В статье рассмотрен процесс подготовки и выполнения дипломного проектирования, направленный на формирование общих и профессиональных компетенций выпускника по специальности 09.02.03. Программирование в компьютерных системах.
Ключевые слова: дипломное проектирование, общие и профессиональные компетенции, проект.
Главной задачей современного профессионального образования является комплексная подготовка рабочих и специалистов, способных применять полученные знания в процессе практической деятельности в современных изменяющихся условиях.
Сегодня общество заинтересовано в том, чтобы его граждане умели самостоятельно и активно действовать, принимать решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. В связи с этим преподаватель должен вовлекать обучающихся в активный познавательный процесс, причём это должна быть активная деятельность каждого обучающегося, предполагающая:
– осознание им, где, каким образом, для чего эти знания могут быть применены;
– умение работать в сотрудничестве для решения разнообразных проблем, проявляя при этом коммуникативные навыки;
– умение находить необходимую информацию.
Для достижения результата требуется не только высокое качество работы преподавателя, но и активная деятельность обучающихся, желание овладеть самостоятельно знаниями, интерес к обучению, сосредоточенная и вдумчивая работа под руководством преподавателя. Для этого необходимо строить процесс обучения так, чтобы широко вовлекать обучающихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.
Для обучающихся по специальности 09.02.03. Программирование в компьютерных системах реализуется технология проектной деятельности в форме разработки дипломных проектов. Именно проектный метод позволяет развивать интеллектуальный и творческий потенциал обучающихся, формировать общие компетенции такие, как организация собственной деятельности, принятие решении, ответственность, самостоятельность, поиск необходимой информации. При работе над проектом появляется исключительная возможность для формирования у обучающихся профессиональных компетенции, так как в условиях дипломного проекта, в ситуациях близких к реальным обучающиеся наиболее ярко могут проявить полученные знания и практические умения.
Работа над дипломным проектом состоит из нескольких этапов:
- определение темы дипломного проекта;
- формирование основной идеи дипломного проекта;
- проектирование и разработка приложения;
- оформление текстового документа дипломного проекта;
- защита дипломного проекта.
Рассмотрим некоторые из них более подробно.
Определение темы дипломного проекта — данный этап, пожалуй, самый интересный и сложный. Тема дипломного проекта должна быть актуальной, современной и обязательно носить прикладной характер, то есть созданный проект по данной теме должен быть реальным, полезным. Обязательным условием при выборе темы является заинтересованность обучающихся, их предпочтения и планы на дальнейшее трудоустройство, так как на данный момент программирование включает в себя множество различных направлений — разработка web-приложений, разработка мобильных приложений, разработка игр, программирование баз данных и т. д.
Так в 2019 и 2020 годы качестве тем дипломных проектов обучающимся были предложены следующие темы:
- Автоматизация деятельности по учету студентов в образовательном учреждении.
- Автоматизация итогового тестового контроля по дисциплине.
- Автоматизация деятельности приемной комиссии образовательного учреждения.
- Продвижение предприятия средствами Web-технологий.
- Разработка приложения для мобильного телефона.
- Разработка компьютерной игры в жанре квеста.
- Автоматизация деятельности методического кабинета по работе с электронными документами и т. д.
Следует отметить, что разрабатываемые проекты рассматривались на примере конкретных организаций, а в разработке проекта, помимо руководителя и обучающегося, принимали участие так называемые «заказчики», в роли которых выступали представители и сотрудники организации. Так, например, при выполнении дипломных проектов по автоматизации деятельности приёмной комиссии, учету студентов, тестовому контролю представителями заказчика были преподаватели и сотрудники нашего образовательного учреждения. Именно они оценивали интерфейс и функциональную составляющую разрабатываемого приложения, а также соответствие цели и техническому заданию.
Формирование основной идей дипломного проекта — данный этап плотно переплетается с первым, но имеет свои особенности. Результатом данного этапа является составление технического задания, содержащего идею и детали дипломного проекта. Например, при разработке приложения для автоматизации деятельности методического кабинета по работе с электронными документами обучающиеся, учитывая отсутствие на рынке программного обеспечения похожего приложения, разработали базу данных с учетом особенностей учреждения — двухуровневая подготовка, виды обрабатываемых документов (рабочая программа, контрольно-оценочные средства и т. д.).
Проектирование и разработка приложения — данный этап очень большой и требует значительных усилий как со стороны обучающихся, так и со стороны руководителя дипломного проекта. Именно на данном этапе для качественного выполнения проекта, обучающиеся используют полученные знания и умения, учатся осуществлять поиск информации, отстаивать свою точку зрения и находить компромиссные решения, а также осознают значимость выбранной специальности и себя в ней как будущего специалиста.
По результатам выполнения дипломного проекта выставляется интегральная оценка по установленным критериям. Оценка по критериям производится по дихотомической шкале (0 — показатель не проявлен, 1–4 —показатель проявлен не в полном объеме, 5 — показатель проявлен полностью).
В оценочном листе подсчитывается максимально возможный балл по всем показателям и суммарный балл, полученный студентом при прохождении Государственной итоговой аттестации.
В критерии оценки уровня подготовки обучающегося по специальности входят:
– уровень усвоения обучающимся материала, предусмотренного учебными программами дисциплин;
– уровень знаний и умений, позволяющий решать ситуационные (профессиональные) задачи;
– обоснованность, четкость, логичность изложения ответов;
– оригинальность решений (предложений) выпускника.
На защиту дипломного проекта в качестве председателя государственной аттестационной комиссии приглашается представитель работодателя.
Дополнительно хотелось бы отметить, что в этом учебном году подготовка к дипломному проектированию началась с подготовки обучающихся к курсовому проектированию на третьем и четвертом курсе.
В перспективе идея дипломного проектирования состоит в том, что каждый разрабатываемый проект имел реального заказчика из представителей работодателей и возможность для реального воплощения.
Таким образом, дипломное проектирование — это тот элемент обучения, который позволяет развивать у обучающихся творческое мышление, опыт исследовательской деятельности, формировать умения самостоятельно пополнять знания, и что самое главное использовать полученные знания на практике.
Литература:
- Белова, Т. Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании / Т. Г. Белова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2008. — № 76–2. — С. 32.
- Бердникова, М. Н. Проектная деятельность как способ формирования инновационной активности студентов/ М. Н. Бердникова, Н. Ю. Припяткина Успехи современного естествознания. — 2011. — № 8 — С. 154–155.
- Вохменцева, Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей [Текст] / Е. А. Вохменцева // Актуальные задачи по педагогике. — Чита: Молодой ученый, 2011. — С. 58–65.
- Федоров, А. Э. Компетентностный подход в образовательном процессе. Монография / А. Э. Федоров, С. Е. Метелев, А. А. Соловьев, Е. В. Шлякова. — Омск: Омскбланкиздат. — 2012. — 210 с.