Библиографическое описание:

Барышникова А. В. Выбор будущей профессии – ответственный шаг // Образование и воспитание. — 2017. — №5.1. — С. 6-10. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/74/3000/ (дата обращения: 23.05.2018).



Выбор будущей профессии первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники. С этой целью создана в колледже система профориентационной деятельности, для эффективного формирования конкурентоспособного специалиста, востребованного на рынке труда. Концепция содержит характеристику рынка труда в области машиностроения, систему профориентационной деятельности, организационную структуру управления, методы и технологию формирования профессионального самоопределения будущего рабочего и программу профориентационной работы, которые являются стратегией колледжа по построению профориентационной работы.

Одним из востребованных в образовательной сфере направлений профориентационной деятельности сегодня является проведение PR-мероприятий по продвижению и повышению престижа профессий образовательных учреждений, рабочих профессий во взаимодействии с организациями, общественными объединениями, средствами массовой информации.

В рамках учебно-производственного кластера «Авиастроение» с целью популяризации учебных дисциплин технического профиля, движения WorldSkills, повышения мотивации школьников к выбору рабочих профессий и приобщения их к достижениям машиностроительной отрасли авиастроительным колледжем организуются профильные смены в дни каникул.

Каникулярная предпрофильная школа знакомит учащихся 5-9 классов с миром рабочих профессий предприятий города и края. На выбор школьникам предлагаются занятия, формирующие общеразвивающие компетенции. Реализация программ профильного обучения (Программа элективных курсов) включает в себя 4 модуля: «Экономикс», «Металл раскрывает секреты», «PRO-электричество», «Мастер-шеф». Модули тьютор-кейса помогают в профессиональном самоопределении учащихся школ.

Основной цельюмодулей является формирование у учащихся личностной готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению, а также выбору вида и уровня образования после окончания основной школы.

Задачи тьютер-кейсы помогают решать следующие подготовка школьников к осознанному выбору профиля обучения после окончания школы и в перспективе – будущей профессии; расширение знаний учащихся о мире профессий, возможностях подготовки к ним, формирование представления о профпригодности и компенсации способностей; обучение учащихся выявлять соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям; формирование у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях; а также обучение планированию профессиональной карьеры; помощь учащимся в профессиональном самоопределении с целью принятия ими осознанного решения в выборе профессионального пути с учётом психофизиологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества; развитие профессиональных интересов и склонностей; профессиональное консультирование; и наконец, знакомство с состоянием рынка труда и рынка профессий региона, перспективами трудоустройства и профессионального роста.

Модули реализуются как профессиональные пробы, которые помогают сделать первые шаги в профессии и показать ее достоинства.

Школьникам интересно работать на высокотехнологичном оборудовании и станках, проэмуляторах, побывать в роли «профессионала» с инструментом в руках, разработать и представить проект и даже провести свое исследование.

Познакомимся поближе с каждым модулем программы. Модуль «Экономикс» представлен в форме интеллектуальной экономической игры.

Правила просты, их можно дополнять по своему усмотрению. Итак, правила игры: в игре участвуют 3 команды-семьи в соответствии со своими предпочтениями. Сначала необходимо обсудить ответ в своей семье, затем ответить. За правильный ответ – получить можно монету.

В первом туре «А знаете ли Вы?» предложены вопросы, связанные с экономикой. Например: Что такое доход? Из чего состоит доход семьи? Что такое расходы?

Во втором туре «Финансово-экономическая шарада» школьники должны отгадать в каждой строке зашифрованное слово, которое имеет отношение к экономике, расшифровать спрятанный экономический термин. Например, ион + царек = владелец акции; тон + краб = несостоятельный должник и др.

В третьем туре «Финансово-экономические задачи» школьники должны решить задачи. Например, молодая семья откладывает каждый месяц по 2 тыс. рублей на покупку холодильника. Через сколько времени семья сможет его купить, если холодильник стоит 26 тыс.?

В четвертом туре «Проблема выбора» школьники помогают составить меню в школьной столовой на 70 рублей. Заключает игру тур «Продовольственная корзина», когда из предложенных продуктов необходимо выбрать те, которые, по-вашему, мнению, входят в продовольственную корзину российского потребителя.

В каждой семье бывает такая ситуация, когда необходимо отложить денежные средства на поездку на отдых, на покупку дорогостоящего товара. В туре «Семейная копилка» каждой семье необходимо предложить варианты экономии семейного бюджета.

Программа тьютер-кейсов предлагает модуль «Металл раскрывает секреты». Маленькая мастерская раскрывается перед школьниками во время проведения данного модуля. Сначала в форме фото-опроса дети знакомятся с правилами техники безопасности, без которых не обходится ни одно производство, затем узнают виды металлорежущего инструмента и станочный инструмент.

Например: Металлорежущий инструмент – это орудие производства для изменения формы и размеров обрабатываемой металлической заготовки путём удаления части материала в виде стружки с целью получения готовой детали или полуфабриката.Различают станочный и ручной металлорежущий инструмент: резцы, фрезы, протяжки могут посмотреть и познакомится, как изготавливается деталь и на металлорежущих станках.

Основной частью модуля является работа по подгруппам на фрезерных, сверлильных, шлифовально-заточных и токарно-винторезных станках.

Модуль PRO-электричество» знакомит школьников с самой древнейшей профессией. И это – электромонтер.

Сегодня вспомним все о токах – заряженных частиц потоках.

И про источники, про схемы и нагревания проблемы.

Ученых, чьи умы и руки оставили свой след в науке,

Приборы и цепей законы, Кулоны, Вольты, Ватты, Омы.

Решим, расскажем, соберем, мы с пользой время проведем!

Школьники начинают разговаривать на ты с электричеством через простые загадки. Например:

К дальним селам, городам,

Кто идет по проводам?

Светлое величество!

Это ... (электричество)

Ночь. Но если захочу,

Щелкну раз – и день включу. (выключатель)

Все мы знаем, что с электричеством нужно обращаться осторожно. Однако в повседневной жизни, в уютной домашней обстановке мы, порой, забываем, что электричество из надежного друга может легко превратиться в смертельного врага, особенно если мы не следуем правилам электробезопасности.

После теоретического задания переход к практическому с помощью электронного средства обучения (ЭСО) «Физика. Электричество. Виртуальная лаборатория» собирают схемы.

Практическая часть модуля самая сложная и проходит она в электромонтажной мастерской. Ребятам необходимо произвести монтаж необходимого оборудования, провести соединительные провода, прозвонить схему с помощью мультиметра и проверить на работоспособность, включив ее в сеть.

По словам русского поэта 19 века Якова Петровича Полонского:

Царство науки не знает предела –

Всюду следы ее вечных побед,

Разума слово и дело,

Сила и свет.

Эти слова по праву можно отнести к замечательной науке – электротехнике, подарившей нам столько открытий, освятившей нашу жизнь в прямом и переносном смысле. А сколько еще не познанного вокруг! Какое поле деятельности для пытливого ума, смелых рук и любознательной натуры! Так –запускайте свой «вечный двигатель» и вперед!

Самый вкусный модуль «Мастер-шеф», который знакомит с миром и секретами кулинарии. Так начинается искусство работы с соленым тестом. «С давних времен люди выпекали из теста не только хлеб, но и декоративные изделия. В Германии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон и крепились к дверям. В Китае из соленого теста изготавливались марионетки для кукольных представлений. В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и при выпечке не меняли цвета, считались особенно привлекательными.

Еще на Руси, когда Новый год праздновали 1 сентября, а заодно играли и свадьбы, было принято дарить фигурки из соленого теста. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме – символ богатства и благополучия в семье».

Затем школьники приступают к изготовлению корзинки с обязательным соблюдением техники безопасности. Пока выпекается корзинка, дети играют в викторину «Волшебная шкатулка». В заключение занятия из остатков теста плетутся ободок и ручка. Их подсушивают в духовке и приклеивают к корзинке.

Программа элективных курсов (тьютор-кейсы «Карьера будущего авиастроителя»), разработанная для школьников 9-х классов после апробации откорректирована путем расширения спектра тематики элективных курсов. Данная программа элективных курсов вошла в состав предпрофильной и профильной школ.

Очень важным результатом внедрения тьютор-кейсов можно считать выполнение контрольных цифр приема в 100% объеме, и все образовательные учреждения города в процентном объеме охвачены по реализации элективных курсов. Также внедрение предпрофильной и профильной школы является повышение имиджа образовательного учреждения.

Колледж занял первую строчку в рейтинге эффективности деятельности профессиональных образовательных организаций Хабаровского края. При этом рассматривалась деятельность двадцати четырех профессиональных образовательных учреждений края. Проведенный мониторинг приоритет отдавал образовательному процессу, особое место уделялось социальной и воспитательной работе не только с обучающимися лицея, но и школьниками.

Проведение элективных курсов на базе Губернаторского колледжа будет способствовать ранней профориентации учащихся, а дальнейшее создание открытой тренировочной площадки для участия в чемпионатах WorldSkills позволит повысить уровень качества выпускников профессионального образования.

Литература:

  1. Максимов В. Г. Профессиональная ориентация школьников / В. Г. Максимов. – Чебоксары: Школа, 1988. – 301 с.
  2. Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости / Т. Л. Павлова. – М: ТЦ «Сфера», 2005.
  3. Павлютенков, Е. М. Формирование мотивов выбора профессии / Е. М. Павлютенков. – Киев: Рад. школа, 1980. – 143 с.
  4. Пряжников, Н. С. Игровые профориентационные упражнения / Н. С. Пряжников. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997. – 56 с.
  5. Резапкина Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов / Г. В. Резапкина. – М.: Генезис, 2004.
  6. Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / С. Н. Чистякова. – М.: Просвещение, 1997. – 284 с.
Основные термины (генерируются автоматически): элективных курсов, соленого теста, будущей профессии, рабочих профессий, Программа элективных курсов, профориентационной деятельности, школьники должны, профессионального самоопределения, профессиональном самоопределении, выбору рабочих профессий, профессиональном самоопределении учащихся, миром рабочих профессий, престижа профессий образовательных, Выбор будущей профессии, «Финансово-экономическая шарада» школьники, «Финансово-экономические задачи» школьники, профориентационной работы, «Проблема выбора» школьники, первом туре «А, рынка труда.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос