Проект «Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания дошкольников» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Проект «Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания дошкольников» / С. П. Малеева, Н. П. Белинова, О. В. Востричкина [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 5 (51). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/274/9482/ (дата обращения: 16.10.2024).

Препринт статьи



От того, как прошло детство, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский

  1. Пояснительная записка

В данном проекте представлена разработанная и апробированная система работы по воспитанию у дошкольников патриотических, нравственных, эстетических чувств, развитию у детей дошкольного возраста навыков изобразительного творчества в процессе создания произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Проект направлен на приобщение детей к народному декоративно-прикладному искусству, развитие духовно-нравственной, творчески мыслящей личности, знающей и любящей свое Отечество. Дети проявят патриотические чувства и убеждения, позволяющие им правильно осмыслить свое отношение к окружающему, культуре России. Данный проект поможет решить задачу воспитания юного патриота, способного выдержать политические, экономические, социальные и любые другие изменения в стране.

Любовь к своей отчизне формируется у ребенка с самого раннего детства, когда он восприимчив к яркому, новому. Через знакомство с народным творчеством, которое несет в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа в прошлом и настоящем, наследуя нравственные и эстетические ценности родной культуры, что является верным способом патриотического воспитания. Привить детям чувство гордости за Отечество, уважение к их национальному достоинству, национальной культуре, сформировать патриотическое мировоззрение — стало целью данной педагогической работы. Проект долгосрочный (рассчитан на 1 год). Участниками проекта являются дети, педагоги и родители. Проект может быть использован для работы как педагогами, так и родителями.

  1. Паспорт проекта

Наименование проекта

«Декоративно — прикладное искусство как средство патриотического воспитания дошкольников»

Разработчики

Воспитатели высшей квалификационной категории:

Малеева Светлана Петровна

Белинова Наталья Петровна

Востричкина Ольга Викторовна

Голубева Светлана Васильевна

Тюкалова Татьяна Викторовна

Лямцева Ирина Владимировна

Цели и задачи

Цель проекта: формирование нравственно-патриотических чувств средствами декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

  1. Создавать условия для усвоения знаний и навыков, знакомства с разными видами народной декоративной росписи, с историей их возникновения (окружающая сред: игрушки, одежда, предметы быта, иллюстрации, чтение литературы);
  2. Формировать художественные умения в разных видах народной декоративной росписи: обучение детей рисованию разными способами, на разных формах и предметах.
  3. Воспитывать уважение и чувство гордости к труду народных мастеров, прививать

эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с предметами народного искусства, средствами выразительности изделий;

  1. Закреплять умение лепить декоративные изделия;
  2. Вовлечение детей и взрослых в художественно-творческую деятельность

Сроки реализации

2022–2023г.г.

Участники проекта

Воспитанники, педагоги, родители воспитанников

Ожидаемые результаты

Воспитанники:

  1. Будут иметь представление о народных промыслах;
  2. Научатся различать изделия разных народных промыслов;
  3. Приобретут практические умения по работе с различными изобразительными материалами;
  4. Проявят интерес к истории и культуре русского народа;
  5. Развивается художественный вкус, они научаться видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления;
  6. Приобретут трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством.
  7. Сформируется чувство гордости о принадлежности своей стране — России.

Педагоги:

  1. Приобретут новый опыт работы по патриотическому и художественно — эстетическому воспитанию дошкольников, повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей;
  2. Создадут единое воспитательно — образовательное пространство ДОУ и семьи по патриотическому и художественно — эстетическому воспитанию дошкольников;
  3. Повысят педагогическую компетентность в изучаемом вопросе, появится понимание необходимости в историческом и эстетическом просвещении воспитанников.
  4. Пополнят развивающую среду в группе.

Родители воспитанников:

  1. Повысят компетентность в вопросах использования декоративно — прикладного искусства как средства патриотического воспитания;
  2. Приобретут знания и практические навыки при взаимодействии с ребенком;
  3. Установятся партнерские отношения родителей и педагогов в совместной реализации проекта.

Среда:

  1. Оснащение и обогащение по проблеме (игры, наглядно-демонстрационного материала, предметы и т. д.)
  2. Оборудованы центры «Декоративно-прикладное искусство», «Патриотический».
  3. Создан информационный материал для работы с детьми и родителями воспитанников
  4. Подобран материал в воспитательно-образовательной работе: перспективное планирование, подобраны формы и методы работы, создан диагностический инструментарий, консультации для родителей

Перечень основных мероприятий

  1. Изучение методической литературы;
  2. Изучение передового опыта по проблеме;
  3. Определение целей и задач по реализации проекта;
  4. Разработка плана реализации проекта;
  5. Определение ресурсов для реализации проекта;
  6. Практическая деятельность по реализации проекта;
  7. Анализ работы. Определение плюсов и минусов;
  8. Подведение итогов работы —презентация опыта работы на педагогическом совете и районном мероприятии.

3. Актуальность проекта

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять историю, культуру своего народа, сохранением и возрождением культурного наследия. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится к прошлому нашего народа, и очень жаль, что большинство детей не знакомы с народной культурой, национальными традициями.

Народное искусство образно, красочно, доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое в простых, лаконичных формах раскрывает красоту окружающего мира. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю, Отечеству. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Во все времена основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии народных обычаев и традиций.

Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину- задача особенно актуальная сегодня.

Дошкольное учреждение призвано посеять и вырастить в душе ребенка семена любви к родному дому, семье, к истории и культуре страны. Детский сад является первым звеном воспитания любви к Родине и является неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики.

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа. И чтобы вырастить патриота своей страны, необходимо прививать любовь к Родине именно с детства. В этот период закладываются основы личности, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственной позиции личности. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в дошкольном возрасте — это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

4. Цели и задачи

Цель проекта: формирование нравственно-патриотических чувств средствами декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

  1. Создавать условия для усвоения знаний и навыков, знакомства с разными видами народной декоративной росписи, с историей их возникновения (окружающая сред: игрушки, одежда, предметы быта, иллюстрации, чтение литературы);
  2. Формировать художественные умения в разных видах народной декоративной росписи: обучение детей рисованию разными способами, на разных формах и предметах.
  3. Воспитывать уважение и чувство гордости к труду народных мастеров, прививать эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с предметами народного искусства, средствами выразительности изделий;
  4. Закреплять умение лепить декоративные изделия;
  5. Вовлечение детей и взрослых в художественно-творческую деятельность

5. Предполагаемый результат

Мы предположили к концу года получить следующие результаты:

Организованная работа по воспитанию патриотических чувств, по развитию творческих способностей детей через народное декоративно-прикладное искусство, будет способствовать повышению эстетического и духовно-нравственного уровня детей.

Дети:

— Проявят интерес к истории и культуре русского народа;

— Сформируется представление о народных промыслах;

— Будут уметь различать изделия разных народных промыслов;

— Приобретут практические умения по работе с различными изобразительными материалами;

— Научатся видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления, сформируется художественный вкус.

— Приобретут трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством.

— Сформируется чувство гордости о принадлежности своей стране — России.

Педагоги:

— Приобретут новый опыт работы по патриотическому и художественно-эстетическому воспитанию дошкольников, повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей;

— Создадут единое воспитательно-образовательное пространство ДОУ и семьи по патриотическому и художественно-эстетическому воспитанию дошкольников;

— Повысят педагогическую компетентность в изучаемом вопросе, появится понимание необходимости в историческом и эстетическом просвещении воспитанников.

— Пополнят развивающую среду в группе

Родители воспитанников:

— Повысят уровень знаний в вопросах использования декоративно-прикладного искусства как средства патриотического воспитания;

— Приобретут практические навыки и умения при взаимодействии с ребенком.

— Будут участвовать в совместных проектах организации жизни группы.

Предметно-развивающая среда:

— Оснащение и обогащение по проблеме (игры, наглядно-демонстрационного материала, предметы и т. д.)

— Оборудованы центры «Декоративно-прикладное искусство», «Патриотический».

— Создан информационный материал для работы с детьми и родителями воспитанников

— Подобран материал в воспитательно-образовательной работе: перспективное планирование, подобраны формы и методы работы, создан диагностический инструментарий, консультации для родителей

6. Формы работы

— Создание игровой ситуации;

— Проговаривание последовательности работы;

— Наблюдения;

— Беседы с рассматриванием иллюстраций;

— Презентаций;

— Чтение художественной литературы;

— Прослушивание музыкальных произведений;

— Совместная деятельность воспитателя и детей;

— Самостоятельная деятельность детей;

— Взаимодействие с семьей;

— Итоговое мероприятие.

7. Принципы реализации проекта

Программа разработана на основе принципов

Систематичности и последовательности . Важна последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующее представление или понятие вытекает из предыдущего» принцип системности способствует всестороннему развитию детей в целом;

Наглядность . Сюда входят все способы чувственного восприятия информации. То есть, посредством зрения, слуха, обоняния, вкусовых рецепторов и осязания. Наглядность в обучении облегчает запоминание изучаемого материала. Принцип наглядности предусматривает широкое использование зрительной (репродукции, фотографии), слуховой (аудиозапись) и зрительно-слуховой (видеозапись) наглядности.

Доступность . Говорит о том, что содержание обучения и используемые в нем методики формируются с учетом возраста, уровня образования и познавательного потенциала воспитанников.

Народность . Народность — это объективная потребность каждого народа в собственной системе обучения и воспитания со своими отличительными национальными чертами и творческими проявлениями.

Культуросообразность. Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учётом особенностей этнической и региональной культур, решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры. Опоры на культурные, исторические, боевые и трудовые традиции;

Исторической и социальной памяти . «Важно воспитывать молодёжь в моральном климате памяти: — писал Д. С. Лихачёв, памяти семейной, памяти народной, памяти культурной». (Лихачёв) Социальная память осуществляет связь времён — прошлого, настоящего и будущего, является механизмом закрепления, аккумуляции, сохранения и воспроизведения (восстановления, воссоздания, моделирования) социального опыта;

Социокультурной и национальной идентификации . Данный принцип определяет действие механизмов отождествления субъекта с социальным миром, воспринимаемым как мир Родины, отчего дома, родства, что позитивно влияет на развертывание жизненных сил личности, снимает уровень напряженности и конфликтности, создает свою, близкую среду.

Интеграция. Наиболее эффективно задачи всестороннего развития решаются в случае интегрированного подхода. Для более успешного усвоения материала целесообразно использовать такие формы работы, как интегрированные занятия, просмотр видеофильмов, презентаций, чтение художественной литературы.

8. Содержание работы

План действий по реализации проекта

1 этап подготовительный

  1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной теме;
  2. Определение цели и задач, исходя из интересов и потребностей детей;
  3. Подбор программно-методического обеспечения по данной теме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
  4. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта:«Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания дошкольников»
  5. Анкетирование родителей по выявлению патриотического и художественно-эстетического воспитания дома.
  6. Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий

2 этап основной

  1. Проведение диагностики по выявлению уровней развития патриотического и художественно-эстетического воспитания дошкольников;
  2. Составление перспективного плана проведения занятий;
  3. Проведение занятий в соответствии с перспективным планом работы;
  4. Организация в группе предметно-пространственной развивающей среды;
  5. Наглядная агитация для родителей (папки-передвижки по патриотическому и художественно-эстетическому воспитанию дошкольников
  6. Посещение родителями занятий;
  7. Консультации для родителей.

3 этап обобщающий

  1. Участие в конкурсах, фестивалях (районных, муниципальных, международных)
  2. Организация фотоотчета
  3. Подведение итогов.
  4. Презентация проекта.
  5. Презентация проекта.

9. Ресурсное обеспечение

  1. Центр «Патриотическое воспитание»;
  2. Центр «Художественно-эстетическое воспитание»;
  3. Методический инструментарий (картотека дидактических игр по декоративно –прикладному искусству, конспекты занятий, демонстрационные плакаты, лэпбуки, сценарии развлечений и т. д.)
  4. Библиотека «Мы живем в России»;
  5. Предметно-пространственная среда отвечает современным требованиям;
  6. Наглядный и демонстрационный материал: презентации, иллюстрации, фотографии, картины, клипы, лэпбуки)
  7. Русский народный костюм в стиле «Хохлома»

10. Примерный план работы с детьми

Цель проекта: формирование нравственно-патриотических чувств средствами декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

  1. Создавать условия для усвоения знаний и навыков, знакомства с разными видами народной декоративной росписи, с историей их возникновения (окружающая сред: игрушки, одежда, предметы быта, иллюстрации, чтение литературы);
  2. Формировать художественные умения в разных видах народной декоративной росписи: обучение детей рисованию разными способами, на разных формах и предметах.
  3. Воспитывать уважение и чувство гордости к труду народных мастеров, прививать эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с предметами народного искусства, средствами выразительности изделий;
  4. Закреплять умение лепить декоративные изделия.

октябрь

Мониторинг

«Разнообразие промыслов на Руси». https://youtu.be/se4h9z5sc7k?si=

«Узнай узор» «Продолжи узор».

Аппликация «Российский флаг»

«Матрешка — символ России».

Рисование

ноябрь

Презентация «Дымковская игрушка».

https://youtu.be/Nu2XUk6iylQ?si=

Лепка дымковский «Олешек»

Декоративное рисование «Роспись Олешка»

Рисование «Дымковская нарядная барышня».

декабрь

Презентация « Золотая Хохлома».

Хохломская роспись

https://youtu.be/mYTDnO7Tg9o?si=

«Роспись разделочной доски».

Аппликация «Самовар»

Рисование «Хохломская роспись».

январь

Презентация «Сказочная гжель».

«Знакомство с искусством гжельской росписи». https://youtu.be/TjWw9MvfYu0?si=

«Расписная тарелочка». Гжель

Нетрадиционные техники рисования «Символы России

Аппликация «Чашка с блюдцем «Гжель».

февраль

Презентация «Знакомство детей с городецкой росписью».

https://youtu.be/XNHBHroFBG8?si=

Рисование городецкая роспись на полосе. (платочек)

Рисование «Расписная посуда»

Д/игра «Дымковская мозаика»

март

Презентация «Филимоновская роспись».

Знакомство с народным промыслом — филимоновская игрушка.

https://youtu.be/qucQhlbgHEY?si=

Лепка «Филимоновский козлик»

Рисование «Русский сарафан»

Аппликация «Золотые купола»

апрель

Презентация «Народные промыслы. Жостово».

https://youtu.be/_Jh17jAsLZg?si=

«Роспись жостовского подноса».

https://youtu.be/GfZ61NFf6eI?si=

Лепка «Моя любимая игрушка матрешка»

Рисование «Наша белоствольная красавица — символ России»

май

Выставка «Мы мастера своего дела».

Развлечение «Город мастеров».

КВН «Знатоки декоративно-прикладного искусства».

мониторинг

11. Примерный план взаимодействия с родителями

Цель: вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс по патриотическому и художественно-эстетическому воспитанию дошкольников.

Задачи:

— Повышать педагогическую компетентность родителей;

— Активизировать о обобщать воспитательные умения родителей направленные на патриотическое и художественно-эстетическое воспитание дошкольников.

— Расширить партнерские взаимоотношения педагогов, детей и родителей путем организации совместных мероприятий, работать в тесном контакте с семьями воспитанников;

— Реализовать творческий потенциал родителей — родители активные участники образовательной деятельности.

Формы работы

Тема, цель

Участники

Ответственные

Практический результат

Анкетирование, опрос

С целью изучения худ-эстетических знаний родителей, а также привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ по патриотическому и художественно-эстетическому воспитанию дошкольников

родители

педагоги

Анкеты, тесты, аналитический материал

Папки-передвижки, консультации, рекомендации для родителей

Патриотическое и художественно-эстетическое воспитание дошкольников

родители

педагоги

Конспекты, устные рекомендации, папки-передвижки, буклеты

Родительские собрания

Приобщение родителей детского сада, повышение их активности через поиск и внедрение наиболее эффективных и целесообразных форм работы

родители

педагоги

Конспекты, викторины, выставки, совместные с родителями работы, досуги, развлечения, мастер-классы, КВН, круглый стол, тренинг

Календарные праздники и развлечения

  1. Праздник «Веселая ярмарка»
  2. Развлечение «Масленица у ворот»

Педагоги, дети, родители

педагоги

Сценарии

Мастер-класс

Кукла-оберег «Ангел»

родители

педагоги

Видеоролик

Стендовый информационный материал

Повышение педагогической культуры родителей

родители

педагоги

Информационный материал, выпуск газет

12. Примерный план взаимодействия с педагогами

Цель : привлечение внимания педагогов к проблеме патриотического и художественно — эстетического воспитания дошкольников

Задачи:

— Расширение представлений педагогов о возможных методах и приемах, используемых в работе с детьми по патриотическому и художественно-эстетическому воспитанию дошкольников;

— Выявить имеющиеся знания у воспитателей по вопросам декоративно-прикладного искусства;

— Повышать познавательный интерес у педагогов;

— Учить использовать полученные знания о декоративно-прикладном искусстве в разных видах деятельности.

Формы работы

Тема, цель

Участники

Ответственные

Практический результат

Анкетирование

Выявление знаний педагогов

Педагоги

Педагоги

Анкеты, заключения

Консультация

«Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»

Педагоги

Педагоги

Конспект консультации

Деловая игра

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через различные виды деятельности»

Педагоги

Педагоги

Конспект

Календарные праздники и развлечения

  1. Праздник «Веселая ярмарка»
  2. Развлечение «Город народных умельцев»

Педагоги, дети, родители

Педагоги

Сценарии

Мастер-класс

Кукла-оберег «Ангел»

Педагоги

Педагоги

Видеоролик

Семинар-практикум

«Развитие творческих способностей у детей через знакомство с русским прикладным искусством в условиях реализации ФГОС »

Педагоги

Педагоги

Конспект

Продуктивная деятельность

Обучение детей игрушек из соленого теста в народном стиле

Педагоги, дети

Педагоги

Выставка поделок

13. Педагогическая диагностика

Для достижения основной цели было проведено обследование детей, оно проходило в форме диагностики и строилось на основе коммуникативного подхода к развитию художественной деятельности, патриотического воспитания через знание характерных особенностей народных промыслов.

Использовали разнообразные, в том числе, игровые приемы.

При общении с детьми использовали демократичный стиль общения, который позволяет создать оптимальные условия для формирования положительного эмоционального микроклимата в группе.

Применяли формы руководства: совет, предложение, просьба, опосредованное требование.

Во время выполнения работы детьми, наблюдали за их настроением, активностью, умением пользовать материалами и инструментами, умением применять полученные ранее знания и навыки работы изобразительной деятельности, используя изобразительные декоративные средства.

Цель проведения мониторинга:

  1. Выявить уровень художественного развития детей.
  2. Выявить возможности выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения.

Методика проведения:

1. Задание «Вернисаж» (индивидуальное)

Цель задания . Определить уровень знаний ребенка старшего дошкольного возраста о народном декоративно-прикладном искусстве.

Методы. Игра, беседа, запись действий и ответов ребенка.

Оборудование . Предметы декоративно-прикладного искусства: дымковские игрушки, филимоновские игрушки, Городецкие изделия, хохломские изделия, гжельский фарфор, деревянные матрешки, богородские игрушки.

Инструкция к проведению задания . Педагог предлагает ребенку помочь организовать «Вернисаж» — выставку по продаже предметов народного декоративно-прикладного искусства. Ребенок должен разложить предметы по промыслам; после того как он справится с заданием, педагог предлагает ему стать продавцом, а на себя берет роль покупателя: «Теперь ты будешь продавцом на вернисаже. Продавец должен знать все о своем товаре, суметь рассказать о нем так, чтобы покупатель захотел купить товар». Затем педагог задает ребенку вопросы: «Как называются эти изделия? Чем отличаются городецкие изделия от хохломских? Что общего между городецкими и хохломскими изделиями? Покажи филимоновские и дымковские игрушки? Чем отличаются филимоновские игрушки от дымковских? Покажи гжельскую посуду, что ты можешь рассказать о ней? Есть ли на выставке матрешки? Расскажи, пожалуйста, о них. А есть ли здесь богородские игрушки? Что ты можешь рассказать о них?»

После того как ребенок ответит на все вопросы, педагог говорит: «Мне очень понравилась выставка. Я бы хотела приобрести красивую вещь в подарок, что вы мне посоветуете?» Ребенок предлагает какое-либо изделие, педагог благодарит его за оказание помощи в выборе покупки.

2. Задание «Нарисуй орнамент» (индивидуальное).

Цель. Определить уровень умения рисовать орнамент из растительных и геометрических элементов в различных геометрических формах.

Материалы. Геометрические формы из бумаги белого цвета: квадрат (15x15 см); прямоугольник (8x22 см); равносторонний треугольник (15 см); овал (8x26 см); круг (Д-18 см). Круглая кисть № 3-№ 4, печатка-тычок (Д-1см), гуашь 12 цветов, палитра, салфетка, баночки с водой.

Инструкция к проведению задания . Педагог предлагает ребенку на выбор две любые бумажные геометрические фигуры. После того как ребенок выберет фигуры, педагог спрашивает: «Как называются эти геометрические формы? На что они могли бы быть похожи, если их украсить узором?» Затем педагог предлагает ребенку украсить одну форму геометрическим, а другую растительным орнаментом. После выполнения задания можно спросить ребенка, что у него получилось.

Анализ результатов : показатель — умение рисовать орнамент из растительных и геометрических элементов в различных геометрических формах.

3. Задание «Укрась бумажный силуэт».

Цель. Определить уровень умения украшать бумажный силуэт в соответствии с представленной формой и особенностями народного промысла. Уточнить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве (предметы народного декоративно-прикладного искусства могут быть изменены с учетом региональных особенностей).

Материалы. Предметы декоративно-прикладного искусства: дымковские игрушки, филимоновские игрушки, каргопольские игрушки, полхов-майданские игрушки, городецкие изделия, хохломские изделия, вышитые изделия, гжельский фарфор, богородские игрушки, матрешки, павловопосадские шали и другие.

Инструкция к проведению задания. Педагог предлагает детям рассмотреть различные предметы декоративно-прикладного искусства.Затем педагог предлагает детям раскрасить на выбор два бумажных силуэта в соответствии с представленной формой и видом народной росписи.

Анализ результатов : показатель — умение украшать бумажный силуэт в соответствии с представленной формой и особенностями народного промысла.

4. Задание «Вылепи и распиши глиняную игрушку».

Цель . Определить уровень умения лепить и расписывать глиняную игрушку в соответствии с особенностями народного промысла.

Материалы. Глина, стеки, дощечки, вода в розетке, салфетки, гуашь, кисти № 3, печатки-тычки.

Инструкция к проведению задания . Педагог предлагает детям вылепить из глины две глиняные игрушки: дымковскую и филимоновскую.

Затем (после того как игрушки просохнут) педагог предлагает детям расписать вылепленные из глины игрушки в соответствии с характерными особенностями промысла.

Анализ результатов: показатель — уровень умения лепить и расписывать глиняную игрушку в соответствии с особенностями народного промысла.

5. «История народной культуры и традиций»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях русского народа.

Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта и народные игрушки, назвать их, рассказать для чего их использовали.

6. «Символика родной страны, города»

Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о государственной символике страны, родного города (герб и флаг).

Ход проведения: Беседы и рассматривание герба и флага России, города.

7. Наблюдение за детьми в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий.

— Педагог организует музыкально-ритмическое и вокально-хоровое творчество детей, игры-хороводы, упражняет в музицировании на детских музыкальных инструментах.

— Вовлекает детей в исполнение, народных танцев, песен-хороводов и организует инсценирование фольклорных песен;

— Проводит досуги и развлечения с целью знакомства детей с произведениями словесного народного искусства: потешки, сказки, загадки, песни, хороводы, заклички, присказки, поговорки;

— Учитывает степень участия в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества, фольклорных праздниках, досугах;

— Определяет знания детей о народных обычаях и традициях.

8. Патриотические чувства к стране

Цель: Определить чувство и эмоциональное отношение к стране.

Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

— Как ты думаешь, любишь ли ты свою страну? Почему ты так думаешь?

— Если бы у тебя была волшебная палочка, и ты мог бы выполнять только «большие» желания — для всей страны, для всего города, какие бы три желания ты загадал?

— Сейчас, или, когда станешь взрослым, ты бы хотел переехать в другую страну? Почему?

— Ты гордишься своей страной? Почему ты гордишься/не гордишься?

— Назови, кого из людей в нашей стране ты уважаешь? Почему?

Для анализа была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений.

Система показателей:

  1. Знание характерных особенностей народных промыслов
  2. Умение рисовать орнамент из растительных и геометрических элементов
  3. Украшение бумажных силуэтов в соответствии с промыслами
  4. Умение лепить и создавать узоры по мотивам народных росписей (гжель, хохлома…)
  5. Ребёнок имеет представления о государственных праздниках, исторических событиях
  6. Знание государственные символы России (флаг, герб, гимн)
  7. Знание народного фольклора, традиций русского народа
  8. Уровень развития патриотических чувств

Оценка уровня развития умений и навыков:

1 балл — данная характеристика не сформирована, а ее проявление носит случайный характер.

2 балла — характеристика предполагает периодическое проявление.

3 балла — проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной.

Диагностическая карта уровня знаний и умений детей по декоративно-прикладному искусству как средство патриотического воспитания дошкольников

Фамилия, имя ребёнка

Знание характерных особенностей промыслов

Умение рисовать орнамент из растительных и геометрических элементов

Украшение бумажных силуэтов в соответствии с промыслами

Умение лепить и создавать узоры по мотивам народных росписей (гжель, хохлома…)

Ребёнок имеет представления о государственных праздниках, исторических событиях

Знает символы (флаг, герб, гимн)

Знание народного фольклора, традиций русского народа

Уровень развития патриотических чувств

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Итоговый показатель

14. Заключение

При реализации данного проекта получены следующие выводы:

Ожидаемые результаты подтвердились:

У детей:

  1. Сформировались глубокие знания о родной стране и русской культуре.
  2. Сформировалось почтительное отношение к национальным и культурным традициям своего народа.
  3. Сформировалось чувство гордости за свою нацию.
  4. Появился интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
  5. Сформировалось стремление к художественно-творческой деятельности.
  6. Дети стали проявлять художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь.
  7. Научились различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской и др. (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов).
  8. Освоили характерные элементы, колорит, композицию.
  9. Могут создать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах, соблюдая при этом чувства формы, ритма, симметрии.
  10. Творческая деятельность способствовала развитию мелкой моторики рук, мышления, снятия напряжения и стресса.

У родителей:

  1. Повысился уровень патриотического сознания.
  2. Сформировались знания и умения целостного подхода к воспитанию патриотических чувств средствами народного декоративно-прикладного искусства.

У педагогов:

  1. Приобретение нового опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольника, повышение профессионального мастерства.
  2. Повысилось гражданское самосознание, укрепилось понимание необходимости в патриотическом просвещении воспитанников и принятии патриотических ценностей.
  3. Пополнилась развивающая среда в группе.
  4. Повысилось мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

Результатом данного проекта стала организация интересной, содержательной, общественно значимой, творческой деятельности детей с учетом развития личности и возрастных особенностей.

Проводимая работа эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия патриотической направленности.

Мы считаем, что нужно приобщать детей к декоративно-прикладному искусству, знакомить с произведениями народных мастеров, с историей промыслов, формируя у детей уважение и любовь к Родине. Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.

Создание условий для формирования у ребенка духовно-нравственных чувств, интереса к традициям и истории своего народа является главной целью реализации программы по патриотическому воспитанию.

Фотоотчет по реализации проекта «Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания дошкольников»

Центр патриотического воспитания

Рис. 1. Центр патриотического воспитания

Центр художественно-эстетического воспитания

Рис. 2. Центр художественно-эстетического воспитания

Роспись жостовского подноса

Рис. 3. Роспись жостовского подноса

Знакомство с искусством гжельской росписи. «Расписная тарелочка»

Рис. 4. Знакомство с искусством гжельской росписи. «Расписная тарелочка»

«Дымковская игрушка» — лепка

Рис. 5. «Дымковская игрушка» — лепка

«Веселая матрешка» - творческое рисование

Рис. 6. «Веселая матрешка» - творческое рисование

C:\Users\Александр\Desktop\ЯРМАРКА\Сад1\IMG-20240112-WA0025.jpg

Рис. 7

«Золотые купола» — знакомство с архитектурой России

Рис. 8. «Золотые купола» — знакомство с архитектурой России

Знакомство с народной росписью «Золотая хохлома»

Рис. 9. Знакомство с народной росписью «Золотая хохлома»

C:\Users\Александр\Desktop\ЯРМАРКА\Сад1\IMG-20240112-WA0018.jpg

C:\Users\Александр\Desktop\ЯРМАРКА\Сад1\IMG-20240112-WA0027.jpg

Рис. 10

C:\Users\Александр\Desktop\ЯРМАРКА\Сад1\IMG-20231225-WA0008_083145.jpg

H:\ЯРМАРКА\Сад1\IMG-20240102-WA0004.jpg

Изготовление куклы-оберега «Ангел» с родителями

Рис. 11. Изготовление куклы-оберега «Ангел» с родителями

Анкетирование родителей

Рис. 12. Анкетирование родителей

Наглядная агитация: папки-передвижки для родителей

Рис. 13. Наглядная агитация: папки-передвижки для родителей

Литература:

  1. Вершинина Н., Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно- прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2014 № 6.
  2. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. — М.: Просвещение,2016.
  3. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. — М.: Скрипторий, 2008
  4. Занятия для детей 6–7 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию [Текст] / Л. В. Коломийченко, Г. И. Чугаева, Л. И. Югова. — Москва: ТЦ Сфера, 2015. — 313 с.
  5. Зеленова Н. Г., Осипова Л.Е Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (подготовительная группа) –М.: Издательство Скрипторий 2003, 2012. — 96с.
  6. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — СПб.: Акцидент, 1997
  7. Лялина Л. А. Народные игры в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2009
  8. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т. С. — М.:
  9. Осипова Л. Е., Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа. М.: Издательство Скрипторий 2003,2022. — 122 с.
  10. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. — М.: Скрипторий, 2006
  11. Соломенникова О. А. Радость творчества. — М.: Мозаика-Синтез,2008.
  12. Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка. — М.: ТЦ Сфера, 2005
  13. Косарева, В. Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3–7 лет. — Волгоград: Учитель, 2012.
  14. КолдинаД. Н. Рисование с детьми 6–7 лет [Текст]: конспекты занятий / Д. Н. Колдина. — Москва: Мозаика-Синтез, 2012. — 106.
  15. Мастер-класс для родителей «Кукла-оберег АНГЕЛ» https://vk.com/video-223771155_456239019
Задать вопрос