоопределение обучаемых, использование кадрового и технологического потенциала Хабаровского автодорожного техникума позволит расширить возможности выбора обучающимся индивидуальной образовательной траектории с учетом его будущей профессии, обеспечит его социализацию.

Открытие краевой инновационной площадки «Развитие механизмов и форм совместной деятельности организаций в условиях учебно-производственного кластера «Транспорт»тесно связано с одной из проблем современного школьного образования – у обучающихся (особенно юношей) мало проявляется потребность к труду, слабо развиты трудовые навыки. Поэтому, на наш взгляд, в рамках учебно-производственного кластера актуальны такие формы работы, как мастер-классы преподавателей и специалистов автотранспортных предприятий города, участие школьников в таких мероприятиях как: «День профориентации», защита исследовательских работ учащихся на базе ХАДТ, участие в предметных олимпиадах, конференциях, проводимых на базе Хабаровского автодорожного техникума.

Наш проект нацелен на то, чтобы в условиях учебно-производственного кластера у школьников, работающих в режиме партнерства с техникумом, формировались исследовательские компетенции, являющиеся залогом успешности дальнейшего профессионального самообразования.

Обогащение и обновление форм учебной деятельности школьников, формирование у них практических умений и навыков проведения исследования, развитие интереса к познанию науки, к познанию процессов и явлений природы, позволит организовать деятельность в научно-педагогическом сообществе нового типа «ученик – учитель – специалист».

Функционирование научно-педагогического сообщества строится и предполагает дальнейшую работу на основе взаимодействия методических объединений школы с предметно – цикловыми комиссиями Хабаровского автодорожного техникума, что позволит готовить обучающихся к конкурсам учебно-исследовательских работ.

В связи с вышесказанным, изменяется миссия школы. Она теперь носит инновационный характер, а именно — координация образовательной траектории школьника с учетом его будущей профессии и изменяющихся социально-экономических условий города, региона.

Уже сейчас можно говорить о некотором опыте. Изучение мнения родителей и обучающихся показывает, что обучающиеся обосновывают свой выбор так: 83% опрошенных считают, что сумеют трудоустроиться в развивающейся особой экономической зоне, 15% уверены, что среднее профессиональное образование – хороший старт для получения высшего по выбранному направлению в ВУЗе по заочной форме (при этом срок начала трудовой деятельности резко сокращается), 2% среди опрошенных продолжают семейные профессиональные традиции.

По результатам опроса можно сделать вывод, что снижение производства в последние десятилетия наложило отпечаток на выборе выпускниками школ технического направления профессиональной деятельности.

Проектируя новое направление в деятельности школ-участников инновационной работы, мы предполагаем, получить следующие результаты:

 профессиональное самоопределение учащихся школы будет обоснованно подкреплено возможностью практического ознакомления с предстоящим видом профессиональной деятельности за счет интеграции основного общего образования со средним профессиональным;

 предпрофильное обучение будет сопровождаться профессиональным становлением выпускника на базе Хабаровского автодорожного техникума, что повысит конкурентоспособность выпускника школы, практически освоившего одну из рабочих профессий;

 выпускникам будет обеспечен высокий уровень образования, соответствующий новым образовательным стандартам, запросам социума, интересам самого обучаемого;

 школа и техникум обретут опыт работы в условиях сетевого партнерства, что является потенциалом инновационного развития нашего города.

Таким образом, работа краевой инновационной площадки направлена в конечном итоге на «воссоздание рабочей аристократии»; но то, чтобы сформировать у обучающихся потребность к труду, закрепить в сознании учащегося мысль о том, что «давно миновало время, когда рабочие могли иметь низкий уровень жизни, низкий уровень образования.

Сегодняшний рабочий – это ответственный исполнитель сложных и меняющихся технических регламентов. В условиях, когда конкурентоспособные предприятия постоянно обновляют технологии, когда товары низкого качества быстро вытесняются с рынка – квалификация рабочего, его кругозор, его способность постоянно обучаться стали решающим фактором конкурентоспособности.

Литература:

  1. Путин В. В. Строительство справедливости. Социальная политика для России / Путин В. В. Режим доступа: URL: http://moscow-post.ru.
Основные термины (генерируются автоматически): Хабаровского автодорожного техникума, учебно-производственного кластера, условиях учебно-производственного кластера, краевой инновационной площадки, профессионального образования, среднего профессионального образования, базе Хабаровского автодорожного, форм совместной деятельности, совместной деятельности организаций, профессиональной подготовки, общего образования, уровень образования, непрерывного профессионального образования, полноценного среднего образования, учреждениями профессионального образования, задачу российского образования, учебно-производственного кластера актуальны, профессиональное самоопределение, Формирование учебно-производственного кластера, ступени общего образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос