Маршрутный лист разработки решения педагогического кейса. Финансовая грамотность | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: школьное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №6 (52) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 30.11.2024

Статья просмотрена: 44 раза

Библиографическое описание:

Стрельцова, Е. В. Маршрутный лист разработки решения педагогического кейса. Финансовая грамотность / Е. В. Стрельцова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 6 (52). — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/276/9635/ (дата обращения: 22.12.2024).



Легенда педагогического кейса: необходимо разработать комплекс образовательных активностей по финансовой грамотности для СОШ по тематике «Что такое налоги и почему их надо платить» для учащихся 11 класса, в котором учатся 25 детей. Особенностями класса является то, что дети хорошо воспитанные, дисциплинированные, в классе позитивная и добрая атмосфера; дети из семей со средними доходами, родители имеют высшее образование, постоянную работу, мобильны.

Анализ условий реализации образовательной деятельности:

  1. Характеристики: общеобразовательная школа; что такое налоги и почему их надо платить; учащиеся 11 класса; 25 учеников
  2. Возможности: оснащение класса современным оборудованием (ИКТ); иллюстрация примеров того, как налоги влияют на жизнь людей и государства; индивидуальная работа: выполнение заданий, подготовка презентаций; групповая работа: обсуждение вопросов, связанных с налогами, практические задания: решение задач и кейсов
  3. Ограничения и риски: активное обсуждение ведет к нарушению дисциплины; легкомысленное отношение к уплате налогов грозит начислением пеней и штрафов, привлечением к административной и уголовной ответственности; перегрузка, когда ребёнок занимается слишком многими дополнительными активностями, что приводит к усталости и снижению желания учиться
  4. Решения/рекомендации: ограничение времени на обсуждение; обратить внимание на обязательность уплаты налогов

Планируемые результаты:

Знания: знание основных понятий и терминов, связанных с налогами; повторение основных видов налогов;

Установки: понимание принципов работы налоговой системы и её роли в экономике страны; формирование ответственности за настоящее и будущее финансовое благополучие;

Умения: умение рассчитывать налоговые обязательства

Ресурсы:

  1. Брехова Ю. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10–11 классы общеобразовательной организации — 2-е изд. — М., 2018. Модуль 3. Налоги: почему их надо платить.
  2. Презентация
  3. Сказка https://www.youtube.com/watch?v=MftxWQY1Rno&ysclid=m36sf2gd2p672876846
  4. Сайт Федеральной налоговой службы https://www.nalog.gov.ru/rn77/
  5. Карточки

Методический инструментарий (технологии, методы, приемы):

Образовательные технологии: ИКТ, технология проблемного обучения, игровая технология, здоровьесберегающая технологии.

Методы:наглядные, словесные, практические.

Приёмы:демонстрация презентации, использование технических средств, беседа, интеллектуальные игры, решение задач.

План проведения образовательных активностей

Форма проведения активности: внеурочная деятельность

Необходимо подготовить раздаточные материалы для проведения интеллектуальной игры.

Таблица 1

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Образовательный эффект (чему научились, что узнали, поняли)

Этап 1. Мотивационно-целевой (10 минут)

Рассказывает о необычных фактах:

1) Учет налогов в одном из старейших королевств мира — Швеции ведется с XVI века, то есть еще со времен викингов. Все сведения о налогоплательщиках той поры сохранились в архивах до сегодняшнего дня.

2) Самые высокие налоги — в Норвегии. В 1974 г. некоторые граждане страны выплачивали более 100 % своего подлежащего налогообложению дохода. Корабельный магнат Хильмар Рекстен (1897–1980), например, был обложен налогом в 491 %.

3) Пожалуй, самые нелепые налоги были введены в Бюртемберге в 18 веке. Тогда был введен налог на воробьев. Какие интересные факты о налогах знаете вы? Налоги введенные Петром I?

Слушают учителя, высказывают мнение

Повышения учебной активности и заинтересованности учащихся.

Учащиеся включаются в беседу с учителем.

Просмотр видеофильма «Сказка о Фоме и налогах».

Формулирует проблемную ситуацию и обсуждает с учащимися «Зачем платить налоги?».

Смотрят видеофильм

Участвуют в беседе, высказывают свое мнение

Просмотр фильма о налогах в классе: повышение налоговой грамотности учащихся; формирование понимания роли налогов в жизни общества и государства; развитие интереса к изучению налогов и налоговой системы; формирование активной жизненной позиции и социальной ответственности.

Этап 2. Операционно-действенный компонент (30 минут)

Делит класс на группы. Объясняет правила игры. Назначает ведущего.

Выдает каждой группе задания

Отслеживает ход игры, поддерживает дисциплину, подсчитывает результаты в конце игры

Рассаживаются по группам. Начинают выполнять задания

Учащиеся учатся распознавать составные части семейного бюджета. Отрабатывают умения распознавать постоянные и непостоянные выплаты и объединять их в группы.

Воспитание экономически грамотного гражданина, способного принимать рациональные решения.

Этап 3. Рефлексивно-оценочный компонент (5 минут)

Метод «Благодарю»: учитель предлагает ученикам поблагодарить друг друга за сотрудничество и указать, в чём именно оно проявилось.

Ученики благодарят друг друга

Благодаря этому методу ученики учатся выражать благодарность друг другу за совместную работу и осознавать, как их действия повлияли на общий результат.

Интеллектуальная игра «Налоговый квест». Пример заданий

Этап 1 (поиск букв Б Л)

1) Распределите названия налогов в таблицу (список налогов из НК РФ на экране)

Федеральные налоги

Региональные налоги

Местные налоги

Всем, кто справился верно выдаются буквы Б Л

Этап 2 (поиск букв Л А)

2) Расставь правильно слова в пословицы (перечень слов, которые можно использовать на экране)

( Налоги ) платятся, а жизнь в гору катится.

Когда казна горой, то и царь ( герой ).

В казне холодно — в народе ( голодно ).

С налогом и богом живи в ладу — не попадёшь в ( беду ).

Как ни скачешь, ( доходы ) не спрячешь.

Налоги — это цена, которую мы платим за возможность ( жить ) в цивилизованном обществе.

Уплачивать налог — означает отдавать часть своего ( имущества ), чтобы сохранить остальное.

Дорога цивилизации вымощена ( квитанциями ) об уплате налогов.

Налогообложение — это наиболее гибкий и эффективный, но и весьма опасный ( инструмент ) социальной политики.

Никаких государственных денег нет — есть только деньги ( налогоплательщика ).

Этап 3 (поиск букв Г И)

3) Реши ребусы

Этап 4 (поиск букв О У)

4) Решите задачи:

А) Компания «Альфа» продала товаров на сумму 10 млн.рублей за год. Из этой суммы она должна заплатить налог нп прибыль в размере 20 %.Рассчитайте сумму налога,которую должна заплатить компания «Альфа».

Б) Налог на доходы составляет 13 % от заработной платы.После удержания налога на доходы Мария Константиновна получила 16530 рублей.Сколько рублей составляет заработная плата Марии Константиновны.

Этап 5 (поиск букв П Е)

5) Напиши ответ:

  1. В стране N есть два города: Город А и Город Б. В Городе А живёт 100 человек, и каждый платит налог в размере 100 рублей. В Городе Б живёт 100 человек, и каждый платит налог в размере 50 рублей. Если оба города объединятся, сколько денег будет собрано в виде налогов?
  2. В стране Z есть три города: Город 1, Город 2 и Город 3. В Городе 1 живёт 100 человек, и каждый платит налог в размере 100 рублей. В Городе 2 живёт 50 человек, и каждый платит налог в размере 50 рублей. В Городе 3 живёт 20 человек, и каждый платит налог в размере 20 рублей. Если все три города объединятся, сколько денег будет собрано в виде налогов?
  3. В стране X есть четыре города: Город A, Город B, Город C и Город D. В Городе A живёт 100 человек, и каждый платит налог в размере 100 рублей. В Городе B живёт 50 человек, и каждый платит налог в размере 50 рублей. В Городе C живёт 20 человек, и каждый платит налог в размере 20 рублей. В Городе D живёт 30 человек, и каждый платит налог в размере 30 рублей. Если все четыре города объединятся, сколько денег будет собрано в виде налогов?

Ответ : Если оба города объединятся, то общее количество жителей составит 200 человек. Таким образом, сумма налогов будет равна:

(100 * 100) + (50 * 50) = 10 000 рублей.

Общее количество жителей объединённых городов равно 170. Сумма налогов будет равна:

(100 * 100) + (50 * 50) + (20 * 20) = 9 800 рублей.

Общее количество жителей объединённых городов равно 180. Сумма налогов будет равна:

(100 * 100) + (50 * 50) + (20 * 20) + (30 * 30) = 10 400 рублей.

Этап 6 (поиск букв О Ч)

6) Найди в тексте 5 ошибок и исправь их

Налоги — это необязательные платежи, которые физические и юридические лица должны уплачивать мэру в соответствии с законодательством. Они необходимы для финансирования различных государственных нужд, таких как строительство дорог, обеспечение правопорядка, поддержка пенсионеров и малоимущих, а также для развития важных отраслей экономики.

Налоги бывают разных видов:- федеральные (НДС, НДФЛ, налог на прибыль организаций);

национальные (транспортный налог, налог на имущество организаций);

— местные (земельный налог, налог на имущество физических лиц).

Роль налогов в современном обществе сложно переоценить. Они являются одним из основных источников расходов государства, обеспечивая финансирование различных сфер экономики и социальной политики.

Налоги также способствуют развитию рыночных отношений, так как создают равные условия для всех участников экономической деятельности и обеспечивают неправомерность в распределении доходов.

(обязательные / государству / региональные / доходов / справедливость)

Этап 7 Сложите слово из полученных букв ( БЛАГОПОЛУЧИЕ )

Задать вопрос