Автор: Хентонен Анна Геннадьевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 12.10.2016

Статья просмотрена: 56 раз

Библиографическое описание:

Хентонен А. Г. Формирование экономической компетентности у будущих учителей технологии // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 741-743.



Социально-экономические преобразования в стране, правовое признание собственности способствовали активизации рыночных отношений в обществе. Они вызвали изменения в социальной жизни, сознании и поведении людей, особенно в их мировоззрении и ценностном отношении к труду. Это наглядно проявилось в недостаточном уровне финансовой грамотности населения, его разумном финансовом поведении, обоснованных решениях, ответственном отношении к личным финансам. В связи с этим возникает необходимость в повышении уровня финансовой компетентности граждан, особенно у подрастающего поколения, которое переживает период активной профессиональной социализации и индивидуализации, освоения норм экономического поведения и взаимоотношения с людьми в рамках определенного вида будущей трудовой деятельности. Такая ситуация требует от системы образования поиска новых способов и средств в решении проблемы формирования финансовой компетентности у учащейся молодежи.

Финансовое образование школьники получают как в рамках специальных элективных экономических курсов, так и в процессе изучения домашней экономики на уроках технологии. Именно образовательная область «Технология» имеет больше всех возможностей формировать у детей и подростков умение решать практические задачи по минимизации финансовых рисков, возникающих в повседневной жизни, умение управлять личными финансами и эффективно инвестировать их.

Уроки технологии призваны подготовить подрастающее поколение к:

– активной самостоятельной социальной и трудовой жизни;

– гуманистически природосообразной созидательной деятельности в обществе;

– системе производственных и финансовых отношений в условиях рыночной экономики;

– социально-трудовому самоопределению с овладением будущих профессиональных навыков.

Формирования у учащихся финансовой компетентности в образовательной области «Технология» представлено в овладении умения вести любое хозяйство в двух видах деятельности: преумножение благ и их рациональное использование. С одной стороны, рациональное распоряжение человеком домашними ресурсами ведет к более быстрому преумножению благосостояния его семьи, а значит и благосостояния общества в целом. С другой стороны, повышение уровня благосостояния общества позволяет жить лучше каждому отдельному человеку. В связи с этим экономика домашнего хозяйства рассматривается как составная часть экономики государства. В домашней экономике действуют те же законы, что и в большой экономике. Соответственно главной задачей финансового образования школьников на уроках технологии является формирование экономической культуры, которая представлена в умении осуществлять верный экономический выбор в условиях противоречий между потребностями людей и ограниченностью ресурсов.

Важнейшим фактором успеха в освоении финансовой грамотности подрастающего поколения является специальная подготовка преподавательского состава, а именно формирование экономической компетентности у будущих учителей технологии. Профессиональная подготовка учителей данного профиля должна включать дополнительный аспект — формирование готовности к финансовому образованию школьников на уроках технологии.

Проблема финансового образования учащихся как самостоятельное направление педагогической деятельности стала рассматриваться с 60-х годов ХХ века. Приоритетными вопросами в исследованиях является экономическая подготовка как всех трудящихся (Л. Н. Пономарёв, Л. Е. Эпштейн), так и учащейся молодежи (А. М. Бирман, В. П. Локтев, А. П. Пономарёв и др.). Анализ социально-педагогических предпосылок в работах Е. И. Дукановой, В. Д. Симоненко выявил необходимость и возможность экономического обучения и воспитания школьников через рациональное ведение домашнего хозяйства, при этом Т. М. Матвеева отмечает высокую значимость семьи в формировании у них финансовой культуры. Изучение домашнего хозяйства на уроках технологии рассмотрено в исследованиях Л. Х. Нематова, И. В. Петриковой и др. Применение компетентностного подхода в процессе экономической подготовки учителей технологии представлена в работах Н. А. Лацко, В. Д. Симоненко,Е. В. Хлопотовой и др. [3, с.4–5].

Анализ научной литературы по теме исследования позволил выявить противоречия:

– между потребностью образовательной практики в финансовом образовании школьников и низким уровнем готовности будущих учителей технологии к реализации данного направления педагогической деятельности;

– между необходимостью формирования у будущего учителя технологии экономической компетентности и недостаточной научной обоснованностью дидактического обеспечения этого процесса.

Поиск путей разрешения указанных противоречий определил проблему исследования: как организовать процесс формирования экономической компетентности будущих учителей технологии в условиях высшей школы? Соответственно цель нашей исследования состоит в теоретическом обосновании организационно-методического обеспечения процесса формирования экономических компетенций у будущих учителей технологии в условии высшей школы.

Экономическая компетентность будущего учителя технологии — это способность студента ориентироваться в основополагающих ценностях экономических отношений в системе личность — государство — общество, владеть знаниями и умениями рыночно-трудовых отношений, а также навыками финансового образования учащихся на уроках технологии в общеобразовательной школе. Профессиональная подготовка учителя данного профиля предполагает овладение высокой финансовой грамотностью, которая включает более глубокое познание экономических проблем эффективно управлять личными финансами; осуществлять учет расходов и доходов домохозяйства; осуществлять краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование; оптимизировать соотношение между сбережением и потреблением; разбираться в особенностях финансовых продуктов и услуг; принимать обоснованные решения в отношении финансовых продуктов и услуг.

Экономическая компетентность студентов профиля «Технологическое образование» определяется готовностью их осуществлять взаимодействие с учениками в ситуациях поиска решений учебных и жизненных финансовых вопросов. Такая готовность представлена следующими компонентами:

когнитивный, включающий базовые экономические знания, необходимые для понимания и осознания сущности фактов, понятий и идей в области экономических отношений общества, государства, региона и семьи;

информационно-коммуникативный, характеризующий тактику и стратегию экономических отношений, их коммуникационные каналы и специфику общения в системе рыночно-трудовых отношений;

ценностный, характеризующий уровень культурного и экономического развития конкретной личности, связанный с пониманием смысла и значения экономических проблем, их взаимосвязи и взаимозависимости с юридическими нормами и морально-нравственными основами экономической культуры:

процессуально-деятельностный, включающий комплекс практических и практико-ориентированных умений и навыков финансового образования учащихся на уроках технологии в процессе решения ими учебных и жизненных экономических вопросов ведения домашнего хозяйства [1].

Эффективное формирование экономической компетентности у будущих учителей технологии предусматривает применение модульно-компетентностного обучения в условиях высшей школы. Модульность программы обучения, основанная на системе компетенции, позволяет гибко обновлять или заменять отдельные конкретные модули по овладению студентами финансовой грамотностью, формирование у них педагогических знаний и умений осуществлять экономическое обучение школьников. В данном случае модульная система представляет четкую структуру курса обучения финансовой грамотности, способствует отслеживанию связи между ее элементами (информационно-экономическими модулями), предполагает наглядность, прогнозированность, индивидуализацию, вариативность, мобильность, комплексность, накопительный принцип оценивания сформированности экономической компетентности у будущих учителей технологии, возможность их самоконтроля и самооценки.

Модульно-компетентностный подход в профессиональной подготовке студентов позволяет использовать интерактивные формы экономического обучения, переводя их на субъект-субъектную основу:

– выбор уровня финансовой грамотности студента;

– обучение в индивидуальном темпе;

– использование различных форм финансово-экономических отношений в условиях ведения человеком домашнего хозяйства;

– самостоятельность в решении финансовых проблем повседневной жизни;

– гарантированность достижения результатов обучения финансовой грамотности, а также сформированности экономической компетентности.

Важным элементом каждого модуля является экономическое целеполагание, которое предполагает упорядоченную систему целей:

– усиление деятельности студентов в решении экономических задач;

– поэтапность и перспективность дальнейшего совершенствования экономической профессиональной подготовки студентов;

– конъюнкция в совместной работе преподавателя и студента;

– активное сознательное (мотивированное) участие студентов в овладении финансовой грамотностью и экономической компетентностью;

– создание системы оценивания сформированности у студентов экономической компетентности.

Постановка цели дает представление о степени ее реализации в процессе формирования экономической компетентности у будущих учителей технологии [2, с.19].

Таким образом, модульно-компетентностный подход в процессе формировании экономической компетентности у студентов представляет собой современную организацию образовательного процесса в вузе, где в качестве его цели выступает совокупность профессиональных компетенций в области финансового образования учащихся, в качестве средств — междисциплинарные модули, в качестве технологии — модульное построение.

Экономическая компетентность будущих учителей технологии является составной частью их профессиональной готовности к формированию финансовой грамотности у подрастающего поколения, которое отражается в целях, задачах и воспитательных функциях ведения домашнего хозяйства. Основными компонентами профессиональной готовности студентов к данной деятельности являются: когнитивный, информационно-коммуникативный, ценностный, процессуально-деятельностный. Организационно-методическое обеспечение формирования экономической компетентности студентов выражено в модульно-компетентностном обучении как интегративной форме теоретического и практического образования на субьект-субъектной основе.

Литература:

  1. Синицын Ю. Н., Хентонен А. Г. Методологические регулятивы разработки педагогической деятельности современного учителя // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 12–2. С. 280–283.
  2. Хентонен А. Г. Применение модульно-компетентностного подхода в формировании готовности будущего учителя технологии к развитию нравственного сознания школьников // Актуальные проблемы современной науки, образования и культуры: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции с международным участием (28–29 февраля 2012 года). Башкирский гос. ун-т, Сибайский ин-т (фил.). Сибай, 2012. С. 19–23.
  3. Хлопотова Е. В. Формирование экономической компетентности будущего учителя технологии и предпринимательства: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.08: Челябинск, 2005 183 c.
Основные термины (генерируются автоматически): будущих учителей технологии, экономической компетентности, уроках технологии, будущего учителя технологии, формирования экономической компетентности, финансовой грамотности, финансового образования учащихся, финансовой компетентности, Формирование экономической компетентности, формирование экономической компетентности, домашнего хозяйства, технологии экономической компетентности, экономической компетентности будущих, уровня финансовой компетентности, формирования финансовой компетентности, экономических отношений, учащихся финансовой компетентности, экономической компетентности будущего, экономической компетентности студентов, формировании экономической компетентности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос