Способы эффективного взаимодействия педагогов с детьми, имеющими нарушения в эмоционально-личностной сфере
Авторы: Провоторова Маргарита Николаевна, Кузнецова Екатерина Яковлевна, Русанова Валентина Александровна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (9) октябрь 2016 г.
Дата публикации: 13.09.2016
Статья просмотрена: 1253 раза
Библиографическое описание:
Провоторова, М. Н. Способы эффективного взаимодействия педагогов с детьми, имеющими нарушения в эмоционально-личностной сфере / М. Н. Провоторова, Е. Я. Кузнецова, В. А. Русанова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 4 (9). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/39/1223/ (дата обращения: 17.12.2024).
Цель: развитие профессионально важных качеств, как педагогическая рефлексия, эмпатия, позитивные установки по отношению к детям.
Задачи:
- Выработать позитивное отношение к ребенку.
- Развитие коммуникативных средств общения с ребенком.
- Выработать эмоциональное принятие дошкольников.
- Формирование способов эффективной саморегуляции.
Упражнение «Мой самый трудный ребенок».
Цель упражнения: развитие у воспитателей эмоционально- положительного отношения к детям, обмен опытом между ними на предмет общения с трудным ребенком.
Участники группы по очереди рассказывают о своем трудном ребенке: как он выглядит, как ведет себя в группе, какие сложные ситуации с ним возникали и. т. п. Воспитатели описывают, как они взаимодействуют с такими детьми. Группа помогает найти более эффективные способы воздействия, привлекая в обсуждение свой практический опыт. При анализе ситуаций, взятых из реального опыта воспитателей, психолог направляет их внимание на поиск таких способов общения с учениками, с помощью которых можно получить положительный педагогический результат.
При обсуждении «Что нужно делать» в проигранной ситуации, группа приходит к выводу, что ни в коем случае воспитатель не имел права переходить на крик, она должна была разговаривать с девочкой как можно более спокойным голосом. При этом не столько важны сами слова, обращенные к девочке, сколько интонация, с которой они произнесены. Так же при решении конфликта существенную роль играет личность воспитателя и сложившееся у девочки мнение о ней.
Упражнение «Чей портрет?»
На экране появляются признаки тревожности у детей дошкольного возраста. Педагогам предлагается определить категорию детей, которые нуждаются в помощи педагогов.
(Портрет тревожного ребенка).
- Не может долго работать, не уставая.
- Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
- Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
- Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
- Смущается чаще других.
- Часто говорит о напряженных ситуациях.
- Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
- Жалуется, что ему снятся страшные сны.
- Руки у него обычно холодные и влажные.
- 10.. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
(Портрет агрессивного ребенка).
- Нападает на других детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, то есть он ершист, драчлив, груб.
- Ребенок очень часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Неправильный стиль воспитания родителей, будь то жестокое обращение или безучастное отношение, вселяют в душу ребенка чувство, что его не любят.
- Часто подозрителен и насторожен, любит сваливать вину на других.
- Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их.
- Имеет низкий уровень эмпатии. Эмпатия — это умение чувствовать состояния другого человека, умение вставать на его позицию.
- Детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они не понимают, как другим может быть плохо.
(Портрет гиперактивного ребенка).
- Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым.
- Он весь как будто на шарнирах. Особенно непослушны руки, они все трогают, хватают, ломают, дергают, бросают.
- Любознательность ему не свойственна, редко задает вопросы «почему», «зачем».
А если и задает, то забывает выслушать ответ.
- Хотя ребенок находится в постоянном движении, есть нарушения координации: неуклюж, при беге и ходьбе роняет предметы, ломает игрушки, часто падает.
- Тело его в царапинах и шишках, занозы невозможно перечесть, но тем не менее он снова набивает те же «шишки», не делая вывод из предыдущего опыта.
- Неусидчивость, рассеянность, невнимательность, негативизм — характерные черты его поведения.
- В общественных местах такой ребенок сразу привлекает к себе внимание окружающих, потому что пытается все потрогать руками, везде залезть, что-то схватить, совершенно не слушается родителей.
Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.
Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
- Повышение самооценки.
- Снятие мышечного напряжения.
Рассмотрим подробнее каждое из названных направлений.
Повышение самооценки.
Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.
Желательно, чтобы тревожные дети почаще участвовали в таких играх в кругу, как «Комплименты», «Я дарю тебе»..., которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей». А чтобы о достижениях каждого ученика или воспитанника узнали окружающие, в группе детского сада или в классе можно оформить стенд «Звезда недели», на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного ребенка.
Снятие мышечного напряжения.
Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела.
Еще один способ снятия излишней тревожности — раскрашивание лица старыми мамиными помадами. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет им еще больше удовольствия.
Как помочь гиперактивному ребенку.
С таким ребенком необходимо общаться мягко, спокойно, т. к. он, будучи очень чувствительным и восприимчивым к настроению и состоянию близких людей, «заражается» эмоциями, как положительными, так и отрицательными.
− Не превышайте нагрузки, не стоит усиленно заниматься с ребенком, чтобы он был таким, как другие сверстники.
− Не допускайте перевозбуждения. Важно строго соблюдать режим до мелочей. Обязателен дневной отдых, ранний отход ко сну на ночь, подвижные игры и прогулки должны сменяться спокойными играми, прием пищи в одно и тоже время и т. д. Друзей не должно быть слишком много.
− Старайтесь делать меньше замечаний, лучше отвлеките ребенка. Количество запретов должно быть разумным, адекватным возрасту.
− Чаще хвалите за то, что получается. Хвалите не слишком эмоционально во избежание перевозбуждения.
− Когда просите что-то сделать, старайтесь, чтобы речь не была длинной, не содержала сразу несколько указаний. («Пойди в спальню и принеси оттуда тетрадь, потом найди карандаши в шкафу» — неправильно, ребенок выполнит лишь половину просьбы.) Разговаривая, смотрите ребенку в глаза.
− Не заставляйте ребенка долгое время спокойно сидеть. Если Вы читаете сказку, дайте ему в руки мягкую игрушку, малыш может встать, походить, задать вопрос. Следите за ним, если вопросов становится слишком много и не по теме, ребенок ушел в другой угол комнаты, значит, он уже устал.
− Приобщайте ребенка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от вьющей ключом энергии. Ребенок должен понять цель игры и учиться подчиняться правилам, учиться планировать игру. Желательно занять каким-то видом спорта, доступного по возрасту и темпераменту.
− Освойте элементы массажа, направленные на расслабление и регулярно проводите его. Поможет сосредоточиться легкое поглаживание по руке, по плечу в процессе чтения или другого занятия.
− Прежде чем отреагировать на неприятный поступок ребенка, сосчитайте до 10 или сделайте несколько глубоких вдохов, постарайтесь успокоиться и не терять хладнокровие. Помните, что агрессия и бурные эмоции порождают те же чувства и у малыша.
Игры для гиперактивных и агрессивных детей.
Прежде всего, это игры, непосредственно направленные на обогащение эмоциональных ощущений, рассчитанные на то, чтобы рассмешить, удивить, успокоить.
- Расскажи стихи руками.
- Игры на согласованность совместных движений «Пилка дров, Насос, Кузница».
- Попробуй показать, попробуй угадать (изображение предметов и/или действий с ними).
- Игры на развитие внимания и самоконтроля «Лабиринт, Что изменилось, Чем похожи, чем непохожи, Найди лишнее».
- «Бокс», «Подушечные бои».
Универсальным способом коррекции для всех категорий детей является использование элементов мандалотерапии.
Мандалотерапия — одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством). Это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей.
Цель данной работы:
− коррекция эмоциональной сферы дошкольника, нормализация поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок);
− изучение взаимоотношений детей в подгруппе (создание индивидуальных мандал с последующим созданием коллективной композиции);
− диагностика и коррекция конкретной проблемы;
− развитие творческих способностей;
− развитие мелкой моторики руки.
Упражнение «Слушание мандал».
Педагоги удобно садятся, закрывают глаза.
Включаются музыкальные произведения разного характера (грустные, веселые). После этого педагогам предлагается изобразить в парах веселую или грустную мандалу (по выбору), используя при этом природный материал (каштаны, камешки разных цветов).
Рефлексия.
Хотелось бы услышать Ваши впечатления и ощущения. Что запомнилось больше всего? Какие предложенные игры и упражнения позаимствуете для своей практической работы с детьми? Правило: говорит каждый участник мастер-класса. Поблагодарим друг друга. Спасибо!
Похожие статьи
Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые и множественные отклонения и нарушения в развитии, проживающими в условиях Центра содействия семейному воспитанию
Наша работа направлена, прежде всего, на развитие и социализацию детей с тяжелыми и множественными нарушениями и перед нами задача: компенсировать имеющиеся отклонения в развитии на основе формирования системы практических навыков и умений, обеспечив...
Похожие статьи
Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые и множественные отклонения и нарушения в развитии, проживающими в условиях Центра содействия семейному воспитанию
Наша работа направлена, прежде всего, на развитие и социализацию детей с тяжелыми и множественными нарушениями и перед нами задача: компенсировать имеющиеся отклонения в развитии на основе формирования системы практических навыков и умений, обеспечив...