Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (14) июль 2018 г.

Дата публикации: 08.06.2018

Статья просмотрена: 2935 раз

Библиографическое описание:

Вагина, Т. М. Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа / Т. М. Вагина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4 (14). — С. 3-10. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/99/3429/ (дата обращения: 16.11.2024).



Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент — это патриотизм.… Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России.

В. В. Путин

Проблема воспитания гражданина-патриота древняя, как мир. Она встала перед человечеством, когда возникло первое государство. Патриотизм в современных условиях — это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой — сохранение культурной самобытности своего народа.

Меняются времена, эпохи, люди. В современном мире часто звучат слова: «падение нравственности», «деградация общества». В наш век информационных технологий не обошла проблема патриотического воспитания, вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Сегодня, как никогда стали актуальны вопросы патриотического воспитания детей.

В современном мире дети мало знают о своей семье, стране, родном городе, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, очень редко сострадают чужому горю. Эта проблема стала очень актуальной и в нашем поселке и детском саду. Поэтому патриотическое воспитание дошкольников выступило одной из годовых задач нашей группы.

Более эффективно осуществлять работу с детьми старшего дошкольного возраста по данному направлению мы решили посредством проектной деятельности (через художественно-эстетическое развитие и познавательное развитие: окружающий мир и патриотическое воспитание). На 2017–2018 учебный год был разработан проект «Русские народные истоки». Целью данного проекта стало: формирование у детей чувства гордости за историю развития своей страны и своего народа.

Работа с проектом началась со знакомства со своей страной Россией, столицей России Москвой и её достопримечательностями, городами России, народами, населяющими страну, и их ремеслами.

Началось всё с того, что в группе стала преобразовываться предметная среда: в уголке патриотического воспитания была организована выставка кукол в разных национальных костюмах, подобрана литература о становлении и развитии России, альбомы: «Достопримечательности Москвы», «Национальные костюмы», «Гжель», «Хохлома», «Дымковская игрушка», «Полохов Майда», «Береста», «Филимоновская игрушка», «Городецкая роспись», куклы в костюмах Гжель, Хохлома, Дымка, матрешки, деревянная и фарфоровая росписная посуда, филимоновские и дымковские игрушки, подносы.

Свое продолжение проект получил в знакомстве с русским платком. Народные платки всегда славились своим ярким и красочным орнаментом, не удивительно, что их так любили русские женщины. Его носили как зимой, так и летом. В холодное время года, помимо своей красоты, он служил и защитой от холода, ну а летом модницы использовали его исключительно в виде стильного украшения.

Работа над проектом продолжалась. Следующим объектом изучения стали народные ремесла: Хохлома, Гжель, Дымковская и Филимоновская игрушки и т. д. Народное творчество — это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников.

Таким образом, работа по ознакомлению детей с народным творчеством средствами изобразительного искусства, является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к нашей Родине, к ее великому народу.

Дети знакомились с городами, где изготавливались предметы народного промысла и самостоятельно учились росписи объемных предметов. Вместе с детьми определяли и отмечали на карте место положения промысловых городов России. Свое творчество дети выражали через рисунки, аппликации (орнаменты русской росписи) и поделок.

Искусство помогает детям воспринимать то, что они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни. Оно создает тот эмоциональным фон, на котором легче усваиваются знания.

Но не только дети были заинтересованы русским искусством и мастерами, но и родители с большим интересом проявляли свое творчество. Они с удовольствием занимались изучением русского орнамента, и переносили свое умение на бумагу.

Последним этапом данного проект стал мини-музей «Матрешка». Родители совместно с детьми занимались изготовлением матрешек из разных материалов: расписывали деревянные болванки, вязали, лепили из пластилина и гипса, рисовали, шкатулки с образом матрешки, шили костюмы. Как завершение работы, состоялась презентация музея для детей детского сада. Каждый ребенок рассказывал историю появления своей матрешки, как она изготавливалась. Дети пели частушки, рассказывали стихи о матрешке, танцевали с русскими платками и в костюмах матрешки.

C:\Users\t3vag\Desktop\100_4202.JPG

C:\Users\t3vag\Desktop\100_4206.JPG C:\Users\t3vag\Desktop\100_4200.JPG

По мнению Н. А. Добролюбова «В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, — сколько возможно больше и сколько возможно лучше»

Приложение 1

Паспорт проекта

1. Технологическая карта проекта.

Параметры

Содержание

1.

Тема

«Русские народные истоки»

2.

Исполнители

Воспитатели, дети старшей группы, родители

3.

Продолжительность

Сентябрь — май

4.

Разделы программы

Рабочая программа подготовительной к школе группе на 2017–2018 учебный год

«Социально-коммуникативное развитие»

«Речевое развитие»

«Познавательное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

5.

Тематическое поле

Приобщение детей к русскому народному творчеству, воспитание патриотических

чувств.

6.

Актуальность

Актуальность заключается в том, что в настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни. Дошкольный возраст — благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будущее. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Исследование реальных предметов быта, (например: ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т. д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.

Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать только что услышанный рассказ о разнообразных народах России, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. Ребёнок, ставший участником проекта, реализует свои возможности в разных видах деятельности.

7.

Проблема

В наше время проблема нравственно — патриотического воспитания очень актуальна, ведь современные дети мало знают о своем родном городе, стране, народных традициях. Наша задача — как можно раньше пробудить в детях любовь к своей родине, стране и народу, проживающему на территории России.

8.

Принципы

принцип научности

принцип реалистичности и доступности

принцип занимательности

принцип системности

принцип дифференциации и индивидуализации

принцип диалогического общения принцип развивающего обучения личностно ориентированной направленности

9.

Методы и подходы

Методы: анализ научной и методической литературы,беседа, наблюдение, чтение художественной литературы, рассказ, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание и обсуждение. Подходы: комплексный и системный.

10.

Цель

формирование у детей чувства гордости за историю развития своей страны и своего народа

11.

Задачи

Образовательные:

создать предметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;

— познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, с изделиями народных промыслов;

— привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию выставки, расширить представления родителей об истории и традициях русского народ.

Развивающие:

развивать умения видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

— содействовать развитию речи: обогащение и активизация словаря, повышение его выразительности, развитие навыков речевого общения в совместной деятельности.

Воспитательные:

— воспитывать чувство уважения к предкам, гордость за Родину.

12.

Этапы реализации

  1. Организационный
  2. Формирующий
  3. Заключительный

13.

Ожидаемый результат

У детей появится желание больше узнать о творчестве русских мастеров и декоративно-прикладном искусстве. Через знакомство с произведениями народных мастеров и историей промыслов у детей сформируется уважение и любовь к Родине, и интерес к истории своего народа.

Через народное искусство у детей будут развиваться эстетическое воспитание и творческие способности.

14.

Новизна

Заключается в том, что современные дети мало знают об истории родного поселка, страны, особенностях народных традиций. Созданный проект помогает ребенку впервые прикоснуться к истории своей страны через знакомство с прикладным народным творчеством, культуру и быт народов России. Данный проект учит ребенка видеть красоту русского народного творчества.

15.

Практическая значимость

Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных образовательных организаций

2. Этапы реализации проекта

Этап

Формы работы

Содержание деятельности

1.Организационный

1. Анализ научной и методической литературы

2. Разработка перспективного планирования работы с детьми и родителями.

3. Организация предметно-развивающей среды.

1. Определение актуальности, проблемы, цели, задач темы.

2. Наблюдение, беседы,

3. Пополнение предметно-развивающей среды.

2.Формирующий

1. Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учётом интеграции образовательных областей.

1.1 Пополнение предметно-развивающей среды: карта России, книги, альбомы «Национальные костюмы», «Гжель», «Хохлома», «Дымковская игрушка», «Полохов Майда», «Береста», «Филимоновская игрушка», «Городецкая роспись», куклы в костюмах Гжель, Хохлома, Дымка и куклы в разных национальных костюмах, матрешки, деревянная и фарфоровая расписная посуда, филимоновские и дымковские игрушки, подносы.

1.2.Работа с детьми:

Беседы, индивидуальная работа, ОС, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, репродукций картин, рассказ воспитателя, прослушивание музыкальных произведений, презентации, художественное творчество, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, работа с картой.

1.3. Работа с родителями:

Консультации, создание мини — музея «Матрешки», совместное занятие детей и родителей.

3.Заключительный

1.Сравнительный анализ результатов.

2.Перспективы.

1.1 Наблюдения, беседы, итоговое мероприятие с детьми и родителями, презентация результатов работы.

Сценарий открытия мини-музея «Матрёшки»

для детей средних и старших групп.

Цель: познакомить детей с выставочными экспонатами музея «Матрёшки»

Задачи:

Образовательные:

  1. Учить детей правильно понимать произведения устного народного творчества;
  2. Учить, внимательно слушать и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, петь частушки, играть в народные игры;

Развивающие:

  1. Совершенствовать разговорную речь;
  2. Расширять словарный запас у детей;

Воспитательные:

  1. Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношения между детьми.

Оборудование иматериалы: выставка Матрёшек, русские костюмы (сарафаны), ноутбук (музыка) и колонки.

Предварительная подготовка:работа по плану проекта «Русские народные истоки»

Ход открытия:

Детей (зрителей) воспитатель встречает в коридоре.

Воспитатель: Здравствуйте! Наша группа «Пчелки» приглашает вас на открытие своего маленького музея. Но что в музее вы увидите, отгадайте с помощью загадки.

Ростом разные подружки

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка (Матрёшка)

(отгадав загадку, дети входят в группу, где их встречает ведущий)

Мальчик ведущий: Ребята, героиней нашей музейной экспозиции не случайно стала Матрёшка. Матрёшка — русская народная игрушка, которая стала символом нашей России. Есть много версий, как родилась Матрёшка.

Девочка ведущий: Первая — раньше у детей не было игрушек, родители сами придумывали игрушки из соломы, тряпок, фарфора, дерева. Вот в одной семье родители решили сделать кукол из дерева. Но игрушки получались бледные да невеселые. И тогда они их стали разукрашивать красками. Получились матрешки красивые и яркие. А вы знаете, почему игрушку назвали Матрёшкой? Потому, что у мастера этого, который Матрёшку создал, доченька была Матрёна. Очень она была похожа на эту веселую куколку, вот и стала она называться Матрёшкой!

Мальчик ведущий: По другой версии — Матрёшка была моделью ярко раскрашенного пасхального яйца, а по третей версии — моделью русской Матрёшки послужила фигурка японского мудреца. Она — добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.

1 и 2 девочки Матрёшки рассказывают вместе:

Мы Матрёшки румяные, очень ладные,

Щёчки красные, глазки ясные.

Бойко топают ножки,

Мы красивые Матрёшки!

Спор Матрёшек (Матрёшки спорят, кто из них лучше):

1 девочка: Ах! Как я хороша!

2 девочка: Нет! Это я хороша!

1 девочка: А я краше!

2 девочка: А я еще лучше!

1 девочка: Слушай, Матрёшка, как тебя зовут?

2 девочка: Алёнушка.

1 девочка: А тебя?

2 девочка: Матрёнушка.

1 девочка: А давай, Алёнушка, спросим у зрителей, кто из нас лучше?

Ответ зрителей: Все хороши!

1 и 2 девочки Матрёшки кланяясь: Спасибо!

Далее дети рассказывают о том, из чего и как создавали свою Матрёшку.

Частушки (исполняют девочки всарафанах):

1 девочка

На Руси играют ложки,

На Руси поёт рожок,

На Руси живут Матрёшки –

Погляди на них, дружок

2 девочка

Ах, Матрёшки, ах, Матрёшки…

Раз, два, три, четыре, пять…

Все упали на пол с полки,

Я устала вас считать…

3 девочка

Все Матрёшки хороши,-

С первой по седьмую…

Я себе играть возьму

Самую большую…

4 девочка

Ах, Матрёшки, вы, Матрёшки…

Ротик улыбается…

Что вы нравитесь всем детям,

Никто не сомневается…

5 девочка

Ах, Матрёшки, вы, Матрёшки…

Глазки голубые…

Кто придумал вас для нас?

Забавные такие…

6 девочка

Открываю я Матрёшку,

Ну, а в ней ещё одна

И похожа на большую –

Распрекрасная краса

Далее дети продолжают свои рассказы о том, из чего и как создавали свою Матрёшку.

Воспитатель: Матрёшка украшает наши квартиры. Её охотно дарят друзьям на добрую память. Суть русской Матрёшки остаётся прежней — дружба да любовь. А теперь мы приглашаем вас рассмотреть поближе нашу выставочную экспозицию.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, девочка, народная культура, предметно-развивающая среда, приобщение детей, родитель, дошкольный возраст, игрушка, патриотическое воспитание, Русь.

Похожие статьи

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города

Патриотическое воспитание и обучение дошкольников средствами музейной педагогики

Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с живой природой

Патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности

Патриотическое воспитание дошкольников путём приобщения их к культурному наследию

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края при взаимодействии с родителями

Патриотическое воспитание дошкольников через художественное творчество (из опыта работы)

Похожие статьи

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города

Патриотическое воспитание и обучение дошкольников средствами музейной педагогики

Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с живой природой

Патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности

Патриотическое воспитание дошкольников путём приобщения их к культурному наследию

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края при взаимодействии с родителями

Патриотическое воспитание дошкольников через художественное творчество (из опыта работы)

Задать вопрос