Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (145) март 2017 г.

Дата публикации: 16.03.2017

Статья просмотрена: 405 раз

Библиографическое описание:

Хорьков И. С., Коваленко С. В. Налогообложение как механизм государственной поддержки: зарубежный опыт и российская практика // Молодой ученый. — 2017. — №11. — С. 280-284. — URL https://moluch.ru/archive/145/40563/ (дата обращения: 24.04.2018).



Во многих развитых странах малый бизнес играет существенную роль в экономике, поскольку он характеризуется динамичностью, быстрым переориентированием и реагированием на изменение внешней деловой среды. Малый бизнес быстрее крупного и среднего бизнеса реагирует на изменение конъюнктуры рынка, так как для него промедление означает банкротство и ликвидацию деятельности.

Малый бизнес вносит такой вклад в развитие общества и экономики, как создание рабочих мест, обеспечение занятости, стимулирование инноваций, повышение конкурентоспособности и улучшение качества продукции, демонстрация многообразия форм предпринимательской активности, дифференциация выпускаемых товаров.

Малый бизнес давно занял особое место в экономике многих зарубежных стран. Особенно интересен пример таких стран как США, Япония, Германия, Италия, в которых малый бизнес вносит значительный вклад в экономику страны, создает большое количество рабочих мест (таблица 1).

Таблица 1

Показатели деятельности субъектов малого бизнеса вразличных странах в 2015 году

Страна

Вклад малого бизнеса вВВП,%

Обеспечение занятости,%

Численность малого бизнеса, тыс. ед.

Количество малых предприятий кобщему числу предприятий,%

США

более 60

50

более 5 660

99,7

Япония

более 60

более 80

3 343

99

Германия

50–52

68

более 2 600

99,3

Россия

21

25

более 4 517

40

На основании данных, приведенных в таблице, можно сделать вывод, что Россия сильно уступает развитым странам по всем критериям, что должно побуждать к дальнейшему развитию сектора малого бизнеса и экономики в целом.

Для понимания того, что относится к малому бизнесу в разных странах, и как формировались данные таблицы 1, необходимо изучить критерии включения предприятий к субъектам МП. В мире нет единого критерия, что влияет на показатели эффективности деятельности субъектов малого бизнеса.

В Германии при определении субъектов малого бизнеса используют Рекомендации Европейской комиссии 2003/361/EG, которая вступила в силу 01.01.2005, в соответствии с которой численность персонала не должна превышать 49 человек, а максимальный годовой оборот — 10 млн. евро. Также существуют и микропредприятия, где число занятых составляет менее 10 человек, а годовой оборот менее 2 млн. евро [12].

В Италии к малому бизнесу относятся предприятия с численностью работников до 100 человек, выделяют также и микропредприятия с численностью работников менее 20.

В США выделяют 2 критерия отнесения предприятий к малому бизнесу: среднесписочный состав занятых на предприятии или годовой объем реализации в денежном выражении. К тому же показатель среднесписочного состава работников имеет большую амплитуду колебаний: от 100 человек в оптовой торговле мебелью и некоторых других сферах до 1000 человек в сталелитейной промышленности. Постоянную цифру называет лишь Федеральное статистическое бюро: численность работников малого предприятия не должна превышать 500 человек [9]. По объему выручки цифра также варьируется в зависимости от вида деятельности: от 0,68 млн. евро для бизнеса по продаже зерна до 495 млн. евро для банков.

В Японии к малым предприятиям относят предприятия с численностью работников от 50 до 300, в зависимости от сферы деятельности организации.

В России же к малым предприятиям относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства, численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает 100 человек включительно для малых предприятий, и до 15 человек включительно для микропредприятий. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) не должна превышать: для малого бизнеса 800 млн. рублей, для микропредприятий — 120 млн. рублей.

Таким образом, можно отметить противоречивость критериев отнесения предприятий к малым, что и приводит к разным показателям их деятельности. Так, предприятия, в США относимые к малым, в Европе будут считаться средними и крупными. В то же время многие предприятия Европы попадают в аналогичные с российскими компаниями рамки, при этом их вклад в ВВП в среднем составляет 55–60 %, и их вклад в обеспечение занятости населения составляет 65–70 % [14]. То есть, несмотря на различные критерии отнесения к малому предпринимательству, малый бизнес в России не может соперничать с аналогичным в США и европейских странах.

Эффективность и роль малого бизнеса определяет отношение к нему со стороны государства как к особому субъекту государственного регулирования. Среди всех механизмов государственной поддержки особо стоит выделить налогообложение.

В России опросы бизнесменов свидетельствуют о первостепенной значимости для малого предпринимательства (МП) проблемы налогообложения. Бизнес, как малый, так и крупный не раз выходил с инициативой снижения налогового бремени, но Минфин РФ не считает необходимым реформирование системы налогообложения. Но для развития экономики полезным будет изучить зарубежный опыт в области налогообложения, чтобы не допустить ошибок и ускорить процесс развития рыночных отношений.

Налоги в США признаны одними из самых низких среди развитых стран — их доля в ВВП составляет 28 %, в то время как средний показатель по странам составляет 38 %. В США нет НДС, нет налога на имущество, социальные взносы составляют 13,3 % (в России 30 %).

Американское законодательство не выделяет специальных режимов налогообложения, но в их законодательстве присутствует положение, согласно которому малые предприятия могут упростить ведение учета с целью увеличения прозрачности.

Основные преференции, предоставляемые малому бизнесу в США, следующие:

– Применение прогрессивной шкалы налогообложения. Так, ставка подоходного налога составляет 15 % при уровне прибыли менее 50 тыс. долл. в год, 25 % при уровне прибыли 50–70 тыс. долл., 34 % при уровне прибыли 70–10 000 тыс. долл., и 35 % при уровне прибыли свыше 10 000 тыс. долл. [7]

– Владельцы МСП не платят налог на доходы, полученные вследствие увеличения собственных средств, т. е. на доходы от реализации акций «квалифицированных малых предприятий». Это предприятия с уровнем прибыли менее 50 тыс. долл. в год и ведущие бизнес в таких сферах как банкинг, бухгалтерский учет, страхование, консалтинг, аудит и др.

– Применение различных налоговых льгот на уровне штатов с целью увеличения инвестиционной привлекательности депрессивных регионов.

– Ускоренная амортизация оборудования согласно закону «об облегчении налогового бремени и создании новых рабочих мест», принятому в 2010 году.

Японская налоговая система обладает своими особенностями.

Так, налоговая система Японии основана на принципе справедливости, который делится на справедливость по горизонтали и вертикали. Справедливость по горизонтали заключается в том, что идентичные в экономическом плане компании облагаются одинаковой налоговой нагрузкой. Справедливость по вертикали представляет собой применение прогрессивной шкалы налогообложения, а сам налог на прибыль организаций называется корпоративным. Субъекты МП, у которых величина капитала и годовой доход не превышают 100 миллионов иен и 8 миллионов иен соответственно, в 2016 году платили налог по ставке 24,9 %. Для остальных предприятий налоговая ставка равна 37,63 % [1]. В целом, корпоративный налог достаточно высок, но существуют дополнительные возможности его снижения:

– Введена специальная скидка, уменьшающая налогооблагаемый доход налогоплательщика. Предприниматель имеет возможность списать свои личные расходы на расходы бизнеса. Некоторые предприниматели таким способом добивались уменьшения налогооблагаемой базы на 28,6 % [18].

– Ряд специальных инструкций позволяет также разделить для целей налогообложения доходы от бизнеса. Объектом налогообложения выступает доход, получаемый за вычетом из выручки всех необходимых расходов. Налогоплательщикам, заполняющим «синюю» форму налоговой декларации, разрешалось вычитать из налогооблагаемого дохода стоимость подготовки налоговой декларации в размере не более чем 100 тыс. иен. Кроме того, были разрешены «вычеты» (специальные снижения размеров налогооблагаемого личного дохода бизнесмена) на размер заработной платы, уплачиваемой членам семьи, которые были введены вместо списания их на расходы, связанные с ведением бизнеса [18].

В Германии общая налоговая ставка составляет 48,9 %, включая налог на прибыль 23,2 %, налог и выплаты на заработную плату 21,3 % от прибыли, 4,4 % — прочие налоги [2]. Но также в Германии развиты налоговые льготы для малого бизнеса:

– Первые два года существования малое предприятие освобождается от всех выплат

– Существует возможность применения ускоренное амортизации, позволяющая списать до 50 % стоимости приобретенного оборудования в первый год покупки.

– Освобождение от налога на оборот при сумме оборота меньше 17,5 тыс. евро. в год.

– Стоит отметить государственные субсидии и займы, не подлежащие возврату и не облагающиеся налогами.

При изучении опыта зарубежных стран также стоит упомянуть Францию, так как проводимые ей меры во многом совпадают с российскими.

Так, Франция, как и Россия, признает специальные налоговые режимы, согласно которым применяются упрощенные и вмененные налоги, а также есть возможность использовать упрощенные налоговый режим декларирования прибыли. Также первые 2 года малый бизнес освобождается от местных налогов, от взносов в социальные фонды. На 3 год работы предприятие уплачивает 25 % обычной налоговой ставки, на 4–50 %, на 5–75 %, после чего работает в обычном режиме [10].

Отличные от России меры, проводимые Францией в области налогообложения малого бизнеса, следующие:

– На 40–50 % снижен налог с предприятий, осваивающих новые технологии.

– Предусматривается возможность отсрочки уплаты ряда налогов при временном недостатке ликвидных средств.

– Снижаются налоги для предпринимателей, работающих в депрессивных зонах.

В России малый бизнес развивается сравнительно недавно, так как во времена СССР в этом не было необходимости. Российское законодательство предусматривает два вида налогообложения бизнеса:

  1. общий режим налогообложения (ОСНО)
  2. специальные режимы:
    1. единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
    2. упрощенная система налогообложения (УСНО)
    3. патентная система налогообложения (ПСН)
    4. единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

При общем режиме налогообложения предприятия платят все налоги: налог на прибыль (20 %), НДФЛ (13 %), НДС (18 %), налог на имущество (2,2 %), взносы в ПФР, ФСС, ФОМС (30 %) [11].

Более выгодным для предприятий малого и среднего бизнеса является использования одного из видов специального режима налогообложения. В основном малый бизнес выбирает УСН или ЕНВД, хотя есть предприятия (например, производители автокомпонентов), которые вынуждены использовать ОСНО, иначе с ними не будут работать контрагенты.

При выборе УСН предприятие часть традиционных налогов заменяется единым. Для предприятий единый налог заменяет собой уплату налога на прибыль, налога на имущество и НДС, для индивидуальных предпринимателей (ИП) — уплату НДФЛ от предпринимательской деятельности, НДС и налог на имущество. При переходе на УСН предприниматель вправе выбрать 1 из 2 объектов налогообложения: «доходы» или «доходы минус расходы». При выборе первого варианта налоговая ставка равна 6 %, при этом региональные власти могут снизить налоговую ставку до 1 %. При выборе варианта «доходы минус расходы» налоговая ставка равна 15 %, при этом регион может снизить ее до 5 %.

ЕНВД имеют право выбрать предприятия, занимающиеся определенными видами деятельности, перечисленными в пункте 2 ст. 346.26 НК РФ. Преимуществами ЕНВД является освобождение от уплаты определенных налогов (налог на прибыль, налог на имущество, НДС и др.), если они совершены в соответствии с заявленной деятельностью. Налоговая база рассчитывается исходя из произведения потенциально возможного дохода и специального коэффициента-дефлятора (для каждого вида деятельности он свой). Налоговая ставка определена налоговым кодексом и составляет 15 %.

Среди проводимых государственных мер поддержки малого бизнеса через налогообложения можно выделить следующие мероприятия:

  1. в 2 раза увеличен размер предельной выручки, по которой можно отнести предприятие к категории субъектов малого бизнеса.
  2. двухлетние налоговые каникулы ИП
  3. возможность снижать ставки ЕНВД с 15 % до 7,5 %;
  4. возможность снижать ставки УСН по доходам с 6 % до 1 %;
  5. расширение доступа к закупкам у государственных организаций;
  6. расширение грантовой поддержки инновационных МП;
  7. расширение перечня ВЭД с возможностью применения патента;
  8. уплата патентных платежей гражданами при регистрации ИП;
  9. ИП, работающим на ПСН, предоставлено право снижать в 2 раза размер потенциально возможного к получению дохода. (с 1 млн. до 500 тыс. руб.), что позволяет снизить стоимость патента, т. к. он рассчитывается из утвержденных сумм потенциально возможного дохода.
  10. Открытие особых экономических зон и территорий особого социально-экономического развития, на территории которых действуют налоговые преференции.

Но несмотря на все проводимые российским правительством меры для субъектов МП нерешенными остаются следующие вопросы:

  1. Противоречивое изменчивое в сторону увеличения налогового бремени законодательство. Так, в 2013 году размер страховых взносов от ИП в ПФР увеличился в 2 раза, что привело к закрытию многих ИП. Еще одним примеров является введение системы Платон для грузовых автомобилей, что привело к увеличению себестоимости перевозок, следовательно, и тарифов.
  2. Сложность налогового законодательства. В России система налогов имеет сложную и запутанную структуру: акцизы, сборы, отчисления, налоги. Для принятия оптимальной политики и снижения вероятности заплатить штраф за несвоевременную уплату налогов предприятию необходимо нанимать высококвалифицированных специалистов по бухучету и налогам.
  3. Высокая налоговая нагрузка. Даже используя специальные режимы налогообложения, предприятие изымает значительные денежные средства из оборота, а в совокупности с труднодоступным внешним финансированием это приводит к застою деятельности субъектов предпринимательской деятельности.
  4. Конфликтность налоговых правоотношений между бизнесом и налоговым органом [6].
  5. Трудность защиты предпринимателями своих прав и оспаривания в законодательном порядке действий налоговых органов, пользующихся несовершенством законодательства.
  6. Сложность налоговой и бухгалтерской отчетности. Отсутствие или недостаток знаний вновь созданных предприятий приводит к различного рода проблемам и штрафам, что лишь увеличивает финансовую нагрузку.
  7. Коррупция и бюрократизация деятельности регулятивных институтов
  8. Незнание и недостаток информации о проводимых государством мероприятиях в области налогообложения.

В сравнении с зарубежными странами, в российской практике также применяются различные способы налоговой поддержки малого бизнеса. Но отсутствие информации, недостаток знаний, высокие налоги и меняющееся законодательство не позволяют малому бизнесу в полной мере использовать имеющиеся возможности.

Подводя итог, хочется отметить, что российская государственная поддержка малого бизнеса как в области налогообложения, так и в целом, находится на стадии своего формирования. И на данный момент она носит противоречивый характер. Изучение опыта зарубежных стран позволит избежать возможных ошибок и не допустить ухудшение ситуации. Но для этого необходимо не только изучить, но и адаптировать опыт к российским реалиям. Эффективное применение зарубежного опыта поможет России вывести малый бизнес на новый уровень, что положительно скажется на экономике страны.

Литература:

  1. Laws & Regulations on Setting Up Business in Japan // Japan External Trade Organization (JETRO).
  2. URL: https://www.jetro.go.jp/en/invest/setting_up/laws/section3/page3.html (дата обращения: 27.02.2017).
  3. Paying Taxes in Germany // DOING BUSINESS URL: http://www.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/germany/paying-taxes/ (дата обращения: 27.02.2017).
  4. Small Business Trends // Small Business Administration URL: https://www.sba.gov/managing-business/running-business/energy-efficiency/sustainable-business-practices/small-business-trends (дата обращения: 27.02.2017).
  5. Tips for starting a business in Germany // Expatica URL: http://www.expatica.com/de/essentials_moving_to/essentials/setting-up-your-own-business-in-germany-27408.html (дата обращения: 27.02.2017). URL: https://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34552 (дата обращения: 27.02.2017).
  6. В Минэкономразвития оценили долю малого бизнеса в ВВП в 20 % // Бюджет.ру URL: http://bujet.ru/article/283292.php (дата обращения: 27.02.2017).
  7. Джаарбеков С. М. Методы и схемы оптимизации налогообложения. М., Книги Издательского Дома «МЦФЭР», 2014. С.52.
  8. Кречетов Роман Игоревич Государственные меры поддержки МСП в России и за рубежом // «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства: зарубежный опыт и российская практика». — М.: ФГОБУВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» и АО «МСП Банк», 2015. — С. 153–158.
  9. Леликова Н. А., Конвисарова Е. В. зарубежный опыт налогообложения малого бизнеса // Успехи современного естествознания. — 2014. — № 12–2. — С. 127–129;
  10. Макарова М. В., Погорелов В. В. Малый бизнес: зарубежный опыт и уроки для современной модернизации экономики России // Госбук
  11. URL: http://gosbook.ru/document/53728/53762/preview (дата обращения: 27.02.2017).
  12. Мезенина Е. А. Чернова И. С. Налогообложение как инструмент государственной поддержки малого и среднего бизнеса: зарубежный опыт // NovaInfo: электронный журнал URL: http://novainfo.ru/article/8930 (дата обращения: 27.02.2017).
  13. Налоговый кодекс РФ
  14. Опыт поддержки малого и среднего бизнеса в некоторых развитых странах // Ипотечник URL: http://vitkvart.ru/2016/11/02/kriterii-malogo-biznesa-v-razvityx-stranax/ (дата обращения: 27.02.2017).
  15. Постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. N 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»
  16. Развитие малого и среднего предпринимательства. зарубежный опыт // МСП Банк. URL: https://www.mspbank.ru/userfiles/2015EU.pdf (дата обращения: 27.02.2017).
  17. Саляхова Э. К. Малый бизнес в зарубежной практике // NovaInfo: электронный журнал URL: http://novainfo.ru/article/10107 (дата обращения: 27.02.2017).
  18. Статистика МСП // Ресурсный центр малого предпринимательства URL: http://rcsme.ru/ru/statistics (дата обращения: 27.02.2017).
  19. Федеральная служба государственной статистики URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 27.02.2017).
  20. Япония налоговая система [электронный ресурс] // Налоги и налогообложение. URL: http://nalogpro.ru/yaponiya-nalogovaya-sistema/ (дата обращения: 27.02.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): малого бизнеса, малый бизнес, зарубежный опыт, субъектов малого бизнеса, малому бизнесу, дата обращения, налогообложения малого бизнеса, Малый бизнес, налоговая ставка равна, области налогообложения, поддержки малого, среднего бизнеса, поддержки малого бизнеса, прогрессивной шкалы налогообложения, категории субъектов малого, уровне прибыли, налоговая система, малого предпринимательства, области налогообложения малого, опыт налогообложения малого.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос