Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа
Автор: Вагина Татьяна Михайловна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (14) июль 2018 г.
Дата публикации: 08.06.2018
Статья просмотрена: 2961 раз
Библиографическое описание:
Вагина, Т. М. Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа / Т. М. Вагина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4 (14). — С. 3-10. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/99/3429/ (дата обращения: 16.12.2024).
Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент — это патриотизм.… Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России.
В. В. Путин
Проблема воспитания гражданина-патриота древняя, как мир. Она встала перед человечеством, когда возникло первое государство. Патриотизм в современных условиях — это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой — сохранение культурной самобытности своего народа.
Меняются времена, эпохи, люди. В современном мире часто звучат слова: «падение нравственности», «деградация общества». В наш век информационных технологий не обошла проблема патриотического воспитания, вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Сегодня, как никогда стали актуальны вопросы патриотического воспитания детей.
В современном мире дети мало знают о своей семье, стране, родном городе, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, очень редко сострадают чужому горю. Эта проблема стала очень актуальной и в нашем поселке и детском саду. Поэтому патриотическое воспитание дошкольников выступило одной из годовых задач нашей группы.
Более эффективно осуществлять работу с детьми старшего дошкольного возраста по данному направлению мы решили посредством проектной деятельности (через художественно-эстетическое развитие и познавательное развитие: окружающий мир и патриотическое воспитание). На 2017–2018 учебный год был разработан проект «Русские народные истоки». Целью данного проекта стало: формирование у детей чувства гордости за историю развития своей страны и своего народа.
Работа с проектом началась со знакомства со своей страной Россией, столицей России Москвой и её достопримечательностями, городами России, народами, населяющими страну, и их ремеслами.
Началось всё с того, что в группе стала преобразовываться предметная среда: в уголке патриотического воспитания была организована выставка кукол в разных национальных костюмах, подобрана литература о становлении и развитии России, альбомы: «Достопримечательности Москвы», «Национальные костюмы», «Гжель», «Хохлома», «Дымковская игрушка», «Полохов Майда», «Береста», «Филимоновская игрушка», «Городецкая роспись», куклы в костюмах Гжель, Хохлома, Дымка, матрешки, деревянная и фарфоровая росписная посуда, филимоновские и дымковские игрушки, подносы.
Свое продолжение проект получил в знакомстве с русским платком. Народные платки всегда славились своим ярким и красочным орнаментом, не удивительно, что их так любили русские женщины. Его носили как зимой, так и летом. В холодное время года, помимо своей красоты, он служил и защитой от холода, ну а летом модницы использовали его исключительно в виде стильного украшения.
Работа над проектом продолжалась. Следующим объектом изучения стали народные ремесла: Хохлома, Гжель, Дымковская и Филимоновская игрушки и т. д. Народное творчество — это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников.
Таким образом, работа по ознакомлению детей с народным творчеством средствами изобразительного искусства, является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к нашей Родине, к ее великому народу.
Дети знакомились с городами, где изготавливались предметы народного промысла и самостоятельно учились росписи объемных предметов. Вместе с детьми определяли и отмечали на карте место положения промысловых городов России. Свое творчество дети выражали через рисунки, аппликации (орнаменты русской росписи) и поделок.
Искусство помогает детям воспринимать то, что они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни. Оно создает тот эмоциональным фон, на котором легче усваиваются знания.
Но не только дети были заинтересованы русским искусством и мастерами, но и родители с большим интересом проявляли свое творчество. Они с удовольствием занимались изучением русского орнамента, и переносили свое умение на бумагу.
Последним этапом данного проект стал мини-музей «Матрешка». Родители совместно с детьми занимались изготовлением матрешек из разных материалов: расписывали деревянные болванки, вязали, лепили из пластилина и гипса, рисовали, шкатулки с образом матрешки, шили костюмы. Как завершение работы, состоялась презентация музея для детей детского сада. Каждый ребенок рассказывал историю появления своей матрешки, как она изготавливалась. Дети пели частушки, рассказывали стихи о матрешке, танцевали с русскими платками и в костюмах матрешки.
По мнению Н. А. Добролюбова «В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, — сколько возможно больше и сколько возможно лучше»
Приложение 1
Паспорт проекта
1. Технологическая карта проекта.
№ |
Параметры |
Содержание |
1. |
Тема |
«Русские народные истоки» |
2. |
Исполнители |
Воспитатели, дети старшей группы, родители |
3. |
Продолжительность |
Сентябрь — май |
4. |
Разделы программы |
Рабочая программа подготовительной к школе группе на 2017–2018 учебный год «Социально-коммуникативное развитие» «Речевое развитие» «Познавательное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие» |
5. |
Тематическое поле |
Приобщение детей к русскому народному творчеству, воспитание патриотических чувств. |
6. |
Актуальность |
Актуальность заключается в том, что в настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни. Дошкольный возраст — благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будущее. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Исследование реальных предметов быта, (например: ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т. д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями. Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать только что услышанный рассказ о разнообразных народах России, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. Ребёнок, ставший участником проекта, реализует свои возможности в разных видах деятельности. |
7. |
Проблема |
В наше время проблема нравственно — патриотического воспитания очень актуальна, ведь современные дети мало знают о своем родном городе, стране, народных традициях. Наша задача — как можно раньше пробудить в детях любовь к своей родине, стране и народу, проживающему на территории России. |
8. |
Принципы |
принцип научности принцип реалистичности и доступности принцип занимательности принцип системности принцип дифференциации и индивидуализации принцип диалогического общения принцип развивающего обучения личностно ориентированной направленности |
9. |
Методы и подходы |
Методы: анализ научной и методической литературы,беседа, наблюдение, чтение художественной литературы, рассказ, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание и обсуждение. Подходы: комплексный и системный. |
10. |
Цель |
формирование у детей чувства гордости за историю развития своей страны и своего народа |
11. |
Задачи |
Образовательные: — создать предметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре; — познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, с изделиями народных промыслов; — привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию выставки, расширить представления родителей об истории и традициях русского народ. Развивающие: — развивать умения видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус; — содействовать развитию речи: обогащение и активизация словаря, повышение его выразительности, развитие навыков речевого общения в совместной деятельности. Воспитательные: — воспитывать чувство уважения к предкам, гордость за Родину. |
12. |
Этапы реализации |
|
13. |
Ожидаемый результат |
У детей появится желание больше узнать о творчестве русских мастеров и декоративно-прикладном искусстве. Через знакомство с произведениями народных мастеров и историей промыслов у детей сформируется уважение и любовь к Родине, и интерес к истории своего народа. Через народное искусство у детей будут развиваться эстетическое воспитание и творческие способности. |
14. |
Новизна |
Заключается в том, что современные дети мало знают об истории родного поселка, страны, особенностях народных традиций. Созданный проект помогает ребенку впервые прикоснуться к истории своей страны через знакомство с прикладным народным творчеством, культуру и быт народов России. Данный проект учит ребенка видеть красоту русского народного творчества. |
15. |
Практическая значимость |
Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных образовательных организаций |
2. Этапы реализации проекта
Этап |
Формы работы |
Содержание деятельности |
1.Организационный |
1. Анализ научной и методической литературы 2. Разработка перспективного планирования работы с детьми и родителями. 3. Организация предметно-развивающей среды. |
1. Определение актуальности, проблемы, цели, задач темы. 2. Наблюдение, беседы, 3. Пополнение предметно-развивающей среды. |
2.Формирующий |
1. Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учётом интеграции образовательных областей. |
1.1 Пополнение предметно-развивающей среды: карта России, книги, альбомы «Национальные костюмы», «Гжель», «Хохлома», «Дымковская игрушка», «Полохов Майда», «Береста», «Филимоновская игрушка», «Городецкая роспись», куклы в костюмах Гжель, Хохлома, Дымка и куклы в разных национальных костюмах, матрешки, деревянная и фарфоровая расписная посуда, филимоновские и дымковские игрушки, подносы. 1.2.Работа с детьми: Беседы, индивидуальная работа, ОС, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, репродукций картин, рассказ воспитателя, прослушивание музыкальных произведений, презентации, художественное творчество, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, работа с картой. 1.3. Работа с родителями: Консультации, создание мини — музея «Матрешки», совместное занятие детей и родителей. |
3.Заключительный |
1.Сравнительный анализ результатов. 2.Перспективы. |
1.1 Наблюдения, беседы, итоговое мероприятие с детьми и родителями, презентация результатов работы. |
Сценарий открытия мини-музея «Матрёшки»
для детей средних и старших групп.
Цель: познакомить детей с выставочными экспонатами музея «Матрёшки»
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей правильно понимать произведения устного народного творчества;
- Учить, внимательно слушать и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, петь частушки, играть в народные игры;
Развивающие:
- Совершенствовать разговорную речь;
- Расширять словарный запас у детей;
Воспитательные:
- Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношения между детьми.
Оборудование иматериалы: выставка Матрёшек, русские костюмы (сарафаны), ноутбук (музыка) и колонки.
Предварительная подготовка:работа по плану проекта «Русские народные истоки»
Ход открытия:
Детей (зрителей) воспитатель встречает в коридоре.
Воспитатель: Здравствуйте! Наша группа «Пчелки» приглашает вас на открытие своего маленького музея. Но что в музее вы увидите, отгадайте с помощью загадки.
Ростом разные подружки
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка (Матрёшка)
(отгадав загадку, дети входят в группу, где их встречает ведущий)
Мальчик ведущий: Ребята, героиней нашей музейной экспозиции не случайно стала Матрёшка. Матрёшка — русская народная игрушка, которая стала символом нашей России. Есть много версий, как родилась Матрёшка.
Девочка ведущий: Первая — раньше у детей не было игрушек, родители сами придумывали игрушки из соломы, тряпок, фарфора, дерева. Вот в одной семье родители решили сделать кукол из дерева. Но игрушки получались бледные да невеселые. И тогда они их стали разукрашивать красками. Получились матрешки красивые и яркие. А вы знаете, почему игрушку назвали Матрёшкой? Потому, что у мастера этого, который Матрёшку создал, доченька была Матрёна. Очень она была похожа на эту веселую куколку, вот и стала она называться Матрёшкой!
Мальчик ведущий: По другой версии — Матрёшка была моделью ярко раскрашенного пасхального яйца, а по третей версии — моделью русской Матрёшки послужила фигурка японского мудреца. Она — добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.
1 и 2 девочки Матрёшки рассказывают вместе:
Мы Матрёшки румяные, очень ладные,
Щёчки красные, глазки ясные.
Бойко топают ножки,
Мы красивые Матрёшки!
Спор Матрёшек (Матрёшки спорят, кто из них лучше):
1 девочка: Ах! Как я хороша!
2 девочка: Нет! Это я хороша!
1 девочка: А я краше!
2 девочка: А я еще лучше!
1 девочка: Слушай, Матрёшка, как тебя зовут?
2 девочка: Алёнушка.
1 девочка: А тебя?
2 девочка: Матрёнушка.
1 девочка: А давай, Алёнушка, спросим у зрителей, кто из нас лучше?
Ответ зрителей: Все хороши!
1 и 2 девочки Матрёшки кланяясь: Спасибо!
Далее дети рассказывают о том, из чего и как создавали свою Матрёшку.
Частушки (исполняют девочки всарафанах):
1 девочка
На Руси играют ложки,
На Руси поёт рожок,
На Руси живут Матрёшки –
Погляди на них, дружок
2 девочка
Ах, Матрёшки, ах, Матрёшки…
Раз, два, три, четыре, пять…
Все упали на пол с полки,
Я устала вас считать…
3 девочка
Все Матрёшки хороши,-
С первой по седьмую…
Я себе играть возьму
Самую большую…
4 девочка
Ах, Матрёшки, вы, Матрёшки…
Ротик улыбается…
Что вы нравитесь всем детям,
Никто не сомневается…
5 девочка
Ах, Матрёшки, вы, Матрёшки…
Глазки голубые…
Кто придумал вас для нас?
Забавные такие…
6 девочка
Открываю я Матрёшку,
Ну, а в ней ещё одна
И похожа на большую –
Распрекрасная краса
Далее дети продолжают свои рассказы о том, из чего и как создавали свою Матрёшку.
Воспитатель: Матрёшка украшает наши квартиры. Её охотно дарят друзьям на добрую память. Суть русской Матрёшки остаётся прежней — дружба да любовь. А теперь мы приглашаем вас рассмотреть поближе нашу выставочную экспозицию.