Автор: Шеина Людмила Михайловна

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (16) февраль 2018 г.

Дата публикации: 10.01.2018

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Шеина Л. М. Сложности профессионального самоопределения (из опыта работы) // Образование и воспитание. — 2018. — №1. — С. 50-51. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/81/3038/ (дата обращения: 18.02.2018).



Самоопределение — социальное, личностное, профессиональное — составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности.

Именно юношеский возраст — возраст практического выбора и принятия решения о пути образования. Для того чтобы такой выбор был осознанным и обоснованным, требуется оказать учащимся необходимую психолого-педагогическую поддержку, направленную на выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей. [2, стр.34]

Проблема выбора профессии часто решается на уровне здравого смысла, интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, воли родителей, путем проб и ошибок. В то же время ясно, что профессиональный выбор, сделанный с учетом таких факторов, как запрос рынка труда, требования профессии к человеку и его индивидуальным особенностям становится важнейшим условием успешного освоения профессии.

Первую десятку на современном этапе развития рынка труда занимают в основном рабочие профессии и профессии сферы бытового обслуживания, востребованы и многие инженерные специальности. Но выпускники школ ориентированы, в основном, на получение высшего образования и в последующем — деятельность на должностях руководителей, работу в офисных условиях.

Недостаток знаний о мире профессионального труда, а также ограниченный опыт проверки своих склонностей в какой-либо профессиональной деятельности порождает у учащихся трудности, как при выборе профессионального пути, так и при его реализации. Старшеклассник поставлен перед необходимостью принятия первого самостоятельного решения о выборе профессионального пути, хотя часто к этому не готов… [4, стр.26]

Организация психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся в предпрофильной подготовке включает следующие направления работы:

1. Аналитико-диагностическое — подразумевает психолого-педагогическое исследование учащихся, диагностику общих и частных проблем, подготовку психолого-педагогического заключения и рекомендаций. Оно реализуется через следующие мероприятия, проводимые мною в «Кинельском Ресурсном центре»:

‒ мониторинг профессионального самоопределения учащихся, разработанный ЦПО Самарской области, относительно выбора профиля обучения и пути дальнейшего образования с целью оценки эффективности педагогических воздействий в процессе предпрофильной подготовки;

‒ изучение индивидуальных особенностей личности учащихся, выявление профильных и профессиональных интересов, мотивов выбора и т. д. с целью осуществления индивидуального подхода, выработки индивидуальной образовательной траектории учащегося.

2. Просветительское направление включает различные мероприятия, направленные на обеспечение учащихся знаниями, необходимыми для адекватного выбора профиля обучения и пути дальнейшего образования.

В «Кинельском Ресурсном центре» выделяются следующие формы просветительской деятельности:

‒ систематические профориентационные занятия (участие в профориентационных занятиях образовательных организаций муниципального района Кинельский в рамках профориентационного проекта «Наше будущее»);

‒ учебные фильмы и видеофильмы, видеоконференции, вебинары (видеоконференция «Открытый урок», посещение музея профтехобразования, флешмоб в сети интернет, проект Тест-драйв от СГСХА);

‒ познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения (участие во Всероссийском лектории обучения, развития и трудоустройства детей субъектов РФ, посещение передвижного выставочно — лекционного комплекса (ПВЛК) ОАО РЖД (специализированный поезд, демонстрирующий широкий спектр передовых решений в сфере железнодорожного транспорта, нанотехнологии, отечественной энергетики, подготовки современных кадров);

‒ экскурсии учащихся на предприятия и в учебные заведения (посещение «Ярмарок профессий», «Апрельских встреч» (встречи с представителями ВУЗов, СПО); межрегиональной выставки — форума «Образование. Наука. Бизнес — 2017 г».; Дней открытых дверей в СГСХА, СГСПУ, СПбГУ; экскурсии на XIX Поволжскую агропромышленную выставку);

‒ встречи учащихся со специалистами по различным профессиям (окружное мероприятие «Профессиональные встречи: мечты и думы о профессии»).

3. Консультативное направление предполагает взаимодействие педагогов с различными группами учащихся, включающее консультирование участников предпрофильной подготовки по вопросам развития, обучения, профессионального самоопределения с целью реализации индивидуального подхода в системе предпрофильной подготовки; консультирование по конкретным личностным проблемам, возникающим в процессе предпрофильной подготовки с целью повышения

‒ размещение на сайте «Кинельского Ресурсного центра» и сайтах образовательных организаций информации по сопровождению профессионального самоопределения (н-р, методические рекомендации по оказанию содействия в поиске подходящей работы выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, относящихся к категории инвалидов).

4. Организационное направление включает:

‒ организацию проведения курсов по выбору, конкурсов, профессиональных проб (участие в областном конкурсе творческих работ учащихся и педагогов образовательных учреждений «Есть такая профессия…»; во Всероссийском конкурсе методических материалов по работе в сфере профессионального самоопределения «Zасобой» и Всероссийском конкурсе видеороликов по профессиональному самоопределению «Zасобой»; в открытом областном конкурсе программ и методических разработок, обеспечивающих деятельность образовательной организации по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся на уровне основного общего образования; в региональном чемпионате «Молодые профессионалы»);

‒ проведение комплексных исследований проблем учащихся (опросы в рамках проекта «Неделя труда»);

‒ привлечение нужных специалистов для оказания помощи учащимся по решению их проблем (н-р, сотрудничество со «Службой занятости» г. о. Кинель).

Таким образом, психолого-педагогическая поддержка делает процесс профессионального самоопределения учащихся последовательным, осознанным и обоснованным; она направлена на самопознание, выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей. Результатом педагогического руководства профессиональным самоопределением становится готовность к выбору профессии, осмыслению, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей.

Литература:

  1. Белухин Д. А. Становление профессионала и рождение профессионализма: учебное пособие. — М.: МПСИ., 2006.
  2. Бодров В. А. психология профессиональной деятельности: теоретические и практические проблемы. — М., 2006.
  3. Климов Е. А. Психология профессионализма. — М.1996.
  4. Пряжников Н. Основы профориентологии. — М., 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): профессионального самоопределения, профессионального самоопределения учащихся, сопровождению профессионального самоопределения, образовательных организаций, выборе профессионального пути, предпрофильной подготовки, выявление истинных мотивов, выбора профиля обучения, пути дальнейшего образования, «Кинельском Ресурсном центре», самоопределения учащихся последовательным, мониторинг профессионального самоопределения, поддержки профессионального самоопределения, профессионального самоопределения «Zасобой», процессе предпрофильной подготовки, решения проблем самоопределения, Проблема выбора профессии, психолого-педагогическое исследование учащихся, образовательных потребностей, особенностей личности учащихся.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос