Использование интерактивных досок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №5 (64) апрель-2 2014 г.

Дата публикации: 08.04.2014

Статья просмотрена: 3609 раз

Библиографическое описание:

Янченко, М. С. Использование интерактивных досок / М. С. Янченко, В. В. Ермолаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 26-29. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10229/ (дата обращения: 16.12.2024).

Современная система обучения является информационной инфраструктурой, которая не может эффективно функционировать без человека. Опытные преподаватели, обладающие знаниями, обмениваются ими друг с другом и со своими учениками. Однако особое место в процессе обучения принадлежит различным технологиям (специализированному оборудованию, программному обеспечению, различным периферийным устройствам, Интернету и т. д.), которые не только облегчают участь преподавателя, но и выводят систему подготовки квалифицированных кадров на принципиально другой уровень. Именно благодаря использованию инновационных технологий у педагога формируется принципиально новая роль, а эффективность обучения не вызывает никаких сомнений.

Актуальность и необходимость использования интерактивных технологий

Интерактивные технологии сегодня в состоянии изменить характер образования и принцип подачи материала, их использование влияет на оснащение образовательных учреждений. Для доступного изложения новой информации посредством современного метода, преподавателю следует изначально тщательно изучить инновационные возможности. Использование интерактивных технологий способно внести в учебный процесс следующие положительные изменения:

-              работа педагогов становится творческой и увлекательной;

-              увеличивается эффективность обучения, как школьников, так и студентов;

-              рост производительности труда;

-              повышение оплаты труда преподавательского состава [1].

Понимая потребности современного подхода к обучению, педагоги постоянно повышают свой уровень квалификации, они стремятся овладеть компьютерными технологиями. Преподаватели посещают курсы, участвуют в конкурсах компьютерных уроков, собственноручно создают методические разработки и т. д. Данные успехи сказываются на совершенствовании взаимодействия пользователя с программной системой — интерактивного диалога. Овладение подобными навыками позволит заменить традиционные громоздкие пособия, без которых невозможно обойтись во время уроков, на мультимедийные.

Эволюция развития: от меловой до интерактивной доски

Привычные меловые доски появились в начале 19 века. Изначально у каждого ученика была индивидуальная доска небольшого размера, писали на ней грифелем, а стирать записи приходилось тряпкой. Немного позднее стали использовать мел, а для удобства объяснения материала в классы повесили одну большую доску. Недостатки их использования известны практически всем — после написания образуется меловая пыль, которая у некоторых людей вызывает аллергические реакции и абсолютно всем пачкает одежду.

В связи с этим к середине 20 века в западных странах получили распространение белые доски, на которых писали цветными маркерами. Систему интеллекта в развитие неотъемлемого атрибута школьных классов внесла японская корпорация, когда в 80-х годах прошлого столетия создала копирующую доску [2]. Для снабжения аудиторией информации, которая была написана преподавателем на доске, следовало просто нажать на кнопку — все данные оперативно распечатывались на одной странице. Первая в мире интерактивная доска была продемонстрирована компанией Smart Technologies в 1991 году, оценить все ее преимущества предоставлялось учителям в школах.

Интерактивная доска — острая необходимость или дань времени?

Повышение качества образования является одной из основных задач нашего государства. Современный рынок информационных технологий каждый год предлагает инновационные решения для достижения поставленной цели и одним из них является использование интерактивной доски. Инновационное устройство функционирует на основе 4 компонентов: компьютера, мультимедийного проектора, соответствующего программного обеспечения и непосредственно интерактивной доски. При необходимости к данной цепочке можно подключить встроенный принтер.

Принцип действия устройства достаточно прост:

-        изображение с монитора компьютера передается посредством проектора на интерактивную доску;

-        прикосновение к ее поверхности доски передаются обратно в компьютер по кабелям или с помощью беспроводного интерфейса связи;

-        обработка специальным программным обеспечением.

Использование интерактивной доски расширяет возможности для преподавателей и студентов университета. Педагогам предоставляется возможность импровизировать во время уроков, поскольку позволяется рисовать и делать надписи прямо поверх открытых приложений. Для грамотного функционирования инновационного устройства следует обеспечить соответствующие условия. Перечислим основные факторы эффективного функционирования интерактивной доски:

-     обеспечение беспрепятственного доступа к устройству, только так педагоги смогут набраться опыта;

-     использование доски студентами;

-     предоставление педагогу времени для подготовки к занятию (поиск материала, освоение интерфейса и т. д.);

-     обмен идеями и найденного материала между педагогами;

-     наиболее оптимальное расположение устройства в аудитории (отсутствие помех солнечного света и посторонних предметов);

-     обеспечение бесперебойной работы (высокий уровень надежности, наличие технической поддержки и т. д.) [3].

Таким образом, традиционная доска с мелом постепенно уходит в небытие. Безусловно, она продолжает оставаться бюджетным и доступным вспомогательным средством изложения материала. Однако в современных и престижных ВУЗах она используется больше в качестве дополнительного элемента.

Определяемся с оптимальным выбором

Рано или поздно руководству ВУЗа предстоит сделать правильный выбор — использовать традиционные приемы для изложения материала или отдать предпочтение современным технологиям. Менталитет наших соотечественников предопределяет страх изменять привычный режим по причине краха новой, непроверенной идеи. Более того, оснащение кабинетов интерактивной доской требует капиталовложений, которых зачастую не хватает у образовательных учреждений. Преподавательский состав средних лет (не говоря уже о предпенсионном возрасте) довольно сложно обучить компьютерным технологиям, даже, несмотря на их ярое желание. Люди старой закалки привыкли работать по устоявшемуся режиму, который разрабатывался годами.

Вместе с этим дальновидный руководитель университета понимает важность повышения качества обучения, которое в свою очередь поспособствует престижности университета. Только так ВУЗ станет популярен у потенциальных абитуриентов, а это основная предпосылка к его динамическому развитию. Использование достижений рынка современных технологий — первый шаг на пути поставленной цели, интерактивная доска является вспомогательным средством.

Характерными особенностями современных устройств являются:

-     совместимость с разнообразными программами в зависимости от предмета;

-     усиление подачи материала, что помогает педагогам эффективно работать с сайтами и другими веб-ресурсами;

-     предоставление расширенных возможностей для обсуждения в аудитории;

-     возможность подачи наглядных видеоматериалов;

-     динамическое использование ресурсов и развитие мотивации.

У студентов начинает активизироваться познавательная деятельность и развиваться коммуникативные навыки. Посредством доски можно организовать самостоятельную либо коллективную форму работы на лекции или практическом занятии. В результате учащиеся смогут аргументировать и объяснять свою точку зрения. Более того, педагогам предоставляется уникальная возможность создавать и проводить всевозможные опросы в режиме реального времени, а после обработки данных (5–7 минут) демонстрировать слушателям результаты тестирования. Использование интерактивной доски позволяет записывать уроки, создавать целую базу материала (тесты, курсовые работы, контрольные работы и т. д.). Таким образом, каждый желающий может выбрать наиболее предпочтительное время, изучить пропущенный материал и проверить собственные знания [1].

Важность грамотного использования интерактивных досок

Интерактивные доски будет неправильно причислить к простым электронным «меловым» доскам. Для использования максимальных возможностей устройства преподавателям рекомендуется грамотно спланировать занятие. Более того, созданные и тщательно проработанные уроки можно использовать неоднократно, что в свою очередь позволит существенно сэкономить время.

Преподавателям открываются широкие возможности для обучения студентов, независимо от дисциплины. Для этого достаточно лишь подобрать соответствующее программное обеспечение. С его непосредственной помощью можно структурировать занятия, сохранять созданные уроки, а при необходимости дополнять их записями. Бытует мнение, что от частого использования доски наносится вред глазам, начинает постепенно ухудшаться зрение. На основании многочисленных исследований специалистов было доказано, что первопричина подобной негативной тенденции кроется в проекторе. Если неотъемлемый элемент установлен неправильно, то его свет будет постоянно попадать в глаза учителю, что приводит в конечном итоге к травмам сетчатки [1].

Подавляющее большинство производителей предлагают готовые комплекты современной установки, которые подразумевают наиболее предпочтительное сочетание приборов. К сожалению, реальность такова, что многие ВУЗы с целью экономии денежных средств приобретают не подходящий проектор, который отличается дешевизной. Желательно делать выбор в пользу сверхкороткофокусного (сверхширокоугольного) проектора, он освещает всю поверхность доски с расстояния менее 1 метра. Такая особенность позволяет установить прибор прямо над интерактивной доской, а излучаемый свет не будет попадать в глаза лектору [3].

Разнообразие представленных материалов позволяет намного быстрее его освоить. По мнению опытных преподавателей, использование в процессе обучения доски заметно улучшает качество их уроков. Безусловно, нельзя наивно полагать о стремительном повышении успеваемости студентов, но как показывает практика, учащиеся проявляют большую заинтересованность к предоставленной информации, они активно вступаю в дискуссии, и высказывают собственное мнение.

Интерактивную доску совсем не обязательно постоянно использовать во время занятий, достаточно будет ее активировать в начале лекции или во время обсуждения актуального вопроса. Преимущества ее использования для преподавателей очевидны:

-                   возможность заранее подготовить учебный материал — это поспособствует хорошему темпу занятия и выделит время для обсуждения.

-                   воспроизведение аудио-, видео-файлов или целых Интернет-страниц;

-                   структурирование материала по страницам для изложения в логической последовательности;

-                   возможность подключения аудио- и видеооборудования — так студенты могут одновременно читать текст и слышать правильное произношение;- сохранение проработанного материала в сети учебного заведения и предоставление к нему общего доступа для студентов.

Эффективность использования современного устройства не вызывает никаких сомнений. Преподаватель и студенты освобождаются от рутинной работы, а сэкономленное время можно потратить на освоение интересного и полезного материала.

Литература:

1.      С. В. Калитин, Интерактивная доска. Практика эффективного применения в школах, колледжах и вузах, Москва, Солон-Пресс, 2013, 192 стр., 9785913591142.

2.      Горюнова М. А., Интерактивные доски и их использование в учебном процессе, Санкт-Петербург БХВ-Петербург, 2010, 336стр., 9785977505048.

3.      Телегина И. В., Интерактивная доска на уроке физики: реализация дидактического потенциала: учебно-методическое пособие, Самара ПГСГА, 2010, 169 стр., 9785842807819.

Основные термины (генерируются автоматически): интерактивная доска, доска, преподаватель, время уроков, изложение материала, инновационное устройство, поверхность доски, поставленная цель, соответствующее программное обеспечение, эффективность обучения.


Задать вопрос