Методические аспекты формализации общих и профессиональных компетенций в процессе работы над индивидуальным проектом | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Среднее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (50) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 23.09.2024

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Савватеев, А. С. Методические аспекты формализации общих и профессиональных компетенций в процессе работы над индивидуальным проектом / А. С. Савватеев. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 4 (50). — С. 45-48. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/272/9428/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматривается роль научно-исследовательской деятельности учащихся в процессе работы над индивидуальным проектом, направленной на развитие ключевых компетенций. Автор описывает реализацию компетентностного подхода в образовании, подчеркивая его значимость для формирования профессиональных навыков, критического мышления и самоорганизации. Особое внимание уделяется взаимодействию студентов с преподавателями и работодателями, что способствует более глубокой интеграции теории и практики. Статья также анализирует примеры индивидуальных проектов для различных специальностей, включая финансовые и технические направления, и демонстрирует, как такие проекты помогают студентам готовиться к будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, индивидуальный проект, компетентностный подход, профессиональные компетенции, образование, критическое мышление, самоорганизация, взаимодействие с работодателями, подготовка специалистов.

Научно-исследовательская деятельность учащегося в процессе работы над индивидуальным проектом представляет собой систематическое исследование определенной проблемы или вопроса, основанное на научных методах и подходах. Это позволяет учащемуся развивать навыки самостоятельного исследования, анализа данных, критического мышления и презентации результатов. Формализация общих и профессиональных компетенций в процессе работы над индивидуальным проектом является важным шагом для определения целей и задач проекта, а также для оценки результатов работы.

Компетентностный подход в системе образования предполагает ориентацию на развитие компетенций учащихся, которые необходимы им для успешной жизни и работы в современном обществе. Этот подход подразумевает не только усвоение знаний, но и развитие умений, навыков, критического мышления, коммуникации, саморегуляции и других ключевых компетенций.

Основные принципы компетентностного подхода включают индивидуализацию образовательного процесса, активное участие учащихся в обучении, ориентацию на решение реальных жизненных задач, а также использование различных методов и форм работы, способствующих развитию компетенций.

Участие работодателя в реализации компетентностного подхода в образовании играет важную роль в подготовке учащихся к будущей профессиональной деятельности. Работодатель может быть ключевым партнером образовательных учреждений, предоставляя свои знания, опыт и ресурсы для обучения студентов в соответствии с требованиями рынка труда.

Применение компетентностного подхода позволяет более эффективно подготовить учащихся к жизни в современном мире, где важны не только знания, но и умения применять их в различных ситуациях. Современный этап развития общества ставит перед системой образования целый ряд определенных задач, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами. Работодатели, на которых ориентируется вся система СПО требуют от выпускников наличие специализированных навыков и знаний, соответствующих требованиям конкретной отрасли или профессии; опыт работы или стажировки в сфере, связанной с будущей профессией; готовность к обучению и развитию профессиональных навыков; коммуникативные навыки, способность работать в коллективе и общаться с клиентами; знание основных правил и норм профессиональной этики готовность к выполнению поставленных задач и достижению поставленных целей.

Участие работодателя в реализации компетентностного подхода в образовании способствует более эффективной подготовке выпускников к требованиям современного рынка труда, повышает их конкурентоспособность и успешность в будущей профессиональной деятельности.

Реализация общих компетенций в среднем профессиональном образовании начинает реализовываться уже начиная с первого курса с социально-гуманитарного цикла дисциплин, реализация профессиональных компетенций начинает реализовываться со второго курса, когда студенты начинают изучать предметы общепрофессионального цикла и продолжается на последующих курсах в рамках изучения профессиональных модулей. Соответственно индивидуальный проект, позволяет погрузить студентов в самостоятельную научно-исследовательскую работу под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности и подготовится к освоению общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей.

К сожалению такой дисциплины, как «Введение в специальность» учебным планом не предусмотрено и начиная с 2023 года в СПбТОТФиП было принято решение о необходимости «привязки» индивидуального проекта к специальности, что позволит студентам уже на 1 курса лучше узнать свою специальность и возможные направления применения полученных в ходе обучения знаний и навыков. Определиться с правильностью выбора специальности. Полученные знания и навыки позволяют подготовиться к освоению учебной программы на старших курсах и реализации профессиональных компетенций в ходе образования.

Работа над индивидуальным ведется совместно двумя преподавателями, один из которых ведущих преподаватель по специальности, второй — преподаватель информатики, который помогает грамотно оформить проект.

Уровень подготовки студентов 1 курса разный и соответственно уровень вовлечения преподавателя тоже различный. Результаты своего исследования студенты предоставляют в форме презентации, доклада или другого творческого продукта. Поощряется обсуждение и обмен мнениями с другими учащимися.

Организация научно-исследовательской деятельности предусматривает реализацию компетентностного подхода в выполнении индивидуального проекта. Он предполагает активное вовлечение учащегося в исследовательский процесс, процесс обучения, развитие его ключевых компетенций и умений. Студенты определяют цели и задачи проекта. Руководитель помогает учащемуся определить конкретные цели и задачи индивидуального проекта, которые будут способствовать развитию его компетенций. Помогает студентам научиться использовать различные источники информации для проведения исследования — от книг и статей до интернет-ресурсов. Обучает различным методам сбора данных, анализа результатов и формулирования выводов. Помогает развить навыки критического мышления при анализе полученной информации. Совместно с руководителей учащийся занимается планированием своего времени работы над проектом. Определяет этапы, сроки и ресурсы, необходимые для его выполнения. Студенты исследуют тему проекта, анализируют полученную информацию и выявляют ключевые аспекты. Т. к. темы проекта связаны со специальностью, то студенты знакомятся с материалами официальных сайтов государственных органов, статистической информацией, требованиями ГОСТов, ЕСКД, СП, анализируют полученные данные, выстраивают логические связи, разрабатывают различные варианты решений задач проекта и принимают обоснованные решения. Оценка результатов проекта совместно с учащимся, позволяет выявить сильные и слабые стороны и возможные направления для дальнейших исследований, дальнейшего развития.

Реализация компетентностного подхода в выполнении индивидуального проекта позволяет учащемуся развивать широкий спектр навыков и компетенций, таких как критическое мышление, коммуникация, самоорганизация, решение проблем, творческое мышление и другие, что является важным для их успешной адаптации к современному миру.

Исследовательская деятельность играет ключевую роль в реализации компетентностного подхода в образовании. Она способствует развитию учащихся как самостоятельных и критически мыслящих личностей, обладающих навыками анализа, исследования, принятия обоснованных решений и коммуникации.

Студенты специальности 38.02.06 «Финансы» совестно с ведущим преподавателем цикловой комиссии выбирают темы, связанные со своей будущей специальностью. Рассмотрим некоторые варианты тем индивидуальных проектов.

«Изучение бюджета г. Санкт-Петербурга за 2021–2024 год». Данная тема позволяет студенту подготовиться к изучению профессионального модуля «Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». Студенты глубже изучают понятие бюджет, знакомятся с понятием дефицита и профицита бюджета. Изучают официальные материалы Единого портала бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет». Изучают структуру доходов и расходов бюджета. Анализируют данные, определяют абсолютные и относительные показатели, составляют статистические таблицы и строят графики для наглядной демонстрации результатов.

«Анализ кредитования физических лиц». Данная тема позволяет студентам ознакомиться с банковским сектором, с услугами, предоставляемыми банками физическим лицам. Студенты изучают статистические данные предоставляемые банками, анализируют их, выявляют приоритетные направления работы банковского сектора.

«Система финансового контроля коммерческих организаций в РФ». Студенты изучают деятельность государственных организаций, осуществляющих финансовый контроль. Изучают законодательство, в соответствии с которым проводится финансовый контроль организаций. Определяют нарушения, выявляемые государственными органами финансового контроля.

Технические специальности требуют не только теоретических знаний, но и практических навыков. Индивидуальный проект предоставляет студентам возможность применять полученные знания на практике, решая реальные инженерные задачи.

Студенты специальности 08.02.09 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий» осуществляют выбор темы исходя из предложенного перечня, каждая тема реализует общие и профессиональные компетенции

Такие темы индивидуального проекта как: «Виды осветительных электроустановок, «Расчет и проектирование осветительных установок для кабинета S=80 кв. м»., «Особенности эксплуатации осветительных электроустановок», «Расчет освещения с применением метода использования светового потока»., «Виды освещения помещений (естественное, искусственное, аварийное)», «Достоинства и недостатки люминесцентных, светодиодных и ламп накаливания». Способствуют развитию у студентов компетенций связанных с участием в проектировании осветительных сетей, знакомятся их с профессиональными программами для выполнения чертежей и применяют электротехнические формулы по светотехническому расчету.

При работе над темами: «Программирование логического контроллера ONI PLR Studio. Создание программы и макета управления светофором»., «Программирование логического контроллера ОВЕН», «Создание программы для управления насосной станции»., «Программирование логического контроллера ОВЕН. Создание программы для управления автоматической парковкой».

У студентов развиваются компетенции по автоматизации и диспетчеризации систем энергоснабжения промышленных и гражданских зданий. Студенты изучают программирование Function Block Diagram (FBD) в среде ONI PLR Studio. Они создают программы, после производят её загрузку в логический контроллер.

Темы проекта: «Разработка тренажера по выполнению модуля поиск неисправностей», «Создание макета поиска неисправностей двигателя», «Модернизация стенда запуска двигателя с применением реостатов, на тиристорный пуск двигателя». Данные темы развивают профессиональные навыки по эксплуатацию электроустановок промышленных и гражданских зданий, выявлению неисправностей электроустановок промышленных и гражданских зданий. Развитие этих компетенций ведется с применением создания реальных макетов и тренажеров. Студенты учатся работать с инструментами электромонтажника, изучаются коммутационные аппараты и аппараты защиты.

Исследовательская деятельность помогает учащимся развивать целый ряд ключевых компетенций, таких как аналитическое мышление, самоорганизация, коммуникация, творческое мышление и другие, что способствует их успешной адаптации к современному информационному обществу. Формализация общих и профессиональных компетенций поможет не только успешно завершить индивидуальный проект, но и развить свои навыки и умения для будущих задач.

Изменение подхода образовательного учреждения к подготовке индивидуального проекта студентами 1 курса обусловлено формализацией общих и профессиональных компетенций, что поможет не только успешно подготовить индивидуальный проект, но и развить навыки и умения для будущих задач специалистов. научно-исследовательская деятельность, индивидуальный проект, компетентностный подход, профессиональные компетенции, образование, критическое мышление, самоорганизация, взаимодействие с работодателями, подготовка специалистов.

Похожие статьи

Мотивированное стремление студентов технических вузов к непрерывному самообразованию при овладении иностранным языком, способствующее успешной профессиональной деятельности

В статье рассматриваются современные подходы и приемы обучения к активизации деятельности студентов при овладении иностранным языком, что должно привести к их иноязычной профессиональной компетенции. Особенностью данной статьи является то, что для по...

Проектное обучение: плюсы и минусы

Данная статья предоставляет обзор метода обучения, известного как проектное обучение. Метод обучения подразумевает активное участие студентов в решении реальных проблем и выполнении проектов, что позволяет им приобретать знания и навыки через практич...

Когнитивно-поведенческий метод как эффективный метод консультирования в консультировании студентов в технических университетах

Статья посвящена актуальной проблеме разработки основ психологического консультирования студентов у высших учебных заведениях. Актуальность статьи обусловлена тем, что на сегодня психологическое консультирование в учебных заведениях развито в школах,...

Кейс-метод в обучении иностранному языку для профессиональной коммуникации

Актуальность статьи обусловлена необходимостью повышения качества профессиональной подготовки специалистов в условиях практико-ориентированной парадигмы образования. В статье рассмотрены особенности и возможности использования метода ситуационного ан...

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках кружковой работы по биологии и экологии

Исследовательская компетенция — совокупность знаний и систем деятельности, которая обязательна для современного выпускника школы. Ее развитие осуществляется с помощью ряда методов и приемов, используемых во время урока. В статье рассматриваются вопро...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Инновационные технологии обучения иностранному языку магистрантов технических специальностей

Одной из приоритетных задач высшей школы, с позиций реализации конечной цели в подготовке специалиста, является формировании его межкультурной коммуникативной компетенции, которая обычно трактуется как синтез знаний и опыта в какой-либо области. Реше...

Методы использования информации из опорных ресурсов для раскрытия темы при написании аргументированного эссе

Статья посвящена проблемам развития навыков написания аргументированного письма. В ней актуализируется роль исследовательской практики учителя в формировании умения учащихся работать с опорными ресурсами, в том числе художественными и нехудожественны...

Формирование финансовой грамотности на уроках физики и информатики

В статье актуализируется проблема необходимости формирования финансовой грамотности подрастающего поколения на этапе школьного образования. Автором рассмотрены пути решения данной проблемы посредством образовательной интеграции междисциплинарных обла...

Конкурентная стратегия организации и ее разработка в условиях перехода к экономике знаний

Формирование стратегии имеет определяющее значение для успеха организации. В последние десятилетия наметилась явная тенденция к смещению акцента от ресурсного распределения при формировании стратегии предприятия к стратегиям, направленным на создание...

Наставничество в контексте развития профессиональной идентичности начинающего учителя

Данная работа исследует значимость наставничества в процессе формирования профессиональной идентичности у начинающих учителей. Она анализирует роль наставнической поддержки в помощи новичкам установиться в профессии, освоить ключевые навыки преподава...

Похожие статьи

Мотивированное стремление студентов технических вузов к непрерывному самообразованию при овладении иностранным языком, способствующее успешной профессиональной деятельности

В статье рассматриваются современные подходы и приемы обучения к активизации деятельности студентов при овладении иностранным языком, что должно привести к их иноязычной профессиональной компетенции. Особенностью данной статьи является то, что для по...

Проектное обучение: плюсы и минусы

Данная статья предоставляет обзор метода обучения, известного как проектное обучение. Метод обучения подразумевает активное участие студентов в решении реальных проблем и выполнении проектов, что позволяет им приобретать знания и навыки через практич...

Когнитивно-поведенческий метод как эффективный метод консультирования в консультировании студентов в технических университетах

Статья посвящена актуальной проблеме разработки основ психологического консультирования студентов у высших учебных заведениях. Актуальность статьи обусловлена тем, что на сегодня психологическое консультирование в учебных заведениях развито в школах,...

Кейс-метод в обучении иностранному языку для профессиональной коммуникации

Актуальность статьи обусловлена необходимостью повышения качества профессиональной подготовки специалистов в условиях практико-ориентированной парадигмы образования. В статье рассмотрены особенности и возможности использования метода ситуационного ан...

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках кружковой работы по биологии и экологии

Исследовательская компетенция — совокупность знаний и систем деятельности, которая обязательна для современного выпускника школы. Ее развитие осуществляется с помощью ряда методов и приемов, используемых во время урока. В статье рассматриваются вопро...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Инновационные технологии обучения иностранному языку магистрантов технических специальностей

Одной из приоритетных задач высшей школы, с позиций реализации конечной цели в подготовке специалиста, является формировании его межкультурной коммуникативной компетенции, которая обычно трактуется как синтез знаний и опыта в какой-либо области. Реше...

Методы использования информации из опорных ресурсов для раскрытия темы при написании аргументированного эссе

Статья посвящена проблемам развития навыков написания аргументированного письма. В ней актуализируется роль исследовательской практики учителя в формировании умения учащихся работать с опорными ресурсами, в том числе художественными и нехудожественны...

Формирование финансовой грамотности на уроках физики и информатики

В статье актуализируется проблема необходимости формирования финансовой грамотности подрастающего поколения на этапе школьного образования. Автором рассмотрены пути решения данной проблемы посредством образовательной интеграции междисциплинарных обла...

Конкурентная стратегия организации и ее разработка в условиях перехода к экономике знаний

Формирование стратегии имеет определяющее значение для успеха организации. В последние десятилетия наметилась явная тенденция к смещению акцента от ресурсного распределения при формировании стратегии предприятия к стратегиям, направленным на создание...

Наставничество в контексте развития профессиональной идентичности начинающего учителя

Данная работа исследует значимость наставничества в процессе формирования профессиональной идентичности у начинающих учителей. Она анализирует роль наставнической поддержки в помощи новичкам установиться в профессии, освоить ключевые навыки преподава...

Задать вопрос