Мастер-класс как эффективная форма взаимодействия специалистов ДОУ с родителями детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)
Авторы: Лифанова Ольга Александровна, Скипина Анна Геннадьевна, Шевцова Виктория Викторовна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (77) июль 2024 г.
Дата публикации: 03.07.2024
Статья просмотрена: 27 раз
Библиографическое описание:
Лифанова, О. А. Мастер-класс как эффективная форма взаимодействия специалистов ДОУ с родителями детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) / О. А. Лифанова, А. Г. Скипина, В. В. Шевцова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 7.1 (77.1). — С. 41-44. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/270/9288/ (дата обращения: 16.12.2024).
В современном дошкольном образовании выстраивание эффективного взаимодействия ДОУ и родителей является актуальной проблемой. После введения Федерального государственного стандарта дошкольного образования огромное внимание уделяется работе с родителями. Основной задачей, которая теперь стоит перед дошкольным образовательным учреждением является «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». За счет этого, в работе с семьей, возникает необходимость формирования и укрепления активной позиции родителя как субъекта воспитания и обучения в ДОУ [1].
В нашей статье мы будем рассматривать один из методов взаимодействия с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Закон «Об образовании» предусматривает две категории обучающихся с особыми образовательными потребностями: дети-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Условия признания ребенка инвалидом и лицом с ОВЗ отличаются, различны и меры поддержки, которые им предоставляются. Оба термина упоминаются в текстах законов, но статус ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ вовсе не обязательно будут у одного лица. Законы учитывают разницу между понятиями «ОВЗ» и «инвалид». Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и/или психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью . Ребёнок-инвалид — лицо, не достигшее 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [8].
Согласно Федеральному закону, образовательные программы для обучающихся с ОВЗ относятся к адаптированным образовательным программам. В соответствии с п. 28 ст. 2 Федерального закона адаптированная образовательная программа — это образовательная программа для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. В Федеральном законе выделены некоторые особенности реализации данных образовательных программ. В частности, в части 3 ст. 55 Федерального закона определен особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК. Представленное родителями заключение является основанием для создания органами управления образованием и образовательными организациями рекомендованных специальных условий.
Специальные образовательные условия — условия развития, обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, включающие доступную архитектурную среду, необходимое методическое и дидактическое обеспечение, наличие специальных технических средств и ассистивных технологий, необходимое кадровое обеспечение.
Родители детей с ОВЗ особенно нуждаются в тесном сотрудничестве и сопровождении педагогами на протяжении всего времени получения ребёнком дошкольного образования, ведь невозможно недооценить, какую значительную роль в становлении личности ребенка с ОВЗ, а также его успешной социальной адаптации играют его родители. Однако рождение ребёнка с ОВЗ часто становится настоящим испытанием для семьи: не всегда терпимое отношение со стороны социума, возможное непринятие ребёнка какими-либо членами семьи, непонимание, как жить дальше, как помочь своему ребёнка. Все эти моменты, с которыми сталкиваются родители, способны очень негативно сказаться на их психологическом здоровье, часто «страдает» институт семьи, и к сожалению, нередко семьи распадаются, ведь супруги зачастую обвиняют друг друга в произошедшей ситуации. Анализируя все выше сказанное, можно сделать вывод: любой родитель (законный представитель), является субъектом образования, включение которого необходимо в этот процесс, а родители детей с ОВЗ остро нуждаются в тесном взаимодействии со специалистами ДОУ в течение всего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении. Помочь в реализации этих важных задач может такая форма работы с родителями, как мастер-класс.
Мастер-класс (англ. Masterclass , нем. Meisterkurs, Musikpädagogik , фр. Classe de maître , в СССР использовался термин творческая мастерская ) — оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом в определённой области творческой деятельности (музыки, изобразительного искусства, литературы, режиссуры, актёрского мастерства, дизайна , а также науки, педагогики и ремесла) для лиц, достигших достаточного уровня профессионализма в этой сфере деятельности [10].
Классический мастер-класс включает:
— Демонстрацию специалистом своего мастерства или своего понимания проблемы в практической форме. Мастер выступает в роли консультанта, помогающего организовать учебную работу, осмыслить на новом, более высоком, уровне творческую деятельность. В отличие от тренинга и семинара мастер-класс обычно проводится для тех, кто уже состоялся как профессионал, но не удовлетворён достигнутым уровнем. В отличие от конференции в мастер-классе отсутствует равенство сторон процесса обучения.
— Вовлечение ученика в активную деятельность по освоению мастерства под контролем специалиста.
— Публичность. Наличие широкой аудитории, воспринимающей процесс общения мастера и его учеников, которая может вмешиваться в этот процесс, задавая вопросы и требуя пояснений [3].
В нашем дошкольном образовательном учреждении функционируют несколько групп компенсирующей направленности (группы для детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)). Коллектив специалистов: учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, а также воспитатели групп находятся в непрерывном взаимодействии с родителями. Несколько раз в год проводятся заседания ППк (психолого-педагогического консилиума), где специалисты знакомят родителей с результатами диагностики, динамикой развития воспитанников, а также совместно с администрацией, решают важные вопросы и организационные моменты, затрагивающие процесс воспитания и образования детей в ДОУ. Также несколько раз в год проходят родительские собрания, на которых специалисты и воспитатели делятся с родителями интересными приемами работы с детьми, как правило, это те приемы, которые родители могут использовать в своей домашней работе по развитию детей. На протяжении всего учебного года специалисты проводят консультации родителей, планово и по запросу. Консультации могут быть как индивидуальные, так и коллегиальные (несколько специалистов консультируют родителя вместе). Помимо перечисленных форм работы, мы используем мастер-класс. Это форма работы, которая позволяет вовлечь родителя в процесс образования и воспитания, и сделать его ее частью. Хотим поделиться с вами результатами приведенного мастер-класса с родителями группы компенсирующей направленности для детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). Тема мастер-класса «Работа с интерактивным столом, как эффективная практика по всестороннему развитию детей с ОВЗ». Интерактивный стол — это компьютерный центр с сенсорным управлением. На нем необходимо работать руками. Это тот же планшет, только больших размеров. Для удобства использования устройство устанавливают на подставку.
Оснащение детсадов сенсорными устройствами всегда положительно отражается на имидже организации. Это связано с тем, что сегодня, в век информационных технологий, каждый родитель желает, чтобы его малыш с малого возраста мог свободно использовать инновационные технологии. Но помимо данной функции оборудование, использующее интерактивный режим обучения занятия для детского сада, предоставляет ряд других преимуществ. Использование сенсорного стола в работе с дошкольниками полезно для:
— улучшения работы речевого аппарата и исправления дефектов речи. Благодаря современному сенсорному оборудованию ребенок осваивает в интересной для него форме навыки правильного речевого дыхания, что исключает большинство логопедических проблем. Помимо этого, «умный» стол позволяет обучить малыша грамотной постановке речи и составлению предложений;
— повышения коммуникабельности и обеспечения социальной адаптации. Совместная работа детей дошкольного возраста с педагогом и ровесниками позволяет обучить их прислушиваться к мнению других и принимать совместные решения;
— проведения коррекционных занятий. Используя интерактивный стол для дошкольников, можно развивать у малышей память и способность рационального мышления. Благодаря игровой форме педагог может научить запоминать поставленные задачи и самостоятельно искать их решения, что существенно повышает качество усвоения знаний в будущем.
Специалисты ДОУ наглядно продемонстрировали родителям (законным представителям) возможности имеющегося в ДОУ интерактивного стола: перечень развивающих игр входящих в программное содержание интерактивного стола. Также специалисты рассказали о необходимости тщательной фильтрации компьютерных игр, их дозировании. Радетелям были даны рекомендации по поиску в интернете развивающих игр. Участники нашего мастер-класса с большим удовольствием включились в работу, с интересом проходили каждый этап игр.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование современного интерактивного оборудования, такого как интерактивный стол, благоприятно влияет на формирование педагогической грамотности родителей (законных представителей) детей с ОВЗ.
При тесном взаимодействии специалистов и педагогов ДОУ с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ повышается педагогическая компетентность последних, что благоприятно влияет на внутренний микроклимат в семье и делает родителей (законных представителей) более уваренными в решении важных вопросов, с которыми они сталкиваются в процессе воспитания своих детей. Также, за счет непрерывного сопровождения специалистов (возможности получения консультации по запросу), улучшается психологическое состояние родителей: они чувствуют поддержку специалистов, знают, что они не одни, что есть компетентные люди, готовые им помочь пройти этот путь.
Литература:
- Абраухова В. В. Педагогика дошкольного образования в условиях реализации ФГОС. Учебно-методическое пособие. М.: Директмедиа Паблишинг, 2021. 44 с.
- Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 128 с.
- Блинов В. И. Профессиональная педагогика. М.: Юрайт, 2024. 692 с.
- Богданова Т. Г. Основы специальной педагогики и специальной психологии. Сурдопсихология. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 236 с.
- Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии. М.: Юрайт, 2023. 478 с.
- Быстрова Ю. А. Педагогика. Основы специальной психологии и педагогики. Учебник для СПО. М.: КноРус, 2023. 142 с.
- Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 178 с.
- Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии. Учебник и практикум для вузов / ред. Микляева Н. В. М.: Юрайт, 2020. 522 с.
- Неумоева-Колчеданцева Е. В. Возрастная психология и педагогика, семьеведение. Возрастное консультирование. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 307 с.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/