Инновационные формы профессиональной ориентации школьников в образовательной среде | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (13) июнь 2017 г.

Дата публикации: 26.05.2017

Статья просмотрена: 496 раз

Библиографическое описание:

Кривко, Е. М. Инновационные формы профессиональной ориентации школьников в образовательной среде / Е. М. Кривко, А. А. Чернова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 3.1 (13.1). — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/61/2476/ (дата обращения: 26.04.2024).



Согласно Российскому статистическому ежегоднику за 2014г на рынке труда преобладают трудовые ресурсы с высшим образованием. С 2000 г. численность выпускников (бакалавры, специалисты и магистры) из образовательных организаций высшего образования увеличилась на 103,3% и составила 1291 тыс. человек в 2013 г. против 635 тыс. человек в 2000 г. Для сравнения численность выпущенных квалифицированных рабочих и служащих в 2013 г. составила 436 тыс. человек, что на 57,1% меньше по сравнению с 2000 г. (763 тыс. чел.). Численность выпущенных специалистов среднего звена также сократилась, но на 140 тыс. человек в 2013 г. (439 тыс. чел.) по отношению к 2000 г. (579 тыс. чел.).

В сложившихся условиях современности, работодателем, при наборе персонала, обоснованно учитываются не только наличие высшего образования у кандидата, но и творческий потенциал личности, способность к обучению и самовыражению, его восприимчивость к нововведениям, владение иностранными языками, знание IT-технологий и др., поэтому сегодняшнему подростку, при выборе профессиональной траектории, так не просто овладеть конкурентоспособными преимуществами на рынке труда.

Статистические данные профконсультационных центров показывают, что большинство из учащихся старших классов, обращаются за помощью с определением их возможного профессионального пути, где они наиболее эффективно могли бы применить свои способности. Анализ анкетирования школьников старших классов, принявших участие в проекте «Кандидат в студенты ЮФУ», в количестве 561 человек показал, что большинство школьников первично тестировались в школах (195 чел.), часть в профориентационных автобусах от Центров занятости (175 чел.) и вузах (67 чел.) (рис. 1) Лена, здесь в сумме не получается 561чел.

Рис. 1. Учреждения, в которых проходили профориентационное тестирование ранее опрошенные школьники.

По результатам анкетирования участников проекта «Кандидат в студенты ЮФУ», мы видим, что помощь в профориентации помогла определиться с профилем обучения в вузе (85,6 %) (рис.2).

Рис.2. Результаты анкетирования участников проекта «Кандидаты в студенты ЮФУ»

Следует отметить, что школа является важной ступенью в выборе будущей профессии, так как в ситуации профессионального самоопределения подростку именно в этот период необходима помощь в профориентации. В этом возрасте выбор профессии становится важнейшим личностным новообразованием. Исследование особенностей профессионального определения и личностного становления молодежи еще в момент обучения в школе, актуализируется в связи с качественными изменениями технологий образования, существующим многообразием профилей обучения и специализаций, переходом общества к инновационному развитию с изменением конъюнктуры экономики и рынка труда в частности.

Многие исследователи, одной из проблем профессионального самоопределения выделяют отсутствие адекватных знаний о требованиях и особенностях того или иного типа работы, а также навыков адекватной оценки своих способностей.Считается, что к моменту профессионального самоопределения выпускники не готовы сделать зрелый, полноценный выбор по причине недостаточной сформированности соответствующих психологических функций. Байтингер О.Е., проводивший масштабные экспериментальные исследования развития ориентации на будущее и планирования в подростковом возрасте, приходит к выводу о том, что в возрасте 16-17 лет развитие психологической функции планирования отнюдь не завершено, оно продолжается даже после двадцатилетнего рубежа. Исходя из того, что решение приходится принимать, опираясь не на жизненный опыт, который приходит с годами, а скорее, на представления о будущем общества, в котором им предстоит жить, подросток до конца не осознаёт всех отдалённых последствий жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием, духовным развитием, можно предположить, что оценка собственных возможностей у подростков не совпадает с их желаниями в выборе трудовой деятельности, следовательно, их могут ожидать неудачи в профессиональном самоопределении.

Одной из задач нашего исследования в рамках изучения профессиональной ориентации школьников стало определить профессиональную направленность личности к определенной сфере деятельности. Исследование проводилось в МБОУ «Лицей №103» г. Ростов-на-Дону, которое обеспечивает дополнительную (углубленную) подготовку по предметам технического и (или) естественнонаучного профиля. Общее количество испытуемых 169 школьников 9 классов. Для статистического анализа нами был использован критерий Фишера.

В качестве измерительного инструментария использовали опросник профориентации (анкета «Ориентация» И.Л. Соломина). Анализ результатов анкетирования девятиклассников на определение самооценки профессиональных интересов и способностей подростков показал, что интересы в сфере деятельности «Человек-человек» превалируют у большинства испытуемых (26,8%). Однако следует отметить, что у школьников имеются значимые различия между интересами и способностями в данной же сфере (φ*эмп = 2,63, при р<0,01). По мнению школьников, их способности в данной сфере выше, чем интерес. Это показывает нам взрослеющую модель личности в подростковом возрасте, где отношение к себе как к субъекту избранной деятельности в полной мере не сформировано в картине мира школьника.

Интересы школьников в других сферах деятельности значительно ниже. В меньшей степени хотят заниматься в сфере «человек-техника» (14,3% испытуемых), «человек-знак» (17,8%), «человек-природа». При этом наибольшими способностями школьники обладают в сфере «человек-человек» и наименьшими в «человек-природа». Данные результаты могут быть характерны для выборки городских школьников, которые имеют небольшой опыт взаимодействия с живой природой и в большей степени владеют коммуникативными навыками с людьми.

Наши предположения о том, что выбор профессии в подростковом возрасте может быть ошибочным из-за несформированности у личности отношения к себе как к субъекту избранной деятельности, подтвердился частично. В большей степени, старшеклассники стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствует пониманию собственных возможностей и желаний, либо опыту взрослеющего человека. Можно предположить, что такая позиция может быть сформирована последовательной профориентационной работой всех образовательных структур, которая побуждает школьника задуматься о себе, о своем будущем, дает толчок к активизации самопознания, способствует формированию у школьника мотивационных факторов выбора профессии.

Сегодня существуют различные формы организации профориентационной работы, которые в комплексе дают максимальныйэффект и успешно реализуются во взаимодействии с подростками. Однако, необходим единый алгоритм взаимодействия по данному направлению со всеми субъектами образовательного процесса в школах, колледжах, ВУЗах, центрах занятости и др. Психологи применяют множество профориентационных программ, рассматривают новые подходы и технологии сопровождения подростков в выборе дальнейшего профессионального пути, но все это делается на уровне одной образовательной организации, нет единого централизованного подхода в данном направлении. Проведение профориентационных мероприятий должно носить централизованный комплексный и многоступенчатый характер, позволяющий определить потенциал учащегося и его направленность, наиболее выраженные компетенции и сферу их эффективного трудового приложения, формировать трудовое самосознание у молодежи, активно взаимодействовать с родителями будущих абитуриентов в различных формах просветительского и обучающего сотрудничества. Следует отметить, что специалистам, отвечающим за профориентацию, необходимо не только владеть диагностическим инструментарием, но и знать о перспективных отраслях и профессиях на ближайшие 15–20 лет, понимать, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям. В связи с этим необходимо единое информационное пространство, которое могло бы консолидировать данные о востребованных профессиях, о структурных подразделениях, которые готовят специалистов данной области.

В соответствии с решением Ученого совета от 28 сентября 2016г. (протоколо№7) было принято создать Информационно-консультативного центра Академии психологии и педагогики государственного образовательного учреждения высшего образования «Южный федеральный университет» (далее – ИКЦ АПП ЮФУ). Основной целью деятельности ИКЦ АПП ЮФУ является осуществление информационно-консультативной деятельности по вопросам образовательного кластера, отвечающим потребностям государства, общества, граждан. Нашей главной задачей стало создание единого коммуникативного пространства, объединяющего разные образовательные учреждения, организация и проведение информационной и консультационной деятельности, способствующей развитию представлений у населения об образовательных возможностях ЮФУ. Будущие абитуриенты могут получить информацию по вопросам образовательного кластера ЮФУ и другим дополнительным образовательным программам ЮФУ.

Однако, для каждой конкретной личности, не только в период окончания средней школы, но и в более зрелом возрасте, вопрос профессионального самоопределения не перестает быть актуальным. В понятии «профессиональное самоопределение» отражается не только определение человеком своего места в мире профессий, но и нахождение личностного смысла в выполняемой профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение начинается с выбора профессии, но не заканчивается на этом. В течение всей профессиональной жизни человека происходит продолжение, углубление и уточнение профессионального самоопределения. Так Н.С. Пряжников определяет сущность профессионального самоопределения как «поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой профессиональной деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения».

Литература:

  1. Алтухов В., Орлова Е., Серебряков А. Современные подходы к профориентации. – URL: http://www.profcareer.ru/lib/art_proforientation_4_approaches.php.
  2. Байтингер О.Е. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте: дисс. канд. психол. наук / О.Е. Байтингер. – СПб., 2006. – 117 с.
  3. Зайкова С. А., Скорикова Н. И. Актуальные проблемы профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. №29 С.55-61.
  4. Мониторинг «Об итогах социально-экономического развития РФ в 2014 г.» // Министерство экономического развития РФ. – февраль, 2015 г. – 231 с. – URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/monitoring/monitoring2014
  5. Российский статистический ежегодник. 2014: Стат.сб./Росстат. – М., 2014. – С. 176-177
  6. Солдатова И.А., Пец Н.С. Профессиональная ориентация молодежи на примере работы центра карьеры Южного федерального университета. – URL: http://www.labourmarket.ru/conf12/content/reports/soldatova_pec.pdf.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самоопределение, высшее образование, рынок труда, результат анкетирования участников проекта.

Похожие статьи

Сложности профессионального самоопределения (из опыта...)

Но выпускники школ ориентированы, в основном, на получение высшего образования и в последующем

Недостаток знаний о мире профессионального труда, а также ограниченный опыт

Результатом педагогического руководства профессиональным самоопределением...

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях...

В результате проведенного анкетирования были получены следующие данные

выбор профессии, подросток, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, мир профессий, этап, позиция родителей, профессиональное образование...

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

...труда, условия труда, учебные заведения, предоставляющие нужное образование и др.).

Практика показывает, что проблемы профессионального самоопределения

Результаты анкетирования позволяют установить (рис. 1), что общее количество школьников...

Социальное проектирование как средство профессионального...

Результатом, продуктом такого проекта будет не только план карьерного роста.

Проекты, способствующие профессиональному самоопределению могут решить следующие задачи

Теория и практика профориентации в России: проблемы...

рынок труда, профориентационная работа, профессиональное образование, профессиональная ориентация, профессиональный путь, профессия, личностное самоопределение, профессиональное самоопределение...

Профессиональное самоопределение школьников: сущность...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность...

Проблемы профориентации молодежи | Статья в журнале...

– М.: Академический проект, 2007.

профессия, профориентация, рынок труда, безработица, самоопределение.

Основные термины (генерируются автоматически): рынок труда, профориентационная работа, профессиональное образование, профессиональная...

Особенности профессионального самоопределения старших...

В статье представлены результаты эмпирического исследования описывающего особенностей профессиональное самоопределение старших подростков с разным уровнем социального интеллекта.

Сравнительный анализ существующих программ...

В большинстве систем не предоставляется информации о требуемом образовании и соответствующих вакансиях на рынке труда.

информационная система, профессиональное самоопределение, проведение, блок, разработанная программа, участник группы...

Похожие статьи

Сложности профессионального самоопределения (из опыта...)

Но выпускники школ ориентированы, в основном, на получение высшего образования и в последующем

Недостаток знаний о мире профессионального труда, а также ограниченный опыт

Результатом педагогического руководства профессиональным самоопределением...

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях...

В результате проведенного анкетирования были получены следующие данные

выбор профессии, подросток, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, мир профессий, этап, позиция родителей, профессиональное образование...

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

...труда, условия труда, учебные заведения, предоставляющие нужное образование и др.).

Практика показывает, что проблемы профессионального самоопределения

Результаты анкетирования позволяют установить (рис. 1), что общее количество школьников...

Социальное проектирование как средство профессионального...

Результатом, продуктом такого проекта будет не только план карьерного роста.

Проекты, способствующие профессиональному самоопределению могут решить следующие задачи

Теория и практика профориентации в России: проблемы...

рынок труда, профориентационная работа, профессиональное образование, профессиональная ориентация, профессиональный путь, профессия, личностное самоопределение, профессиональное самоопределение...

Профессиональное самоопределение школьников: сущность...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность...

Проблемы профориентации молодежи | Статья в журнале...

– М.: Академический проект, 2007.

профессия, профориентация, рынок труда, безработица, самоопределение.

Основные термины (генерируются автоматически): рынок труда, профориентационная работа, профессиональное образование, профессиональная...

Особенности профессионального самоопределения старших...

В статье представлены результаты эмпирического исследования описывающего особенностей профессиональное самоопределение старших подростков с разным уровнем социального интеллекта.

Сравнительный анализ существующих программ...

В большинстве систем не предоставляется информации о требуемом образовании и соответствующих вакансиях на рынке труда.

информационная система, профессиональное самоопределение, проведение, блок, разработанная программа, участник группы...

Задать вопрос