Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Специфика оказания психологической помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Психология
Препринт статьи
02.12.2025
4
Поделиться
Аннотация
В статье автор рассматривает особенности психологической помощи в семьях, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день, к сожалению, процент рождаемости таких детей велик, что говорит о проблемах комплексного характера. Семьи сталкиваются с серьезными проблемами как в оказании медицинской помощи, так и с получением специальных препаратов, средств, с проблемами финансового характера. В работе делается акцент на важности качественной и эффективной психологической помощи для таких семей.
Библиографическое описание
Сергеева, В. И. Специфика оказания психологической помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья / В. И. Сергеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 49 (600). — URL: https://moluch.ru/archive/600/130859.


Актуальность темы обусловлена тем, что за последние годы увеличилось число детей, рождающихся с различными патологиями в здоровье. Негативным фактором стала пандемия по коронавирусу, в период которой участились случаи обращения за психологической помощью, в том числе и среди семей, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Как известно, ОВЗ возникают по разным причинам и степень тяжести заболевания может быть различной. Не каждая семья готова справиться с возникшими обязанностями, трудностями и проблемами. Исходя из этого, главной целью психологической помощи является оказание качественной помощи семье по воспитанию ребенка с ОВЗ, ее социализации. Психолог в этом случае является посредником между родителями и ребенком, ребенком и окружающим его миром.

Одной из главных особенностей оказания помощи таким семьям является успешная реабилитация и включение в общество ребенка с ОВЗ в рамках формирования активной жизненной позиции его семьи в коррекционно-образовательном процессе. Именно поэтому психологическая поддержка таких родителей должна стимулировать раскрытие их внутреннего потенциала и самостоятельной активности [6].

От того, насколько грамотно выстроено родительское взаимодействие (особенную роль здесь играет мать), в решающей степени зависит успешность социализации детей с инвалидностью и ОВЗ.

Психологически сложная ситуация возникает в семье сразу после того, как у ребёнка обнаруживаются отклонения в развитии, что неизбежно приводит родителей к тяжёлым стрессовым переживаниям. Появление в семье ребёнка с развивающимися особенностями кардинально меняет привычный уклад семейной жизни, причём это происходит вне зависимости от того, когда именно произошла травма или проявилось заболевание, и каков его характер [1].

При этом существует двусторонняя взаимосвязь. Так, если рассматривать ситуацию с одной позиции, то особенности детей с отклонениями провоцируют искажения в поведенческих аспектах самих родителей, а если анализировать с другой стороны, то сами родительские установки и отношения способны стать причиной возникновения у ребёнка разнообразных вторичных нарушений.

Стоит обозначить, что к категории детей с ОВЗ относится 8 подкатегорий, в том числе нарушения слуха, нарушения зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения интеллекта (умственная отсталость), задержка психического развития, расстройства аутистического спектра, тяжелые нарушения речи, тяжелые множественные нарушения развития (при которых помимо нарушения интеллекта присутствуют другие вышеназванные нарушения [2].

По данным Минпросвещения России по ситуации на 2024–2025 годы число обучающихся дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций с ОВЗ составило 1 286 122 ребенка (рисунок 1).

Также известно, что в 2024 году функционирует 1562 специализированных учебных заведения, деятельность которых полностью сосредоточена на предоставлении адаптированных образовательных программ для детей с особыми потребностями в области здоровья и развития.

Статистика детей с ОВЗ по группам, 2024 г. [2]

Рис. 1. Статистика детей с ОВЗ по группам, 2024 г. [2]

Стоит сказать, что оказание психологической помощи семьям с детьми с ОВЗ проходит в несколько этапов. Первый этап предполагает процесс выстраивания отношений между психологом и семьёй. На начальной стадии психолог организует встречу со всем семейным окружением ребенка. Данный этап предполагают групповую работу с родственниками. Специалист применяет различные коммуникативные инструменты, в частности, невербальные сигналы, выражение лица, тональность речи, а также подбор формулировок, с целью формирования атмосферы взаимного доверия с окружением ребенка. Главная задачи этого этапа состоит в том, чтобы получить исчерпывающие сведения о внутрисемейной динамике и создать психологически комфортную обстановку для каждого участника консультации.

На втором этапе происходит выявление трудностей, которое включает в себя две последовательные стадии: первичную беседу с родителями о возникших сложностях и профессиональное обследование самого ребенка с ОВЗ. Анализ особенностей развития несовершеннолетнего проводится посредством специализированных диагностических инструментов, опираясь на классические принципы, утвердившиеся в российской коррекционной педагогике [4].

Следующий этап предполагает формулирование реальных проблем. Содержание работы на третьем этапе включает главную цель, с которой обращаются родители ребенка к психологу. Эта цель — определение психологом реальной проблемы на основе объективного анализа данных. Практика показывает, что реальная формулировка проблемы семьи в большинстве случаев возможна лишь при ее переосмыслении и обличении в новую формулу [4].

Четвертый этап предполагает, что психолог представляет семье наиболее эффективные стратегии преодоления выявленных проблем. В это же время происходит анализ возможных вспомогательных инструментов, применение которых потребуется для устранения главной проблемы. Специалист детально объясняет алгоритм действий и методику реализации каждого из предложенных направлений коррекционной работы.

На практическом уровне анализируется, насколько семьи способны справляться с трудностями самостоятельно, и устанавливается объём необходимой им поддержки.

Заключительная стадия работы направлена на обобщение результатов первоначального психологического анализа семейной ситуации Одновременной с этим психолог фиксирует достигнутые договоренности и формулирует выводы о характере выявленных проблем. На этом этапе происходит резюмирование беседы, где закрепляется видение ситуации в профессиональной интерпретации специалиста.

Важно заметить, что международный опыт работы с такими семьями опирается на применение принципов концепции «травмы диагноза» или «потеря ожидаемого ребенка», которая основана на прохождении родителями нескольких стадий принятия диагноза ребенка. Речь идет о таких эмоциях, как шок, отрицание, гнев, агрессия, депрессия и, в идеальном случае, адаптация [3, 5].

Содержание и методы психологической помощи семьям с детьми с ОВЗ должны быть дифференцированными и гибкими, выстраиваясь в долгосрочную стратегию. Поэтому целесообразно выделить несколько важных направлений работы. В первую очередь, это кризисная интервенция и психологическое сопровождение на этапе первичного принятия диагноза, направленные на проработку острой травмы и поддержку адаптивных механизмов. Далее, центральное место занимает системная семейная психотерапия, которая помогает перестроить внутрисемейные границы, коммуникацию и распределить ресурсы, чтобы избежать дисфункциональных сценариев, таких как «жертвование» одним из членов семьи или распад брака.

Следующая тактика включает организацию работы в рамках когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), в частности, используются методы управления стрессом, развития навыков проблемно-решающего поведения и когнитивной реструктуризации дезадаптивных установок. Кроме этого, современные психологи применяют и гуманистические подходы, такие как личностно-центрированное консультирование и арт-терапия, которые позволяют работать с глубокими переживаниями, чувством утраты и поиском новых смыслов. В этом случае главным элементом выступает психолого-педагогическое просвещение родителей. Оно направлено на формирование у них адекватного представления о возможностях и особенностях ребенка, что снижает тревогу и повышает эффективность их воспитательных усилий [5].

Что касается профессиональных и личностных качеств самого психолога, то стоит понимать, что, работая с такими семьями и детьми, специалист должен обладать не только классическими психотерапевтическими компетенциями, но и рядом уникальных качеств. К таким качествам относится высокая стрессоустойчивость и способность к эмпатии без эмоционального выгорания, что требует развитых навыков самопомощи и супервизии. Кроме этого, психологу нужно хорошо понимать специфику самой болезни или отклонения. Так как эти знания помогут оценить реальные возможности и ограничения семьи, но при этом избегать соблазна занять позицию «медицинского эксперта».

Таким образом, можно сделать вывод, что работа психолога с семьями, где воспитываются дети с ОВЗ, является комплексной и системной, подразумевая применение различных методов и подходов, помогающих снизить тревожность родителей, придать им уверенности в себе, своих силах и в самом ребенке. Психологическая помощь должна быть направлена не на «исправление» ребенка, а на укрепление и восстановление психологического ресурса всей семейной системы, а также на проживание травмы и поиск новых путей для развития и реализации как ребенка, так и каждого члена семьи в изменившихся жизненных условиях.

Литература:

  1. Гришина К. А. Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, в условиях ДОУ // Инновационная наука. — 2020. — 5. — С. 142–144.
  2. Доклад о результатах комплексного анализа системы общего и дополнительного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. URL: https://contact-autism.ru/new/wp-content/uploads/2025/06/ikp-doklad-prezidentu-.pdf (дата обращения 28.11.2025).
  3. Дубровина И. В. Психолого-педагогическое взаимодействие в образовательном процессе / И. В. Дубровина — Москва: Юрайт, 2024. — 513 с.
  4. Организация работы с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья: Методические рекомендации/Авт.-сост. О. Ф. Богатая, 2022. — Сургут. С –79 с.
  5. Фунтова С. Н., Фунтов Р. С. Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник науки. 2025. № 2 (83). С. 559--563.
  6. Худотеплова Е. Н. Условия психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья // МНИЖ. 2025. № 1 (151). С. 5 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №49 (600) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный