Внеурочная деятельность и развитие метапредметных достижений учащихся как один из факторов реализации потребностей личности в профессиональном самоопределении | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (13) июнь 2017 г.

Дата публикации: 26.05.2017

Статья просмотрена: 104 раза

Библиографическое описание:

Агишева Н. Е., Малицкая Е. В. Внеурочная деятельность и развитие метапредметных достижений учащихся как один из факторов реализации потребностей личности в профессиональном самоопределении // Образование и воспитание. — 2017. — №3.1. — С. 2-7. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/61/2460/ (дата обращения: 22.08.2018).



Статья посвящена анализу опыта участия школьного коллектива в качестве стажерской площадки в проекте «Системная (инновационная) модель профориентационной работы с обучающимися в рамках кластерной среды в целях обеспечения экономической стабильности региона и потребностей личности в самореализации». Авторы подчеркивают, что это помогло осуществлять поиск современных педагогических и технологических решений задач современной предпрофильной подготовки, профильного образования, профориентационной работы. Особое внимание уделяется рассмотрению системы работы по формированию метапредметных достижений, универсальных учебных действий учащихся, что позволяет реализовать ключевые цели профориентационной подготовки учащихся: научить ориентироваться в сложном мире современных профессий, быть готовым к смене деятельности, профессиональной переквалификации, самообразованию.

В целом обосновывается идея о том, что работа педагогического коллектива должна быть ориентирована на успешную социализацию выпускника, что позволяет ему сделать осознанный выбор профессионального пути и внести достойный вклад в развитие нашего региона.

Ключевые слова: инновационные процессы современного образования, концепция профильного образования, концепция гражданского воспитания, предпрофильная подготовка и основы профильного образования, профориентационного просвещения, успешная социализация выпускника, ФГОС, метапредметные достижения учащихся, учебный план, внеурочная деятельность.

Девизом работы педагогического коллектива МБОУ «Школа №31» в настоящее время стали слова:

Наша школа вчера – радость поиска.

Наша школа сегодня – счастье творчества.

Наша школа в будущем – уверенность в развитии.

Уверенность в развитии нам дает включенность в инновационные процессы современного образования. Миссию современной школы мы видим в формировании социально активной личности, способной жить в условиях динамически меняющегося мира, хорошо образованной, способной адаптироваться к запросам информационного, высоко технологического общества, способной к постоянному самообразованию и самосовершенствованию, обладающей активной гражданской позицией.

Создание модели «Современная школа России» – так можно в настоящее время определить основное направление деятельности педагогического коллектива МБОУ «Школа №31». Программа развития МБОУ «Школа №31» – «Школа гражданской культуры» определяет общую стратегию развития школы в соответствии с приоритетными направлениями модернизации системы общего образования.

Мы понимаем, что образование – это сложная открытая система, которая складывается из многих элементов, и можно с уверенностью сказать, что, чем больше внутренних связей между этими элементами, тем эффективнее будет работать система. Новая идеология ФГОС, концепция профильного образования, концепция гражданского воспитания для нас являются важными системообразующими стержнями педагогической системы работы школы.

Приоритетным направлением работы, имеющим сквозное значение, является обеспечение социально-образовательной эффективности деятельности школы на основе удовлетворения потребностей граждан, общества и семьи в качественном образовании и культурном личностном развитии школьников путем создания современной образовательной среды и культурно-нравственного уклада школьной жизни. Важное место в нем занимает предпрофильная подготовка и основы профильного образования и профориентационного просвещения. Участие школьного коллектива в качестве стажерской площадки в проекте «Системная (инновационная) модель профориентационной работы с обучающимися в рамках кластерной среды в целях обеспечения экономической стабильности региона и потребностей личности в самореализации» считаем для себя важным системным направлением работы. Оно помогает осуществлять поиск современных педагогических и технологических решений задач современной предпрофильной подготовки, профильного образования, профориентационной работы. В целом – выполнить миссию создания такой образовательной среды в школе, которая позволит спроектировать школу равных доступных возможностей для детей с разными потребностями в образовании и обеспечить устойчивый результат – успешное социальное становление личности в гражданском обществе.

Современная концепция ФГОС, ориентированная на формирование прежде всего метапредметных достижений учащихся и на формирование универсальных учебных действий, позволяет реализовать ключевые цели профориентационной подготовки учащихся: научить ориентироваться в сложном мире современных профессий, быть готовым к смене деятельности, профессиональной переквалификации, самообразованию. Метапредметные достижения учащихся, следовательно, очень важны для профессионального самоопределения, так это способы деятельности, формируемые в рамках образовательного процесса, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и необходимые для решения проблем в реальных жизненных ситуациях.

Отражением новой концепции организации учебного процесса является учебный план школы, важной идей которого является реализация стержневых линий гражданского, социально-экономического образования как отражение метапредметных достижений учащихся.

В основе формирования учебного плана лежат принципы целостности и сочетаемости инвариативной и вариативной частей, преемственности, рациональности, ориентированности на концептуальное содержание программы развития и образовательной программы школы – «Школа гражданской культуры». Этим определяется выбор курсов компонента образовательного учреждения. В целом выстраивается сквозная линия гражданского, гуманитарного, социально-экономического образования, что соответствует единой логике организации образовательного процесса.

классы

Гражданское образование

Экономическое,

правовое образование

Формирование компетенций

успешной социализации

и выбора профессии, реализация потребностей личности, в том числе безопасной жизни

5

Обществознание,

Основы духовно-

наравственной культуры

народов России

Мир вокруг нас

Экономика

ОБЖ

6

Мир вокруг нас

Экономика

ОБЖ

Биология

«Живая математика»

7

Русский язык

Краеведение

Экономика

ОБЖ

Математический

практикум

8

Мой выбор

Литература

Экономика

Химия

Основы выбора профессии

9

Язык в речевом общении

Экономика

Черчение

ОБЖ

Основы выбора профессии

Таким образом, сквозные линии гражданского, правового, экономического образования, усиление гуманитарной направленности, обеспечение ранней социализации и формирование навыков создания безопасной окружающей среды определяют эффективность интеграции сквозных образовательных линий за счет части, формируемой участниками образовательных отношений.

Преемственность сохраняется и при формировании учебного плана на уровне среднего общего образования. На профильном уровне в 10-11 классах изучаются следующие предметы:

Предметы

Количество часов

Экономика

2

Обществознание

3

География

3

Алгебра и начала анализа

4

Учебные предметы по выбору направлены, с одной стороны, на углубление профильного образования, с другой, – на развитие общепрофессиональных компетенций, необходимых современному человеку в любой сфере деятельности.

предметы

часы

Цели

Право

1

Формирование правого самосознания, усиление

профильного обучения

Компьютерное делопроизводство

1

Усиление компетенции обучающегося, в

области информационных технологий

Русский язык (усиление программы)

1

Развитие компетенции владения речью,

Принцип интегративности сохраняется и при формировании программы внеурочной деятельности 1-4 классов, 5-6 классов, в которых реализуется деятельностный, практико-ориентированный подход к процессу образования. Ключевые ориентиры организации внеурочной деятельности – метапредметные достижения учащихся. Они дадут возможность реализовать себя не только в будущем выпускнику, но и в настоящее время – в период обучения – как гражданину, социально активной личности: волонтерская деятельность, поисковая работа, социально значимые акции, изучение истории страны и краеведение, военно-спортивные игры, воспитание культуры, безопасность среди детей и подростков.

В формировании гражданского самосознания и развитии компетенции для профессионального самоопределения учащихся большую роль играет работа по подготовке к военной службе: диагностика психологической, физической, интеллектуальной готовности юношей к службе, комплексная работа с военкоматом, начальная военная подготовка на уроках ОБЖ, выполнение почетной обязанности – Караул Памяти на Посту №1.

Следует отметить, что важную роль в формировании концепции программ внеурочной деятельности в 2016-2017 учебном году сыграл тот факт, что в июне 2016 года школа вошла в перечень образовательных учреждений города Ростова-на-Дону, заявленных пилотной площадкой апробации программы Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Важное направление деятельности РДШ – личностное развитие: развитие творческих способностей, актуализация принципов здорового образа жизни, популяризация профессий.

C:\Users\CITILINK\Downloads\РДШ журнал Нация.jpg

В рамках последнего направления деятельности – разработка программ определения будущей профессии: интерактивные игры, практические семинары, мастер-классы, открытые лектории, встречи с интересными людьми, популяризация научно-изобретательской деятельности, развитие детских проектов. В этом важную роль играет реализация плана работы экспериментальной площадки по профориентационной работе по взаимодействию с КИБИ Медиа Центром АПП ЮФУ.

Выбор курсов программ внеурочной деятельности 1-4, 5-6 классов обусловлен их местом в образовательной системе школы и связан содержательными линиями с Программой развития, Образовательными программами всех уровней, учебным планом, системой внеклассной работы. Рассмотрим это на примере названий курсов.

Внеурочная деятельность 1-4 классов

Класс

Направления

1

2

3

4

1

Спортивно-оздоровительное

3

3

3

3

Кружок «Будь здоров!» (1-4кл.)

Курс «135 уроков здоровья» (1-4кл.)

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Художественно-эстетическое

1

1

Кружок «Умелые руки» (1-4 кл.)

-

-

1

1

3

Общеинтеллектуальное

1

1

Кружок «Шахматная школа» (1 кл.)

1

1

-

-

4

Духовно-нравственное

2

2

2

2

Курс ««Я гражданин планеты Земля» (1-4 кл.)

Курс «Доноведение» (1-4 кл.)

1

1

1

1

1

1

1

1

5

Социальное

1

1

1

1

Курс «Все цвета, кроме чёрного» (2-4 кл.)

Коррекционно-развивающее занятие по профилактике и коррекции дезадаптации

1

1

-

1

-

1

-

Итого

7

7

7

7

Внеурочная деятельность 5-6 классов

Класс

Направления

5

6

1

Спортивно-оздоровительное

1

Кружок «Спортивные игры»

1 6а

2

Художественно-эстетическое

1

1

Кружок «Моделирование и дизайн»

1-5а,б,в,

1-6а,б,в

3

Общеинтеллектуальное

1

1

Кружок «Графический дизайн»

1-5а,б,в,

1-6а,б,в

4

Духовно-нравственное

1

1

Курс «Я –гражданин России»

«Музейное дело»

1-5а,б,в,

1-6а,б,в

1-6в

5

Социальное

1

1

Курс «Электронная газета»

Курс «Экология и мы»

1-5а,б,в,

1-5а,б,в,

1-6а,б,в

Анализ универсальных учебных действий, формируемых в процессе внеурочной деятельности, дает возможность увидеть, что многие из них являются ключевыми для формирования общепрофессиональных компетенций личности, становятся актуальными для всех курсов внеурочной деятельности и интегративными для программ 1-4 и 5-6 классов. Рассмотрим это на примере формирования универсальных учебных действий курсов программы внеурочной деятельности 5-6 классов.

Класс

Направления

Курсы

Универсальные учебные действия,

Духовно-нравственное

«Я — гражданин России»


• организовывать свои собственные приемы изучения, работы;
• уметь решать проблемы; уметь извлекать пользу из опыта;
• самостоятельно заниматься своим обучением;
• запрашивать различные базы данных;
• консультироваться у эксперта;
• уметь работать с документами и классифицировать их;
• критически относиться к мнению;
• занимать позицию в дискуссиях;
• оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем;
• уметь оценивать произведения искусства и литературы;
• уметь сотрудничать и работать в группе;
• принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;
• уметь договариваться;
• уметь разрабатывать и выполнять объем работы в соответствии с планом общей работы;
• включаться в проект;
• нести ответственность;
• уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами, уметь обобщать;
• уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
• показывать стойкость перед трудностями;
• уметь находить новые решения;

Социальное

"Экология и мы"

Духовно-нравственное

«Музейное дело»

Спортивно-оздоровительное

"Спортивные игры"

Общеинтеллектуальное

"Графический дизайн"

Социальное

«Электронная газета»

Художественно-эстетическое

"Моделирование и дизайн»

Поэтапное развитие метапредметных достижений учащихся, направленных на социализацию и формирование общепрофессиональных компетенций проанализируем на примере курса «Все цвета, кроме черного»:

Наименование курса

возраст

Планируемые результаты

М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова «Все цвета, кроме черного»

2-4 классы

В ходе освоения программы обучающиеся получат возможность формирования УУД

1-й год обучения

В сфере личностных учебных действий формируется умение делать выбор при поддержке учителя, других участников группы в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий с помощью учителя овладевают учебными действиями по формулированию цели своей деятельности; учатся высказывать своё предположение; учатся проговаривать последовательность своих действии; учатся совместно с педагогом и другими участниками группы давать эмоциональную оценку своей деятельности.

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся учатся ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного); учатся добывать новые знания, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога и в ходе коллективной деятельности; осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся с помощью учителя учатся выражать свои мысли, объяснять своё несогласие.

2-й год обучения

Личностными результатами занятий являются: обучение планированию, самоконтролю и взаимоконтролю; развитие способности эффективно строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками; формирование установки на здоровый образ жизни; развитие личностных ресурсов детей за счет расширения кругозора, сферы актуальных интересов и способностей.

Предметными результатами занятий по программе «Все цвета, кроме черного» являются: создание условий для успешной адаптации в школе, классе; создание у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему; сформированность важнейших учебных умений и действий.

Метапредметными результатами являются: культурно – познавательная, коммуникативная компетентности; приобретение опыта в преодолении возникших трудностей; расширение кругозора, сферы актуальных интересов и способностей.

3-й год обучения

В сфере личностных учебных действий формируется умение делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей социальные правила как основы общечеловеческих базовых ценностей.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими; применять знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, отказываться от предложений , которые считают опасными.

В сфере коммуникативных универсальных учебных овладевают навыками сотрудничества в группе по совместному решению учебной задачи; объективному оцениванию своего вклада в решение группы; учатся различному ролевому поведению.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что реализация целей внеурочной деятельности во многом соотносится с задачами профориентационной работы: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с уже сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив тесно связано с так называемой функциональной грамотностью, под которой мы понимаем способность человека адаптироваться в современном обществе, способность к самореализации, умению применять полученные в разных областях знания для решения как жизненно важных, так и профессиональных задач.

Вся работа педагогического коллектива ориентирована на успешную социализацию выпускника, что позволяет ему сделать осознанный выбор профессионального пути и внести достойный вклад в развитие нашего региона.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, профильное образование, профориентационная работа, метапредметное достижение учащихся, класс, формирование, действие, учебный план, педагогический коллектив, успешная социализация выпускника.

Ключевые слова

внеурочная деятельность, ФГОС, учебный план, инновационные процессы современного образования, концепция профильного образования, концепция гражданского воспитания, предпрофильная подготовка и основы профильного образования, профориентационного просвещения, успешная социализация выпускника, метапредметные достижения учащихся

Похожие статьи

Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения...

внеурочная деятельность, профильное образование, профориентационная работа, метапредметное достижение учащихся, класс, формирование, действие, учебный план, педагогический коллектив, успешная социализация...

Формирование метапредметных образовательных результатов...

Формирование метапредметных образовательных результатов во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения личностных и метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС.

Внеурочная деятельность как средство достижения...

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе, оптимизировать учебную нагрузку учащихся, улучшить условия для развития ребенка...

Организационно-педагогические условия реализации...

Для учащегося первого класса при пятидневной неделе СанПиН 2.4.2.2821-10 разрешает один час на «внеурочную деятельность» [5.] В базисном учебном плане «Примерной образовательной программы начального общего образования» максимальная учебная...

Построение образовательной среды современной школы

Отечественные исследования показывают, что далеко не всегда администрация и педагогический коллектив отдают себе отчет в том, на достижение каких

- Обеспечение запросов учащихся и их родителей за счет внеклассной и внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность как средство формирования...

- Принцип опоры педагога на личностные достижения учащихся.

Ориентация внеклассной работы на достижения учащихся, на создание

Диагностика свидетельствует об успешной социализации учащихся в коллективе и высокой эффективности классного самоуправления.

Внеурочная деятельность как важное условие реализации ФГОС...

В начале учебного года педагогами составляется воспитательный план на год с учетом

Это обусловливает слаженную работу детского коллектива и скрепляет союз «Семья

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, детский коллектив...

Метапредметные и предметные результаты обучения в процессе...

Формирование метапредметных образовательных результатов... внеурочная деятельность, учащийся, повышение эффективности освоения, учебная деятельность, иностранный язык, действие...

О способах формирования метапредметных компетенций

Инструмент формирования метапредметных связей[1]. А. А. Антонов, А. А.Дроздов, Н. Е Кузменко.

– 6–7 классыработа с текстом. – 8–9классы — проблемное обучение.

Таким образом, приведение урочной и внеурочной деятельности учащихся, создание единого...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения...

внеурочная деятельность, профильное образование, профориентационная работа, метапредметное достижение учащихся, класс, формирование, действие, учебный план, педагогический коллектив, успешная социализация...

Формирование метапредметных образовательных результатов...

Формирование метапредметных образовательных результатов во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения личностных и метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС.

Внеурочная деятельность как средство достижения...

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе, оптимизировать учебную нагрузку учащихся, улучшить условия для развития ребенка...

Организационно-педагогические условия реализации...

Для учащегося первого класса при пятидневной неделе СанПиН 2.4.2.2821-10 разрешает один час на «внеурочную деятельность» [5.] В базисном учебном плане «Примерной образовательной программы начального общего образования» максимальная учебная...

Построение образовательной среды современной школы

Отечественные исследования показывают, что далеко не всегда администрация и педагогический коллектив отдают себе отчет в том, на достижение каких

- Обеспечение запросов учащихся и их родителей за счет внеклассной и внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность как средство формирования...

- Принцип опоры педагога на личностные достижения учащихся.

Ориентация внеклассной работы на достижения учащихся, на создание

Диагностика свидетельствует об успешной социализации учащихся в коллективе и высокой эффективности классного самоуправления.

Внеурочная деятельность как важное условие реализации ФГОС...

В начале учебного года педагогами составляется воспитательный план на год с учетом

Это обусловливает слаженную работу детского коллектива и скрепляет союз «Семья

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, детский коллектив...

Метапредметные и предметные результаты обучения в процессе...

Формирование метапредметных образовательных результатов... внеурочная деятельность, учащийся, повышение эффективности освоения, учебная деятельность, иностранный язык, действие...

О способах формирования метапредметных компетенций

Инструмент формирования метапредметных связей[1]. А. А. Антонов, А. А.Дроздов, Н. Е Кузменко.

– 6–7 классыработа с текстом. – 8–9классы — проблемное обучение.

Таким образом, приведение урочной и внеурочной деятельности учащихся, создание единого...

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос