Методическое обеспечение повышения финансовой грамотности студентов
Автор: Чудиновских Марина Вячеславовна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)
Дата публикации: 22.10.2016
Статья просмотрена: 1598 раз
Библиографическое описание:
Чудиновских, М. В. Методическое обеспечение повышения финансовой грамотности студентов / М. В. Чудиновских. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 81-85. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11235/ (дата обращения: 06.10.2024).
Обобщен опыт методической работы, который может быть использован при проведении занятий, направленных на повышение финансовой грамотности.
Ключевые слова: финансовая грамотность, студенты, методическое обеспечение, кейс, электронные ресурсы
Актуальность темы. Всовременных условиях развития экономики повышение уровня благосостояния граждан, улучшение качества жизни во многом зависит от состояния финансовой грамотности. Задача по повышению финансовой грамотности была поставлена в Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года [1]. Показателями финансовой грамотности являются:
− способность эффективно управлять личными финансами, планировать доходы, расходы, инвестиции, сбережения;
− умение разбираться в особенностях современных финансовых продуктов (вкладов, кредитов, займов, вложений в ценные бумаги);
− знание своих прав, обязанностей, ответственности;
− умение планировать пенсионные накопления.
Для достижения цели, связанной с повышением уровня финансовой грамотности населения, необходимо методическое обеспечение. Отдельные шаги в данном направлении уже предпринимаются. Так, в работах Ю. Егоровой представлены задания, позволяющие освоить основные финансовые термины, используемые в банковской сфере [2]. Актуальным является обращение к вопросам оценки финансовых рисков [5]. Методические рекомендации могут быть обращены не только преподавателям, но и родителям [3,4].
Особенность методического обеспечения заключается в том, что оно должно разрабатываться с учетом возрастных и интеллектуальных способностей, социального статуса различных групп населения: школьников, студентов, работающих граждан, пенсионеров. В рамках данного материала основное внимание уделено особенностям работы со студентами высших учебных заведений.
Примерное содержание курса «Основы финансовой грамотности». Повышению финансовой грамотности может способствовать включение тематического курса «Основы финансовой грамотности» в виде дисциплин по выбору в обучение студентов всех специальностей, а также проведение семинаров, круглых столов, посвященных наиболее актуальным финансовым вопросам. Опыт практической работы и проведения занятий со студентами очной, заочной формы обучения, а также слушателями программ дополнительного образования, курсов повышения квалификации позволяет выделить ряд наиболее актуальных тем (таблица 1).
Таблица 1
Примерный перечень тем, необходимый для формирования финансовой грамотности
Темы |
Вопросы, подлежащие раскрытию |
Личные финансы |
Принципы ведения личных финансов (необходимость краткосрочного и долгосрочного планирования, обеспечения сбалансированности доходов и расходов). Доходы и расходы домохозяйства. Основные источники доходов (заработная плата, проценты, доходы по вкладам, доходы от ценных бумаг, пенсии, пособия и т. д.) Учет и планирование доходов и расходов. Сбережение и потребление. Взаимодействие с финансовым рынком. |
Общая характеристика финансового рынка |
Понятие финансового рынка. Основные сегменты финансового рынка (банковский сектор, страхование, валютный рынок, рынок ценных бумаг, пенсионная система). Участники финансового рынка, их статус. Основные требования, лицензирование. Роль государства в регулировании финансового рынка. Центральный банк и его полномочия. Внебюджетные фонды. |
Банки, банковские услуги |
Понятие банка, его отличия от иных участников рынка Критерии оценки банка, его надежности Общая характеристика банковских услуг Банковские карты. Виды карт, особенности обслуживания. Обеспечение безопасности при расчетах с картами Банковский вклад. Виды вкладов. Особенности заключения договора. Система страхования вкладов. Действия при наступлении страховых случаев Банковское кредитование. Виды кредитов. Потребительское и ипотечное кредитование. Особенности заключения банковских договоров. Исполнение обязательств. Последствия неисполнения обязательств. Рефинансирование кредитов. Банковские расчеты. Организация переводов. Обмен валюты. Виды валюты. Курсы валют. Валютные операции. |
Небанковский финансовый сектор и финансовая инфраструктура |
Микрофинансовые организации. Особенности договора займа. Потребительские кооперативы. Особенности финансовой деятельности на рынке FOREX Отличия законных участников рынка от мошенников. Признаки мошенничества. Финансовые пирамиды. |
Страхование |
Понятие, виды. Добровольное и обязательное страхование. Особенности заключения и исполнения договоров. Страховой полис. Порядок получения страхового возмещения при наступлении страхового случая. Отдельные виды страхования. ОСАГО. КАСКО. Страхование жизни и здоровья. Страхование нетрудоспособности. Больничный лист. Пособие по беременности и родам. |
Рынок ценных бумаг |
Понятие рынка ценных бумаг, его функции. Основные участники рынка ценных бумаг Виды ценных бумаг. Акции. Облигации. Отличия и особенности. Инфраструктура фондового рынка. Биржи, кредитные рейтинговые агентства. Система финансовой информации. Фондовые индексы и их интерпретация. Совершение сделок с ценными бумагами. Экономическая и правовая природа. Роль брокеров. Инвестиционные фонды. Понятие, особенности, виды. Преимущества и недостатки. Особенности выбора фондов. |
Пенсионная система |
Понятие пенсии и ее назначение. Характеристика пенсионной системы. Значение трудового договора в обеспечении пенсионных накоплений. Пенсионный калькулятор. Негосударственные пенсионные фонды. Выбор инвестиционного фонда. |
Налогообложение |
Понятие налогов, их виды. Налогоплательщик, его права и обязанности. Информационные сервисы портала nalog.ru. Особенности исчисления налогов. Налог на доходы физических лиц. Налоговые вычеты. Транспортный налог. Земельный налог. Налог на имущество физических лиц. Ответственность за налоговые правонарушения. |
Защита прав участников финансового рынка |
Разрешение споров с участниками финансового рынка. Административный порядок. Подача жалоб. Особенности их рассмотрения. Судебная защита нарушенных прав. |
Финансовая грамотность представляет собой не просто набор определенных знаний и представлений, но и умение совершать обдуманные действия, распознавать признаки мошенничества, принимать обоснованные решения. Развитию таких навыков способствуют интерактивные методы обучения. Рассмотрим некоторые приемы, которые доказали свою эффективность.
Использование кейсов. Кейс представляет собой реальную практическую ситуацию, которая может быть использована для обсуждения. Например, для оценки рисков инвестора при покупке акций студентам был предложен кейс с описанием ситуации вокруг компании «Трансаэро». В кейсе дана краткая справка о компании, представлена котировка акций. На основании приведенных данных студенты делают самостоятельные выводы о потенциальных рисках инвесторов, причинах банкротства и влиянии его на положение держателя ценных бумаг. Обсуждение кейсов всегда проходит очень активно, так как вместо теоретического, оторванного от жизни примера имеется реальная жизненная ситуация.
Работа сдокументами. Одним из важнейших навыков «финансово грамотного гражданина» является умение понимать содержание финансовых документов. Многие участники финансового рынка (банки, страховые компании, брокеры) знают о том, что у большинства граждан изучение финансовых документов вызывает затруднения. Для того, чтобы ввести в заблуждение или навязать неудобные условия, недобросовестные контрагенты используют мелкий шрифт, непонятную терминологию. Для повышения финансовой грамотности представляется целесообразным знакомить обучающихся с типовыми договорами, акцентировать внимание на основных условиях договора. Работа с документами может быть включена в качестве элемента в деловую игру.
Использование электронных ресурсов. Принятие финансовых решений должно основываться на умении пользоваться актуальной информацией. Несмотря на то, что большая часть молодежи активно использует информационные технологии в повседневной жизни, навык критического осмысления информации развит слабо. И дети, и подростки, и старшее поколение в чаще всего доверяют тому источнику информации, который появляется в поисковой строке первым. Для того, чтобы сделать принятие решений обоснованным, необходимо уделить особое внимание наличию официальных сайтов органов власти и участников финансового рынка.
Так, важнейшим источником информации при принятии решений финансового характера является сайт Банка России (www.cbr.ru). В разделе «Финансовое просвещение» в доступной и наглядной форме представлены материалы, которые могут быть использованы при заключении договора банковского вклада, ипотечного и потребительского кредита, договора индивидуального инвестиционного счета, получения полисов ОСАГО, КАСКО. Кроме того, на сайте публикуется информация обо всех участниках финансового рынка, случаях отзыва лицензий, надзорной деятельности.
Важно обращать внимание и на портал Федеральной налоговой службы (www. nalog.ru). Любая предпринимательская деятельность подлежит в России обязательной государственной регистрации. Информация о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей содержится в едином государственном реестре юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) — ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Бесплатно получить эти сведения можно на сайте Федеральной налоговой службы (https://egrul.nalog.ru/).
Кроме того, полезно проверить, не ликвидируется ли организация по решению ФНС и не находится ли она в состоянии банкротства. Также эту информацию рекомендуется проверить в сервисе Высшего Арбитражного суда (http://kad.arbitr.ru/). Здесь же можно увидеть, в каком количестве судебных споров участвует организация или предприниматель, предмет спора, движение дела и результат. Для поиска информации необходимо ввести ИНН (идентификационный номер налогоплательщика).
Проверить сведения о задолженностях организации по уплате налогов или не представляющих отчетность более года можно с помощью сервиса ФНС «Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года». Данный сервис предоставляет возможность получения сведений о юридических лицах, не представляющих налоговую отчетность более года и/или имеющих по состоянию на 01.09.2016 превышающую 1000 рублей задолженность по уплате налогов, которая направлялась на взыскание судебному приставу-исполнителю.
Таким образом, в целях повышения финансовой грамотности необходимо использовать широкий спектр методов. Традиционная форма лекций должна быть дополнена интерактивными методами обучения: использованием кейсов, деловых игр, Интернет-ресурсов.
Литература:
- Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2008 N 2043-р «Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года»// Собрание законодательства РФ. 2009. N 3. Ст. 423
- Егорова Ю. Финансовая грамотность: информационные материалы пофинансовым терминам, используемые в банковской сфере: инновационные материалы по финансовой грамотности для образовательных организаций: материалы для родителей / Юлия Егорова. — Москва: Вита, 2016. — 56 с.
- Жданова А. Финансовая грамотность: материалы для родителей: инновационные материалы по финансовой грамотности для образовательных организаций / Александра Жданова. — Москва: Вита-Пресс, 2016. — 78 с.
- Савицкая Е. В. Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя: инновационные материалы по финансовой грамотности для образовательных организаций / Елена Савицкая. — Москва: Вита Пресс, 2016. — 144 с.
- Смирнов С. Н. Финансовая грамотность. Финансовые риски: модуль: материалы для обучающихся: инновационные материалы по финансовой грамотности для образовательных организаций / Сергей Смирнов, Алексей Сидоренко. — Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2016. — 79 с.
Ключевые слова
методическое обеспечение, студенты, кейс, финансовая грамотность, электронные ресурсыПохожие статьи
Методические аспекты проведения практических занятий при подготовке юристов
Обобщен опыт методической работы, который может быть использован при проведении практических занятий по специальности «Юриспруденция».
Дистанционное обучение в вузе: формы и методы контроля
Проведен краткий анализ форм и методов контроля знаний студентов при дистанционном обучении. Говорится о необходимости разработки универсальных методов контроля с использованием компьютерных технологий и качественной процедуры контроля знаний и навык...
Использование кейс-метода в профориентационной работе со школьниками
В статье автор пытается определить эффективность использования кейс-метода в профориентационной работе со школьниками.
Применение некоторых современных оценочных средств в преподавании курса "Английский язык в профессиональной сфере" (из опыта работы)
В статье рассматриваются вопросы обучения профессиональной терминологии для решения коммуникативно-речевых задач в сфере профессиональной деятельности.
К вопросу формирования основ финансовой грамотности в начальной школе
В статье рассмотрен вопрос современных подходов к формированию основ финансовой грамотности младших школьников. Проводится анализ последних исследований, используемых учебно-методических комплексов и зарубежного опыта. Обозначена проблема отсутствия ...
Формирование финансовой грамотности учащихся начальной школы в России
В данной статье рассмотрены и проанализированы различные тесты и методики по финансовой грамотности, применяемые к учащимся начальной школы. Представлен анализ проведенного исследования формирования финансовой грамотности учащихся 4 класса.
Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка
Статья рассматривает особенности развития функциональной грамотности на уроках английского языка. В настоящее время очень большое значение имеет закладывание основ функциональной грамотности, которая помогает индивидууму функционировать в социуме.
«Финансовый волонтер»: блокнот-помощник по финансовой грамотности для обучающихся
В статье представлена авторская разработка линейки блокнотов-помощников «Финансовый волонтер» для повышения интереса обучающихся к вопросам финансовой грамотности, стимулированию у них процессов самообразования и самовоспитания в этой области, примен...
Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы на уроках русского языка
В статье рассматривается актуальность формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка, приводятся методические приемы, эффективно повышающие данный вид грамотности.
Похожие статьи
Методические аспекты проведения практических занятий при подготовке юристов
Обобщен опыт методической работы, который может быть использован при проведении практических занятий по специальности «Юриспруденция».
Дистанционное обучение в вузе: формы и методы контроля
Проведен краткий анализ форм и методов контроля знаний студентов при дистанционном обучении. Говорится о необходимости разработки универсальных методов контроля с использованием компьютерных технологий и качественной процедуры контроля знаний и навык...
Использование кейс-метода в профориентационной работе со школьниками
В статье автор пытается определить эффективность использования кейс-метода в профориентационной работе со школьниками.
Применение некоторых современных оценочных средств в преподавании курса "Английский язык в профессиональной сфере" (из опыта работы)
В статье рассматриваются вопросы обучения профессиональной терминологии для решения коммуникативно-речевых задач в сфере профессиональной деятельности.
К вопросу формирования основ финансовой грамотности в начальной школе
В статье рассмотрен вопрос современных подходов к формированию основ финансовой грамотности младших школьников. Проводится анализ последних исследований, используемых учебно-методических комплексов и зарубежного опыта. Обозначена проблема отсутствия ...
Формирование финансовой грамотности учащихся начальной школы в России
В данной статье рассмотрены и проанализированы различные тесты и методики по финансовой грамотности, применяемые к учащимся начальной школы. Представлен анализ проведенного исследования формирования финансовой грамотности учащихся 4 класса.
Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка
Статья рассматривает особенности развития функциональной грамотности на уроках английского языка. В настоящее время очень большое значение имеет закладывание основ функциональной грамотности, которая помогает индивидууму функционировать в социуме.
«Финансовый волонтер»: блокнот-помощник по финансовой грамотности для обучающихся
В статье представлена авторская разработка линейки блокнотов-помощников «Финансовый волонтер» для повышения интереса обучающихся к вопросам финансовой грамотности, стимулированию у них процессов самообразования и самовоспитания в этой области, примен...
Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы на уроках русского языка
В статье рассматривается актуальность формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка, приводятся методические приемы, эффективно повышающие данный вид грамотности.