В настоящее время все больше развивается процесс производства продуктов интеллектуальной (творческой) деятельности, увеличивается их востребованность и потребление, а, следовательно, все чаще возникает необходимость приобретения или распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности.
Согласно п. 1 ст. 1233 Гражданского кодекса Российской Федерации [1] правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности любым не противоречащим закону способом.
В Гражданском кодексе Российской Федерации предусмотрены два основных способа распоряжения исключительным правом на объекты интеллектуальной собственности:
- Договор об отчуждении исключительного права — все правомочия в отношении объекта интеллектуальной собственности передаются третьему лицу.
- Лицензионный договор — исключительное право использования объектов предоставляется третьему в установленных договором пределах
По договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю) (п. 1 ст. 1234 ГК РФ).
Данный договор подлежит оформлению в письменной форме, а если результат интеллектуальной деятельности подлежит государственной регистрации, договор о его отчуждении также требует государственной регистрации (п. 2 и ст. 1232 ГК РФ).
Распоряжение исключительным правом в виде заключения лицензионного договора является более предпочтительным способом, поскольку это позволяет правообладателю контролировать использование объектов интеллектуальной деятельности и получать от этого доходы.
По лицензионному договору одна сторона — обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах (п.1 ст.1235 ГК РФ).
Для заключения лицензионного договора, необходимо соблюдения трех требований:
— предмет договора;
— способы использования;
— размер вознаграждения или порядке его определения.
Ненадлежащее исполнение условий лицензионного договора — это обоюдная ответственность лицензиара и лицензиата, однако, лицензиату следует учитывать, что на него возложены гораздо большие риски и объем ответственности, контроль правильности исполнения всех положений договора, особенно в части выплаты вознаграждения, способов использования и территории использования предоставленных ему прав на ОИС [2].
При распоряжении правом на использование ОИС сторонам предпочтительнее заключить лицензионный договор в письменной форме с предоставлением права использования ОИС в четко ограниченных пределах [3].
Важно прописывать в лицензионном договоре все тонкости и нюансы, чтобы избежать в дальнейшем проблем с использованием объекта интеллектуальной собственности. Так, например, в Постановлении ФАС Московского округа от 02.07.2013 г. по делу № А40–111104/12–26–947 суд отказал лицензиару в удовлетворении требований о расторжении лицензионного договора и взыскании убытков. Довод истца о том, что он не может реализовать свое право, предоставленное лицензией на использование программного продукта, в связи с наличием существенных недостатков в продукте, был отклонен судом, в силу того, что договором не были предусмотрены услуги по внедрению и технической поддержке программного продукта [4].
Лицензионные договоры разделяются на две основные разновидности: договор о предоставлении простой (неисключительной) лицензии, предусматривающей право пользователя (лицензиата, обладателя лицензии) использовать соответствующий объект (результат интеллектуальной деятельности) с сохранением за лицензиаром (правообладателем) права выдачи лицензий другим лицам (пп. 1 п. 1 ст. 1236 ГК РФ), и договор о предоставлении исключительной лицензии, по которому лицензиар лишается права выдачи лицензий другим лицам (пп. 2 п. 1 ст. 1236 ГК РФ).
При использовании в Российской Федерации договоров по распоряжению исключительных прав, выявляются некоторые проблемы, а именно:
- Сложная защита объектов интеллектуальной собственности. После ухода зарубежных брендов на прилавках российских магазинов стал появляться контрафакт — товары, содержащие объекты интеллектуальных прав, которые используются без согласия правообладателя. Правообладатель вправе потребовать у суда запретить нарушителю использовать свой продукт, но невозможно отследить и предотвратить все незаконное использование объекта интеллектуальной собственности.
- Добросовестность сторон. Перед заключением договора, необходимо тщательно проверить добросовестность стороны. Нередко случаются случаи, когда заключается лицензионный договор, а объект интеллектуальной деятельности уже используется третьим лицом. При заключении договора об отчуждении исключительных прав, объект интеллектуальной собственности может быть обременен залогом, или имущественные права на него могут быть переданы по лицензионному соглашению третьим лицам.
- Слишком подробный перечень прав и обязанностей сторон. Стороны при заключении договора об отчуждении исключительных прав, часто пытаются подробно прописать права приобретателя в отношении объекта интеллектуальной собственности. В связи с этим, это может послужить основанием расценить договор как лицензионный.
Подводя итог исследования, можно сделать вывод, что лицензионный договор и договор об отчуждении исключительных прав, позволяет правообладателю распорядиться своими правами на объект интеллектуальной собственности по своему усмотрению и получать от этого прибыль. Но стоит предусматривать и прописывать точно все условия договора и проверять контрагента на добросовестность.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая): текст с изменениями и дополнениями на 2 февраля 2020 года: [принят Государственной думой 24 ноября 2006 года: одобрен Советом Федерации 8 декабря 2006 года]. Москва: Эксмо, 2020. ISBN 978–5-041–09918–3.
- Федорова О. О., Яковлев В. И. Правовые проблемы лицензионных договоров при использовании объектов интеллектуальной собственности // Проблемы современной науки и образования, 2020.
- Постановлении ФАС Московского округа от 02.07.2013 г. по делу № А40–111104/12–26–947.
- Яковлев В. И. Единая технология как сложный объект интеллектуальных прав // Право интеллектуальной собственности, 2015.