Многим преподавателям английского языка известен термин «нейролингвистика», вполне понятна область изучения и применения данной науки, преподаватели осознают важность знаний о том, как мозг человека реагирует на изучение иностранного языка, возможно, второго, третьего и т. д. Большое количество преподавателей разрабатывают курсы и методики, для чего обязательно понимание различий в усвоении и восприятии иностранного языка. Обязательным условием является понимание нейронных связей и того, как реагирует по-разному мозг ребенка и взрослого человека на изучение иностранного языка Л. С. Выготский много писал о тандеме двух наук — нейропсихологии и лингвистики. На данный момент, выдающимся профессором в этом вопросе является Татьяна Черниговская — доктор филологических и биологических наук.
С развитием цифровых технологий в нашу жизнь вошло такое явление как нейросеть и искусственный интеллект.
Для того, чтобы грамотно сформировать у обучающихся иноязычные компетенции, важно сочетание разных методов, наряду с традиционными методами использование и мобильных технологий, и нейронных сетей.
Как известно, первой реакцией на создание искусственного интеллекта было опасение, что искусственный интеллект может заменить учителя и уменьшить его роль в образовательном процессе. Но наша задача сделать использование ИИ сильной стороной своих занятий и тем самым повысить мотивацию учащихся.
По нашему мнению, тема очень важна и актуальна, она должна прорабатываться детальнее, с большим вниманием со стороны методистов, лингвистов, психологов и преподавателей.
Актуальность работы состоит в том, что успех в изучении иностранного языка тесно связан с мотивацией, а повышение мотивации связано с использованием современных средств при обучении языку.
Гипотеза — возможно снять языковой барьер и повысить уровень мотивации и эффективность обучения английскому языку за счет использования при обучении нейросетей и других современных технологий.
Целью работы является демонстрация возможностей известных нейросетей при подготовке к урокам, как учителя, так и учеников, выбор оптимальной на наш взгляд платформы-генератора для создания контента и роль искусственного интеллекта в преодолении учащимися языкового барьера при общении на английском языке.
Как известно, многие школьники неохотно общаются на английском языке, имеют сложности в изучении иностранного языка, в частности из-за наличия языкового барьера. Языковой барьер — одна из наиболее распространенных проблем при изучении иностранного языка. Конкретной причины, почему у людей, изучающих иностранный язык появляется языковой барьер, нет. Но большое количество учеников сталкиваются с этой проблемой. У этого есть объяснение: когда человек начинает учить язык, упор делается на основы — грамматику и лексику. Практике общения в школах уделяют очень мало внимания, поэтому люди начинают стесняться и бояться: «Вдруг я скажу что-то не так?» Возникает парадокс: человек знает и лексику, и грамматику, но в разговоре эти знания не использует. Эта возможность блокируется его эмоциями и психологическим напряжением. Так во главу угла встаёт страх неудачи.
После проведения исследования в одной конкретно взятой школе (ГАОУ «Балашихинский лицей») с помощью формы-опроса https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfKOZkdEizkBxyOcPSFSCScXTzogL6rftaVR9TOGGps_hyBUQ/viewform?usp=sf_link были получены следующие результаты, которые позволяют нам говорить о наличии таких проблем, как: нехватка общения на английском языке, уровень владения языком не повышается, постепенно исчезает мотивация, снижается успеваемость по предмету.
Мы твердо убеждены, что изучение любого иностранного языка — это творческий процесс, тандем преподавателя и ученика, основанный на доверии.
Основная задача преподавателя — создать благоприятную мотивационную среду при обучении английскому языку, показать насколько широко используется английский язык в жизни и какие перспективы открывает.
С развитием технологий общение на иностранном языке становится доступнее, качественные уроки подготовить несложно и интересно. Отличным помощником для преподавателя может стать искусственный интеллект, а именно Chat GPT [11].
Далее рассмотрим конкретные примеры и ситуации использования нейросети как для преподавателя, так и для ученика.
При подготовке урока, на котором вводится новая лексика, учитель может показать «магию» создания контента для урока. Например, дать задание Chat GPT создать цепочку слов по теме.
Ученики вместе с учителем могут добавлять свои слова или давать задание Chat GPT дополнить список слов.
Для вывода новой лексики в речь целесообразным будет задание для ИИ написать историю, героями сделать своих учеников. Нейросеть выдаст изображения учащихся в качестве главных действующих лиц истории. Вы только представьте, какой это будет урок! Далее мы просим учеников рассказать, что самое интересное было в их приключениях и здесь, конечно, повышенный уровень мотивации, ребята с удовольствием будут делиться впечатлениями, а задача учителя — направлять и дать после выполнения задания качественную обратную связь.
Искусственный интеллект подходит не только для создания цепочек слов, упражнений. С его помощью можно создать и обучающее видео. В это может помочь, например, сервис synthesys. Все, что нужно сделать — это загрузить сценарий, далее ИИ преобразовывает текст в речь или в видео, где ест выбор языка, речи, голоса, аватара.
Итак, в 2023 году нейросети выполняют разноплановую работу: пишут шикарные тексты, генерируют уникальные изображения, обрабатывают звук для треков. Но сейчас возможности сети зашли еще дальше. Теперь с помощью Искусственного Интеллекта возможно создавать видео-лекции. Рассмотрим подробнее весь процесс создания видео-контента с помощью нейросети. D-ID применяет искусственный интеллект к синтетическим аватарам, способным двигаться и говорить на основе фотографий. Приложение, которое с помощью исскуственного интеллекта превращает обычные портреты в крайне реалистичные движущиеся «говорящие головы». Технология получила название Creative Reality Studio. На платформе можно создать бесконечное количество образов, персонализируя получившегося «аватара» под каждый отдельный случай. Технология позволяет выбирать его личность, включая этническую принадлежность, пол, возраст и даже язык, акцент и интонацию. Данная технология может использоваться во всех сферах, где создаётся контент, в том числе в образовании где не нужны будут лекторы. Достаточно лишь одного фото и записи голоса [8].
Для ученика много возможностей в обучающих приложениях для изучения языков, таких как Duolingo, искусственный интеллект позволяет распознавать речь ученика. Алгоритм анализирует правильность употребления грамматических конструкций, лексических единиц, произношения и, если есть неточности, показывает правильный вариант [7].
Кроме того, искусственный интеллект может напоминать, когда стоит повторить материал. А в приложении Memrise технология позволяет узнать, как объект реального мира называется на изучаемом языке. Допустим, если вы хотите выяснить перевод слова «окно» на английский, вы можете направить камеру смартфона на окно, и приложение даст ответ [9].
Считаем, что искусственный интеллект должен активно использоваться как помощник учителя и ученика в виртуальной реальности. Напрмер, если у нас тема «Страноведение» или какая-то известная достопрмесательность, мы в классе на уроке обсуждаем, отвечаем на впросы, а нейросеть в это время на экране генерирует картинки, фото на тему обсуждения.
И это будут не те фото и картинки, которые со временем уже потеряли свою актуальность. Искусственный интеллект будет создавать материалы во время занятия, и они будут доступны каждому ученику, например, по ссылке на Яндекс диск.
Возможности данной нейросети можно использовать для создания: образовательных и обучающих материалов, коротких видеороликов, говорящих мемов и видеопрофилей для социальных сетей, персонажей и анимированных аватаров для компьютерных игр, короткометражных фильмов, музыкальных клипов, обзоров продуктов, скетчей, комиксов, новостных репортажей, сборников рассказов и т. д.
Итак, согласно результатам исследования после применения приложений, основанных на нейросети, на уроках английского языка можно говорить о повышении мотивации учащихся к изучению английского языка. Сгенерированные задания и видео-лекции, представленные в форме интерактивных уроков и игр оказались более привлекательными для учеников и способны увлечь и заинтересовать учащихся, нежели традиционные формы обучения.
Таким образом, нейросети предоставляют широкий спектр инструментов и возможностей для создания новых форм обучения, которые могут значительно улучшить эффективность образовательного процесса и помочь студентам достичь лучших результатов.
Литература:
- Каллан, Роберт. Основные концепции нейронных сетей/ Роберт Каллан / — Издательский дом «Вильямc», 2001. — 928 c.
- Рассел С. Искусственный интеллект. Современный подход/ С. Рассел, П. Норвиг / — БХВ — Петербург, 2013.- 480 c
- Фирсов, М. В. Опережающие обучение навыкам будущего (Future Skills) посредством разработки компьютерных тренажеров и цифровых ассистентов с искусственным интеллектом / М. В. Фирсов, О. Н. Филатова, А. В. Гущин // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. — 2020. — № 3(53).
- Хайкин, Саймон. Нейронные сети. Полный курс. / Саймон Хайкин / — Издательский дом «Вильямc», 2006. — 486–488 c.
- Нейросеть генерирует упражнения для изучения языков по фотография [Электронный ресурс]// https://neurohive.io/ru/gotovye-prilozhenija/nejroset-generiruet-uprazhneniya-dlya-izucheniya-yazykov-po-fotografiyam/
- Picklang [Электронный ресурс]// https://picklang.ml/
- [Электронный ресурс]// https://www.behance.net/gallery/131737309/PickLang-Mobile-App-Education-Startup-AI
- [Электронный ресурс]// https://studio.d-id.com/editor
- Искусственный интеллект в изучении иностранных языков [Электронный ресурс]// https://mel.fm/blog/maksim-sundalov/65742-iskusstvenny-intellekt-v-izuchenii-inostrannykh-yazykov
- Нейросети в образовании: как они помогают учиться [Электронный ресурс]// https://neiroseti.tech/interesnoe/nejroseti-v-obrazovanii-kak-oni-pomogayut-uchitsya/
- [Электронный ресурс]//https://gpt-chatbot.ru/?ysclid=lp1d74dmaa139588991