Информационные технологии в учебном процессе детских музыкальных школ и детских школ искусств | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (298) февраль 2020 г.

Дата публикации: 20.02.2020

Статья просмотрена: 273 раза

Библиографическое описание:

Егорова, Е. Н. Информационные технологии в учебном процессе детских музыкальных школ и детских школ искусств / Е. Н. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 211-213. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67574/ (дата обращения: 17.12.2024).



Современное образование претерпевает большие изменения. И связаны они с тем, что в школу приходит новое поколение детей — «информационные аборигены». Современные дети «с младенчества» умеют пользоваться различными технологическими устройствами — от телевизора до компьютера. При этом с самого раннего возраста дети прибывают в море информации, порой совсем ненужной.

С раннего возраста дети в полной мере используют современные информационные технологии, гаджеты и устройства. Всё это позволяет детям получить свободный доступ к различной информации. В итоге, приходя в ДШИ, дети уже настолько переполнены информацией, что новые знания им порой вместить уже некуда. Избыток информации убивает на корню интерес, желание получить новые знания, убивает само понятие «тайна познания».

В связи с этим, первоочередной задачей современного образования, должна стать задача научить детей ориентироваться в море информации и выбирать из него только нужное и полезное. Нужно переместить вектор с «поиска информации» на «выбор информации».

Прежде, чем использовать информационные технологии в процессе образования, необходимо донести до детей два важных факта:

  1. Не вся информация, размещённая в сети, является достоверной. Найденная информация всегда должна подвергаться проверке.
  2. Всякая информация, размещённая в сети, может стать общедоступной. Даже если Вы удалили информацию, выложенную Вами, это не значит, что она удалилась из сети. Информация там осталась, и где она может «всплыть» ещё не известно.

Но, как у всякого новшества, современные информационные технологии имеют «две стороны медали». Возможные проблемы мы перечислили. А теперь поговорим о том, как можно использовать ИКТ «во благо», какие возможности они дают современному учителю музыки. На самом деле таких возможностей много:

  1. Электронные дневники. Электронные дневники дают массу преимуществ: выдача домашнего задания и режим его проверки (видно, кто из детей заходил и смотрел его, а кто даже не «открывал дневник») и оценки выполнения (при этом оценка может отображаться только в дневнике у ребёнка, а может и в журнале); возможность общаться с родителями ребёнка (комментарии к уроку, личная переписка); родители могут отслеживать и своевременно реагировать на успеваемость и поведение ребёнка.

Оценки в дневнике имеют «вес», поэтому считается не только средний балл, но и средний взвешенный бал, что позволяет родителям и ученику видеть, что на данный момент времени он может получить в четверти.

Но, как во всяком электронном приложении, в дневнике бывают сбои, поэтому учителю рекомендуется вести и свой бумажный вариант журнала.

  1. ЦОР. Цифровые информационные ресурсы призваны облегчить работу учителя-музыканта — можно взять уже готовый ресурс, а не «изобретать велосипед». Но на самом деле не всё так просто, как кажется. Любой преподаватель скажет, что даже готовые цифровые ресурсы надо перерабатывать, учитывая специфику того или иного направления предмета. Хотя иногда переделать (дополнить или, наоборот, сократить) проще, чем создавать заново.

ЦОР это не только презентации, но и флешанимация, и различные программы, и тесты, и электронные книги и т. д.. Остановимся на тестах. Есть интерактивные тесты, которые упрощают проверку работ учащихся. Есть тесты обучающие, с которыми ребёнок может работать самостоятельно, контролируя себя сам.

  1. Система голосования. Система голосования позволяет проводить мониторинг усвоения темы учащимися на уроке. На доске дети видят вопрос и отвечают на него с помощью своего пульта, а далее на экран выводится общая картина — процент, который набрал тот или иной ответ.
  2. Интерактивные доски. Интерактивные доски позволяют сделать процесс обучения более наглядным, не просто показывать презентацию, а дать возможность детям самим составить фигуру, сопоставить понятия и т. д. То есть ученик не просто смотрит, а и сам участвует в процессе получения новых знаний. Интерактивные доски дают возможность разнообразить задания для учащихся, сделать их более наглядными и интересными.

Только не стоит забывать, что по санитарным нормам работать с такими досками ученики могут лишь определённое время (в зависимости от возраста). Да и если такая работа будет каждый урок, то она перестанет удивлять, станет чем-то обыденным и быстро надоест. Так что во всём надо знать меру.

  1. Совместная работа. Современные информационные технологии дают массу возможностей для совместной работы — форумы, совместная работа над заданиями, совместная работа «на доске». Это позволяет высказывать учащимся свои мысли, дискутировать, совместно работать над проектом и т. д.. Нужный сервис — публичный блокнот (http://piratepad.net). Он позволяет общаться в режиме реального времени тем, кому будет выслана ссылка. При этом ответ каждого человека выделяется разным цветом. К диалогу можно прикрепить файл.
  2. Дистанционная работа. Есть много вариантов работы с учащимися дистанционно: форумы, программы общения (Skypе и т. д.), учительские курсы в интернете, сайт учителя и другие. Всё это даёт возможность общаться учащимся с учителем и во внеурочное время, задавать вопросы, выполнять дополнительные задания. Создавая свой курс, учитель может контролировать работу каждого ученика — выполнение заданий, просмотр дополнительного материала и т. д. Оболочка moodle позволяет создавать различные ресурсы — лекции, тесты, задания с кратким ответом, кроссворды и многое другое. Оценка варьируется от «зачёт/незачёт» до 100 баллов. Всё это создаёт массу возможностей для дистанционной работы, для самостоятельной работы учащихся дома или на уроке.
  3. Мобильные телефоны. Даже мобильные телефоны можно использовать в образовательном процессе. В современных мобильных телефонах есть камеры и диктофоны. Их тоже можно использовать — снимать видеоролик, брать интервью, делать фотографии, делать аудиозаписи, — всё это может пригодиться для работы над проектом или для выполнения определённых заданий.

В целом, современные информационные технологии дают массу возможностей использования в образовательном процессе. Главное, не забывать про «обратную сторону медали», дать волю своему творчеству — и успех Вам обеспечен.

Литература:

  1. Афанасьев К. Е. Подготовка учителей школ к использованию ИКТ на уроках \ Открытое дистанционное образование — М., 2004 — с. 10–12
  2. Кулагин В. П. Инновационные технологии и информатизация образования — М. «Янус-К», 2005 — с.177.
  3. Щуркова Н. Е. Классное руководство: игровые методики — М.: «Педагогическое общество России», 2002 — с. 224.
Основные термины (генерируются автоматически): совместная работа, ребенок, возможность, дистанционная работа, масса возможностей, мор информации, образовательный процесс, самое дело, система голосования, современное образование.


Похожие статьи

Методы повышения качества образования учащихся в образовательной системе детской школы искусств

Дидактические основы игровых технологий в обучении и воспитании младших школьников

Информационные технологии в подготовке военных педагогов

Современные педагогические технологии в образовательном процессе высшей школы

Принципы формирования и развития учебных курсов в интегрированной среде дистанционного образования

Методические аспекты эстетического воспитания на уроках литературы и музыки в условиях реализации ФГОС

Организационные основы системы музыкального воспитания в условиях общеобразовательной школы

Современные методы и технологии преподавания иностранных языков в высшей школе

Педагогические формы и методы развития мотивации школьников в музыкальном искусстве

Технологии формирования культуры здоровья в системе высшего образования

Похожие статьи

Методы повышения качества образования учащихся в образовательной системе детской школы искусств

Дидактические основы игровых технологий в обучении и воспитании младших школьников

Информационные технологии в подготовке военных педагогов

Современные педагогические технологии в образовательном процессе высшей школы

Принципы формирования и развития учебных курсов в интегрированной среде дистанционного образования

Методические аспекты эстетического воспитания на уроках литературы и музыки в условиях реализации ФГОС

Организационные основы системы музыкального воспитания в условиях общеобразовательной школы

Современные методы и технологии преподавания иностранных языков в высшей школе

Педагогические формы и методы развития мотивации школьников в музыкальном искусстве

Технологии формирования культуры здоровья в системе высшего образования

Задать вопрос