Экономико-управленческое образование в школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Общественно-экономическая структура

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, июнь 2016)

Дата публикации: 21.04.2016

Статья просмотрена: 84 раза

Библиографическое описание:

Лобышева И. С. Экономико-управленческое образование в школе [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 31-37. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/174/10360/ (дата обращения: 10.12.2018).



Описание разработки

Изучение экономической теории с развитием предпринимательских способностей и владением современными ИКТ может помочь в будущем преуспеть в бизнесе. Экономика может помочь в будущем более рационально планировать семейный бюджет. Главное, чтобы сформировалось экономическое мышление: умение видеть проблему, анализировать её, принимать рациональные решения. Английский экономист Джоан Робинсон в свое время сказала: «Смысл изучения экономической теории не в том, чтобы получить набор ответов на экономические вопросы, а в том, чтобы научиться, не попадаться на удочку к экономистам».

Внедрение и реализация в образовательном пространстве школы современного социально-экономического управленческого компонента обучения и формирование способности учащихся сориентироваться в выборе профессии, получить необходимую подготовку для поступления в профессиональные лицеи, техникумы, училища и ВУЗы экономической направленности с уже сформированным механизмом формирования профессиональной и ИКТ-компетентностей.

Для проекта необходимо подготовить программную, методическую и материально-техническую базу к реализации внедрения экономико-управленческого образования в школе; подвести итоги и анализ деятельности школы, провести диагностические обследования готовности к переходу на очередной этап развития, спрогнозировать и ориентировать деятельность школы на социальный запрос, определить системность, гибкость, логичность и последовательность программ, построить стратегию учебно-воспитательного процесса, обеспечить контролируемость программы, установить интегрирующие и консолидирующие направленности по отношению к школьному сообществу. Создать новые условия общего образования в условиях внедрения и реализации предпрофильного и профильного экономического образования с ИКТ.

Как итог — создать центр экономики и управления (ЦЭУ) на базе школы, который: управляет непрерывным экономическим предпрофильным и профильным образованием со 2-го по 11 классы; осуществляет внеклассную работу по предмету; организует совместно с Комитетом по образованию г. Улан-Удэ и РАО «Ассоциация педагогов исследователей» при БГУ научно-практическую онлайн-конференцию по экономике «Путь Гермеса» для учащихся 9–11 классов школ города и республики; совершенствует материально-техническую базу ЦЭУ; обеспечивает информационную и методическую поддержку преподавания предмета экономики и сопровождающих его информационных и образовательных курсов; изучает передовой опыт освоения новейших программ и технологий в преподавании экономических дисциплин; развивает сетевое взаимодействие по внедрению экономического образовательного компонента в образовательные учреждения города, Республики и РФ; расширяет социальное партнерство школы с учреждениями социально-экономического и управленческого характера; развивает сетевое взаимодействие по внедрению экономического образовательного компонента в образовательные учреждения; отслеживает и анализирует развитие мировой экономики с последующим отражением этой информации для общественности; организует дистанционное обучение предметам экономического профиля на базе МБОУ СОШ № 51; отслеживает механизмы работы и мониторинг результатов экономическо-управленческого образования. Подведение итогов по реализации программы развития школы и проекта «Экономико-управленческого образования школе как одно из средств формирования ИКТ-компетентности учащихся в профессиональной ориентации».

Рекомендаций для педагога по использованию ресурса

Пройдя все наши этапы от сбора информации по социальному запросу до получения готового продукта, Вы получите центр экономики и управления (ЦЭУ) на базе школы с широким использованием средств ИКТ при решении профессиональных задач, а может сможете развить его в нечто большее. Желаю успеха!

Пояснительная записка

Истоки экономической мысли уходят своими корнями в глубокую древность. Уже первобытные люди владели началами экономических знаний, имели некоторые представления об отношениях, складывающихся между членами первобытной общины по поводу производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ. «Если заставить человека отказаться от потребления, он откажется производить», говорил Давид Рикардо. Действительно, с момента своего появления, человек выступал одновременно в двух неразрывных ролях: производителя товаров и их потребителя.

Разобраться в секретах устройства экономики люди пытались еще во времена Древней Греции. Во всяком случае, вопросы экономики занимали не малое место в трудах Аристотеля (384–322 г.г. до н. э.), одного из самых выдающихся философов в истории человечества, создателя социологии — науки о человеческом обществе и воспитателя знаменитого императора Александра Македонского.

Именно он ввел этот термин в научный оборот, составив его из двух греческих слов: «ойкос» — дом, хозяйство и «номос» — закон. «Экономика» в переводе с древнегреческого — это «законы ведения домашнего хозяйства» — замкнутого рабовладельческого домовладения. Придумал же он этот термин для того, чтобы разграничить два вида богатств, которые, по его мнению, встречаются в человеческом обществе: товары и деньги.

Является ли экономика практической наукой? Стоит ли затрачивать время и труд на её изучение? Полвека назад Джон Мейнард Кейнс — несомненно, самый влиятельный экономист нашего столетия — дал убедительный ответ на этот вопрос: «Идеи экономистов и политических мыслителей — и когда они правы, и когда ошибаются — имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности именно они и правят миром. Люди практики, которые считают себя совершенно неподверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого».

Как и любая другая наука, экономика использует свои методы исследований. Форм и способов получения научных знаний много, и большинство из них используют ученые-экономисты. Это:

  1. Наблюдения (статистические) объекта.
  2. Обработка полученного материала посредством синтеза и анализа, индукции и дедукции, системного подхода.
  3. Проведение экспериментов.
  4. Разработка моделей в логических и математических формах.

Изучение экономической теории может помочь в будущем преуспеть в бизнесе. Однако, для успешного занятия бизнесом недостаточно только теоретических знаний, необходимы еще предпринимательские способности. Используя знания и умения, полученные на уроках экономики, можно надёжнее защитить свои деньги от инфляции. Экономика может помочь в будущем более рационально планировать семейный бюджет. После изучения экономической теории в школе вовсе не обязательно становиться профессиональным экономистом. Главное, чтобы сформировалось экономическое мышление: умение видеть проблему, анализировать её, принимать рациональные решения. Эти умения понадобятся людям любой профессии и даже простым потребителям, каковыми мы все являемся. Английский экономист Джоан Робинсон в свое время сказала: «Смысл изучения экономической теории не в том, чтобы получить набор ответов на экономические вопросы, а в том, чтобы научиться, не попадаться на удочку к экономистам».

В школьном образовании экономика должна занимать достойное положение и конечно, предлагаться учащимся и родителям как профильный предмет. В нашей школе к этому предмету востребованное отношение, как у родителей, так и у детей. Экономический профиль внедрен с 2001 года. На сегодняшний день это предмет изучается со 2-го по 11 класс, а также сопутствующие дисциплины экономико-управленческого характера в профильных 10–11 классах. Это менеджмент, риторика, культура деловой речи, правоведение, информационное управление, психология управления.

Поэтому, внедрение и реализация экономико-управленческого образования в нашей школе, это проект уже работающий и имеющий положительные результаты в течение нескольких лет. Ежегодно от 15 % до 40 % выпускников школы поступают на факультеты профессиональных и высших учебных заведений экономико-управленческого характера. В зоне ближайшего развития школы мы продолжаем строить планы по улучшению качества экономико-управленческого образования учащихся.

Цель проекта понятна всем участникам учебного процесса, т. е. и родителям, и детям, и педагогическому коллективу. Это внедрение иреализация вобразовательном пространстве школы современный социально-экономический управленческий компонент обучения иформирование способности учащихся сориентироваться ввыборе профессии, получить необходимую подготовку для поступления впрофессиональные лицеи, техникумы, училища иВУЗы экономической направленности иразвитой ИКТ-компетентностью.

Основными задачами проектаявляются:

‒ организовать работу по подготовке и проведению мероприятий, повышающих статус экономического и управленческого образовательного профиля;

‒ обеспечить информационную и методическую поддержку преподавания предмета экономики и сопровождающих его ИКТ- образовательных курсов;

‒ изучить передовой опыт освоения новейших программ и ИКТ-технологий в преподавании экономических дисциплин;

‒ развить сетевое взаимодействие по внедрению экономического образовательного компонента в образовательные учреждения города, Республики и РФ;

‒ расширить социальное партнерство школы с учреждениями социально-экономического и управленческого характера;

‒ создать Центр экономики и управление (ЦЭУ) на базе школы;

‒ использовать и активно внедрять в работу ЦЭУ современные средства массовой информации, Интернет и информационные технологии;

‒ отслеживать и анализировать развитие мировой экономики с последующим отражением этой информации для общественности;

‒ организовать дистанционное обучение предметам экономического профиля на базе МБОУ СОШ № 51;

‒ отслеживать механизмы работы и мониторинг результатов экономическо-управленческого образования.

2. Система экономико-управленческого образования в школе

Сегодня мы живем в мире быстро меняющихся реалий. В нем становиться, не так важен набор основ фундаментальных наук, традиционно преподаваемый в отечественной школе, как умения осваиваться в постоянно меняющихся условиях. Для школы не так важно, какой объем знаний она передает школьникам, а важно, как она учит познавать и самосовершенствоваться. Поэтому, часто задаваемый вопрос о необходимости преподавания экономики в школе или ее перспективах, как школьного предмета, стоит связывать с тем насколько этот новый школьный предмет будет отвечать требованиям экономического воспитания, формированию новой экономической культуры, развивать умения пользоваться инструментами экономического выбора, знакомить с миром перспективных профессий.

К сожалению, школа вынуждена решать вопрос организации экономического образования школьников, согласно со своими возможностями: материальными, кадровыми и другими, не имея возможности считаться с социальным заказом.

Вероятно, следует выделить основные подходы к преподаванию экономики в школе, в которых можно увидеть и сопутствующие проблемы:

  1. Отсутствие каких-то ни было возможностей организовать преподавание новой учебной дисциплины, не включать экономику в учебные планы.
  2. Растворение основ экономических знаний в других учебных дисциплинах: географии, истории, граждановедении, технологии, обществоведении, информатики, математики, хотя введение экономики, как самостоятельного предмета, могло бы облегчить усвоение школьниками содержания этих предметов и усилить междисциплинарные связи предметов обществоведческого цикла.
  3. Наукообразный (академический) подход, больше походящий на знакомство с экономическим словарем, в рамках которого происходит подмена экономического воспитания заучиванием экономической терминологии. Часто таким подходом страдают преподаватели вузов, приглашаемые в школу для проведения уроков по экономике. Привыкшие иметь дело с профессионально ориентированной аудиторией, они сталкиваются с отсутствием у большинства учащихся мотивации к овладению институтским курсом экономических знаний и неприменимостью, так широко, в школе лекционных способов обучения. Ставя перед собой узкие цели передачи наукообразной информации или «натаскивания» учащихся для поступления в конкретный вуз, они не решают проблемы экономического воспитания школьников.
  4. Профессионально-ориентированный подход, делает акцент на преподавание бизнес-ориентированных дисциплин, однако концентрация только на этом подходе, чревато излишним насыщением рынка труда в будущем менеджерами, экономистами, «предпринимателями по диплому» и т. д. Хотелось бы отметить, что некая преподавательская эйфория в уверенности сделать каждого ученика предпринимателем, грозит крахом необоснованно воспитанных надежд, ибо даже решив очень трудную задачу воспитания экономически активного и предприимчивого поколения потенциальных предпринимателей, не обеспечит им тот набор случайностей или обстоятельств, которые часто независимо от воли или образованности человека делают его успешным бизнесменом. При этом узкая ориентированность экономического-бизнес воспитания закроет перед бывшим учеником другие возможности самореализации на рынке труда, под час более перспективные для его индивидуального набора личностных качеств. Поэтому наша задача найти «золотую середину» в реализации программ экономико-управленческого характера с применением ИКТ-технологий на базе школы. Для этого необходимо отработать систему поэтапной работы реализации экономико-управленческих образовательных программ.

Реализация предпрофильного и профильного экономико-управленческого образования отражена в учебном плане школы. Учебный план создан на основе документов:

  1. Государственные стандарты образования.
  2. Базисный учебный план РФ.
  3. Устав школы.
  4. Программа развития «Школы экономики и управления».
  5. «Концепция модернизации российского образования».

Программы профильного и предпрофильного образования по экономике предполагают следующие образовательные программы:

Профессиональная ориентация программ

Ступень обучения

Предмет

Количество часов внеделю

Предпрофиль

Начальная школа (2–4 кл.)

Экономика

1 час

Предпрофиль

Средняя школа (5–9 кл.)

Экономика

1 час

Профиль

Старшая школа (10–11 кл.)

Экономика

1 час

Менеджмент

1 час

Культура деловой речи

1 час

Информационное управление

1 час

Психология управления

1 час

Правоведение

1 час

Математика

6 часов

Английский язык

3 часа

Информатика

2 часа

Основные этапы проекта реализации экономико-управленческих программ сиспользованием ИКТ-технологий вобразовательном пространстве школы:

1. Подготовительный, 2001–2003 г.

Цель: подготовить программную, методическую и материально-техническую базу к реализации внедрения экономико-управленческого образования в школе.

Основные задачи: подведение итогов и анализ деятельности школы, проведение диагностических обследований готовности к переходу на очередной этап развития, прогнозирование и ориентирование деятельности школы на социальный запрос, определение системности, гибкости, логичности и последовательности программ, построение стратегии учебно-воспитательного процесса, обеспечение контролируемости программы, установление интегрирующих и консолидирующих направленностей по отношению к школьному сообществу.

2. Основной, 2004–2009 г. г.

Цель: создание новых условий общего образования в условиях внедрения и реализации предпрофильного и профильного экономического образования.

Задачи: по выявленному запросу родительской общественности внедрить экономическое образование в школьный процесс обучения, создать условия для включения в учебный план и образовательное пространство школы предмета экономики со 2-го по 11 классы и сопутствующие экономико-управленческие дисциплины в предпрофильных и профильных классах, реализовать программу внеклассной работы по экономике.

3. Дополнительный — расширение социального партнерства, 2010–2016 г.г.

Цель: достижение новых условий общего образования в условиях внедрения и реализации предпрофильного и профильного экономического образования в рамках развития социального партнерства.

Задачи: создать центр экономики и управления (ЦЭУ) на базе школы, который:

  1. управляет непрерывным экономическим предпрофильным и профильным образованием со 2-го по 11 классы;
  2. осуществляет внеклассную работу по предмету;
  3. организует совместно с Комитетом по образованию г. Улан-Удэ и РАО «Ассоциация педагогов исследователей» при БГУ научно-практическую конференцию по экономике «Путь Гермеса» для учащихся 9–11 классов школ города и республики;
  4. совершенствует материально-техническую базу ЦЭУ;
  5. обеспечивает информационную и методическую поддержку преподавания предмета экономики и сопровождающих его образовательных курсов;
  6. изучает передовой опыт освоения новейших программ и технологий в преподавании экономических дисциплин;
  7. развивает сетевое взаимодействие по внедрению экономического образовательного компонента в образовательные учреждения города, Республики и РФ;
  8. расширяет социальное партнерство школы с учреждениями социально-экономического и управленческого характера;
  9. развивает сетевое взаимодействие по внедрению экономического образовательного компонента в образовательные учреждения;
  10. отслеживает и анализирует развитие мировой экономики с последующим отражением этой информации для общественности;
  11. организует дистанционное обучение предметам экономического профиля на базе МБОУ СОШ № 51;
  12. отслеживает механизмы работы и мониторинг результатов экономическо-управленческого образования.

3. (2017 г.) — экспертиза, анализ и подведение итогов.

Цель и задачи: подведение итогов по реализации программы развития школы и проекта «Экономико-управленческого образования школе как одно из средств формирования ИКТ-компетентности учащихся в профессиональной ориентации». Полное аналитическое выявление достижений и проблемных вопросов в образовательном пространстве школы.

Понятно, что система управления экономико-управленческим образованиемконцентрируется в одном звене. Это Центр экономики и управления «Новые люди нового времени», который несет всю основную нагрузку по решению почти всех задач по реализации проекта.

По данной структуре можно обозначить основные механизмы реализации экономико-управленческих программ в образовательном пространстве школы:

Способы реализации творческой иисследовательской деятельности учащихся по экономике иуправлению

Социальная активность школы

В рамках расширения образовательного пространства, школа сотрудничает с различными образовательными учреждениями города и республики.

Социальные партнеры проекта:

Учреждение

Предмет сотрудничества

Бурятский государственный университет

Информационно-методическая поддержка образовательного пространства школы. Научно-исследовательская деятельность. Кадровое и ресурсное обеспечение и др.

МОУ «Иволгинская общеобразовательная школа»

Реализация программы включенного обучения экономике. Совместные мероприятия по обмену опытом.

Малая академия наук (МАН)

Поддержка и организация научно-практических конференций — как школы, так и МАН.

Комитет по образованию г. Улан-Удэ

Учредитель НПК по экономике «Путь Гермеса»

24 октября 2007 г. в нашей школе прошел совместный педагогический семинар на тему: «Реализация экспериментальных образовательных программ и повышение эффективности функционирования школы экономики и управления в условиях разноуровневого и многопрофильного образования», где была представлена МБОУ СОШ № 51.

А в феврале 2008 г. наши педагоги посетили Иволгинскую школу. Посетили уроки, посмотрели программу празднования бурятского национального праздника «Сагаалган», наметили планы дальнейшей работы:

  1. Учащиеся Иволгинской школы приглашены на первую НПК по экономике «Путь Гермеса» 27.04.2008 г.
  2. Решено подготовить программу включенного обучения по экономике с 9 по 11 классы, а Иволгинской школе — создать условия для реализации этой программы.

НПК по экономике «Путь Гермеса»

24 апреля 2008 г. на базе школы прошла первая научно-практическая конференция по экономике «Путь Гермеса» для школ РАО АПИ при БГУ и города. В конференции участвовали как школьники города, так и школ Республики, входящие в состав Университетского образовательного комплекса БГУ. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 51» работающая в направлении профильного экономического образования, являлась главным организатором мероприятия совместно синформационно — методическим образовательным центром (ИМОЦ) и «Ассоциацией педагогов исследователей» Бурятского государственного университета. Учредителем Конференции является комитет по образованию г. Улан-Удэ. Участники Конференции имели возможность показать свои знания в трёх секциях: «Рынок, предпринимательство, конкуренция», «Менеджмент. Психология управления фирмой» и «Налоги, бюджет, экономическое развитие». Председателями и членами экспертных комиссий на секциях приглашены методисты ИМОЦ, отличники — студенты БГУ, представители гражданской и родительской общественности — экономисты, специалисты по кредитам и ТОФУ Госстатистики РБ.

В этом году состоялась уже 9 Международная научно-практическая конференция по экономике «Путь Гермеса», второй год приезжают гости из Монголии.

Внеклассная работа ЦЭУ

Внеклассная работа центра экономики и управления (ЦЭУ)строится на проведении текущих мероприятий. Это неделя налоговых знаний, турнир по экономике, олимпиада по экономике и др.

Перспективы развития проекта экономико-управленческого образования в школе

  1. Закрепление и углубление всех поставленных задач дополнительного этапа проекта направленного на расширение социального партнерства.
  2. Создание экспериментальной площадки факультета экономики и управления Бурятского Государственного университета на базе школы (программа на данный момент находится на стадии рассмотрения и утверждения всех заинтересованных сторон).
  3. Реализовать программу включенного обучения по экономики и затем организовать дистанционное экономико-управленческое образование на базе МБОУ СОШ № 51.

Источники финансирования проекта экономико-управленческого образования.

Реализация проекта в течение нескольких лет требует финансовых затрат на разработку и реализацию образовательных программ, привлечение информационных источников, создание материально-технической базы Центра экономики и управления, решение кадровых проблем, организацию и проведение научно-практических конференций, а также внеклассных мероприятий и др.

Источники финансирования проекта:

  1. Комитет по образованию города Улан-Удэ.
  2. Попечительский Совет школы.
  3. Спонсорская поддержка депутатов (Гранат В. А. и Ирильдеев В. Г.)
Основные термины (генерируются автоматически): экономико-управленческое образование, экономика, баз школы, школа, Центр экономики, программа, экономическая теория, профильное экономическое образование, образовательное пространство школы, внеклассная работа.

Похожие статьи

Значение экономического образования школьников для...

экономико-управленческое образование, экономика, баз школы, школа, Центр экономики, программа, экономическая теория, профильное экономическое образование, образовательное пространство школы...

Формирование экономического мышления в старших классах...

Изучение экономики в школе выполняет функцию профориентации, так как школьный экономический курс может стать стартовой площадкой для дальнейшего профессионального развития.

К вопросу об истории школьного экономического образования...

Россия, экономическое воспитание, экономическое образование, экономическая география, изучение экономики, школьное образование, сельское хозяйство, политическая экономия, отдельный предмет...

Формирование экономической культуры учащихся...

Основные термины (генерируются автоматически): экономическое образование, экономическая культура школьников

Формирование экономических представлений нужно начинать с начальной школы. На изучение экономики в начальной школе не отводится...

Перспективы развития профильного обучения в школе

При внедрении в школах профильного обучения возникает немало вопросов

Об этом говорят и исследования Центра трудовых исследований Высшей школы экономики [6].

Особого внимания заслуживает экономическая эффективность образовательного...

Профильное обучение и элективные курсы в средней школе

достижение выпускниками школы нового, более высокого качества образовательной и профильной подготовки

социально-экономический (история, экономика, право, экономическая и социальная география, социология)

Летняя финансово-экономическая школа на базе...

На современном этапе развития общества рост потребностей экономики обуславливает необходимость внедрения новых образовательных и информационных технологий. С развитием нового информационного общества в условиях научно-технического прогресса и...

Проблемы экономической подготовки учащихся начальной школы

Россия, экономическое воспитание, экономическое образование, экономическая география, изучение экономики, школьное образование, сельское хозяйство, политическая экономия, отдельный предмет...

Экономическое воспитание подростков во внеклассной работе

Ключевые слова:экономическое воспитание, подростки, внеклассная работа. Современные преобразования в экономической, образовательной, социокультурной сферах жизнедеятельности современной России требуют инноваций в области образования и...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Значение экономического образования школьников для...

экономико-управленческое образование, экономика, баз школы, школа, Центр экономики, программа, экономическая теория, профильное экономическое образование, образовательное пространство школы...

Формирование экономического мышления в старших классах...

Изучение экономики в школе выполняет функцию профориентации, так как школьный экономический курс может стать стартовой площадкой для дальнейшего профессионального развития.

К вопросу об истории школьного экономического образования...

Россия, экономическое воспитание, экономическое образование, экономическая география, изучение экономики, школьное образование, сельское хозяйство, политическая экономия, отдельный предмет...

Формирование экономической культуры учащихся...

Основные термины (генерируются автоматически): экономическое образование, экономическая культура школьников

Формирование экономических представлений нужно начинать с начальной школы. На изучение экономики в начальной школе не отводится...

Перспективы развития профильного обучения в школе

При внедрении в школах профильного обучения возникает немало вопросов

Об этом говорят и исследования Центра трудовых исследований Высшей школы экономики [6].

Особого внимания заслуживает экономическая эффективность образовательного...

Профильное обучение и элективные курсы в средней школе

достижение выпускниками школы нового, более высокого качества образовательной и профильной подготовки

социально-экономический (история, экономика, право, экономическая и социальная география, социология)

Летняя финансово-экономическая школа на базе...

На современном этапе развития общества рост потребностей экономики обуславливает необходимость внедрения новых образовательных и информационных технологий. С развитием нового информационного общества в условиях научно-технического прогресса и...

Проблемы экономической подготовки учащихся начальной школы

Россия, экономическое воспитание, экономическое образование, экономическая география, изучение экономики, школьное образование, сельское хозяйство, политическая экономия, отдельный предмет...

Экономическое воспитание подростков во внеклассной работе

Ключевые слова:экономическое воспитание, подростки, внеклассная работа. Современные преобразования в экономической, образовательной, социокультурной сферах жизнедеятельности современной России требуют инноваций в области образования и...

Задать вопрос