Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (13) июнь 2017 г.

Дата публикации: 26.05.2017

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Галдаев Е. В., Скнарина Т. А. Некоторые аспекты профориентационной деятельности школы // Образование и воспитание. — 2017. — №3.1. — С. 13-15. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/61/2464/ (дата обращения: 21.05.2018).



В статье рассматриваются основные цели и задачи профориентационной работы в общеобразовательной организации, основные направления профориентационной деятельности школы; определены условия, способствующие оптимизации профориентационной деятельности образовательной организации.

Ключевые слова: профориентационная деятельность школы, профессиональное самоопределение, профессионально-ориентированное просвещение, профессионально-ориентированная диагностика, профессионально-ориентированная консультация.

Если есть в жизни человека что-то

судьбоносное, так это выбор профессии

Н. Чернышевский

Для успешной реализации личности важную роль играет профессия. Не каждому удаётся сразу определиться с ней. Для этого нужна правильно организованная профориентация. Известно, что существует противоречие между соотношением желаний, возможностей человека и потребностями общества. Зачастую человек не хочет делать то, что может и не может то, что хочет. По данным Росстата, 55 % опрошенных россиян работают не по специальности, при этом в неформальном секторе эта цифра достигает 73 %. Ещё тяжелее ситуация со средним образованием: полученная профессия не пригодилась 67 % россиян. Одновременно только четверть опрошенных удовлетворены своей зарплатой [7].

Именно поэтому работа по профориентации должна быть органичной частью учебно-воспитательной работы школы, подготавливающей своих выпускников к самостоятельной жизни в обществе.

Профессиональная ориентация для школы – это определенный комплекс взаимосвязанных психологических, педагогических, социальных и медицинских мероприятий, направленных на определение и формирование профессионального призвания, выявления особых интересов, способностей, пригодности и прочих факторов, влияющих на выбор рода деятельности или профессии.

В современных условиях профессиональное самоопределение характеризуется рядом особенностей, в их числе:

- расширение пространства выбора профессионального пути;

- негарантированный характер занятости;

- динамичность и неопределенность структурной занятости;

- социальное неравенство, касающееся шансов различных категорий молодёжи в выборе профессии и профессиональном образовании;

- повышение собственной ответственности за принятие индивидуального решения [4].

Для анализа деятельности школы на внутреннем уровне профориентационной деятельности, нами проведено мини-исследование на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ростова-на-Дону «Школа № 112», демонстрирующее уровень готовности школьников к профессиональному самоопределению.

Цель исследования — обозначить проблемы организации профориентационной деятельности школы, содержание и направления деятельности, способствующие профессиональному самоопределению молодежи.

Предмет изучения: содержание и формы профориентационной работы в общеобразовательном учреждении.

Объект исследования — профориентационная деятельность школы.

Метод — анкетирование, опрос.

Выборочная совокупность составила 229 обучающихся 8–9 классов. Исследование показало, что еще не все школьники вовлечены в проблему выбора будущей профессии. Только для 41 % (94 человека) она является одной их первостепенных. Распределение ответов школьников на вопрос «Проводится ли в рамках школы работа по выявлению профессиональных интересов или предпочтений обучающихся?» показало, что лишь 5 % опрошенных школьников считают, что такая работа не проводится, но 10 % называют такую деятельность эпизодической. Отметим и тот факт, что школьникам необходима помощь в формировании профессионального самоопределения при выявлении личных профессиональных интересов, предпочтений, склонностей. 174 обучающихся (76 %) считают, что данную помощь может оказать школа.

Профориентация в МБОУ «Школа № 112» реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Цель профориентационной работы в школе:

— оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности;

— оказание информационной поддержки учащимся в процессе выбора будущей профессии с учётом состояния здоровья;

— выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи профориентационной работы:

— диагностика предпочтений, склонностей и возможностей школьников, ценностных ориентаций в выборе профессии, профессиональной предрасположенности и предоставление полученных данных самим обучающимся и их родителям;

— воспитание положительного отношения к труду;

— развитие познавательного интереса к трудовой деятельности;

— выработка гибкой системы сотрудничества школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

Основные направления профессиональной ориентации учащихся:

— Профессионально ориентированное просвещение;

— Профессионально ориентированная диагностика;

— Профессионально ориентированная консультация и др.

Для диагностики классными руководителями применяется наиболее распространенная в России методика профориентации академика Е. А. Климова, в котоpой профессии дифференцированы по пяти областям человеческой деятельности (человек – окружающая среда, человек — художественный образ, человек – знаковая система, человек-машина, человек-человек). В зависимости от ответов на вопросы о том, чем бы будущим выпускникам хотелось заниматься, предлагается на выбор pяд профессий в конкретной области. Хотя количество профессий в каждой области велико, но это только расширяет возможность выбора.

Профессионально ориентированное просвещение- ознакомление школьников с различными видами труда в обществе, разнообразием и особенностями профессий, тенденциями их развития, потребностями в кадрах хозяйства страны и конкретного региона, путями получения профессии, особенностями трудоустройства и последующего профессионального роста.

Целью профессионального просвещения является создание реальных представлений о мире профессий в целом, осознание содержания и качественных особенностей основных трудовых задач, функций, прогнозирования работы по конкретным профессиям [1, с. 254]. Данное направление реализуется через проведение классных часов, «круглых столов» с преподавателями и студентами различных учебных заведений, встреч со специалистами Центра занятости, представителями различных профессий.

Профессионально ориентированная консультация — действенная помощь в трудовом самоопределении учащихся, основанная на индивидуальном изучении личности.

В ходе профконсультации учащиеся получают информацию о производственных, материальных и социальных условиях в которых они будут находится в связи с выбором ими соответствующей профессии [1, с. 255].

Данное направление реализуется через встречи со специалистами Центра занятости и представителями различных профессий.

Основные мероприятия –– это классные часы, прохождение курсовой подготовки некоторыми старшеклассниками при учебных заведениях различного уровня (ВУЗы, колледжи), совместных «круглых столов» студентов и старшеклассников (например, «Моя профессия»), предметные недели, посещение Дней открытых дверей в различны учебных заведениях, сотрудничество с мобильным центром занятости.

Все перечисленные мероприятия проводятся в соответствии с планом профориентационной работы МБОУ «Школа № 112».

На учёте в государственных учреждениях службы занятости Ростовской области состоит 21 828 человек. Это только официальная статистика, но не все нетрудоустроенные обращаются в такие учреждения [5].

Таким образом, становится очевидным, что необходимо продолжать работу по профессиональной ориентации школьников для того, чтобы ими был сделан правильный выбор, и они были затребованы на рынке труда.

Профориентационная деятельность в старших классах должна быть системной, комплексной, целостной и непрерывной [1, с. 256]. Нужно активнее привлекать в школы представителей ВУЗов и колледжей для сотрудничества, разнообразить формы профориентационной работы. Однако взаимодействие со школьниками должно быть только на добровольной основе.

Литература:

  1. Астрицова Е. В., Махова А. В. Формирование профориентационных предпочтений старшеклассников: методологический аспект // Символ науки. 2015. № 6.
  2. http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-proforientatsionnyh-predpochteniy-starsheklassnikov-metodicheskiy-aspekt#ixzz4aXDZbRKO
  3. Сайт Федеральной службы государственной статистики. Статистический бюллетень 2011 г. Аналитический раздел «Тенденции на рынке труда». http://www.gks.ru/ bgd/regl/B11_04/IssWWW.exe/Stg/d03/2-rin-trud.htm.
  4. http://www.dagmintrud.ru/novosti-ucherezhdeniy/23419/
  5. Солдатенко О. А. Профориентация — основа профессионального самоопределения студентов: миф или реальность? // Современная педагогика. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/02/855
  6. http://rostov.gks.ru/
  7. Результаты обследования самочувствия россиян на рынке труда, проводившегося Росстатом в 2012 году, в интервью Российской газете замглавы Росстата Константина Лайкама. –URL: http://www.rg.ru/2012/08/13/laykam.html.
Основные термины (генерируются автоматически): профориентационной деятельности, профориентационной работы, профориентационной деятельности школы, Профессионально ориентированная, Профессионально ориентированная консультация, Профессионально ориентированное просвещение, профориентационная деятельность школы, представителями различных профессий, формы профориентационной работы, специалистами Центра занятости, выборе профессии, школьников профессионального самоопределения, профессиональное самоопределение, профориентационной деятельности образовательной, направления профориентационной деятельности, Профессионально ориентированная диагностика, профессиональному самоопределению, анализа деятельности школы, МБОУ «Школа, профессиональной ориентации школьников.

Ключевые слова

профессиональное самоопределение, профориентационная деятельность школы, профессионально-ориентированное просвещение, профессионально-ориентированная диагностика, профессионально-ориентированная консультация

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос