Интерактивная доска как средство формирования профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Учитель XXI века» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

XXII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, февраль 2022)

Дата публикации: 31.01.2022

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Лунина, Н. Н. Интерактивная доска как средство формирования профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Учитель XXI века» / Н. Н. Лунина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 60-65. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/417/16959/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье представлено описание опыта взаимодействия учреждений дополнительного и профессионального образования, раскрытию сущности интерактивной доски как средства формирования профессиональной компетенции будущих учителей начальных классов в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Учитель XXI века». Использование данных интерактивных средств сегодня является эффективным методом обучения и становится одним из перспективных и успешных направлений в современном образовании.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, интерактивные методы обучения, интерактивные средства обучения, интерактивная доска, программное обеспечение Smart Notebook, дополнительное образование, учебный процесс, учитель XXI века, творческий проект, учитель начальных классов.

XXI век — динамично меняющийся мир современных информационных, коммуникационных технологий. Современный педагог должен меняться вместе с миром, чтобы соответствовать этим изменениям: использовать гаджеты и применять на уроках современные технические решения и нестандартные методики обучения.

Для реализации стратегии образования в меняющемся мире, повышения качества образования предъявляются новые требования к профессиональной компетенции педагога:

– уметь получать знания из разных источников, иметь исследовательскую и информационную компетентность;

– владеть здоровьесберегающими технологиями;

– обладать критическим мышлением, использовать системный анализ, уметь находить нестандартные решения;

– быть коммуникативным и стремиться к сотрудничеству;

– быть творческой личностью и стремиться использовать инновационные технологии.

Для коллектива ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1» актуальной стала проблема обновления системы подготовки учителей начальных классов, повышения их уровня знаний на основе системного формирования общих и профессиональных компетенций в соответствии с предъявляемыми государством и обществом требованиями.

Один из возможных вариантов современного решения проблемы — организация дополнительного образования, которое позволит за рамками основного образовательного процесса не только повысить общий уровень интеллектуального развития, но и профессиональную компетентность будущих учителей начальных классов.

Результатом сетевого взаимодействия двух образовательных учреждений профессионального и дополнительного образования — Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Образовательный комплекс «Смена» и ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1» стало объединение материально-технического и интеллектуального потенциала организаций и разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее ДООП) «Учитель XXI века».

Цель программы: создание условий для развития творческой личности и профессиональной компетенции, достижения успехов в обучении и жизни.

Особое место в процессе обучения по программе принадлежит различным технологиям (специализированному оборудованию, программному обеспечению, интерактивным средствам обучения, различным периферийным устройствам, Интернету и т. д.), которые не только облегчают профессиональную деятельность педагога, но и выводят систему подготовки квалифицированных кадров на принципиально другой уровень.

Использование на занятиях современных электронных средств обучения активизирует внимание и вызывает интерес к излагаемому материалу, помогает педагогам завоевать внимание и доверие обучающихся.

Реализация ДООП «Учитель XXI века» началась в 2014 году, где обучение прошли всего 2 группы– 60 обучающихся. Получив положительные отзывы от обучающихся о программе, администрацией педагогического колледжа № 1 было принято решение организовать дополнительное обучение своих студентов во всех группах второго курса в рамках их первой учебной практики «Введение в специальность».

За 7 лет реализации ДООП «Учитель XXI века» на базе ГБНОУ «Образовательный комплекс «Смена» обучились и получили документы о дополнительном образовании установленного образца более 1000обучающихся.

ДООП «Учитель XXI века» построена по блочно-модульному принципу и важнейшей ее характеристикой стала подвижность содержания с учетом индивидуальных интересов и запросов обучающихся, которые сами выбираютмодули программы с максимальной ориентацией на субъектный опыт, виды деятельности, способы участия в них, тем самым определяя оптимальные условия для самовыражения, самоопределения и развития индивидуальности личности.

Программа включает в себя несколько модулей, один из которых «Интерактивные средства обучения. Интерактивная доска Smart».

Интерактивная доска в настоящее время — это популярный электронный инструмент, который вывел работу с проектором и компьютером на новый уровень, чем завоевал большую популярность в школьных учреждениях. Однако практика использования интерактивного оборудования показывает, что чаще всего педагоги используют его как дорогостоящую доску с великолепными возможностями для представления учебного материала. Деятельность обучающихся при этом остается традиционной, ориентированной на восприятие материала, его запоминание [1, с.59]. Освоив возможности интерактивной доски и ее программного обеспечения, можно сделать обучение в разы интереснее и эффективнее, а педагог получит расширенные возможности для наглядной демонстрации новых знаний [2].

Интерактивная доска позволяет педагогу (учителю):

– расширить использование электронных средств обучения, потому что они передают информацию слушателям быстрее, чем при использовании стандартных средств;

– разнообразить учебный процесс: педагог имеет возможность одновременно использовать видео и аудио средства, текст, обучающие программы, тренажёры, Интернет-ресурсы, демонстрировать изображения и 3D объекты. Интерактивная доска становится незаменимым спутником педагога на уроке, отличным дополнением его слов;

– сделать любое занятие динамичным, заинтересовать обучающихся на начальном этапе учебной деятельности и поддерживать их познавательную активность;

– создавать простые и быстрые поправки в имеющемся методическом материале прямо на уроке, во время объяснения материала, адаптируя его под конкретную аудиторию, под конкретные задачи, поставленные на уроке;

– создавать и проводить всевозможные опросы в режиме реального времени, а после обработки данных (5–7 минут) демонстрировать слушателям результаты тестирования;

– организовать грамотную обратную связь «ученик-учитель»;

– стимулировать более активную деятельность обучающихся за счет возможности самостоятельного управления объектами на доске;

– организовать самостоятельную либо коллективную форму работы;

– формировать положительную мотивацию к изучению предмета за счет создания ярких образов и впечатлений;

– записывать уроки, создавать целую базу материала (тесты, курсовые работы, контрольные работы и т. д.). Таким образом, каждый желающий может выбрать наиболее предпочтительное время, изучить пропущенный материал и проверить собственные знания;

– раскрыть свой творческий потенциал [3].

Работа с интерактивной доской позволяет обучающимся:

– воспринимать информацию быстрее;

– более полно и глубоко воспринимать учебный материал;

– активизировать свою познавательную деятельность и развивать коммуникативные навыки;

– выполнять совместную работу, решать общую задачу, поставленную учителем, принимать участие в групповых дискуссиях, делая обсуждения еще более интересными. В результате — аргументировать и объяснять свою точку зрения [4, с.28];

– работать творчески, становиться более уверенными в себе. Главная задача обучения по модулю «Интерактивные средства обучения. Интерактивная доска Smart» в рамках реализации ДООП «Учитель XXI века» — показать такие возможности и способы работы с интерактивным оборудованием, которые позволят модернизировать учебный процесс [1, с.59].

Занятия организованы в деятельностном режиме, при котором обучающиеся являются не «приёмниками» информации, а активными участниками учебного процесса. Работа у интерактивной доски, как индивидуальная, так и групповая, позволяет снять неуверенность и боязнь перед новым интерактивным средством обучения, пробудить интерес и желание освоить данное устройство с целью применения его в своей дальнейшей профессиональной деятельности.

Используя возможности программного обеспечения Smart Notebook в ходе обучения проводятся опросы (тестирование) в режиме реального времени, демонстрируются и обсуждаются их результаты. Такие занятия служат наглядным примером использования интерактивной доски в учебном процессе.

В 2021 году нами разработан комплект тестов для оценки уровня освоения содержания модуля обучающимися в дистанционном режиме. Тест опубликован на сайте Бесплатного многофункционального сервиса для проведения тестирования и обучения. Ссылка на тест — https://onlinetestpad.com/ru/test/1081130-interaktivnaya-doska-smart.

Для оценки умений по работе с интерактивной доской обучающиеся представляют небольшие творческие проекты — свои первые разработки элементов занятий по окружающему миру, логике, математике, русскому языку и другим предметам, выполненные с помощью программного обеспечения Smart Notebook. Обычные картинки с заданиями из учебников становятся «ожившими» на экране интерактивной доски.

Таким образом, представленный опыт реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Учитель XXI века» подтверждает, что:

1) модуль «Интерактивные средства обучения. Интерактивная доска Smart» на протяжении 7 лет остается одним из востребованных обучающимися ДООП «Учитель XXI» века. Интерактивная доска является одним из средств формирования профессиональной компетентности педагога;

2) уникальный опыт сотрудничества образовательных учреждений дополнительного и среднего профессионального образования позволил создать инновационные условия для реализации и развития творческих, интеллектуальных, коммуникативных и профессиональных способностей для нескольких сотен будущих учителей — учителей 21 века [5, с.75].

Литература:

  1. Вергасова, О. М. Использование интерактивного оборудования в учебном процессе // Молодой ученый. — 2015. — № 11.1 (91.1). — С. 59–62. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19345/ (дата обращения: 18.01.2022).
  2. Виды интерактивных досок для школ и детских садов — плюсы и минусы, как выбрать и пользоваться. — Текст: электронный // sovets.net: [сайт]. — URL: https://sovets.net/12653-interaktivnaya-doska.html (дата обращения: 17.01.2022).
  3. Методические рекомендации по использованию интерактивной доски SMART Board на уроках различных дисциплин. Колтакова И. П. — https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-ispolzovaniyu-interaktivnoj-doski-smart-board-na-urokah-razlichnyh-disciplin-4090232.html.
  4. Янченко, М. С. Использование интерактивных досок / М. С. Янченко, В. В. Ермолаева.// Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 26–29. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10229/ (дата обращения: 18.01.2022).
  5. Энгельман, М.А., Гаубец М. Ю. Пилотный проект: экспериментальная образовательная интегрированная программа «Учитель XXI века» как средство формирования профессиональной компетентности будущих педагогов (в рамках реализации образовательного проекта «Темп») //Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов. — 2017. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pilotnyy-proekt-eksperimentalnaya-obrazovatelnaya-integrirovannaya-programma-uchitel-xxi-veka-kak-sredstvo-formirovaniya/viewer (дата обращения 16.01.2022).

Похожие статьи

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Реализация интерактивного обучения как условие активизации учебно-творческой активности обучающихся

В статье выявлена, обоснована и экспериментально проверена эффективность педагогических условий развития учебно-творческой активности младших школьников в процессе реализации интерактивного обучения с использованием практического инструментария для у...

Потенциал использования платформы Tilda Publishing в целях формирования лексической компетенции на уроках иностранного языка

В статье автор рассматривает возможности использования онлайн-платформы Tilda Publishing с целью формирования лексической компетенции на уроках английского языка. Анализируются понятия иноязычной коммуникативной компетенции, языковой и лексической ко...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Организация дистанционного обучения учащихся начальных классов по дисциплине «Познание мира»

В статье рассматриваются вопросы организации дистанционного обучения дисциплины «Познание мира» учащихся начальных классов. Разбираются определения дисциплины «Познание мира», «методы обучения начальных классов», «дистанционное обучение». Обосновывае...

Значение инновационного подхода в профессиональной ориентации для учащихся выпускных классов

В статье рассматривается значение инновационного подхода в профессиональной ориентации для учащихся выпускных классов. Компетентные педагоги помогают таким учащимся выбрать будущую профессию с использованием разных подходов, интересных методов, дейст...

Новые педагогические технологии в обучении устной иноязычной речи на старшем этапе обучения в общеобразовательной организации

Статья посвящена проблеме обучения устному иноязычному общению на старшем этапе школьного языкового образования. В статье рассматриваются современные образовательные технологии, способствующие эффективному формированию навыков устного иноязычного общ...

Эффективные педагогические методы обучения изобразительному искусству в школе

Статья посвящена описанию педагогического опыта в области обучения изобразительному искусству в школе. Автором разработана и внедрена в образовательный процесс Модель эффективных педагогических методов, которая является отправной точкой в реализации ...

Из опыта реализации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» на основе технологии модульного обучения (часть 2)

В данной статье рассматривается структурно-организационная модель дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», построенной на основе модульной технологии. Приводится описание трех взаимосвязанных модуль...

Конвергенция личностно-ориентированных и групповых образовательных технологий при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления подготовки «Прикладная математика и информатика»

Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе посредством личностно-ориентированного подхода, что является наиболее эффективным при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Рассмотрены ос...

Похожие статьи

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Реализация интерактивного обучения как условие активизации учебно-творческой активности обучающихся

В статье выявлена, обоснована и экспериментально проверена эффективность педагогических условий развития учебно-творческой активности младших школьников в процессе реализации интерактивного обучения с использованием практического инструментария для у...

Потенциал использования платформы Tilda Publishing в целях формирования лексической компетенции на уроках иностранного языка

В статье автор рассматривает возможности использования онлайн-платформы Tilda Publishing с целью формирования лексической компетенции на уроках английского языка. Анализируются понятия иноязычной коммуникативной компетенции, языковой и лексической ко...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Организация дистанционного обучения учащихся начальных классов по дисциплине «Познание мира»

В статье рассматриваются вопросы организации дистанционного обучения дисциплины «Познание мира» учащихся начальных классов. Разбираются определения дисциплины «Познание мира», «методы обучения начальных классов», «дистанционное обучение». Обосновывае...

Значение инновационного подхода в профессиональной ориентации для учащихся выпускных классов

В статье рассматривается значение инновационного подхода в профессиональной ориентации для учащихся выпускных классов. Компетентные педагоги помогают таким учащимся выбрать будущую профессию с использованием разных подходов, интересных методов, дейст...

Новые педагогические технологии в обучении устной иноязычной речи на старшем этапе обучения в общеобразовательной организации

Статья посвящена проблеме обучения устному иноязычному общению на старшем этапе школьного языкового образования. В статье рассматриваются современные образовательные технологии, способствующие эффективному формированию навыков устного иноязычного общ...

Эффективные педагогические методы обучения изобразительному искусству в школе

Статья посвящена описанию педагогического опыта в области обучения изобразительному искусству в школе. Автором разработана и внедрена в образовательный процесс Модель эффективных педагогических методов, которая является отправной точкой в реализации ...

Из опыта реализации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» на основе технологии модульного обучения (часть 2)

В данной статье рассматривается структурно-организационная модель дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», построенной на основе модульной технологии. Приводится описание трех взаимосвязанных модуль...

Конвергенция личностно-ориентированных и групповых образовательных технологий при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления подготовки «Прикладная математика и информатика»

Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе посредством личностно-ориентированного подхода, что является наиболее эффективным при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Рассмотрены ос...