Проблемы профориентации молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Прищеп Ю. В. Проблемы профориентации молодежи // Молодой ученый. — 2018. — №1.1. — С. 26-27. — URL https://moluch.ru/archive/187/47691/ (дата обращения: 20.02.2019).



В работе рассматриваются актуальные проблемы профориентации молодежи. При проведении исследования был определен масштаб проводимых профориентационных мероприятий среди школьников; выявлены факторы, влияющие на выбор будущей профессии; выявлены основные проблемы профориентации.

Ключевые слова: профессия, профориентация, рынок труда, безработица, самоопределение.

Сегодня, когда окружающий нас мир как никогда изменчив и динамичен, мир профессий отражает все его экономические, социальные и даже политические изменения, а диктуемые им требования к личности постоянно изменяются, естественно, что ещё более остро встают проблемы профориентации [1, с. 135].

В идеальной ситуации подросток должен быть активным, деятельным, уметь быстро подстроиться под ситуацию на рынке труда, успешно ориентироваться в многообразии профессий и примерно определять, насколько его личностные качества подходят под выбранную специальность. По факту же старшеклассники могут полагаться только на самого себя и непрофессиональную помощь родителей и друзей [2, с. 46].

Таким образом, актуальность данной темы обусловлена: важностью выбора профессии в жизни каждого человека, негативным влиянием неосознанного выбора профессии, как на самого человека, так и на общество, динамичностью рынка труда.

Цель исследования-выявление актуальных проблем системы профессиональной ориентации молодежи.

Задачи исследования

  1. определить масштаб проводимых профориентационных мероприятий среди школьников;
  2. определить актуальность информации о рынке труда, предоставляемой в процессе профориентации;
  3. определить факторы, влияющие на выбор будущей профессии,
  4. выявить основные проблемы профориентации.

Методы исследования: метод теоретического анализа научной литературы; метод анкетирования; метод интервью; метод количественной обработки данных.

Научная новизна: данные исследования могут быть применены при разработке программ профессиональной ориентации школьников.

Характеристика выборки: в исследовании приняли участие 113 респондентов в возрасте от 14 до 30 лет.

Результаты исследования: по данным исследования участниками профориентационных мероприятий в школе были только 64% респондентов.

67% респондентов отметили, что профориентация не оказала никакого влияния на выбор их будущей профессии. При этом выявлено, что основными факторами, влияющими на выбор будущей профессии респондентов данной группы, являются мнение родителей и советы знакомых (37% и 28% соответственно). Самостоятельно выбрали профессию только 18 % респондентов.

Для выявления проблем современной системы профориентации школьников респондентам был задан вопрос о предоставлении информации о рынке труда, о настоящем и планируемом спросе, будущей профессии.

По результатам исследования выявлено, что больше половины респондентов (59%) на момент выбора профессии не обладали никакой информацией о рынке труда. Данный фактор, по нашему мнению, является одной из основных проблем современной российской системы профориентации, что может привести к возникновению и усугублению проблем профессиональной реализации и безработицы, оказать негативное влияющие на доверительность отношения к профориентационным мероприятиям в целом.

При ответе на вопрос об альтернативных источниках информации о рынке труда респонденты в большинстве случаев указали советы родственников и знакомых, т.е. мнения, вероятно, основанные на личном опыте и собственных предположениях, а не на анализе рынка труда.

Таким образом, анализ результатов исследования показал, что масштаб проводимых профориентационных мероприятий не в полной мере отвечает требованиям современного рынка труда; информация о рынке труда, предоставляемая в ходе профориентационных мероприятий, не является актуальной и не оказывает влияния на выбор профессии; при выборе профессии школьники в большей степени склонны полагаться на мнение семьи, а не на личные предпочтения или информацию о рынке труда, что может негативно сказываться на их дальнейшей профессиональной реализации; к основным проблемам профориентации можно отнести недостаточный охват мероприятий, что может привести к отсутствию достоверной информации на рынке труда и неактуальность информации на рынке труда, последствиями которой являются: недоверительное отношение к профориентации, проблемы с профессиональной реализацией молодежи и безработица. Существующая система профориентации не отвечает современным требованиям рынка труда и требует актуализации.

Литература:

  1. Бендюков М. А., Соломин И. Л. Ступени карьеры: азбука профориентации. Издательство: СПб.: Речь. 2006. – 240 с.
  2. Волков Б. С., Основы профессиональной ориентации: учеб. пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2007. – 331с.
Основные термины (генерируются автоматически): рынок труда, будущая профессия, основная проблема профориентации, респондент.


Похожие статьи

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

Основная особенность профориентационной работы заключается в оказании помощи старшеклассникам осознанно выбрать будущую

Подготовка молодежи к выбору профессии в соответствии с потребностями общества и возможностями личности; изучение рынка труда.

Значимость профориентационного тестирования молодежи...

Значимость профориентационного тестирования молодежи в выборе будущей профессии.

Основными факторами, которые лежат в основе профориентации, являются три параметра

Рынок труда, в общем понимании, представляет собой сферу формирования спроса и...

Теория и практика профориентации в России: проблемы...

Какое профессиональное будущее он видит перед собой, какой потенциал скрыт в человеке

Любые кризисные явления лишь разогревают и ухудшают ситуацию с рынком труда и

Основные термины (генерируются автоматически): профессия, профориентация, работа...

К вопросу о современной профориентации...

Основные термины (генерируются автоматически): рынок труда, профориентационная работа, профессиональное образование, профессиональная ориентация, профессиональный путь, профессия, личностное самоопределение...

Некоторые аспекты профориентационной деятельности школы

В статье рассматриваются основные цели и задачи профориентационной работы в

Исследование показало, что еще не все школьники вовлечены в проблему выбора будущей профессии.

Результаты обследования самочувствия россиян на рынке труда...

Перспективные профессии будущего и актуальная ситуация на...

Ключевые слова: профессия, профориентация, новые профессии, рынок труда, перспективность, выбор, Ростов-на-Дону, устаревшие профессии.

Устаревшие и новые профессии, прогнозы развития рынка профессий будущего.

Фактор престижности в вопросе профориентации | Молодой ученый

Ключевые слова: профессии, профориентация, высшее образование, среднее

Вопрос профориентации подразумевает решение некой психологической проблемы: как подростку

На протяжении многих лет сохраняется основная тенденция рынка труда Ростовской области...

Востребованные вакансии и нехватка специалистов на рынке труда

В статье раскрыта одна из проблем рынка труда РФ — спрос и предложение

Основные термины (генерируются автоматически): рынок труда, профессия, административная работа, данные.

рынок труда, профессия, МЭФ, спрос и предложение на рынке труда.

Особенности рынка труда молодежи | Статья в журнале...

Это выражается в избрании будущей профессии, а в последующем ― в определении возможностей собственного трудоустройства.

WP3 «Проблемы рынка труда».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

Основная особенность профориентационной работы заключается в оказании помощи старшеклассникам осознанно выбрать будущую

Подготовка молодежи к выбору профессии в соответствии с потребностями общества и возможностями личности; изучение рынка труда.

Значимость профориентационного тестирования молодежи...

Значимость профориентационного тестирования молодежи в выборе будущей профессии.

Основными факторами, которые лежат в основе профориентации, являются три параметра

Рынок труда, в общем понимании, представляет собой сферу формирования спроса и...

Теория и практика профориентации в России: проблемы...

Какое профессиональное будущее он видит перед собой, какой потенциал скрыт в человеке

Любые кризисные явления лишь разогревают и ухудшают ситуацию с рынком труда и

Основные термины (генерируются автоматически): профессия, профориентация, работа...

К вопросу о современной профориентации...

Основные термины (генерируются автоматически): рынок труда, профориентационная работа, профессиональное образование, профессиональная ориентация, профессиональный путь, профессия, личностное самоопределение...

Некоторые аспекты профориентационной деятельности школы

В статье рассматриваются основные цели и задачи профориентационной работы в

Исследование показало, что еще не все школьники вовлечены в проблему выбора будущей профессии.

Результаты обследования самочувствия россиян на рынке труда...

Перспективные профессии будущего и актуальная ситуация на...

Ключевые слова: профессия, профориентация, новые профессии, рынок труда, перспективность, выбор, Ростов-на-Дону, устаревшие профессии.

Устаревшие и новые профессии, прогнозы развития рынка профессий будущего.

Фактор престижности в вопросе профориентации | Молодой ученый

Ключевые слова: профессии, профориентация, высшее образование, среднее

Вопрос профориентации подразумевает решение некой психологической проблемы: как подростку

На протяжении многих лет сохраняется основная тенденция рынка труда Ростовской области...

Востребованные вакансии и нехватка специалистов на рынке труда

В статье раскрыта одна из проблем рынка труда РФ — спрос и предложение

Основные термины (генерируются автоматически): рынок труда, профессия, административная работа, данные.

рынок труда, профессия, МЭФ, спрос и предложение на рынке труда.

Особенности рынка труда молодежи | Статья в журнале...

Это выражается в избрании будущей профессии, а в последующем ― в определении возможностей собственного трудоустройства.

WP3 «Проблемы рынка труда».

Задать вопрос