Автор: Ни Виктор Васильевич

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (127) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 11.11.2016

Статья просмотрена: 195 раз

Библиографическое описание:

Ни В. В. Формирование экономической культуры учащихся в образовательном процессе // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 499-501.



Серьезные экономические преобразования на постсоветском пространстве и последовавшая за ними коренная трансформация общественного строя на основе формирующихся рыночных отношений вполне объективно предопределили потребность в формировании элементарной экономической культуры школьников, интерес подростков к познанию экономики как науки и необходимость изучения основ современных экономических явлений. Именно этим объясняется необходимость организации экономического обучения и воспитания в общеобразовательной школе. Эффективное школьное образование в данном направлении подразумевает широкое применение эффективных образовательно-воспитательных технологий, базирующихся на инновационных подходах в реализации учебного процесса. Базовые основы экономической культуры изложены в работах Л. И. Абалкина, Л. Н. Пономарева, Е. В. Анкудиновой, В. Д. Попова, Т. В. Боровиковой, А. К. Уледова и др. Отдельные направления формирования экономической культуры учащихся представлены в работах Б. А. Райзберга, В. П. Личканова, Л. Е. Эпштейна и др. Более обобщенные, концептуальные теоретические и методические аспекты экономического образования и воспитания подростков, формирования экономической культуры школьников раскрыты в научных исследованиях И. А. Мельничук, Ю. К. Васильева, И. А. Сасовой, Н. П. Рябининой, Б. П. Шемякина и др. Дифференциация обучения экономике и специфика ее преподавания в школе, а также необходимость формирования экономической культуры школьника, как важное условие в формировании полноценной личности в современном социуме, описаны в трудах А. Ф. Аменда, А. С. Прутченкова, Л. П. Куракова, Г. Л. Смирнова, В.К Розова, и др. Важность перманентного экономического воспитания и обучения отмечены в работах Г. С. Яхиной, И. В. Липсиц, Л. Б. Азимова, И. А. Сасовой, П. П. Лузан. Обобщенный опыт обучения экономике и воспитания экономического мышления у подростков в общеобразовательных учреждениях изложен в работах А. В. Бояринцевой, В. С. Автономова, В. А. Полякова, Н. В. Новожиловой, Е. Г. Щетинина и др. В этих работах дан глубокий критический анализ достижений и негативного опыта ведения занятий по основам экономических знаний. Отдельные специфические педагогические стороны преподавания основ экономики и воспитания экономической культуры школьников представлены в работах Н. Я. Клепач, Ю. К. Васильева, Л. Е. Эпштейна.

Изучение современного педагогического опыта в средней школе, обзор и анализ современных научных исследований в данном направлении, позволяют нам говорить о том, что процессы экономического образования и воспитания школьников объединены единой стратегической целью, которая заключается в освоении базовых экономических знаний и формировании основных экономических навыков.

Анализ современных исследований, связанных с практикой преподавания основ экономических знаний и воспитания экономической культуры учащихся, а также самой теории вопроса однозначно говорит о том, что существуют две совершенно разные теоретические категории: «экономическое образование» и «экономическое воспитание». Однако различные авторы в своих исследования трактуют эти категории не совсем однозначно, иногда их считают практически идентичными, зачастую подменяя одну категорию другой. С нашей точки зрения, это несколько не точно отражает само содержание деятельности, связанной с формированием экономической культуры учащегося. Исходя из данных соображений, а также опираясь на собственный опыт преподавания экономических дисциплин в школе, попытаемся дать определение представленных выше понятий.

Экономическое образование — это, прежде всего обязательная часть общего образования, цель которой формирование полноценной личности, способной ориентироваться в рыночной среде и умеющей хотя бы на базовом уровне осуществлять экономически целесообразную деятельность. В этом контексте обучение основам экономических знаний в школе вполне конкретная теоретическая и практическая составляющая учебного процесса, которая представляет собой коллективную деятельность педагога и учащегося, в процессе которой учащиеся осваивают содержание экономического образования. Одним из наиболее важных компонентов обучения экономике наряду с методикой и технологией обучения экономике является и само содержание экономического образования, отражающее необходимые для школьника экономические компетенции в данной области знаний [1].

Если же мы говорим об экономическом воспитании учащихся, то здесь речь идет о несколько иной деятельности педагога, где в качестве основной цели, прежде всего, выступает формирование, таких качеств личности, которые характеризуют личность с точки зрения самодостаточности в части социально-экономической культуры и грамотного экономического мышления. Таким образом, основные усилия педагога в данном направлении должны быть сконцентрированы на воспитании у школьников гармоничного баланса между экономической культурой и нравственной основой современной личности в современном социуме в соответствии с аксиологическим подходом к образованию в целом. Основное теоретическое содержание экономического обучения в школе составляют знания о производстве и распределении, обмене и потреблении материальных и духовных благ, производственной и семейной экономике. Эти знания направлены на приобретение учащимся целостного восприятия современных экономических и социальных отношений в обществе.

Основное практическое содержание экономического обучения в школе составляют умения учащимися применять на практике элементарные экономические компетенции, формирование адекватного экономического мышления, осознанное включение подростка в полноценные социально-экономические отношения и элементарную практическую деятельность в этой области. В рамках школьного образования можно совершать и углубленную подготовка на факультативных занятиях, где осуществляется изучение предметов по выбору, однако основная цель факультативных занятий — профориентационная подготовка школьника к дальнейшему профессиональному образованию по экономическим специальностям, таким как экономист, финансист, маркетолог, менеджер и т. д.

Представляется целесообразным в ракурсе нашей статьи более подробно остановиться на экономической культуре школьника. Сегодняшнее представление культуры личности в целом и школьника в частности можно трактовать как часть современной общечеловеческой культуры, отвечающей за экономическую компетенцию. То есть это способность личности эффективно выполнять различные социальные роли субъекта экономических отношений, более или менее свободно ориентироваться в современной рыночной экономике, участвовать в ней как в качестве потребителя, так и в качестве предпринимателя, менеджера, производителя товаров и услуг и т. д.

Компетентностная структура экономической культуры школьника включает в себя три компонента:

– когнитивный компонент, представляющий собой некую совокупность экономических знаний, умений, навыков;

– операциональный компонент, представляющий собой способности школьника в практическом и осознанном применении экономических знаний, «экономические» действия в современном обществе;

– аксиологический компонент, представляющий собой понимание школьником социальной составляющей экономических действий и их соотнесение с общечеловеческим ценностям.

Формирование экономической культуры школьников, является уровневой процедурой, которая предполагает два уровня экономической подготовки учащихся.

I базовый уровень (1–9-й классы). На данном уровне учащихся готовят к жизни в современных условиях. Основными задачами данного этапа являются задачи по формированию начальных экономических знаний об окружающем мире, по усвоению элементарного экономического категориального аппарата, базовых экономических законов, по отработке умений правильного и адекватного применения экономических терминов, по анализу, прогнозированию и проектированию базовых экономических процессов и явлений; по приобретению школьниками умений работать с источниками экономической информации; по применению полученных экономических знаний.

II профильный уровень (10–11-й классы). На данном уровне учащиеся более углублено знакомятся с теорией экономики, как науки, историей экономики, предпосылками современных экономических явлений и процессов. Кроме того, учащиеся знакомятся с базовыми — начальными навыками профессиональной деятельности связанной с «экономическими» специальностями. Экономическое образование на данном этапе характеризуется вариативностью процесса обучения и определяется самим учебным заведением, его специализацией, типом, первоначальной подготовкой учащихся.

Проектирование формирования экономической культуры школьников позволяет определять основные компоненты данного феномена как системы и процесса. К компонентам системы формирования экономической культуры учащихся можно отнести: структуру самой экономической культуры, назначение ее отдельных структурных элементов, управленческую структура системы, обеспечение кадрами, характеристика учащихся, финансовое и нормативно-правовое сопровождение, материально-техническое обеспечение. К компонентам процесса формирования экономической культуры учащихся можно отнести: принципы, цели, задачи, методы, содержание и формы учебного процесса.

Таким образом, педагогическое проектирование, направленное на формирование экономической культуры представляет собой осознанный выбор некоего логически увязанного между собой симбиоза компонентов и элементов в соответствии с целью экономическо образования. При этом немаловажным вопросом педагогического проектирования является определение эффективности учебной деятельности, связанной с формированием экономической культуры школьников в условиях общеобразовательного учебного заведения. Для ее определения необходимы достаточно четкие и однозначно трактуемые критерии и показатели на уровне оценивания:

– знаний — когнитивного компонента;

– умений — содержательно-операционного компонента;

– навыков самооценки — оценочно-рефлексивного компонента;

– навыков общения — коммуникативного компонента.

Кроме этих критериев, в современных литературных источниках отдельно выделяют показатели эффективности и успешности экономического образования на основе его задач в обучающей сфере. Эти показатели позволяют оценивать базовые знания учащихся о принципах и закономерностях функционирования современной экономики, элементарные умения в организации и ведении предпринимательской — трудовой деятельности; осмысленность и осознанность своего собственного индивидуального экономического потенциала, наличие четкого и мотивированного интереса к экономическим проблемам, осознанную потребность в экономических знаниях, стремление к цивилизованному предпринимательству [2].

Кроме того, критическое экономическое мышление школьника формируется также в семье, в ближайшем социальном окружении как система взглядов и представлений, например, относительно того, как необходимо планировать и вести семейный бюджет, как лучше тратить деньги, какие экономические приоритеты существуют, как можно зарабатывать на жизнь, что нужно производить в первую очередь [3].

Можно сделать вывод о том, что экономическая культура школьника проявляется в наличии у него функциональной экономической грамотности, в знании основ хозяйственной жизни не только семьи, предприятия (фирмы), но и всего общества в целом.

Литература:

  1. Акчупанова Р. К., Яхина И. Р. Воспитание экономической культуры учащихся. //Сборник трудов I-ой научно-практической конференции аспирантов, преподавателей, ученых. — Уфа: ООО «Клауд Кэпитал».- 2015.- С.89–93.
  2. Акимов В. В., Мерзляков В. Ф., Огай К. А. Основы экономических знаний.- Москва. — 2012.
  3. Маленкова Л. И. Воспитание в современной школе. Москва: Педагогическое общество России. — 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): экономической культуры, экономической культуры школьников, экономической культуры учащихся, экономических знаний, формирования экономической культуры, экономической культуры школьника, экономического образования, Формирование экономической культуры, воспитания экономической культуры, формированием экономической культуры, современных экономических, содержание экономического, основам экономических знаний, базовых экономических, современных экономических явлений, экономического обучения, обучения экономике, экономического мышления, экономической культуры учащегося, элементарной экономической культуры.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос