Поликультурное воспитание как фактор социализации младших школьников с ОВЗ
Автор: Ерасова Наталья Сергеевна
Рубрика: Специальные (коррекционные) школы
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.
Дата публикации: 26.11.2017
Статья просмотрена: 481 раз
Библиографическое описание:
Ерасова, Н. С. Поликультурное воспитание как фактор социализации младших школьников с ОВЗ / Н. С. Ерасова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 119-120. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2873/ (дата обращения: 16.12.2024).
Воспитание в широком социальном смысле нередко отождествляют с социализацией. Одним из важнейших процессов социализации является поликультурное воспитание, основанное на преемственности культуры, традиций и норм.
Культура — одно из ключевых понятий в поликультурном воспитании. Именно она играет важную роль в процессе социализации личности ребенка, формировании патриотизма и любви к своей Родине, поэтому необходимо повышать уровень знания детей, особенно младших школьников, основ своей национальной культуры.
Таким образом, для сохранения и поддержания образцов национальной культуры, этнического самосознания народа необходимо, в первую очередь, целенаправленно прививать подрастающему поколению знания о национальных традициях, обычаях, фольклоре, способствовать сохранению народных промыслов и особенностей национальной самобытности, языка, формировать чувство гордости и патриотизма за свою страну и свой народ, развивать морально-нравственные качества детей.
Этим мы и занимались на воспитательских часах с обучающимися 4 класса.
Руководствуясь предложенным тематическим планом, мною были разработаны ряд занятий, направленных на поликультурное воспитание младших школьников с ОВЗ.
Одно из них, открытое занятие, называется «Русская матрешка». Цель его проведения — приобщение детей к национально-культурным традициям через знакомство с игрушкой матрешкой, символом русского народного искусства. На занятии мы узнали историю создания игрушки, рассмотрели основные ее виды. В заключение занятия был проведен блиц-турнир, в котором ребята приняли активное участие, легко отвечали на каверзные вопросы. Стремление ребят к знакомству с национальными традициями было искренним, эмоционально отзывчивым.
Цикл занятий, посвященных народному искусству, был продолжен беседой о декоративно-прикладном творчестве на тему «Народные промыслы России. Гжель. Хохлома. Жостово». Мы поговорили об истории возникновения и особенностях росписи. Это занятие знакомит детей с наследием русского народного искусства и его традициями, воспитывает доброту, отзывчивость, любовь к родному краю, а это все — основы социализации воспитанника в поликультурном пространстве.
Традиции, обычаи и праздники, которые свойственны многим народам, сплачивают людей, призывают жить и трудиться в дружбе, добрососедстве, мире и носят национальный характер. Сходства мы находим не только в праздниках и обычаях, но и в религиях. И Библия, и Коран — все они одинаково воспитывают высокие нравственные качества в человеке, учат нас терпимости и человеколюбию.
Воспитанникам очень понравился цикл занятий, посвященных христианскому празднику Пасхи. На первом занятии ребята познакомились с историей праздника, на втором мы занялись росписью деревянных яиц гуашью. Ребята, в том числе Магомед, с большим интересом прослушали основные факты появления и празднования праздника Пасхи. С большим увлечением расписывали символ Пасхи из дерева.
Приобщение к культурному наследию невозможно без прочтения сказок. На одном из занятий мы рассмотрели ненецкую народную сказку «Кукушка», ребята с интересом ее слушали, равнодушным она не оставила никого. Мнение о ней, о героях сказки оказались неоднозначными. Большое внимание было уделено смысловой нагрузке сказки, эмоциональной отзывчивости детей. Для передачи смысла сказки мы подбирали пословицы, т. е. использовали и другие жанры устного народного творчества. Эта сказка не только описывает быт людей на Севере, но и предлагает нам погрузиться в конфликт, заставляет задуматься и прожить сказку, передавая свое собственное отношение к миру через сказочные образы, воспитывает способность к сочувствию, отзывчивости, уважению матери. Сказка приобщает к духовным и эстетическим ценностям национальной культуры, способствует социализации.
Поликультурное воспитание невозможно без театральной деятельности. С обучающимися 1 класса мы вместе прочитали русские народные сказки «Колобок» и «Заячья избушка». Особое внимание было уделено красоте образного языка сказок. Ребята с удовольствием приняли участие в их импровизации с помощью кукол-рукавичек. Знакомый текст и герои сказки в руке дают возможность полностью раскрыться ребенку, показать его внутренний мир, его понимание героя сказки, перевоплотиться и вжиться в роль. Правильно подобранные фразы, интонация, мимика и движения рук — все это воспитывает интерес к устному народному творчеству, приобщает детей к народной культуре.
На занятии «Внутренний мир русской избы» ребята 1 класса познакомились с организацией внутреннего пространства избы, мы сравнили ее с современным жильем, ребята узнали много новых слов, предметов быта, новые выражения (красный угол, погреть косточки). Все это мы проговорили и посмотрели на слайдах-иллюстрациях. Подготовились и со знанием дела отправились в школьный музей Крестьянской избы. Особая благодарность организаторам этого чудесного уголка. Они подарили нам прекрасную возможность увидеть все собственными глазами, потрогать, подержать и почувствовать себя частью нашей великой русской культуры.
Работа по поликультурному воспитанию обучающихся с ОВЗ будет продолжена и в дальнейшем.
Приобщение воспитанников к творчеству, обычаям и традициям русского народа, воспитание нравственных чувств будет строиться на основе следующих подходов:
вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (учебно-познавательная, музыкальная, театрализованная, изобразительная, декоративно-прикладная);
интеграция различных видов искусств (музыкального, устного народного творчества, драматизация) при опоре на разные жанры фольклора;
осуществление воспитательной работы на основе культуры России.
Литература:
- Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учебник для студ. пед. вузов / Под ред. А. В. Сластенина. З-е изд. — М.,2002.
- Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — М.,1997.
- Бессарабова И. С. Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США:докт. пед. наук. Волгоград, 2008. С. 3.
- Ботнарь В. Д. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путём приобщения к их этнической культуре /В. Д. Ботнарь, Э. К. Суслова. — М.,1993
- Суслова, Э. К. Общение с людьми разных национальностей — важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников [Текст]/Э. К. Суслова //Дошкольное воспитание. — 1990. — № 6.