Формирование экономического мышления в старших классах средней общеобразовательной школы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 06.05.2015

Статья просмотрена: 2011 раз

Библиографическое описание:

Попова, А. Ю. Формирование экономического мышления в старших классах средней общеобразовательной школы / А. Ю. Попова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 119-122. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8045/ (дата обращения: 18.04.2024).

В данной статье рассматривается формирование целостного представления экономического мышления у школьников. Проведенные исследования в средней общеобразовательной школе позволили сформулировать проблемы преподавания экономики и дать рекомендации по повышению эффективности изучения экономических дисциплин на старшей ступени обучения.

Ключевые слова: экономическое мышление, экономическая культура, предпринимательская деятельность, учащиеся старших классов, профессиональное самоопределение.

 

Необходимость изменения экономической политики в стране основана на снижающихся темпах роста экономики и дефицита государственного бюджета. Современные условия рыночной экономики требуют широкой и всесторонней подготовки учащихся к жизни. В настоящее время возрастают требования работодателей к уровню подготовки будущих сотрудников, качеству образования, к профессиональной компетенции работника.

Это является определяющим фактором в необходимости изучения экономики со школьной скамьи, для формирования экономического мышления, адаптации в изменяющейся экономической среде. Фундамент финансовой грамотности и экономического мышления нужно закладывать в школьном возрасте.

Образование в России на современном этапе должно стать движущей силой экономического роста, повышения конкурентоспособности, эффективности экономики страны, обеспечивать национальную безопасность и благополучие каждого гражданина.

Сегодня развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны [1].

Зачастую, экономика не является обязательным предметом и вытесняется обществознанием, по которому сдается ЕГЭ. Многие считают, что обществознание обеспечит большой кругозор знаний, но воспринимается гораздо тяжелее, чем экономика в «чистом виде» и не дает точного представления об экономической науке.

Современные реалии, характеризующиеся частой сменой событий и явлений, обилием проблемных ситуаций в жизни граждан, требующих принятия обоснованного решения, привели к осознанию необходимости реформирования образовательного процесса, и в первую очередь, это коснулось школы.

Поскольку предмет «экономика» является относительно новым для школы, за время своего существования в рамках среднего образовательного звена накопился обширный круг нерешенных вопросов, которые могут стать постоянными проблемами. Эти вопросы требуют если не быстрого решения, то, по крайней мере, детального рассмотрения.

В рамках нового стандарта для старших классов экономика остается предметом по выбору. В новом ФГОС среднего образования этот предмет отнесен к профильному уровню в перечне предметов по выбору.

ФГОС старшей школы предполагает в качестве обязательного предмета изучение основ безопасности жизнедеятельности. Экономика также связана с безопасностью — экономически грамотный человек не может быть удобной мишенью в различных вопросах кредитования, невыгодный кредит может превратиться в большую проблему и стать источником серьезных неприятностей.

В старшем школьном возрасте процесс социального развития является наиболее осознанным, формируются навыки и умения. Переход от физической к социальной зрелости сопровождается главным его содержанием — вовлечением во взрослую жизнь. Таким образом, открываются возможности для выбора будущей профессии. Для учеников старших классов характерно осмысление собственного будущего. Наиболее важным фактором при выборе будущего рода деятельности является материальный аспект помимо реализации себя в общественной жизни, стремления самосовершенствования, извлечения личной выгоды.

Десятки тысяч лет назад первобытные люди начали вести счет, возникла необходимость считать и вычислять, отвечая на жизненно важные вопросы того времени: сколько можно израсходовать плодов, оставить в запасе и т. д. На протяжении многих веков необходимость в счете и вычислении не утратилась, но процесс этот со временем трансформировался до появления экономики как науки. Поэтому преподавание экономики со временем не стало менее актуальным, наоборот, развивается и растет интерес к изучению этого предмета школьниками.

Основы развития инновационной экономики закладываются на уровне обучения. Сегодня в бизнес молодые люди идут неохотно и несмело. Прежде всего, это связано с рисками, страхом, конкуренцией, неизвестностью, отсутствием элементарных основ экономики.

К примеру, предпочтения выпускников школ выглядят следующим образом: государственная служба -35 %; наемный труд -54 %; собственный бизнес -11 %.

Что мешает открыть бизнес? Недостаточное образование — 11 %. Недостаток опыта -16 %. Отсутствие финансовых средств — 53 % [2].В странах с развитой рыночной экономикой обучение предпринимательству ведется с первых ступеней школьного образования, в российской школе экономику преподают в основном на третьей ступени обучения, и рассматривают как необходимый объем к получению высшего образования или как просветительскую модель.

Повышение экономической грамотности у подрастающего поколения является серьезной базовой основой для дальнейшего культурного, экономического развития, финансовой неуязвимости, грамотности и предпринимательской подготовки.

Не всегда молодые люди знают те программы, которые существуют в государстве, регионе, своем городе, чтобы воспользоваться той или иной программой, для получения доступа к финансам.

Нужно освещать программы, которые существуют для развития малого и среднего бизнеса, реализовывать различные программы для активации бизнес — идей.

В любой стране мира молодые предприниматели могут оказывать значительное влияние на социально-экономическое развитие своего региона. Они создают рабочие места и используют инновационные технологии.

Подготовка к предпринимательской деятельности должна осуществляться с использованием целого ряда методов: установление связи между школой и производством; развитие школьных компаний и мини-предприятий; включение в учебные программы практических курсов и др.

Например, компания «Microsoft» и ее деловые партнеры являются наставниками учащихся школ. Школьники получают возможность поучиться «реальному миру бизнеса» [3].

Существуют множество программ для учащихся, целью которых является расширение возможностей будущей карьеры для молодых людей разных образовательных уровней и способностей. Участие бизнес — структур является важной составной частью школьной подготовки учеников к повседневной жизни.

Необходимо привлекать к процессу обучения бизнес-структуры, вузы, колледжи для обеспечения практической составляющей процесса обучения. Такой подход позволит расширить образовательное пространство.

Можно рассматривать различные варианты модели обучения с учетом ресурсных возможностей образовательных учреждений. Ознакомление и обучение предпринимательской деятельности не ставит самоцель превратить школьников в предпринимателей. Но понимание принципов и методов работы, позволит будущим выпускникам максимально адаптироваться во взрослой жизни, обеспечит конкурентные преимущества в профессиональной деятельности.

Конечно, такое обучение целесообразнее вводить в средней школе, учащиеся которой менее загружены, восприимчивы к инновациям, инициативны, менее профессионально ориентированы.

Сегодня существуют организации инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. Бизнес-инкубатор, Технопарк, Торгово-промышленные палаты, Региональный центр инвестиций — это система организаций, оказывающих услуги и содействие предпринимателям по различным направлениям деятельности. С привлечением этих ресурсов к образовательному процессу в виде сотрудничества и поддержки, создания курсов обучения.

Форма передачи знаний гораздо эффективнее от уже сложившихся бизнес — наставников молодому поколению выпускников школ. Опыт ведения бизнеса приобретается с годами, потому что, опыт — это количество знаний, который человек приобрел с годами, пропуская через себя те или иные события в самом бизнесе. Ведь это прикладные знания, проверенные жизненным опытом.

Особенно актуален этот вопрос для старшеклассников, которые готовятся к взрослой жизни, дальнейшему обучению и трудовой деятельности. Задача жизненного самоопределения, стоящая перед учащимися старших классов, готовых встать на следующую ступень своего развития, в личностном и профессиональном плане, является приоритетной.

Изучение экономики в школе выполняет функцию профориентации, так как школьный экономический курс может стать стартовой площадкой для дальнейшего профессионального развития.

В учебном процессе можно использовать такие активные методы обучения, как деловые игры, направленные на привлечение учащихся к самостоятельной познавательной деятельности и являться моделью какой либо ситуации. Например, создание виртуальных учебных фирм, где в ходе игры учащиеся рассматривают существующие ключевые моменты, такие как, постановка цели, разработка бизнес-планов, привлечение ресурсов, составление отчетности и другие механизмы дальнейшей работы предпринимателя.

Предполагаются самые разнообразные игры с делением класса на группы или действия каждого ученика в собственных интересах. Для эффективного взаимодействия старшеклассников в качестве эксперимента можно предложить ролевую игру «Телемост» с учениками других школ города и по всей стране. К примеру, одна команда покупает недвижимость, другая продает. Все считают прибыль, выигрывает, соответственно тот, у кого больше прибыль. Таким образом, можно отправлять друг другу «корпоративные письма и документацию», делать предложения по качеству сделок. Неизменным остается в ходе игры одно — игры максимально приближены к реальным ситуациям и дают ученикам опыт поведения в разных обстоятельствах.

Вместо традиционных оценок использовать баллы за работу в команде, обсуждение, принятие решений.

Для стимулирования молодых людей можно организовать конференции, которые будут призваны решать ряд задач, среди которых побуждение к научно-практической деятельности, создание площадки для общения.

На сегодняшний день профильное обучение является обязательным требованием повышения качества образования на старшей ступени общего образования. Однако учащиеся основной школы не всегда готовы к выбору профиля обучения, поэтому нередко этот выбор происходит интуитивно или «за компанию». Какую профессию выберут для себя выпускники? Во избежание неправильного выбора, необходима предпрофильная подготовка, которая может обеспечить осознанный, ответственный выбор. Важно, чтобы этот выбор был сделан до окончания школы.

С появлением новой учебной дисциплины «Экономика» появились проблемы, но период растерянности прошел, уже можно говорить о том, что наработан некоторый опыт, который позволит сделать определенные выводы. Процесс обучения должен быть интересным для учащихся, ставить конкретные задачи и помогать находить решения, давать возможность совместно оценивать последствия тех или иных решений, обеспечивать простор для проявления творческой самостоятельности.

 

Литература:

 

1.         Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — М.,2002.

2.         Инновационный и предпринимательский потенциал общества. [Электронный ресурс] / Центр макроэкономических исследований. Январь 2012. Сбербанк России. (Обследование Левада Центра по заказу ЦМИ СБЕРБАНК РОССИИ).- URL: http://gtmarket.ru/files/news/5391/Innovative_and_Entrepreneurial_Potential_of_Russian_Society_January_2012.pdf

3.         Урванцева С. Е., Александрова И. С. Обучение основам предпринимательства в зарубежных школах. / С. Е. Урванцева, И. С. Александрова // Экономика в школе 2008. № 4. с. 54.

4.         Думная Н. Н: детям надо преподавать экономику, причем в российских реалиях /Е. Рылько специально для РИА Новости (НИУ ВШЭ). 26.07.2012., [Электронный ресурс] — URL: http://ria.ru/edu_analysis/20120726/709985751.html

5.         Программа «Бизнес Вектор» 26.03.2015 Вести.Ru, [Электронный ресурс] — URL: http://www.vesti.ru/videos/show/vid/640043/cid/2281/#

Основные термины (генерируются автоматически): экономическое мышление, взрослая жизнь, предпринимательская деятельность, бизнес, время, выбор, образовательный процесс, обязательный предмет, процесс обучения, ходя игры.

Похожие статьи

Формирование экономической культуры учащихся...

Формирование экономической культуры учащихся в образовательном процессе. Автор: Ни Виктор Васильевич.

Ключевые слова: экономическое мышление, экономическая культура, предпринимательская деятельность, учащиеся старших классов, профессиональное...

Значение экономического образования школьников для...

Ключевые слова: экономическое мышление, экономическая культура, предпринимательская деятельность, учащиеся старших классов, профессиональное.

Экономическое образование — это, прежде всего обязательная часть общего. В этом контексте обучение основам...

Возможности игрового обучения в формировании экономических...

дидактическая игра, предпринимательская деятельность, знание, возможность, участник игры, экономическая практика, полноценное межличностное общение, обязательное условие, игровое обучение, игра.

Использование деловых игр в предпринимательской...

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование. Опубликовано в.

Цель игры показать процесс управления предприятием, как цельную систему [2].

При игре меняется мотивация обучения, знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения...

Экономическое воспитание дошкольников | Статья в журнале...

Экономическое воспитание — это процесс, который направлен на взаимодействия взрослого и ребёнка.

В процессе экономического воспитания, у ребёнка развивается мышление

Основы экономической культуры легче зарождаются и проявляются в игре.

Формирование предпринимательских качеств будущего учителя...

интерактивное обучение, предпринимательское качество студентов, педагогический вуз, предпринимательская деятельность, качество, образовательный процесс, предпринимательская...

Экономическое воспитание подростков во внеклассной работе

С. Т. Шацкий считал, что при обучении детей необходимо касаться экономических вопросов их жизни, планировать их участие в совместной деятельности со взрослыми.

Экономическое воспитание обеспечивает развитие экономического мышления, формирование нравственных...

Базисные экономические представления детей как...

Традиционное экономическое воспитание и образование как единый процесс формирования

Экономическое воспитание детей — это организованная педагогическая деятельность

Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно-образовательная...

Методика преподавания экономических дисциплин...

Если образование в области естественных наук менее подвержено изменениям из-за динамики общественной жизни, то экономическое образование самым непосредственным

Предметом методики преподавания является сам процесс обучения определенной учебной дисциплины.

Похожие статьи

Формирование экономической культуры учащихся...

Формирование экономической культуры учащихся в образовательном процессе. Автор: Ни Виктор Васильевич.

Ключевые слова: экономическое мышление, экономическая культура, предпринимательская деятельность, учащиеся старших классов, профессиональное...

Значение экономического образования школьников для...

Ключевые слова: экономическое мышление, экономическая культура, предпринимательская деятельность, учащиеся старших классов, профессиональное.

Экономическое образование — это, прежде всего обязательная часть общего. В этом контексте обучение основам...

Возможности игрового обучения в формировании экономических...

дидактическая игра, предпринимательская деятельность, знание, возможность, участник игры, экономическая практика, полноценное межличностное общение, обязательное условие, игровое обучение, игра.

Использование деловых игр в предпринимательской...

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование. Опубликовано в.

Цель игры показать процесс управления предприятием, как цельную систему [2].

При игре меняется мотивация обучения, знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения...

Экономическое воспитание дошкольников | Статья в журнале...

Экономическое воспитание — это процесс, который направлен на взаимодействия взрослого и ребёнка.

В процессе экономического воспитания, у ребёнка развивается мышление

Основы экономической культуры легче зарождаются и проявляются в игре.

Формирование предпринимательских качеств будущего учителя...

интерактивное обучение, предпринимательское качество студентов, педагогический вуз, предпринимательская деятельность, качество, образовательный процесс, предпринимательская...

Экономическое воспитание подростков во внеклассной работе

С. Т. Шацкий считал, что при обучении детей необходимо касаться экономических вопросов их жизни, планировать их участие в совместной деятельности со взрослыми.

Экономическое воспитание обеспечивает развитие экономического мышления, формирование нравственных...

Базисные экономические представления детей как...

Традиционное экономическое воспитание и образование как единый процесс формирования

Экономическое воспитание детей — это организованная педагогическая деятельность

Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно-образовательная...

Методика преподавания экономических дисциплин...

Если образование в области естественных наук менее подвержено изменениям из-за динамики общественной жизни, то экономическое образование самым непосредственным

Предметом методики преподавания является сам процесс обучения определенной учебной дисциплины.