Траектории кластерного взаимодействия в системе профессиональной подготовки педагога | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Библиографическое описание:

Кальницкая И. Г., Хорева Г. В. Траектории кластерного взаимодействия в системе профессиональной подготовки педагога // Образование и воспитание. — 2017. — №5.1. — С. 31-36. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/74/3006/ (дата обращения: 19.08.2018).



Раскрывая представление о Педагогическом кластере как системе взаимосвязанных организаций профессионального образования, объединенных с определенной целью, по определенному признаку и на партнерских отношениях, необходимо подчеркнуть, что он является не только способом объединения ресурсов разных учебных заведений, но и фактором становления настоящих профессионалов в начальном образовании [1].

Образовательный кластер представляет собой многоплановое и многообразное взаимодействие, воплощенное в различных образах. Это взаимодействие, формируя систему ценностей со-участия, со-творчества и со-действия, способствует взаимной активизации, создает интегрированное единое образовательное пространство, формирует субъект-субъектные отношения его участников. В тесном взаимодействии находятся такие его подсистемы, как администрации образовательных организаций, преподавательские, учительские коллективы, студенческие группы, классы, родители. Это и собственно научное, научно-методическое, учебно-методическое, учебное, организационно-учебное или иное взаимодействие образовательных учреждений; это, прежде всего, взаимодействие преподавателей между собой; это и межличностное взаимодействие, которое определенным образом тоже может влиять на культурно-образовательное взаимодействие.

Определяя модель взаимодействия учреждений общего, среднего профессионального и высшего образования в формате реализации Педагогического кластера-27 на базе Хабаровского педагогического колледжа имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша, мы определяем ее как сотрудничество в рамках краевого проекта «Педагогический кластер27».

Сотрудничество как совместная деятельность, как организационная система активности взаимодействующих субъектов характеризуется следующими основными особенностями: пространственным и временным соприсутствием, единством цели, ориентацией на профессиональное развитие, организацией и управлением деятельностью, разделением функций, действий, операций, наличием позитивных отношений между участниками взаимодействия. Диссеминация опыта взаимодействия образовательных организаций в формате кластера позволяет транслировать инновационные технологии сотворчества как фактора повышения качества обучения студентов.

Отметим наиболее интересные формы такого взаимодействующего сотрудничества.

В рамках реализации решений региональной научно-практической конференции «Профессиональная подготовка учителей начальных классов в контексте многоуровневого образования» Г.В. Хорева на базе Хабаровского педагогического колледжа провела мастер-класс по теме «Некоторые аспекты решения комбинаторных задач в начальных классах при реализации ФГОС НОО». Цель мастер-класса: создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом в области обучения решению комбинаторных задач.

Техническое и методическое оснащение лаборатории «Начальное образование» педагогического колледжа обеспечило возможность целесообразного использования информационно-коммуникационных технологий при решении учебных задач.

Участниками мастер-класса стали студенты гуманитарного университета, Хабаровского педагогического колледжа, преподаватели частных методик колледжа. Совместное обучение позволило студентам познакомиться друг с другом, проявить свои таланты, в активном сотворчестве наметить «точки профессионального роста». Диалог двух учебных заведений позволил его участникам методически обогатиться, определиться в содержании дальнейшего системного сотрудничества и создании единого информационного пространства в области подготовки учителей начальных классов.

23 января 2015г. в формате реализации партнерских отношений с Краевым центром образования и Дальневосточным государственным гуманитарным университетом состоялся методический семинар-конструктор «Развивающие технологии начального образования» (лаборатория «Начальное образование» Хабаровского педагогического колледжа).

Целью реализации семинара стало практическое освоение развивающих технологий: игры В.В. Воскобовича («Геоконт», «Волшебный квадрат», «Складушки», «Чудо-крестики» и др.), технология «Кубики Зайцева» или складовый принцип чтения, блоки Дьюнеша как технология развития логического мышления. В рамках семинара были продемонстрированы возможности современных технических средств обучения: копирующей доски и графических планшетов.

Адресаты семинара (учителя и методисты начальных классов КГАОУ «Краевой центр образования») активно участвовали в обсуждении авторских технологий, определяли их достоинства и риски реализации.

Основными реляторами методического конструктора стали Г.В. Хорева, к.п.н., доцент Педагогического института ФГБОУ ВО ТОГУ, И.Г. Кальницкая, С.В. Ясько, КГБ ПОУ «Хабаровский педагогический колледж».

Конструктивное сотрудничество различных структур образовательной сферы Хабаровского края способствует преодолению их автономии и созданию единой архитектоники системы просвещения.

24 марта 2015 г. в рамках соглашения о совместной деятельности кафедры дошкольного, дефектологического и начального образования ДВГГУ и лаборатории «Начальное образование» ХПК на базе лаборатории «Начальное образование» был проведен образовательный консалдинг на тему «Развивающий потенциал образовательных авторских технологий при реализации принципа преемственности «ДОУ – Начальная школа».

Участники консалдинга – студенты выпускной группы специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и студенты 3 курса специальности «Дошкольное образование» ДВГГУ – активно обсудили возможности применения развивающих авторских технологий (РИВ, кубики Н. Зайцева). Презентация учебных ситуаций с использованием развивающих игр позволила участникам мероприятия создать потенциальную модель единой образовательной среды для детей 5-9 лет.

24 апреля 2015 г. в формате совместного образовательного события «ХПК-ДВГГУ-КЦО» на базе КГАОУ «Центр развития образования» прошла XXI региональная научно-практическая конференция преподавателей и студентов «Образовательный кластер как необходимое условие повышения качества подготовки специалистов». Цель конференции: обмен научными достижениями, идеями, мнениями и опытом практики обучения, воспитания и развития младших школьников.

В работе конференции приняли участие преподаватели, студенты ХПК и ФНДиДО ДВГГУ и учителя КЦО. Материалы конференции опубликованы в виде электронного сборника научных статей.

Можно ли рассматривать образование как архитектурную структуру, что является ее основой и компонентами? На эти вопросы 13 ноября 2015 г. искали ответы студенты специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании» колледжа и студенты специальности «Начальное образование» Педагогического института ТОГУ. Полилог состоялся в рамках методического семинара «Методическая архитектоника современного начального образования». Организаторы – Г.В. Хорева (ДВГГУ), И.Г. Кальницкая и Л.В. Шурыгина (КГБ ПОУ ХПК).

Это образовательное событие было посвящено изучению современного образовательного оборудования мобильного класса, практическому освоению развивающих авторских технологий.

Л.В. Шурыгина, И.Г. Кальницкая провели бинарный мастер-класс «Демонстрация возможностей современных технических средств обучения: копирующей доски, графических планшетов, документ-камеры, системы голосования», демонстрируя развивающие возможности ИКТ в компенсирующем и коррекционно-развивающем образовании. Г.В. Хорева раскрыла участникам семинара основные принципы технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича (игры «Математические картинки», «Геоконт», «Волшебный квадрат», «Складушки», «Чудо-крестики» и др.). Кластерная система позволяет объединить возможности разных учебных заведений в единой образовательной архитектонике, что, несомненно, способствует воспитанию настоящих профессионалов в начальном образовании.

21 января 2016 в Хабаровском педагогическом колледже состоялась олимпиада профессионального мастерства «Методический Олимп», специальность «Преподавание в начальных классах».

Цели олимпиады:

 воспитание и формирование профессиональных качеств педагога в соответствии с Профессиональным стандартом педагога;

 формирование профессиональных компетенций и профессиональной мотивационной сферы обучающихся.

Содержание и форма организации олимпиады соответствовали Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, содержанию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, Движению World Skills Russia.

Олимпиада проведена в рамках деятельности краевого педагогического образовательного кластера, являлась открытой: среди 39 участников олимпиады были не только студенты Хабаровского педагогического колледжа, но и студенты специальности «Преподавание в начальных классах» Педагогического института ТОГУ.

Финал олимпиады состоялся 20 января в Краевом центре образования, образования, который является стратегическим партнером и лучшей базовой практикой для будущих учителей начальных классов.

Гостями олимпиады стали представители министерства образования и науки Хабаровского края, института повышения и переподготовки квалификации в области профессионального образования, Педагогического института ТОГУ.

Конкурсанты должны были выполнять следующие задания:

 «Научу за 5 минут», цель – продемонстрировать умение создавать творческую работу прикладного характера;

 «Каллиграфическое письмо», цель – продемонстрировать каллиграфические умения;

 «Методическое мастерство», цель – продемонстрировать методические умения.

Учениками конкурсантов стали второклассники Краевого центра образования.

27 февраля 2016 г. проведены занятия для слушателей повышения квалификации воспитателей дошкольных образовательных организаций Хабаровского края, организатором которых является факультет дополнительного образования Педагогического института ТОГУ, декан О.Б. Нестеренко, реализатором – кафедра ПДО(П), зав. кафедрой Т. Г. Луковенко.

Курсы проведены на базе образовательных организаций и структур: кафедра ПДО(П) Педагогического института, МБДОУ № 84, МБДОУ № 167, Хабаровский педагогический колледж.

В педагогическом колледже практико-ориентированный семинар реализован в следующей траектории: Содержание предметной развивающей среды для детей > Основы математической грамотности дошкольников > Лингвистическое образование детей 5-7 лет как основа обучения грамоте –преподавателями Педагогического института ТОГУ и Хабаровского педагогического колледжа.

Сочетание теоретического и практического подходов, разных педагогических школ, несомненно, обеспечивает содержательную интенсивность и вариабельность подготовки слушателей курсов повышения квалификации.

23 сентября 2016 г. в педагогическом колледже в рамках деятельности краевого проекта «Педагогический кластер-27» состоялось методическое совещание, посвященное проблемам обучения студентов специальности «Преподавание в начальных классах»: «Как объять необъятное или освоение 8 программ». Участники: преподаватели, учителя и сотрудники кафедры дошкольного, начального, дефектологического образования Педагогического института ФГБОУ ВО ТОГУ, ХК КГБОУ ДПО «Хабаровский краевой институт развития образования», КГАОУ «Краевой центр образования», работодатели, методисты колледжа.

Основным вопросом совещания стало определение оптимальной траектории изучения многочисленных образовательных программ начальной школы. На совещании анализировались следующие аспекты проблемы: обзор образовательных программ, по которым работает начальная школа Хабаровского края; содержание и особенности изучения вариативных программ, презентация опыта; пути оптимизации и повышения качества обучения студентов (формирование готовности к деятельности по разным программам).

Все образовательные мероприятия педагогического кластера, позволяют наметить пути совместного решения актуальных проблем, что, несомненно, должно обеспечить повышение качества подготовки педагогических кадров как залога сохранения и развития стабильной и эффективной Российской образовательной системы.

Литература:

  1. Смирнов А. В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе /А. В. Смирнов. – Казань, РИЦ «Школа», 2010. – 102 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Хабаровский педагогический колледж, Педагогический институт, начальное образование, Хабаровский край, начальная школа, педагогический колледж, профессиональное образование, Краевой центр образования, студент специальности, класс.

Похожие статьи

Сетевое взаимодействие образовательных организаций как...

сетевое взаимодействие, Хабаровский педагогический колледж, дошкольное образование, имя Героя, Калараш, профессиональное обучение студентов, Хабаровский край, Советский Союз...

Из опыта деятельности краевой инновационной площадки...

Распоряжение Министерства образования и науки Хабаровского края от 10.05.2016 № 822 о присвоении образовательным организациям статуса «Краевая инновационная площадка» присвоен статус «краевой инновационной площадки» КГБ ПОУ «Хабаровский...

КГБ ПОУ «Хабаровский педагогический колледж имени Героя...»

Особенности студенческого научного общества педагогического колледжа. Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г. — Шпилевая С. Н.

Развитие в России среднего профессионального образования...

Институт непрерывного образования Московского государственного университета экономики, статистики и информатики имеет в своей структуре колледж (уровень СПО) [4, с.3].

сетевое взаимодействие, Хабаровский педагогический колледж...

Сетевое взаимодействие образовательных организаций как... сетевое взаимодействие, Хабаровский педагогический колледж, дошкольное образование, имя Героя, Калараш, профессиональное обучение студентов, Хабаровский край, Советский Союз...

Система формирования профессионально-педагогической...

Система формирования профессионально-педагогической направленности будущих учителей начальных классов в педагогическом колледже. Автор: Агафонова Светлана Юрьевна. Рубрика: Педагогика.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Сетевое взаимодействие образовательных организаций как...

сетевое взаимодействие, Хабаровский педагогический колледж, дошкольное образование, имя Героя, Калараш, профессиональное обучение студентов, Хабаровский край, Советский Союз...

Из опыта деятельности краевой инновационной площадки...

Распоряжение Министерства образования и науки Хабаровского края от 10.05.2016 № 822 о присвоении образовательным организациям статуса «Краевая инновационная площадка» присвоен статус «краевой инновационной площадки» КГБ ПОУ «Хабаровский...

КГБ ПОУ «Хабаровский педагогический колледж имени Героя...»

Особенности студенческого научного общества педагогического колледжа. Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г. — Шпилевая С. Н.

Развитие в России среднего профессионального образования...

Институт непрерывного образования Московского государственного университета экономики, статистики и информатики имеет в своей структуре колледж (уровень СПО) [4, с.3].

сетевое взаимодействие, Хабаровский педагогический колледж...

Сетевое взаимодействие образовательных организаций как... сетевое взаимодействие, Хабаровский педагогический колледж, дошкольное образование, имя Героя, Калараш, профессиональное обучение студентов, Хабаровский край, Советский Союз...

Система формирования профессионально-педагогической...

Система формирования профессионально-педагогической направленности будущих учителей начальных классов в педагогическом колледже. Автор: Агафонова Светлана Юрьевна. Рубрика: Педагогика.

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос