Понятие свободных лицензий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №32 (322) август 2020 г.

Дата публикации: 10.08.2020

Статья просмотрена: 88 раз

Библиографическое описание:

Чепуров, С. И. Понятие свободных лицензий / С. И. Чепуров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 32 (322). — С. 131-132. — URL: https://moluch.ru/archive/322/73091/ (дата обращения: 17.12.2024).



Современное общество постоянно находится в развитии и на смену устоявшимся канонам приходят новые прогрессивные идеи, отвечающие реалиям современного мира. Одной из наиболее интересных и передовых идей стало появление института свободных лицензий. Отказ авторов от имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности во благо развития творческой и научной сферы с каждым годом становится все более актуальным. Это обусловлено тем, что «выход в народ» позволяет заметно активизировать развитие программных продуктов, расширить пользовательскую базу, увеличить поступления от обслуживания и консультационных услуг, а также существенно оживить продажи продукции.

Впервые о свободных лицензиях заговорили в США. Американский программист Ричард Столпан опубликовал «Манифест GNU», где обосновал важность свободного программного обеспечения. Именно с его подачи стали появляться компьютерные программы с открытым кодом и первые свободные лицензии, которые дали возможность свободно запускать, изучать, распространять и улучшать программы, не спрашивая каждый раз разрешения у автора и не нарушая закон.

В России же о свободных лицензиях начали говорить сравнительно недавно. На саммите «Большой двадцатки», проходившем в 2011 году, Дмитрий Анатольевич Медведев заявил о необходимости создания новой конструкции, при которой правообладатели будут защищены, но в то же время пользователи получат достаточно широкие права по свободному использованию произведений, и при этом рамку охраны будет определять сам правообладатель.

На протяжении всего периода существования авторского права законодатель пытается прийти к заветному балансу между защитой авторских прав и учетом общественных интересов. Именно в ответ на пошатнувшееся однажды равновесие, выразившееся в ужесточение авторско-правового законодательства и его однозначную ориентацию на поддержку коммерческих интересов медиа-корпораций в ущерб правам конкретных авторов и интересам общества, были созданы так называемые «свободные» лицензии.

По своей сути «свободные» лицензии представляют особый вид лицензионного договора, по которому правообладатель самостоятельно определяет, какой объем правомочий он желает предоставить пользователю, а какой сохранить за собой. Подход «some rights reserved — некоторые права сохранены» стал отличной альтернативой стандартному подходу копирайт «все права сохранены» и быстро завоевал свою популярность. Особенно часто данный институт используется в сфере IT. Но сводить свободные лицензии лишь к компьютерной сфере было бы ошибочно, постепенно такая форма распоряжения своим исключительным правом нашла своих последователей и стала распространяться на произведения науки, литературы и искусства.

Что касается термина «свободные лицензии», то в литературе нет однозначного определения. В оригинале данный термин звучит как «free license». В переводе с английского «free» означает свободный или бесплатный. Ричард Столлман, который считается родоначальником свободной лицензии, указывает, что заложенная им в определении свобода не имеет ничего общего со стоимостью, а выражается в наличии четырех свобод:

  1. нулевая свобода, позволяющая пользователю реализовывать программу различными способами и в любых целях;
  2. первая свобода, подразумевающая изучение и исправление программы в соответствии со своими требованиями и для своих целей;
  3. вторая свобода заключается в возможности распространять копии в любой момент времени по своему желанию;
  4. третья свобода — свобода копировать и распространять свои измененные копии [1].

Таким образом, можно сделать вывод, что в заложенных автором свободах нет никакого упоминания о безвозмездности.

В России также придерживаются позиции, что термин «free» нельзя раскрывать через стоимостный критерий. Так, И. А. Соболь в своей диссертации на соискание научной степени указывает, что из-за особенностей перевода термина «free» на русский язык, он может вызывать неверное понимание «свободы» таких лицензий. Однако в данном словосочетании свобода не связывается с бесплатностью. Свобода заключается в свободном использовании произведения, без получения дополнительного согласия или разрешения автора. [2 с.10].

Еще один критерий свободы лицензий состоит в том, что для использования произведения или программного обеспечения на условиях свободной лицензии не требуется получение дополнительного согласия правообладателя или других лиц.

Исходя из всех выше названных критериев, мне представляется правильным согласиться с мнением И. А. Близнеца и К. Б. Леонтьева о том, что единого понятия «свободная лицензия» не существует и быть не может. «Данное словосочетание, — пишут авторы, — может рассматриваться только в качестве условного обозначения достаточно «пестрого» набора постоянно пополняемых и изменяемых комплектов типовых условий, формируемых по разным поводам и для различных правовых систем любыми заинтересованными физическими или юридическими лицами». [3 с.61]

Различие между классическим лицензионным договором и свободной лицензией заключается в том, что они делают разные акценты: в первом случае — на праве лицензиара «исключать» третьих лиц от возможности использования объекта интеллектуальной собственности, а во втором — на праве предоставлять возможность его использования как можно большему числу лиц. Соответственно, различаются и условия лицензионного договора, но существо договора остается тем же. [4 с.75]

Подводя итог можно сказать, что развитие технологий привело к тому, что регулирование перехода прав на произведения в условиях компьютеризации и глобального обмена информацией уже не могло оставаться прежним. В связи с этим американским программистом Ричардом Столлманом был придуман и внедрен новый, отвечающий законам времени, способ передачи желаемых правообладателем прав другим лицам. Этот способ получил название свободные лицензии.

С каждым годом интерес к свободным лицензиям возрастает, а, следовательно, вполне обусловлен и интерес к данной конструкции со стороны государственных органов.

Литература:

  1. Столлман, Р. Свободные программы стали еще важнее / Р. Столлман. — Текст: электронный // gnu.org: [сайт]. — URL: https://www.gnu.org/philosophy/free-software-even-more-important.html (дата обращения: 07.08.2020).
  2. Соболь И. А. Свободные лицензии в авторском праве России: дис. …канд. юридических наук / И. А. Соболь. М., 2012. С. 10.
  3. Близнец И. А., Леонтьев К. Б. Внедрение свободных лицензий: правовая или организационная проблема? // Копирайт. 2011. № 2. С. 61–69.
  4. Савельев А. И. Свободные лицензии на программное обеспечение в контексте реформы гражданского законодательства // Вестник гражданского права. 2012. № 4. С. 75– 101.
Основные термины (генерируются автоматически): лицензионный договор, лицензия, свобода, свободная лицензия, свободный, GNU, американский программист, интеллектуальная собственность, Россия.


Задать вопрос