Искусственный интеллект в образовании: новые горизонты обучения | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №6 (52) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 20.11.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Федюшкина, Ю. Н. Искусственный интеллект в образовании: новые горизонты обучения / Ю. Н. Федюшкина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 6 (52). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/276/9589/ (дата обращения: 21.11.2024).

Препринт статьи



Современный учитель должен обладать широким кругом навыков и качеств, чтобы успешно справляться с вызовами современного образования.

Искусственный интеллект (ИИ) стремительно меняет мир, и образование не является исключением. Интеграция ИИ открывает перед системой образования новые возможности, позволяя персонализировать обучение, автоматизировать рутинные задачи и создавать более эффективные образовательные среды. Однако, наряду с преимуществами, существуют и вызовы, которые необходимо учитывать.

Преимущества ИИ в образовании

1. Автоматизация рутинных задач. ИИ может автоматизировать проверку заданий, оценку тестов, освобождая учителей от рутинной работы и предоставляя им больше времени для взаимодействия с учениками и разработки новых учебных материалов. Это особенно актуально в условиях больших классов и нехватки преподавательских ресурсов. Педагогу позволит подготовить статью для выступления или публикации.

Например, нейросеть GPT-4o mini работает на любом устройстве с доступом в Интернет. Нейросеть станет вашим помощником в генерации текстов, сконвертирует голос в текст.

Подготовьте статью, дайте задание GPT написать поздравление для учителя, сочинить стихи на определенный мотив музыки, придумать викторину на определенную тематику, сгенерировать цель, задачи, введение, выводы и опрос для исследовательской работы, перевести текст, записать решение задачи.

Ребусы — неотъемлемая часть образовательного процесса. С их помощью можно загадать тему урока, провести соревнование по выученным словам, дать на дом для закрепления изученной лексики. Бот @RebusGeneratorBo t вам в этом поможет. Вот план действий:

— Нажмите на ник @RebusGeneratorBot — это бот, который создаёт ребусы.

— Нажмите «Start».

— Выберите язык.

— Введите слово, для которого хочешь получить ребус.

Бот сгенерирует зашифрованное изображение. Если результат не подошёл, просто выбери в меню «ещё ребус для [слово]», и бот предложит другой вариант. Найдите идеальный ребус и сохраняйте в галерею.

Каждое образовательное и/или воспитательное событие в школе должно быть опубликовано в социальных сетях на официальной странице школы в VK или в Одноклассниках. Нейросеть ГОСТрайтер в Telegram . Например, попросите предложить идеи для постов к предстоящему празднику. В ответ вы получите список оригинальных и креативных идей, которые точно помогут увеличить вовлечённость в вашем образовательном сообществе.

2. Интерактивное обучение. ИИ-технологии позволяют создавать интерактивные симуляции, виртуальные лаборатории и игры, которые делают процесс обучения более увлекательным и эффективным. Ученики могут экспериментировать, получать обратную связь в реальном времени и лучше усваивать сложные концепции.

Например, онлайн-платформа Learning Apps предоставляет инструменты для создания интерактивных образовательных материалов и упражнений. Она позволяет создавать различные типы заданий (тексты, игры, викторины, интерактивные задания) с возможностью автоматической проверки.

Анимации, логотипы, презентации, видео ролики и веб сайты поможет создать платформа Renderforest с большим количеством шаблонов. Платформа предлагает простые в использовании инструменты, которые позволяют пользователям без глубоких технических знаний создавать профессионально выглядящие материалы.

3. Доступность образования. ИИ может обеспечить доступ к качественному образованию для учащихся в удаленных районах или с ограниченными возможностями.

Так, Нейросеть Полигоша @PolygoshaGptBot поможет вам справиться с любыми задачами (бесплатно до 6 запросов в день):

— Найти информацию

— Ответить на любой вопрос

— Красиво написать текст, пост, реферат

— Придумать идею, загадки, конкурсы

— Решить сложную научную или логическую задачу

— Написать программный код на любом языке

— Ответить на вопрос по картинке или прочитать текст

Он может рисовать — команда «Нарисуй!»

В нашем современном обществе знание английского языка стало важной составляющей успешной жизни. Обучение английскому языку младших школьников — это не только вопрос подготовки к будущему, но и возможность развития их коммуникативных навыков, креативности и уверенности в себе.

Все мы знаем, что образовательный процесс строится на передаче информации, поэтому огромную роль в современном образовании отводится цифровым образовательным ресурсам. Необходимость разработки новых приемов и методик подтверждается и требованиями ФГОС стандарта.

Использование цифровых технологий на уроках английского языка в младшей школе открывает массу возможностей для более интерактивного и эффективного обучения.

Онлайн-платформы с ИИ-поддержкой могут предоставлять индивидуальные учебные программы и взаимодействовать с учениками независимо от их местоположения. А помощь в поиске необходимой информации вам обеспечат голосовые помощники Маруся и Алиса.

На уроках английского языка во х классах я использую мобильное приложение с голосовым помощником «Маруся».

Вот несколько способов, как сделать занятия более интересными и интерактивными:

  1. Использование станции при повторении темы «Числительные от 1 до 10» позволяет организовать работу в игровой форме, при которой учащиеся заранее не знают, какое числительное им назовет станция. Команда для станции «Маруся, назови число от 1 до 10!»
    1. Для устного перевода числительных
    2. Для назначения дежурного по проведению речевой разминки
    3. Для подсчета количества предметов/ животных на картинке
    4. Для отработки РО «How old are you?»
  2. Во время самостоятельного чтения (слова, словосочетания, предложения) спокойная музыка со звуками природы помогает снять напряжение. Команда «Маруся, включи спокойную музыку!».
  3. Подготовка к устному высказыванию, помощь в переводе отдельных слов и фраз. Команда «Маруся, переведи слово ant!» или «Маруся, как по-английски «муравей».
  4. Помощь в поиске определений. Например, с помощью команды «Маруся, в каких случаях употребляется неопределенный артикль «a»?»
  5. При организации парной, групповой, командной работы, когда есть необходимость ограничить учащихся во времени, на помощь придет помощник Маруся и засечет необходимо время. Команда «Маруся, засеки 1 минуту!». При истечении необходимого времени, прозвенит будильник.
  6. При изучении нового материала или повторения ранее изученного, станция поможет узнать о фактах, интересных материалах, событиях. Например, при изучении темы «Погода» в начальной школе и команды «Маруся, какая погода в Лондоне сегодня?» есть возможность поговорить о настоящих событиях, которые происходят сейчас, а не о тех, которые описываются в учебнике.

Отрабатываются РО «It is hot/warm/ cold/ cloudy in London now », «It is 15 degrees above zero».

  1. Перед проведением командных игр, Маруся определит очередность ответов членов команд, бросив монетку. Команда «Маруся, брось монетку».
  2. Команда «Маруся, включи зарядку» поможет учителю провести физкультминутку под музыку. (Правда, только на русском языке).

При подготовке домашнего задания голосовой помощник «Маруся» поможет учащимся:

  1. Найти в Интернете необходимую информацию. Примеры команд: «Маруся, найди в Интернете мультфильм Magic English», «Маруся, найди в Интернете написание слова « шляпа » по-английски», «Маруся, найди в Интернете правило образования множественного числа в английском языке для 2 класса»;
  2. Ответить на вопросы. Примеры команд: «Маруся, кто сейчас король в Англии?», «Маруся, назови столицу Великобритании».

При подготовке к уроку голосовой помощник «Маруся» поможет учителю:

  1. Найти в Интернете необходимую информацию, открыв конкретный сайт. Например, «Маруся, открой сайт Инфоурок»;
  2. Помощник заведет для вас будильник, чтобы вы не пропустили вебинар командой «Маруся, поставь будильник» или установит напоминание командой «Маруся, создай напоминание»;
  3. Прочтет для вас вслух входящие письма из вашей электронной почты. Для этого вам необходимо войти в свой аккаунт через приложение Маруся;
  4. Включит для вас приятные фоновые звуки- шум дождя, костра, прибоя, чтобы сосредоточиться на работе.

Обучение английскому языку младших школьников — это важный и многогранный процесс. Используя различные методики, технологии и индивидуальный подход, мы не только обучаем детей, но и вдохновляем их на изучение языка и развитие. Использование голосового помощника Маруся делает уроки не только более увлекательными, но и улучшает мотивацию и активность учащихся. Ведь знание английского языка открывает перед ними двери в мир новых возможностей и знаний!

Вызовы и риски

  1. Обеспечение конфиденциальности данных. Использование ИИ предполагает сбор и анализ больших объемов данных об учениках. Необходимо обеспечить надежную защиту конфиденциальности и безопасности этих данных.
  2. Недостаток квалификации преподавателей. Учителя должны быть обучены работе с ИИ-системами и уметь эффективно интегрировать их в учебный процесс. Необходимо разработать программы повышения квалификации для преподавателей.
  3. Зависимость от технологий: Чрезмерная зависимость от ИИ может привести к снижению креативности и критического мышления у учащихся. Важно сохранять баланс между технологиями и традиционными методами обучения.

Заключение

Искусственный интеллект имеет огромный потенциал для улучшения качества образования. Однако, для успешного внедрения ИИ необходимо учитывать как его преимущества, так и связанные с ним вызовы. Только комплексный подход, учитывающий как технологические аспекты, так и педагогические, позволит реализовать весь потенциал ИИ в образовании и создать действительно эффективную и персонализированную систему обучения для всех.

Задать вопрос