Интерактивная доска как средство формирования профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Учитель XXI века»
Автор: Лунина Наталья Николаевна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
XXII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, февраль 2022)
Дата публикации: 31.01.2022
Статья просмотрена: 58 раз
Библиографическое описание:
Лунина, Н. Н. Интерактивная доска как средство формирования профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Учитель XXI века» / Н. Н. Лунина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 60-65. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/417/16959/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье представлено описание опыта взаимодействия учреждений дополнительного и профессионального образования, раскрытию сущности интерактивной доски как средства формирования профессиональной компетенции будущих учителей начальных классов в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Учитель XXI века». Использование данных интерактивных средств сегодня является эффективным методом обучения и становится одним из перспективных и успешных направлений в современном образовании.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, интерактивные методы обучения, интерактивные средства обучения, интерактивная доска, программное обеспечение Smart Notebook, дополнительное образование, учебный процесс, учитель XXI века, творческий проект, учитель начальных классов.
XXI век — динамично меняющийся мир современных информационных, коммуникационных технологий. Современный педагог должен меняться вместе с миром, чтобы соответствовать этим изменениям: использовать гаджеты и применять на уроках современные технические решения и нестандартные методики обучения.
Для реализации стратегии образования в меняющемся мире, повышения качества образования предъявляются новые требования к профессиональной компетенции педагога:
– уметь получать знания из разных источников, иметь исследовательскую и информационную компетентность;
– владеть здоровьесберегающими технологиями;
– обладать критическим мышлением, использовать системный анализ, уметь находить нестандартные решения;
– быть коммуникативным и стремиться к сотрудничеству;
– быть творческой личностью и стремиться использовать инновационные технологии.
Для коллектива ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1» актуальной стала проблема обновления системы подготовки учителей начальных классов, повышения их уровня знаний на основе системного формирования общих и профессиональных компетенций в соответствии с предъявляемыми государством и обществом требованиями.
Один из возможных вариантов современного решения проблемы — организация дополнительного образования, которое позволит за рамками основного образовательного процесса не только повысить общий уровень интеллектуального развития, но и профессиональную компетентность будущих учителей начальных классов.
Результатом сетевого взаимодействия двух образовательных учреждений профессионального и дополнительного образования — Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Образовательный комплекс «Смена» и ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1» стало объединение материально-технического и интеллектуального потенциала организаций и разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее ДООП) «Учитель XXI века».
Цель программы: создание условий для развития творческой личности и профессиональной компетенции, достижения успехов в обучении и жизни.
Особое место в процессе обучения по программе принадлежит различным технологиям (специализированному оборудованию, программному обеспечению, интерактивным средствам обучения, различным периферийным устройствам, Интернету и т. д.), которые не только облегчают профессиональную деятельность педагога, но и выводят систему подготовки квалифицированных кадров на принципиально другой уровень.
Использование на занятиях современных электронных средств обучения активизирует внимание и вызывает интерес к излагаемому материалу, помогает педагогам завоевать внимание и доверие обучающихся.
Реализация ДООП «Учитель XXI века» началась в 2014 году, где обучение прошли всего 2 группы– 60 обучающихся. Получив положительные отзывы от обучающихся о программе, администрацией педагогического колледжа № 1 было принято решение организовать дополнительное обучение своих студентов во всех группах второго курса в рамках их первой учебной практики «Введение в специальность».
За 7 лет реализации ДООП «Учитель XXI века» на базе ГБНОУ «Образовательный комплекс «Смена» обучились и получили документы о дополнительном образовании установленного образца более 1000обучающихся.
ДООП «Учитель XXI века» построена по блочно-модульному принципу и важнейшей ее характеристикой стала подвижность содержания с учетом индивидуальных интересов и запросов обучающихся, которые сами выбираютмодули программы с максимальной ориентацией на субъектный опыт, виды деятельности, способы участия в них, тем самым определяя оптимальные условия для самовыражения, самоопределения и развития индивидуальности личности.
Программа включает в себя несколько модулей, один из которых «Интерактивные средства обучения. Интерактивная доска Smart».
Интерактивная доска в настоящее время — это популярный электронный инструмент, который вывел работу с проектором и компьютером на новый уровень, чем завоевал большую популярность в школьных учреждениях. Однако практика использования интерактивного оборудования показывает, что чаще всего педагоги используют его как дорогостоящую доску с великолепными возможностями для представления учебного материала. Деятельность обучающихся при этом остается традиционной, ориентированной на восприятие материала, его запоминание [1, с.59]. Освоив возможности интерактивной доски и ее программного обеспечения, можно сделать обучение в разы интереснее и эффективнее, а педагог получит расширенные возможности для наглядной демонстрации новых знаний [2].
Интерактивная доска позволяет педагогу (учителю):
– расширить использование электронных средств обучения, потому что они передают информацию слушателям быстрее, чем при использовании стандартных средств;
– разнообразить учебный процесс: педагог имеет возможность одновременно использовать видео и аудио средства, текст, обучающие программы, тренажёры, Интернет-ресурсы, демонстрировать изображения и 3D объекты. Интерактивная доска становится незаменимым спутником педагога на уроке, отличным дополнением его слов;
– сделать любое занятие динамичным, заинтересовать обучающихся на начальном этапе учебной деятельности и поддерживать их познавательную активность;
– создавать простые и быстрые поправки в имеющемся методическом материале прямо на уроке, во время объяснения материала, адаптируя его под конкретную аудиторию, под конкретные задачи, поставленные на уроке;
– создавать и проводить всевозможные опросы в режиме реального времени, а после обработки данных (5–7 минут) демонстрировать слушателям результаты тестирования;
– организовать грамотную обратную связь «ученик-учитель»;
– стимулировать более активную деятельность обучающихся за счет возможности самостоятельного управления объектами на доске;
– организовать самостоятельную либо коллективную форму работы;
– формировать положительную мотивацию к изучению предмета за счет создания ярких образов и впечатлений;
– записывать уроки, создавать целую базу материала (тесты, курсовые работы, контрольные работы и т. д.). Таким образом, каждый желающий может выбрать наиболее предпочтительное время, изучить пропущенный материал и проверить собственные знания;
– раскрыть свой творческий потенциал [3].
Работа с интерактивной доской позволяет обучающимся:
– воспринимать информацию быстрее;
– более полно и глубоко воспринимать учебный материал;
– активизировать свою познавательную деятельность и развивать коммуникативные навыки;
– выполнять совместную работу, решать общую задачу, поставленную учителем, принимать участие в групповых дискуссиях, делая обсуждения еще более интересными. В результате — аргументировать и объяснять свою точку зрения [4, с.28];
– работать творчески, становиться более уверенными в себе. Главная задача обучения по модулю «Интерактивные средства обучения. Интерактивная доска Smart» в рамках реализации ДООП «Учитель XXI века» — показать такие возможности и способы работы с интерактивным оборудованием, которые позволят модернизировать учебный процесс [1, с.59].
Занятия организованы в деятельностном режиме, при котором обучающиеся являются не «приёмниками» информации, а активными участниками учебного процесса. Работа у интерактивной доски, как индивидуальная, так и групповая, позволяет снять неуверенность и боязнь перед новым интерактивным средством обучения, пробудить интерес и желание освоить данное устройство с целью применения его в своей дальнейшей профессиональной деятельности.
Используя возможности программного обеспечения Smart Notebook в ходе обучения проводятся опросы (тестирование) в режиме реального времени, демонстрируются и обсуждаются их результаты. Такие занятия служат наглядным примером использования интерактивной доски в учебном процессе.
В 2021 году нами разработан комплект тестов для оценки уровня освоения содержания модуля обучающимися в дистанционном режиме. Тест опубликован на сайте Бесплатного многофункционального сервиса для проведения тестирования и обучения. Ссылка на тест — https://onlinetestpad.com/ru/test/1081130-interaktivnaya-doska-smart.
Для оценки умений по работе с интерактивной доской обучающиеся представляют небольшие творческие проекты — свои первые разработки элементов занятий по окружающему миру, логике, математике, русскому языку и другим предметам, выполненные с помощью программного обеспечения Smart Notebook. Обычные картинки с заданиями из учебников становятся «ожившими» на экране интерактивной доски.
Таким образом, представленный опыт реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Учитель XXI века» подтверждает, что:
1) модуль «Интерактивные средства обучения. Интерактивная доска Smart» на протяжении 7 лет остается одним из востребованных обучающимися ДООП «Учитель XXI» века. Интерактивная доска является одним из средств формирования профессиональной компетентности педагога;
2) уникальный опыт сотрудничества образовательных учреждений дополнительного и среднего профессионального образования позволил создать инновационные условия для реализации и развития творческих, интеллектуальных, коммуникативных и профессиональных способностей для нескольких сотен будущих учителей — учителей 21 века [5, с.75].
Литература:
- Вергасова, О. М. Использование интерактивного оборудования в учебном процессе // Молодой ученый. — 2015. — № 11.1 (91.1). — С. 59–62. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19345/ (дата обращения: 18.01.2022).
- Виды интерактивных досок для школ и детских садов — плюсы и минусы, как выбрать и пользоваться. — Текст: электронный // sovets.net: [сайт]. — URL: https://sovets.net/12653-interaktivnaya-doska.html (дата обращения: 17.01.2022).
- Методические рекомендации по использованию интерактивной доски SMART Board на уроках различных дисциплин. Колтакова И. П. — https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-ispolzovaniyu-interaktivnoj-doski-smart-board-na-urokah-razlichnyh-disciplin-4090232.html.
- Янченко, М. С. Использование интерактивных досок / М. С. Янченко, В. В. Ермолаева.// Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 26–29. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10229/ (дата обращения: 18.01.2022).
- Энгельман, М.А., Гаубец М. Ю. Пилотный проект: экспериментальная образовательная интегрированная программа «Учитель XXI века» как средство формирования профессиональной компетентности будущих педагогов (в рамках реализации образовательного проекта «Темп») //Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов. — 2017. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pilotnyy-proekt-eksperimentalnaya-obrazovatelnaya-integrirovannaya-programma-uchitel-xxi-veka-kak-sredstvo-formirovaniya/viewer (дата обращения 16.01.2022).
Ключевые слова
профессиональные компетенции, дополнительное образование, учебный процесс, интерактивная доска, творческий проект, интерактивные методы обучения, интерактивные средства обучения, программное обеспечение Smart Notebook, учитель XXI века, учитель начальных классовПохожие статьи
Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации
В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...
Реализация интерактивного обучения как условие активизации учебно-творческой активности обучающихся
В статье выявлена, обоснована и экспериментально проверена эффективность педагогических условий развития учебно-творческой активности младших школьников в процессе реализации интерактивного обучения с использованием практического инструментария для у...
Потенциал использования платформы Tilda Publishing в целях формирования лексической компетенции на уроках иностранного языка
В статье автор рассматривает возможности использования онлайн-платформы Tilda Publishing с целью формирования лексической компетенции на уроках английского языка. Анализируются понятия иноязычной коммуникативной компетенции, языковой и лексической ко...
Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории
В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...
Организация дистанционного обучения учащихся начальных классов по дисциплине «Познание мира»
В статье рассматриваются вопросы организации дистанционного обучения дисциплины «Познание мира» учащихся начальных классов. Разбираются определения дисциплины «Познание мира», «методы обучения начальных классов», «дистанционное обучение». Обосновывае...
Значение инновационного подхода в профессиональной ориентации для учащихся выпускных классов
В статье рассматривается значение инновационного подхода в профессиональной ориентации для учащихся выпускных классов. Компетентные педагоги помогают таким учащимся выбрать будущую профессию с использованием разных подходов, интересных методов, дейст...
Новые педагогические технологии в обучении устной иноязычной речи на старшем этапе обучения в общеобразовательной организации
Статья посвящена проблеме обучения устному иноязычному общению на старшем этапе школьного языкового образования. В статье рассматриваются современные образовательные технологии, способствующие эффективному формированию навыков устного иноязычного общ...
Эффективные педагогические методы обучения изобразительному искусству в школе
Статья посвящена описанию педагогического опыта в области обучения изобразительному искусству в школе. Автором разработана и внедрена в образовательный процесс Модель эффективных педагогических методов, которая является отправной точкой в реализации ...
Из опыта реализации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» на основе технологии модульного обучения (часть 2)
В данной статье рассматривается структурно-организационная модель дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», построенной на основе модульной технологии. Приводится описание трех взаимосвязанных модуль...
Конвергенция личностно-ориентированных и групповых образовательных технологий при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления подготовки «Прикладная математика и информатика»
Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе посредством личностно-ориентированного подхода, что является наиболее эффективным при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Рассмотрены ос...
Похожие статьи
Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации
В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...
Реализация интерактивного обучения как условие активизации учебно-творческой активности обучающихся
В статье выявлена, обоснована и экспериментально проверена эффективность педагогических условий развития учебно-творческой активности младших школьников в процессе реализации интерактивного обучения с использованием практического инструментария для у...
Потенциал использования платформы Tilda Publishing в целях формирования лексической компетенции на уроках иностранного языка
В статье автор рассматривает возможности использования онлайн-платформы Tilda Publishing с целью формирования лексической компетенции на уроках английского языка. Анализируются понятия иноязычной коммуникативной компетенции, языковой и лексической ко...
Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории
В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...
Организация дистанционного обучения учащихся начальных классов по дисциплине «Познание мира»
В статье рассматриваются вопросы организации дистанционного обучения дисциплины «Познание мира» учащихся начальных классов. Разбираются определения дисциплины «Познание мира», «методы обучения начальных классов», «дистанционное обучение». Обосновывае...
Значение инновационного подхода в профессиональной ориентации для учащихся выпускных классов
В статье рассматривается значение инновационного подхода в профессиональной ориентации для учащихся выпускных классов. Компетентные педагоги помогают таким учащимся выбрать будущую профессию с использованием разных подходов, интересных методов, дейст...
Новые педагогические технологии в обучении устной иноязычной речи на старшем этапе обучения в общеобразовательной организации
Статья посвящена проблеме обучения устному иноязычному общению на старшем этапе школьного языкового образования. В статье рассматриваются современные образовательные технологии, способствующие эффективному формированию навыков устного иноязычного общ...
Эффективные педагогические методы обучения изобразительному искусству в школе
Статья посвящена описанию педагогического опыта в области обучения изобразительному искусству в школе. Автором разработана и внедрена в образовательный процесс Модель эффективных педагогических методов, которая является отправной точкой в реализации ...
Из опыта реализации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» на основе технологии модульного обучения (часть 2)
В данной статье рассматривается структурно-организационная модель дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», построенной на основе модульной технологии. Приводится описание трех взаимосвязанных модуль...
Конвергенция личностно-ориентированных и групповых образовательных технологий при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления подготовки «Прикладная математика и информатика»
Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе посредством личностно-ориентированного подхода, что является наиболее эффективным при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Рассмотрены ос...