Преимущества использования интерактивной доски SMART Board в музыкальном образовании
Автор: Шаханова Анна Константиновна
Рубрика: Среднее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №6 (52) декабрь 2024 г.
Дата публикации: 22.11.2024
Статья просмотрена: 12 раз
Библиографическое описание:
Шаханова, А. К. Преимущества использования интерактивной доски SMART Board в музыкальном образовании / А. К. Шаханова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 6 (52). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/276/9595/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье рассматриваются варианты использования интерактивной доски в музыкальном колледже на уроках музыкально-теоретических дисциплин.
Ключевые слова: учебный процесс, музыкальная литература, сольфеджио, интерактивная доска.
В XXI веке технологии занимают все более значимое место как в жизни отдельно взятого человека, так и в жизнедеятельности целого государства. Современный мир сложно представить без технологий, они оказывают существенное влияние на многие аспекты нашей повседневности. Безусловно, сфера образования не может оставаться в стороне от повсеместного внедрения цифровых технологий. Инновационные технологии предоставляют бескрайние возможности как для преподавателей, так и для учащихся. Они позволяют получать образование каждому человеку в комфортном для него темпе. Цифровые учебники, интерактивные платформы и приложения, онлайн- курсы — это лишь небольшой перечень инструментов учителя 21 века. Использование технологий в образовании позволяет повысить качество обучения, увеличить результативность учебного процесса, а также подготовить конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда, в полной мере отвечающих запросам общества и государства.
Интерактивные доски — одна из наиболее востребованных в образовании технологий. Данное устройство функционирует на основе компьютера, мультимедийного проектора, соответствующего программного обеспечения и самой интерактивной доски. При необходимости можно подключить встроенный принтер, цифровой фотоаппарат или видеокамеру и другие устройства [5].
Интерактивная доска предназначена для работы с материалом, который представлен как в цифровом, так и в аналоговом виде. Изображение на интерактивную доску проецируется при помощи проектора, принимающего сигнал от компьютера или периферийного оборудования. Слаженная работа всего комплекса осуществляется посредством установленного программного обеспечения. В него входят драйверы, средства Office и графические редакторы (Corel, Компас и т. д.) [3, с. 160].
Интерактивные доски используются для визуализации изучаемого материала, то есть реализует один из ключевых дидактических принципов — наглядность. Сегодня известно, что около 80 процентов поступающей информации человек воспринимает через органы зрения, на органы слуха приходится всего 15 процентов. Данное устройство позволяет одновременно задействовать основные сенсорные системы человека: визуальную, слуховую и кинестетическую [2].
Современные учащиеся успешно ориентируются в цифровом мире, используя в повседневной жизни многочисленные гаджеты: смартфон, планшет, графический планшет. К моменту начала обучения в колледже у них уже сформирована привычка продолжительное время смотреть на экран, поэтому подобное устройство, моментально вовлекает их в учебный процесс, а занятия становятся более яркими и интересными.
Использование интерактивной доски в музыкальных колледжах –сегодня недостаточно изученный вопрос. Это объясняется спецификой организации учебного процесса. Тем не менее, использование интерактивной доски на уроках музыкально-теоретической направленности, позволяет значительно обогатить образовательный опыт учащихся.
Интерактивная доска SMART Board — один из лучших базовых инструментов ИКТ, разработанный компанией № 1 на рынке интерактивных решений SMART Technologies (Канада). По всему миру установлено больше досок SMART, чем досок всех остальных брендов вместе взятых. Среднемировой коэффициент насыщения учебных аудиторий интерактивными досками бренда SMART составляет около 8 %. Мировой лидер — Великобритания, где 73 % всех классов оснащены интерактивной доской SMART Board. За Великобританией следует США — 40 %, Мексика — 30 %, Португалия — 30 %, Испания — 25 %, Германия и Россия — 10 %.
Музыкальная доска SMART Touch iMusic Board — интересная вариация базовой доски, предназначенная для организации занятий музыкальной направленности. Ее уместно использовать при изучении таких дисциплин, как сольфеджио, инструментовка, сочинение, аранжировка и гармония, а также для проведения развлекательных и культурных. мероприятий в музыкальном колледже.
На широком экране интерактивной доски SMART Touch iMusic Board расположен интерактивный нотный стан с сенсорным скрипичным и басовым ключом. На дисплее изображена клавиатура фортепиано, удобная панель управления, светодиодная панель с изображением нот, на которые нажимает пользователь. В доску уже встроены колонки и удобная линейка для обозначения тональностей.
Производитель предлагает преподавателям данных дисциплин множество полезных и удобных возможностей. Например, нажатие на клавиши интерактивной указкой или рисование на доске маркером; подключение микрофона к доске для пения; запись музыки; регулировка тональности и добавление мелодий со съемных устройств. В устройстве есть все для занятий: функция записи и выбора скорости воспроизведения, метроном, сенсорная указка, встроенные ритмы и мелодии [1].
Визуализация музыкальных гамм, аккордов и ритмов на интерактивной доске может помочь учащимся лучше понять их структуру и применение в реальной практике. Инструмент позволяет мгновенно вносить изменения в аккордовые последовательности, экспериментировать с аккордами и ладами, одновременно прослушивая их, что существенно облегчает понимание сложных теоретических концепций.
Кроме того, современные технологии позволяют прослушивать музыкальный материала на уроке сольфеджио не только на фортепиано, но и в сочетании тембров различных инструментов симфонического и народного оркестров. Таким образом, у учащихся дополнительно развивается тембровый слух.
Интерактивная доска позволяет преподавателям многократно вносить правки, сохранять и распечатывать любые изображения на доске, включая записи, которые сделаны во время занятия, делиться материалами с коллегами.
Учебная дисциплина «Всемирная музыкальная литература» имеет огромное значение в формировании эстетических взглядов и музыкального вкуса учащихся. Обучение музыкальной литературе подразумевает работу с внушительным объемом информации. Учащиеся формируют представления о стилистических особенностях музыки, биографиях великих композиторов, отдельных музыкальных произведениях. Безусловно, интерактивная доска, позволяет сделать процесс обучения этой дисциплине более наглядным и интерактивным.
В первую очередь стоит рассмотреть возможности устройства для демонстрации наглядных материалов. В качестве наглядных материалов могут быть использованы презентации, рассказывающие об эпохе, жизни и творчестве великих композитора, это могут быть наглядные схемы, которые позволят систематизировать обширный материал, различные таблицы, фотографии композиторов и многое другое [4].
В своей работе преподаватель может использовать приложение SMART Notebook — программное обеспечение, которое разработано специально для работы с интерактивной доской. С его помощью можно создавать презентации, интерактивные задания, позволяющие закрепить изучаемый материал на практике или проверить, насколько хорошо материал усвоен. Например, в проверочных заданиях можно использовать функцию «ширма», за которой находится правильный ответ.
Ещё одним достоинством интерактивной доски на уроках музыкальной литературы является возможность демонстрировать учащимся видеоматериалы в высоком разрешении. В качестве учебных видеоматериалов могут быть предложены качественные записи опер и балетов, фрагменты из биографических и документальных фильмов и телепередач, отрывки из кинофильмов, созданных по мотивам музыкальных произведений.
Использование материалов во время занятий должно быть целесообразным и продуманным. Они должны органично вплетаться в план занятия, их показ должен быть заранее продуман преподавателем. Например, просмотр записей оперы пройдёт с большей пользой, если перед этим учащиеся будут подготовлены и получат первоначальные сведения о произведении. Предварительно преподаватель может предоставить сведения об истории создания произведения, сюжете оперы, её персонажах, о том, кто исполняет главные роли.
Будет полезно время от времени прерывать показ, активизируя внимание учащихся вопросами и сопровождая демонстрацию необходимыми комментариями. После просмотра целесообразно провести коллективную дискуссию. Такая форма проведения занятия поможет со временем сформировать у учащихся привычку изучать музыкальный материал более вдумчиво и воспринимать его на более глубинном уровне.
Кроме того, преподаватели могут создавать при помощи доски свой собственный интерактивный курс, пополняя его методическими разработками из года в год. Такой курс можно адаптировать под потребности любой аудитории. Без сомнения, вышеперечисленные способы использования интерактивной доски — это лишь малая часть существующих приёмов. Потенциал её применения на уроках музыкальной литературы огромен.
В заключение следует отметить, что работа с интерактивной доской позволяет сделать процесс обучения в колледже более эффективным, динамичным и интересным. Однако никогда не следует забывать о том, что сама по себе интерактивная доска, как и любая другая инновационная технология, это всего лишь удобный помощник в руках умелого пользователя. Как отметил председатель совета директоров корпорации Intel Крейг Баррет: «Чудеса творят не компьютеры, а учителя!».
Литература:
- Работа с интерактивной доской на уроках музыкальной литературы. — Текст: электронный // Комплектант: [сайт]. — URL: https://fgoskomplekt.ru/blog/uvlekatelnye-uroki-muzyki-s-interaktivnoy-muzykalnoy-doskoy-/ (дата обращения: 19.11.2024).
- Раутская, Е. Интерактивная доска в музыкальной школе / Е. Раутская. — Текст: электронный // Музыка в заметках: [сайт]. — URL: https://www.musnotes.com/articles/Rautskaya/ (дата обращения: 19.11.2024).
- Смышляев, А. А. Интерактивная доска как средство реализации информационных технологий / А. А. Смышляев, Н. А. Неудахина. — Текст: непосредственный // МНКО. — 2010. — № 6. — С. 160.
- Сыртанова, Н. М. Работа с интерактивной доской на уроках музыкальной литературы / Н. М. Сыртанова. — Текст: электронный // Образовательный портал Казахстана для работников сферы образования: [сайт]. — URL: https://bilimportal.kz/baza-materialov/muzyikalnoe-iskusstvo/rabota-s-interaktivnoj-doskoj-na-urokax-muzyikalnoj-literaturyi (дата обращения: 19.11.2024).
- Янченко, М. С. Использование интерактивных досок / М. С. Янченко, В. В. Ермолаева // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 26–29.