Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 16.02.2017

Статья просмотрена: 1016 раз

Библиографическое описание:

Трубинова Е. А. Формирование метапредметных образовательных результатов во внеурочной деятельности // Молодой ученый. — 2017. — №7. — С. 496-498. — URL https://moluch.ru/archive/141/39609/ (дата обращения: 24.04.2018).



Одной из приоритетных задач образования во все времена была задача «научить учиться». Важным для современного педагога является то, что формирование всех видов универсальных учебных действий обеспечивается в ходе освоения всех учебных предметов. Во внеурочной деятельности учащиеся овладевают многими метапредметными умениями. Они учатся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Одним из наиболее актуальных вопросов образования является изучение иностранных языков, в наши дни необходимость изучения иностранных языков очевидна. Внеурочная деятельность позволяет включить ученика в реальную языковую коммуникацию, смоделировать процесс вхождения в культуру и позволяет создать ситуацию успеха, способствуя более успешному изучению иностранного языка. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) особое место отводится универсальным учебным действиям. УУДсовокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Согласно «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» (Стандарты второго поколения) [5] изучение иностранных языков предполагается проводить на всех трех ступенях общего образования (начальное, основное и полное общее образование на базовом и профильном уровнях). Стандарты второго поколения определяют новые требования к результатам обучения. При этом выделяют личностные, метапредметные и предметные результаты обучения. В качестве предполагаемых результатов обучения выделяют:

  1. Предметные результаты:

основы системы научных знаний; «опыт» предметной деятельности по преобразованию и получению нового знания; самостоятельно определять набор критериев для оценки эффективности осуществления поиска информации.

  1. Личностные результаты:

ценностно-смысловая ориентация: самопознание и самоопределение.

– смыслообразование и смыслопорождение, нравственно-этическоеоценивание

– формирование мотивации учения;

– осознание возможностей самореализации;

– стремление к совершенствованию;

– формирование коммуникативной компетенции;

– формирование общекультурной и этнической идентичности;

– толерантное отношение к проявлениям иной культуры;

– готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.

  1. метапредметные:

Регулятивные: организация деятельности, управление своей деятельностью.

Контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность.

Коммуникативные: речевая деятельность и навыки сотрудничества. Контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность,

Познавательные: общеучебные, в т. ч. — постановка и решение проблемы, работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знаково-символических средств. Общих схем решения, выполнение логических операций сравнения.

Особое место, занимают метапредметные результаты, которые включают освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Каждый педагог самостоятельно разрабатывает свою модель, ориентируясь на свои возможности и социальный заказ, но неизменно переходит от знаниевых технологий к технологиям деятельностным. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося [2, c. 27]. Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Метапредметные результаты обучения

Метапредметные результаты — это сформированные в ходе обучения навыки и способности, необходимые для самостоятельного обучения и оперирования информацией. Это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые учащимися в обучении. Метапредметный результат помогает учащимся в дальнейшем самостоятельно расширять и изменять собственную квалификацию, а следовательно, сохранять свою ценность в мире стремительного изменения содержания профессий. Метапредметные результаты являются мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть мощный поток информации, решающие проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и учебных предметов. Ученик, работая в разных предметных областях, с разным учебным материалом, использует сходные приемы: анализ, синтез, воображение, схематизацию, проблематизацию и другие. Если ученик владеет этими приемами, то он принимает конкретную тему в контексте целостного восприятия мира.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса, то есть всех учебных предметов, базисного плана и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Основным объектом формирования метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников. Именно во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды, а учащийся самостоятельно может выбрать направление образовательной деятельности на основе собственных интересов. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и ориентированную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. [6] Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. [4, с 7]

При этом организационный аспект занятий имеет не меньшее значение, чем содержательный. Для достижения результатов метауровня учащиеся должны научиться мыслить продуктивно. Не припоминать заученное, а додумываются самостоятельно до того, чего раньше не знали (создают продукт мыслительной деятельности).

Ситуации, позволяющие проявить умение мыслить самостоятельно, встречаются не так часто. А на уроке можно организовать самостоятельный мыслительный процесс, и педагогу необходимо последовательно решить следующие задачи:

  1. Создать учебную ситуацию, предполагающую самостоятельное мышление.
  2. Обеспечить осознанность работы.
  3. Продумать организацию деятельности учащихся.
  4. Предложить систему обеспечения деятельности учащихся.

Ситуация создается:

– умело заданным вопросом,

– демонстрацией неожиданных свойств предмета,

– рассказом об увиденном,

– созданием ситуации «разрыва» в способе решения учебной задачи;

Таким образом, можно сделать главные выводы о роли формирования метапредметных результатов в системе современного общего среднего образования.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой основного развития.

Формирование и развитие системы универсальных учебных действий является тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия. [3] Развитие системы формирования метапредметных результатов осуществляется в рамках нормативно — возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка.

В основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций.

Литература:

  1. Кондаков, А. М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Стандарты второго поколения [Текст]: / А. М. Кондаков; под ред. А. А. Кузнецова. — 2-е изд.- М.: Просвещение, 2009.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение,2008.—151с:ил.
  3. Аксенова Н. И. Формирование метапредметных образовательных результатов за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 94–100.
  4. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с.
  5. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Стандарты второго поколения / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2009.
  6. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296
Основные термины (генерируются автоматически): универсальных учебных действий, Стандарты второго поколения, освоения учащимися предметных, учащимися предметных знаний, эффективности освоения учащимися, формирования метапредметных результатов, повышения эффективности освоения, общего образования, образовательных стандартов общего, Внеурочная деятельность, федеральных государственных образовательных, государственных образовательных стандартов, метапредметных образовательных результатов, внеурочной деятельности, учебной деятельности, Формирование метапредметных образовательных, формирования умений, оснований личностного морального, учебных предметов, существенный фактор повышения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос