Библиографическое описание:

Литвинова В. Л., Щербакова А. А. Из опыта деятельности краевой инновационной площадки Хабаровского промышленно-экономического техникума // Образование и воспитание. — 2017. — №5.1. — С. 36-40. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/74/3007/ (дата обращения: 21.05.2018).



Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому что они могут нас чему-то научить.

Жан Ванье «Из глубины»

Инвалидность – это не обделённость судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям.

Тогда главный смысл процесса инклюзии можно обозначить так: «Всем здесь рады!»

Инклюзия (от inclusion – включение) – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.

Инклюзивное образование: процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Распоряжение Министерства образования и науки Хабаровского края от 10.05.2016 № 822 о присвоении образовательным организациям статуса «Краевая инновационная площадка» присвоен статус «краевой инновационной площадки» КГБ ПОУ «Хабаровский промышленно-экономический техникум» по теме: «Разработка модели инклюзивного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».

В техникуме реализуется 9 профессиональных образовательных программ, по которым обучается 1324 студентов, в т.ч. 962 по очной форме, из них 7 человек инвалидов.

На уровне СПО осуществляется подготовка квалифицированных специалистов среднего звена на базовом уровне, в соответствии с лицензированными специальностями:

 Технология деревообработки

 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»;

 08.02.06 «Строительство и эксплуатация городских путей сообщения»;

 09.02.04 «Информационные системы»;

 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»;

 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»;

 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»;

 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»;

 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования».

Координацию деятельности техникума по реализации данной системы обеспечивает Ресурсный учебно-методический центр.

Ресурсный учебно-методический центр инклюзивного образования – это комплексная инновационная структура, организованная для создания условий, обеспечивающих доступность среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ на базе сотрудничества с подразделениями техникума, административными органами, образовательными организациями Хабаровского края.

Целью Центра является профессиональная подготовка конкурентоспособного специалиста из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, а также обучение, методическая поддержка специалистов, работающих в условиях инклюзивного образования, а также родителей детей с ограниченными возможностями, обучающихся в инклюзивных условиях.

Основные направления деятельности Центра:

 Обучение лиц с ОВЗ по востребованным и перспективным для экономики региона профессиям и специальностям по адаптированным образовательным программам СПО (по одной или нескольким нозологиям), программам профессионального обучения, дополнительным профессиональным программам;

 Реализация образовательных программ СПО с использованием сетевой формы обучения;

 Предоставление для коллективного использования специальных информационных и технических средств, дистанционных Образовательных технологий, учебно-методических материалов;

 Повышение квалификации, в том числе в форме стажировок, педагогических работников, по вопросам работы с обучающимися, имеющие инвалидность и ОВЗ;

 Осуществление консультаций лиц с ОВЗ, их родителей (законных представителей) по вопросам получения СПО, в том числе с проведением профессиональной диагностики;

 Проведение и участие в конкурсах профессионального мастерства, студенческих работ в области создания безбарьерной городской среды для маломобильных групп населения;

 Разработка программ содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью и ОВЗ, завершающих обучение по программам среднего профессионального образования.

В техникуме созданы условия самостоятельного передвижения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата по территории техникума, обеспечен беспрепятственный доступ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебные и другие помещения.

В холле установлен специализированный терминал и бегущая строка. До конца 2016 года предусмотрен еще ряд мероприятий по созданию архитектурной доступности.

С целью создания и развития инфраструктуры, обеспечивающей доступность и качество профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ были установлены: поручни, тактильные плитки, лестница, пиктограммы, указатели, знаки, схемы; проведен ремонт санитарно-гигиенического помещения (1 этаж).

Большая часть денежных средств базового центра будет направлена на улучшение материально-технической базы. Сейчас ведется ремонт и приобретается оборудование для зала электронного обучения и дистанционных технологий, полигона периферийных устройств, виртуальной лаборатории, читального зала и библиотеки, сенсорной комнаты.

Зал электронного обучения и дистанционных технологий создается на основе мобильного класса с программным обеспечением для коллективной работы преподавателя и студентов. Для организации электронного и дистанционного обучения в классе предусмотрено использование соответствующей платформы.

Полигон периферийных устройств будет включать разнообразное периферийное оборудование, предназначенное обеспечить доступ обучающимся с ограниченными возможностями к разнообразным информационным ресурсам. Эти периферийные устройства могут быть использованы как во время занятий – лекций, лабораторных и практических работ, курсовых проектов, консультаций, так и для проведения внеклассных и общетехникумовских мероприятий, классных часов, собраний.

Виртуальная лаборатория создается на основе специализированного программного обеспечения для создания компьютерных учебных средств для моделирования различных процессов.

Читальный зал и библиотека оборудуются средствами для обеспечения комфортности самостоятельной работы обучающихся с ОВЗ. В читальном зале оборудуются специализированные учебные места, на базе парт для обучающихся с ДЦП и инвалидов с регулировкой уровня высоты.

В сенсорную комнату приобретается все необходимое оборудование, чтобы обеспечить комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему обучающихся, создать радостное настроение и ощущение полной безопасности, что не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы.

В Центре разработаны локальные акты по базовой организации (дорожная карта, паспорт доступности, положение о ресурсном учебно-методическом центре по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, должностные инструкции сотрудники Центра).

Для оснащения базовой организации материально-техническими средствами и для получения качественного образования инвалидами различных нозологий закупается оборудование для слабовидящих, для лиц с нарушением ОДА, слабослышащих. Адаптирован сайт техникума версией для слабовидящих.

Организуется сетевое взаимодействия в процессе обучения инвалидов и лиц с ОВЗ по программам среднего профессионального образования и профессионального образования.

На базе техникума уже имеются разработанные адаптированные программы для обучающихся с ОВЗ по дисциплинам: «Экология», «Биология», «Химия», «Математика», «Информатика ИКТ», которые помогут инвалидам и лицам с ОВС успешно освоить программу профессионального образования и в дальнейшем получить хорошую работу.

В учебный план введена дисциплина: «Социальная адаптация и основы СПЗ».

Организована деятельность служб содействия трудоустройству выпускников, которые оказывают необходимую консультативную, методическую и психолого-педагогическую помощь по сопровождению при трудоустройстве выпускников-инвалидов и лиц с ОВЗ.

Образование студентов с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными обучающимися возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): профессионального образования, ограниченными возможностями, среднего профессионального образования, ограниченными возможностями здоровья, программам среднего профессионального, профессионального образования лиц, инклюзивного образования, профессионального образования инвалидов, содействия трудоустройству выпускников, программам профессионального обучения, программу профессионального образования, условиях инклюзивного образования, образовательным программам СПО, центр инклюзивного образования, доступность среднего профессионального, ограниченными возможностями здоровья», дистанционных технологий, Распоряжение Министерства образования, доступность образования, развития общего образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос