Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Дипломное проектирование как средство формирования профессиональных компетенций

Педагогика
01.02.2021
344
Поделиться
Библиографическое описание
Маслова, Е. А. Дипломное проектирование как средство формирования профессиональных компетенций / Е. А. Маслова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 341-343. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78115/.


В статье рассмотрен процесс подготовки и выполнения дипломного проектирования, направленный на формирование общих и профессиональных компетенций выпускника по специальности 09.02.03. Программирование в компьютерных системах.

Ключевые слова: дипломное проектирование, общие и профессиональные компетенции, проект.

Главной задачей современного профессионального образования является комплексная подготовка рабочих и специалистов, способных применять полученные знания в процессе практической деятельности в современных изменяющихся условиях.

Сегодня общество заинтересовано в том, чтобы его граждане умели самостоятельно и активно действовать, принимать решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. В связи с этим преподаватель должен вовлекать обучающихся в активный познавательный процесс, причём это должна быть активная деятельность каждого обучающегося, предполагающая:

– осознание им, где, каким образом, для чего эти знания могут быть применены;

– умение работать в сотрудничестве для решения разнообразных проблем, проявляя при этом коммуникативные навыки;

– умение находить необходимую информацию.

Для достижения результата требуется не только высокое качество работы преподавателя, но и активная деятельность обучающихся, желание овладеть самостоятельно знаниями, интерес к обучению, сосредоточенная и вдумчивая работа под руководством преподавателя. Для этого необходимо строить процесс обучения так, чтобы широко вовлекать обучающихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.

Для обучающихся по специальности 09.02.03. Программирование в компьютерных системах реализуется технология проектной деятельности в форме разработки дипломных проектов. Именно проектный метод позволяет развивать интеллектуальный и творческий потенциал обучающихся, формировать общие компетенции такие, как организация собственной деятельности, принятие решении, ответственность, самостоятельность, поиск необходимой информации. При работе над проектом появляется исключительная возможность для формирования у обучающихся профессиональных компетенции, так как в условиях дипломного проекта, в ситуациях близких к реальным обучающиеся наиболее ярко могут проявить полученные знания и практические умения.

Работа над дипломным проектом состоит из нескольких этапов:

  1. определение темы дипломного проекта;
  2. формирование основной идеи дипломного проекта;
  3. проектирование и разработка приложения;
  4. оформление текстового документа дипломного проекта;
  5. защита дипломного проекта.

Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Определение темы дипломного проекта — данный этап, пожалуй, самый интересный и сложный. Тема дипломного проекта должна быть актуальной, современной и обязательно носить прикладной характер, то есть созданный проект по данной теме должен быть реальным, полезным. Обязательным условием при выборе темы является заинтересованность обучающихся, их предпочтения и планы на дальнейшее трудоустройство, так как на данный момент программирование включает в себя множество различных направлений — разработка web-приложений, разработка мобильных приложений, разработка игр, программирование баз данных и т. д.

Так в 2019 и 2020 годы качестве тем дипломных проектов обучающимся были предложены следующие темы:

  1. Автоматизация деятельности по учету студентов в образовательном учреждении.
  2. Автоматизация итогового тестового контроля по дисциплине.
  3. Автоматизация деятельности приемной комиссии образовательного учреждения.
  4. Продвижение предприятия средствами Web-технологий.
  5. Разработка приложения для мобильного телефона.
  6. Разработка компьютерной игры в жанре квеста.
  7. Автоматизация деятельности методического кабинета по работе с электронными документами и т. д.

Следует отметить, что разрабатываемые проекты рассматривались на примере конкретных организаций, а в разработке проекта, помимо руководителя и обучающегося, принимали участие так называемые «заказчики», в роли которых выступали представители и сотрудники организации. Так, например, при выполнении дипломных проектов по автоматизации деятельности приёмной комиссии, учету студентов, тестовому контролю представителями заказчика были преподаватели и сотрудники нашего образовательного учреждения. Именно они оценивали интерфейс и функциональную составляющую разрабатываемого приложения, а также соответствие цели и техническому заданию.

Формирование основной идей дипломного проекта — данный этап плотно переплетается с первым, но имеет свои особенности. Результатом данного этапа является составление технического задания, содержащего идею и детали дипломного проекта. Например, при разработке приложения для автоматизации деятельности методического кабинета по работе с электронными документами обучающиеся, учитывая отсутствие на рынке программного обеспечения похожего приложения, разработали базу данных с учетом особенностей учреждения — двухуровневая подготовка, виды обрабатываемых документов (рабочая программа, контрольно-оценочные средства и т. д.).

Проектирование и разработка приложения — данный этап очень большой и требует значительных усилий как со стороны обучающихся, так и со стороны руководителя дипломного проекта. Именно на данном этапе для качественного выполнения проекта, обучающиеся используют полученные знания и умения, учатся осуществлять поиск информации, отстаивать свою точку зрения и находить компромиссные решения, а также осознают значимость выбранной специальности и себя в ней как будущего специалиста.

По результатам выполнения дипломного проекта выставляется интегральная оценка по установленным критериям. Оценка по критериям производится по дихотомической шкале (0 — показатель не проявлен, 1–4 —показатель проявлен не в полном объеме, 5 — показатель проявлен полностью).

В оценочном листе подсчитывается максимально возможный балл по всем показателям и суммарный балл, полученный студентом при прохождении Государственной итоговой аттестации.

В критерии оценки уровня подготовки обучающегося по специальности входят:

– уровень усвоения обучающимся материала, предусмотренного учебными программами дисциплин;

– уровень знаний и умений, позволяющий решать ситуационные (профессиональные) задачи;

– обоснованность, четкость, логичность изложения ответов;

– оригинальность решений (предложений) выпускника.

На защиту дипломного проекта в качестве председателя государственной аттестационной комиссии приглашается представитель работодателя.

Дополнительно хотелось бы отметить, что в этом учебном году подготовка к дипломному проектированию началась с подготовки обучающихся к курсовому проектированию на третьем и четвертом курсе.

В перспективе идея дипломного проектирования состоит в том, что каждый разрабатываемый проект имел реального заказчика из представителей работодателей и возможность для реального воплощения.

Таким образом, дипломное проектирование — это тот элемент обучения, который позволяет развивать у обучающихся творческое мышление, опыт исследовательской деятельности, формировать умения самостоятельно пополнять знания, и что самое главное использовать полученные знания на практике.

Литература:

  1. Белова, Т. Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании / Т. Г. Белова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2008. — № 76–2. — С. 32.
  2. Бердникова, М. Н. Проектная деятельность как способ формирования инновационной активности студентов/ М. Н. Бердникова, Н. Ю. Припяткина Успехи современного естествознания. — 2011. — № 8 — С. 154–155.
  3. Вохменцева, Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей [Текст] / Е. А. Вохменцева // Актуальные задачи по педагогике. — Чита: Молодой ученый, 2011. — С. 58–65.
  4. Федоров, А. Э. Компетентностный подход в образовательном процессе. Монография / А. Э. Федоров, С. Е. Метелев, А. А. Соловьев, Е. В. Шлякова. — Омск: Омскбланкиздат. — 2012. — 210 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
дипломное проектирование
общие и профессиональные компетенции
проект
Молодой учёный №5 (347) январь 2021 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 341-343):
Часть 5 (стр. 319-395)
Расположение в файле:
стр. 319стр. 341-343стр. 395

Молодой учёный