Выявление детей с ОВЗ и оказание им квалифицированной помощи | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (12) апрель 2017 г.

Дата публикации: 31.03.2017

Статья просмотрена: 5992 раза

Библиографическое описание:

Корнева, С. А. Выявление детей с ОВЗ и оказание им квалифицированной помощи / С. А. Корнева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 2 (12). — С. 65-68. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/56/2226/ (дата обращения: 26.12.2024).



В статье рассматриваются основные положения концепции выявления детей с ограниченными возможностями здоровья; предлагается перечень мероприятий для введения концепции в практическую деятельность, а также прогнозируются основные препятствия и трудности на пути их реализации. Предложены варианты оказания квалифицированной помощи детям с ОВЗ на базе общеразвивающих дошкольных учреждений.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, помощь детям с ОВЗ, дошкольный возраст

In the article the basic concept of identifying children with disabilities; It proposed to the list of activities for the introduction of the concept into practice, as well as the projected main obstacles and challenges to their implementation. Variants provide skilled care to children with disabilities on the basis of general developmental preschools.

Keywords: children with disabilities, children with disabilities, preschool age

Постановка проблемы. Проблема выявления детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является на сегодняшний день одной из актуальнейших задач общества. Чем раньше будет выявлен ребенок с ОВЗ, тем скорее ему (и его родителям) можно будет оказать квалифицированную помощь со сторону различных специалистов (психологов, педагогов, медицинских работников и т. д.).

В решении данной проблемы немаловажную роль играет государство, которое не может и не должно оставаться в стороне. Именно поэтому Министерством образования РФ была разработана «Программа создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии», которая должна оказывать психолого-педагогическую поддержку детям с ОВЗ, их родителям и специалистам [1, c.3]. Ее функционирование в масштабах всей страны обеспечит каждой семье возможность своевременной, ранней медико-психолого-педагогической диагностики развития ребенка, определения его специальных психологических и образовательных потребностей, создаст условия для эффективного преодоления или коррекции отклонений в развитии ребенка.

Анализ литературы. На сегодняшний день существует определенная теоретическая база методических рекомендаций и наработок в области выявления детей с ОВЗ и оказания психолого-педагогической помощи (Е. М. Мастюкова, Е. А. Стребелева, Н. Н. Печора, Э. Л. Фрухт и др.)

В основе всей коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями лежат принципы неразрывности психологии и педагогики, сформулированные известными исследователями (Л. С. Выгодский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др.), являющиеся основой разработки методического обеспечения для работы с такими детьми.

Целью статьи является характеристика комплексного вявления детей с ограниченными возможностями здоровья и основных путей оказания им квалифицированной помощи.

Изложение основного материала. Всовременной литературе нет единого устоявшегося термина для обозначения детей, имеющих дефекты в развитии. Долгое время использовались понятия: «дети со специальными проблемами», «дети с недостатками в развитии», «аномальные дети», «дети — инвалиды». Последнее получило наиболее широкое распространение в силу того, что практически все люди, в той или иной мере имеющие отклонения в здоровье, имеют ту или иную группу инвалидности. Но в международной практике наиболее распространённым стал термин «дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Именно это понятие будем использовать при обосновании необходимости разработки концепции по выявлению детей с ограниченными возможностями здоровья и оказании им квалифицированной помощи.

Значимость заявленной проблемы определяется следующими факторами [5]:

‒ специфика демографической ситуации (снижение рождаемости, уменьшение доли рождения здоровых, физиологически зрелых детей, повышение показателей осложненных родов и отклонений в развитии врожденного или/и перинатального генеза, рост врожденных и наследственных патологий);

‒ особенности социально-экономического развития общества (ухудшение условий жизни; ухудшение условий труда женщин; отсутствие необходимых бытовых условия для жизни детей; недоступность здравоохранения, образования, культуры, бытового обслуживания и т. д.);

‒ социально-психологические особенности общественного развития (экзистенциональные проблемы отдельного человека, информационная перегруженность, одиночество, стрессы, эмоциональная холодность, социальный инфантилизм и т. д.);

‒ ухудшение экологической обстановки (рост различных заболеваний, обусловленных состоянием окружающей природной среды) и пр.

Выделенная проблема находятся на пересечении различных отраслей научного знания, но основная роль в разработке теории и практики выявления детей с ОВЗ и оказании им помощи и поддержки свободного развития, принадлежит специальной (коррекционной) педагогике. Основными направлениями данной научной сферы являются: изучение инноваций и передового педагогического опыта по созданию условий для профилактики, ранней диагностики и успешной коррекции нарушений в развитии ребенка, воспитании и обучении, в социальной адаптации и интеграции в общество детей с ОВЗ [2, с. 210].

Данная работа должна проходить системно, что подразумевает единство всех социальных институтов в организации процесса выявления детей с ОВЗ и оказании им своевременной квалифицированной помощи:

‒ максимально раннее выявление детей с ограниченными возможностями здоровья путем диагностики нарушений развития и особых образовательных потребностей;

‒ устранение разрыва между моментом определения первичного отклонения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекции, обучения и реабилитации;

‒ расширение временных границ специального образования и реабилитации, начиная с момента рождения и на протяжении всей жизни;

‒ непрерывность процесса диагностики, обучения и реабилитации и их выход за рамки школьного возраста;

‒ выделение комплекса специальных диагностических, коррекционно-развивающих задач (не имеющих места в процессе жизнедеятельности нормально развивающегося ребенка того же возраста);

‒ включение родителей в процесс выявления, коррекцию и реабилитацию детей, а также организацию их целенаправленной подготовки силами специалистов;

‒ подготовку специалистов для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, их родителями [4, с. 82].

Концепция выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, на наш взгляд, должна базироваться на следующих положениях:

 каждый ребенок с ограниченными возможности здоровья является частью и равноправным членом общества, имеет такие же, как и у других потребности, желания, интересы, связанные с самоактуализацией и реализацией имеющегося потенциала в процессе социализации;

 ребенок с ограниченными возможности здоровья так же талантлив, как и его сверстники, но ему необходимы помощь и безопасная окружающая среда, предоставляющая ему возможность для познания, общения, проявления активности, творчества и для всестороннего развития;

 ребенок с ограниченными возможности здоровья не пассивный объект социальной помощи и поддержки, а равноправный субъект различных систем отношений;

 государство призвано создать условия, обеспечивающие ребенку с ограниченными возможности здоровья удовлетворение не только его жизненно важных, но и социально значимых потребностей посредством повсеместного создания социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам социализации и индивидуального развития таких детей;

 семья, имеющая ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеет право на получение полной информации о реальном состоянии дел на первых этапах обращения в соответствующие центры и службы, на получение специализированной помощи и поддержки в вопросах воспитания, обучения и реабилитации ребенка и т. д.

На региональном уровне в процессе создания и развития системы выявления детей с ограниченными возможностями здоровья в качестве основных должны осуществляться следующие мероприятия [4, с. 83]:

  1. Подбор и разработка психодиагностического инструментария, обеспечивающего измерение критериальных показателей состояния здоровья детей.
  2. Обязательное психолого-педагогическое и медицинское обследование детей в различных социальных институтах с целью раннего выявления изменений в состоянии их здоровья.
  3. Стабилизация деятельности существующих специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
  4. Финансирование специализированных учреждений, призванных заботиться о развитии детей с ОВЗ, позволяющее обеспечить такие учреждения необходимым диагностическим инструментарием, средствами психолого-педагогической коррекции.
  5. Обобщение и распространение имеющего в стране опыта в работе с детьми, имеющими ограничения в здоровье.
  6. Создание специальных психологических служб и организация постоянного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка с ОВЗ.
  7. Повышение качества подготовки специалистов для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, обеспечивающее необходимы уровень профессионализма в области диагностики и коррекции первичных признаков отклонений в здоровье детей.
  8. Ориентация деятельности всех специализированных образовательных учреждений на принципы сотрудничества, партнерства, открытости системы, коррекционной направленности.

Несмотря на актуальность заявленной проблемы, необходимо прогнозировать препятствия и трудности, возникающие на этапе реализации концептуальных идей.

  1. Отсутствие четких критериев и единой базы психодиагностических данных для их выявления детей с ОВЗ.
  2. Отсутствие тесных межведомственных связей между различными службами и центрами, осуществляющих выявление, мониторинг и сопровождение детей с ОВЗ.
  3. Недостаточное финансирование проектов по созданию психодиагностического инструментария и раннему выявлению детей с ОВЗ.
  4. Недостаточное количество дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного вида, в которых можно провести диагностику с последующей дифференциацией отклонений в здоровье детей.
  5. Проблемы с получением доступного общего и профессионального образования детьми с ОВЗ с последующим трудоустройством.
  6. Односторонность в работе со стороны педагога и психолога. Работа психолога в специальных учреждениях сводится в настоящее время в основном к диагностической деятельности, которая не имеет тесной связи с последующей коррекцией.
  7. Недостаточный уровень подготовки специалистов, призванных осуществлять психодиагностическое обследование детей с ОВЗ и активное междисциплинарное взаимодействие, отсутствие специальных условий, как материально-технических, так и кадровых [3].

Признавая приоритетность выявления детей с ОВЗ перед другими задачами коррекционной педагогики не стоит забывать и о важности своевременной квалифицированной помощи специалистов детям и их родителям. Сложность и длительность процесса в построении специализированных дошкольных учреждений для детей с ОВЗ (имеющихся явно недостаточно) вынуждает искать альтернативные пути решения данной проблемы. На наш взгляд, оптимальным выходом является создание специальных консультационных центров на базе имеющихся общеразвивающих дошкольных образовательных учреждений.

После проведения диагностических мероприятий, для определения зоны ближайшего развития ребенка, педагогами будут определяться индивидуальные воспитательно-образовательные маршруты ребенка с ограниченными возможностями здоровья и вестись психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка, включающее:

 консультации различных специалистов для родителей (психологов, педагогов, логопедов, дефектологов и т. п.);

 периодичную диагностику детей с ОВЗ для выявления динамики и характера изменений в индивидуально-личностных проявлениях ребенка;

 профессиональная помощь специалистов в коррекции недостатков развития детей с ОВЗ;

 обеспечение родителей информацией о современных достижениях в области коррекционной педагогики путем информационно-коммуникационных технологий, социальных сетей.

Выводы. наличие комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья позволяет эффективно компенсировать отклонения в психическом развитии ребенка и, следовательно, позволит сократить долю детей, которые по достижении школьного возраста будут нуждаться в специальном образовании в условиях специализированных учреждений. Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность «сгладить» имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.

Литература:

  1. Гончарова, Е. Л. Проект Программы создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии / Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина, Ю. А. Разенкова, Н. А. Урядницкая, Н. Д. Шматко // Дефектология. — 2000. — № 6. — с. 3–8.
  2. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. — М.: Просвещение, 1995. — 577 с.
  3. Переслени, Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности: дошкольный и младший школьный возраст / Л. И. Переслени. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Айрис- пресс, 2006. — 64 с.
  4. Фатихова, Л. Ф. Диагностика социального интеллекта детей с отклонениями в развитии / Л.Ф, Фатихова // Научное творчество XXI века: материалы II Всероссийской научной конференции. — Красноярск. — 2010. № 4 (10). Часть 8. — с. 82–84.
  5. Чеснокова, О. Б. Возрастной поход к исследованию социального интеллекта у детей / О. Б. Чеснокова // Вопросы психологии. — 2005. — № 5. — с. 33–44.
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, ребенок, возможность здоровья, развитие ребенка, квалифицированная помощь, выявление детей, учреждение, коррекционная педагогика, психодиагностический инструментарий, своевременная квалифицированная помощь.

Похожие статьи

Изучение уровня социализированности детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

В статье рассмотрены критерии, условия и методы выявления эффективности педагогической поддержки детей с ОВЗ.

Психологическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования

В статье показаны важные аспекты работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, основанные на федеральном образовательном стандарте.

Особенности организации поисковой деятельности с детьми с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье автор раскрывает содержание понятия инклюзивное образование. А также рассматривает роль поисковой деятельности на развитие детей с ОВЗ и раскрывает особенности организации данного вида деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющ...

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в освоении образовательной программы

В статье представлен опыт работы с детьми, имеющими нарушение слуха. Освещены актуальные вопросы по обучению и развитию данной категории детей с ОВЗ.

Пространство детской игровой площадки как один из способов социализации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Статья знакомит с новым взглядом на проблему социализации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Подчеркивается роль игрового пространства детской площадки в повышении уровня социализации детей с ОВЗ.

Современное состояние системы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Российской Федерации: проблемы и пути решения

В статье рассматривается определение реабилитации детей-инвалидов, даны направления реабилитации, подчеркивается необходимость прохождения медико-социальной экспертизы (МСЭ), где подбирается индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА)...

Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с задержкой психоречевого развития, в условиях дошкольного образовательного учреждения

В статье описаны особенности, формы и методы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями, воспитывающими ребенка с задержкой психоречевого развития, а также представлен вариант системы решения основных проблем взаимодействия в...

Дети с ограниченными возможностями здоровья как участники культурно-досуговых программ: технологические особенности постановки программ

В данной статье поднимается вопрос участия детей с ограниченными возможностями здоровья в культурно-досуговых программах, которые являются способом социализации, самореализации, самоутверждения и включения детей с ОВЗ в активную жизнь социума. Подчер...

Организационно-методические условия деятельности команды педагогов ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО инклюзивной практики

Статья посвящена организации сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивной практики в общеобразовательном дошкольном учреждении. Рассматриваются направления коррекционной работы с детьми ограниченными во...

Социально-психологические аспекты обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального центра

В статье изучается проблема социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются причины, ограничивающие жизнедеятельность таких детей и предлагается комплекс мероприятий, реализуемый в условиях специализированных ре...

Похожие статьи

Изучение уровня социализированности детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

В статье рассмотрены критерии, условия и методы выявления эффективности педагогической поддержки детей с ОВЗ.

Психологическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования

В статье показаны важные аспекты работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, основанные на федеральном образовательном стандарте.

Особенности организации поисковой деятельности с детьми с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье автор раскрывает содержание понятия инклюзивное образование. А также рассматривает роль поисковой деятельности на развитие детей с ОВЗ и раскрывает особенности организации данного вида деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющ...

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в освоении образовательной программы

В статье представлен опыт работы с детьми, имеющими нарушение слуха. Освещены актуальные вопросы по обучению и развитию данной категории детей с ОВЗ.

Пространство детской игровой площадки как один из способов социализации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Статья знакомит с новым взглядом на проблему социализации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Подчеркивается роль игрового пространства детской площадки в повышении уровня социализации детей с ОВЗ.

Современное состояние системы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Российской Федерации: проблемы и пути решения

В статье рассматривается определение реабилитации детей-инвалидов, даны направления реабилитации, подчеркивается необходимость прохождения медико-социальной экспертизы (МСЭ), где подбирается индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА)...

Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с задержкой психоречевого развития, в условиях дошкольного образовательного учреждения

В статье описаны особенности, формы и методы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями, воспитывающими ребенка с задержкой психоречевого развития, а также представлен вариант системы решения основных проблем взаимодействия в...

Дети с ограниченными возможностями здоровья как участники культурно-досуговых программ: технологические особенности постановки программ

В данной статье поднимается вопрос участия детей с ограниченными возможностями здоровья в культурно-досуговых программах, которые являются способом социализации, самореализации, самоутверждения и включения детей с ОВЗ в активную жизнь социума. Подчер...

Организационно-методические условия деятельности команды педагогов ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО инклюзивной практики

Статья посвящена организации сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивной практики в общеобразовательном дошкольном учреждении. Рассматриваются направления коррекционной работы с детьми ограниченными во...

Социально-психологические аспекты обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального центра

В статье изучается проблема социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются причины, ограничивающие жизнедеятельность таких детей и предлагается комплекс мероприятий, реализуемый в условиях специализированных ре...

Задать вопрос