К вопросу об истории школьного экономического образования в России | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Автор:

Рубрика: История образования и педагогики

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (14) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 05.07.2017

Статья просмотрена: 102 раза

Библиографическое описание:

Раков А. Е. К вопросу об истории школьного экономического образования в России // Образование и воспитание. — 2017. — №4. — С. 6-9. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/67/2642/ (дата обращения: 16.08.2018).



Зарождение экономического образования в России ученые связывают с началом XVIII века — периодом зарождения капиталистического строя в России. Экономические и политические преобразования Петра I вызвали изменения и в общественном укладе, выразившиеся в потребности в специально подготовленных кадрах. В период правления Петра I были открыты первая гимназия, множество школ, была организована Славяно-греко-латинская академия, которые готовили кадры для армии, флота, промышленности и торговли. Были составлены первые учебники по основным предметам, в том числе изучались первые понятия экономического анализа, раскрывались вопросы обмена, форм стоимости и другие экономические вопросы, был определен предмет экономической науки.

Особенно важным является открытие в 1725 году Академии наук. Науки, которые преподавались в академии, были разделены на три класса: математический (математика и астрономия, механика, география и навигация), физический (физика, химия, анатомия и ботаника) и гуманитарный (история, красноречие, право, политика и этика). В курсе политики преподавался курс «Политической экономии» [4].

Значительный вклад в развитие экономической науки внес выдающийся русский ученый и мыслитель М. В. Ломаносов, который также является основоположником экономической статистики и экономической географии в России. Он был сторонником издания экономической газеты, где публиковались материалы о российском производстве, сельском хозяйстве, торговле. Также он стоял у истоков создания в России Вольного экономического обществ, которое было открыто 15 сентября в 1763 году. Общество должно было способствовать развитию сельского хозяйства в России [3].

Во времена правления Екатерины II был составлен план обшей учебной реформы «Генеральный план гимназий, или государственных училищ» (1766). Авторы проекта предлагали учреждение во всех губерниях и важнейших провинциях страны государственных гимназий. Гимназии предлагалось разделить по сословному принципу на четыре категории: училища для ученых людей, военные, гражданские и купеческие училища. В этот период открываются коммерческие и реальные гимназии, училища, пансионы. В учебных планах этих учреждений включались предметы экономического цикла, такие как экономия (садоводство, земледелие, домостроительство), политическая экономия, бухгалтерия, статистика, коммерческая и экономическая география, технология, теория коммерции, коммерческая арифметика [3,4].

В начале XIX века в России издается фундаментальный труд А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства». Изучение этого труда в первой четверти XIX века стало обязательным элементом аристократического воспитания, университетского и гимназического образования. На начало XIX столетия приходится организованное становление российской экономической науки, и в 1804 году в Академии наук России были созданы отделения статистики и политэкономии. В 1806 году в Москве был издан первый учебник по политической экономии А. Шлецера, в 1806–1808 годах в Санкт-Петербурге начал издаваться первый в России «Статистический журнал», где публиковались работы видных экономистов и государственных деятелей. В дореволюционной России экономическое образование осуществлялось через мануфактурное обучение в школах при заводах и фабриках и специальных коммерческо-экономических школах.

Октябрьская революция 1917 года прервала динамику развития коммерческого образования в России, и идеологической парадигмой стало учение о воспитании «нового человека» социалистического общества. Экономические знания в советской общеобразовательной школе были представлены главным образом в рамках предмета «обществоведение» и частично в курсе экономическая география. Преподавание обществоведения в школе было введено в 1920-х годах и включало в себя сведения об истории, экономике и праве. Этот предмет был призван сформировать у учащихся цельное марксистское мировоззрение. В блоке «экономика» здесь изучались вопросы организации промышленного и сельскохозяйственного труда (ремесло, кустарничество, мелкое крестьянское хозяйство), экономические связи между городом и деревней. В середине 1930-х годов обществоведение как учебный предмет в общеобразовательной школе было упразднено и появилось вновь только с 1962–63 учебного года [2].

Особый интерес в этот период имеет опыт А. С. Макаренко, поскольку проблемы экономического воспитания нашли широкое отражение в теории и практике его деятельности. В его трудах мы можем наблюдать не только теоретическое обоснование, но и практические рекомендации по осуществлению экономического воспитания в трудовой деятельности коллектива. Основные экономические явления и понятия его времени имели значение не только для обоснования определенных принципов педагогической деятельности, но и нашли практическое воплощение в работе производственных коллективов воспитанников. Значительное место в педагогическом наследии А. С. Макаренко занимают вопросы хозяйственного расчета. Он считал, что хозрасчет дает не только определенный результат хозяйственной деятельности, но и воспитательные результаты. Уже на первом этапе своей хозяйственно-воспитательной деятельности А. С. Макаренко ставил целью не только зарабатывание воспитанниками денежных средств, но рачительное распоряжение ими, формировал у них разумные потребности. Важно было не только хорошо питаться, но и направлять средства на совершенствование учебного процесса, создание культурной среды. «Мы уже имели возможность не только хорошо есть и одеваться, — вспоминал А. С. Макаренко, — но и усиленно пополнять наше школьное хозяйство, библиотеку, имели возможность построить и оборудовать хорошую сцену; мы за эти деньги приобрели инструменты для духового оркестра, киноаппарат, все то, что в 20-х годах мы не могли иметь ни по какой смете» [1].

А. С. Макаренко совершенно справедливо считал необходимым для подготовки высококвалифицированного рабочего не только воспитание трудовых навыков, но и осуществление теоретической экономической подготовки. Чтобы научить воспитанников рационально хозяйничать и повысить их общий политический уровень, в коммуне были созданы специальные производственные кружки, которые охватывали всех коммунаров. В частности, большой интерес вызывал в коммуне кружок экономики производства. Он имел целью дать основы знаний по политэкономии, по проблемам экономического развития страны, по некоторым вопросам экономики производства коммуны, познакомить с вопросами себестоимости, с условиями договоров производства, выявить непроизводительные расходы заводов коммуны и причины, их порождающие. Участники этого кружка проводили экскурсии на другие производства. Их интересовало сравнительное изучение вопросов расценок и зарплаты, различных ее систем. Таким образом, коммунары совершенствовали экономическую деятельность своей коммуны и заводов. [1]

Усиление интереса к экономическому образованию учащихся в 60–70-х годах XX века связано с исчерпанием экстенсивных факторов развития советской экономики и поиск путей его интенсификации. Требовался не только трудолюбивый и исполнительный работник, но и рачительный хозяин социалистической собственности, принимающий активное участие в управлении производством.

В это время ряд философов (Б. И. Иткин, В. Д. Попов) предложили выделить экономическое воспитание из трудового, так как оно не предполагало в качестве воспитательных задач развитие интереса и потребности в экономической деятельности, экономического мышления, а также привитие важных качеств личности, таких, например, как бережливость, практицизм, предприимчивость. Ряд советских экономистов (Л. Е. Эпштейн, Л. Н. Пономарев), проанализировав факторы коммунистического воспитания, пришли к выводу, что экономическое воспитание является важным резервом развития народного хозяйства.

В 70–80 годы XX века такие ученые, как А. Ф. Аменд, Ю. К. Васильев, Л. П. Кураков, И. С. Сасова Б. П. Шемякин, А. Т. Шпак и другие в своих работах разрабатывают понятийный и категорийный аппарат экономического воспитания, изучают практические направления его использования.

Во второй половине 80-х годов XX века содержание школьного курса, было пересмотрено с учетом требований, которые были вызваны процессами демократизации общества. В это время на начальной ступени школьного образования вводиться предмет «Окружающий мир», в 5–7 классах преподается три курса истории: всемирная история, история народов России, история отдельных национально-государственных образований, в 8–11 классах вводится курс «Человек и общество». В конце 1980-х годов был введен школьный курс «Основы производства. Выбор профессии», который знакомил учащихся с политехническими и экономическими основами современного производства. Определенным барьером в реализации экономического воспитания в данный период можно считать нерешительность и неполное понимание целей экономического образования учителями. Исследования данной ситуации вскрывали недостаточную подготовленность учителей к экономическому просвещению и воспитанию учащихся, а также психологические барьеры, которые препятствовали качественной подготовке преподавателей.

Изучение экономики в качестве отдельного предмета началось в российских школах с 1991–92 учебного года. Становление школьного образования шло в сотрудничестве ведущих российских вузов, таких как Высшая школа экономики, Московский государственный университет, с образовательными организациями Европы и США.

За три десятилетия осуществления экономического образования в России проделана большая работа по развитию нормативного и учебно-методического обеспечения школьного предмета «экономика». Разработаны учебные программы, учебники и пособия для старших классов общеобразовательных организаций. Наиболее проблематичным остается учеб-но-методическое обеспечение экономического образования в 5–6 классах. Для этой ступени практически отсутствуют учебные программы и учебные пособия. В значительной степени это можно объяснить тем, что действующий стандарт предусматривает изучение экономики в качестве отдельного предмета только в 10–11 классах. Что касается федерального компонента стандарта по обществознанию для основного общего образования, то примерная программа, составленная Минобрнауки на его основе, отводит на изучение экономики в рамках курса «Обществознания» 28 часов за четыре года обучения [2].

В 2006 году в общеобразовательных школах России было введено профильное обучение, которое позволило на старшей ступени открывать профильные классы, в том числе и социально-экономические, с обязательным изучением экономики. При этом практика показала, что в российской школе изучаются такие разделы экономики, как микроэкономика, макро-экономика, мировая экономика, а также предпринимательство, поведение потребителя, финансы, аспекты бизнеса [4].

Многие ученые и экономисты России говорят о необходимости выделения экономики из интегративного курса обществознания. Так, например, профессор ВШЭ Л. Л. Любимов высказывается по поводу интегративного курса: «Категорически недопустимо продолжение практики ухода за братской могилой» так называемого интегративного курса «Обществознания». Нам не известен ни один модуль в таких курсах, который бы содержательно отвечал бы элементарным требованиям современной экономической науки» [4].

Главная роль решения этих проблем принадлежит Министерству образования и науки Российской Федерации. В связи с этим хочется отметить необходимость изменения политики Минобрнауки по отношению к школьному курсу экономики, который во многих странах Организации экономического сотрудничества и развития является обязательным предметам в учебных планах школ [2].

Литература:

  1. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания. — 1-е изд. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1949. — 131 с.
  2. Михеева С. А. Становление школьного экономического образованимя // Вопросы образования. — 2010. — № 2. — С. 136–151.
  3. Российская академия наук. Историческая справка. // РАН. История. URL: http://www.ipme.nw.ru/mirrors/PRAN/history/historyb.htm#XVIII (дата обращения: 11.02.2017)
  4. Урванцева С. Е. Школьное экономическое образование в России и за рубежом. // Экономика в школе. — 2011. — № 2. — С. 75–86.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, экономическое воспитание, экономическое образование, экономическая география, изучение экономики, школьное образование, сельское хозяйство, политическая экономия, отдельный предмет, экономическая деятельность.

Похожие статьи

Значение экономического образования школьников для...

Россия, экономическое воспитание, экономическое образование, экономическая география, изучение экономики, школьное образование, сельское хозяйство, политическая экономия, отдельный предмет...

Проблемы экономической подготовки учащихся начальной школы

Россия, экономическое воспитание, экономическое образование, экономическая география, изучение экономики, школьное образование, сельское хозяйство, политическая экономия, отдельный предмет...

Формирование экономического мышления в старших классах...

Ключевые слова: экономическое мышление, экономическая культура, предпринимательская деятельность

Это является определяющим фактором в необходимости изучения экономики со школьной скамьи, для формирования экономического мышления, адаптации в...

Формирование экономической культуры учащихся...

экономическое образование, экономическая культура школьников, формирование, знание, экономическая культура школьника, экономическая культура учащихся, учебный процесс, экономическая культура...

Формирование экономических представлений у младших...

Актуальность выбранной темы состоит в том, что за последние годы увеличилось число понятий, связанных с экономической жизнью. По нашему мнению, основа развития и совершенствования системы экономического образования в России в современных условиях основывается на...

Актуальность экономического образования как фактор...

Инновационное развитие экономики России | Статья в сборнике... Ключевые слова: инновация, инновационная экономика, социально-экономическое развитие, модернизация экономики, стратегия инновационного развития.

2. Система экономико-управленческого образования в школе

экономического образовательного компонента в образовательные учреждения; отслеживает и анализирует развитие мировой экономики с последующим отражением этой информации для общественности; организует дистанционное обучение предметам экономического профиля...

Экономическое образование и воспитание младших школьников

«Экономическое образование и воспитание учащихся младших классов на уроках и внеклассных занятиях» отвечает требованиям современного образования, т. к. экономическое воспитание — часть целостного воспитательного процесса.

Вклад профессора С. Ф. Веселовского в районирование Украины...

Ключевые слова: сельское хозяйство, районирование, агрономическое опытное дело, сельскохозяйственное образование, вольное экономическое общество, русское географическое общество, животноводство, агрономия, мелиоративное дело.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Значение экономического образования школьников для...

Россия, экономическое воспитание, экономическое образование, экономическая география, изучение экономики, школьное образование, сельское хозяйство, политическая экономия, отдельный предмет...

Проблемы экономической подготовки учащихся начальной школы

Россия, экономическое воспитание, экономическое образование, экономическая география, изучение экономики, школьное образование, сельское хозяйство, политическая экономия, отдельный предмет...

Формирование экономического мышления в старших классах...

Ключевые слова: экономическое мышление, экономическая культура, предпринимательская деятельность

Это является определяющим фактором в необходимости изучения экономики со школьной скамьи, для формирования экономического мышления, адаптации в...

Формирование экономической культуры учащихся...

экономическое образование, экономическая культура школьников, формирование, знание, экономическая культура школьника, экономическая культура учащихся, учебный процесс, экономическая культура...

Формирование экономических представлений у младших...

Актуальность выбранной темы состоит в том, что за последние годы увеличилось число понятий, связанных с экономической жизнью. По нашему мнению, основа развития и совершенствования системы экономического образования в России в современных условиях основывается на...

Актуальность экономического образования как фактор...

Инновационное развитие экономики России | Статья в сборнике... Ключевые слова: инновация, инновационная экономика, социально-экономическое развитие, модернизация экономики, стратегия инновационного развития.

2. Система экономико-управленческого образования в школе

экономического образовательного компонента в образовательные учреждения; отслеживает и анализирует развитие мировой экономики с последующим отражением этой информации для общественности; организует дистанционное обучение предметам экономического профиля...

Экономическое образование и воспитание младших школьников

«Экономическое образование и воспитание учащихся младших классов на уроках и внеклассных занятиях» отвечает требованиям современного образования, т. к. экономическое воспитание — часть целостного воспитательного процесса.

Вклад профессора С. Ф. Веселовского в районирование Украины...

Ключевые слова: сельское хозяйство, районирование, агрономическое опытное дело, сельскохозяйственное образование, вольное экономическое общество, русское географическое общество, животноводство, агрономия, мелиоративное дело.

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос