Воспитание коллективизма у учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья (детский церебральный паралич)
Автор: Лаврова Елена Сергеевна
Рубрика: Специальные (коррекционные) школы
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (50) октябрь 2024 г.
Дата публикации: 18.09.2024
Статья просмотрена: 4 раза
Библиографическое описание:
Лаврова, Е. С. Воспитание коллективизма у учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья (детский церебральный паралич) / Е. С. Лаврова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 4 (50). — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/272/9417/ (дата обращения: 23.11.2024).
Коллектив — это целеустремлённый комплекс личностей, организованных, обладающих органами коллектива.
А. С. Макаренко
Прививать учащимся отношения к труду немыслимо без воспитания у них чувства коллективизма [1, с.18, 20].
Коллектив, по Макаренко, это сознательное объединение людей, стремящихся к общей цели. Общность цели является решающим фактором, формирующим коллектив.
Для воспитания коллектива учащихся младших классов в нашей школе мы использовали организацию совместной работы детей по созданию игротеки. Практика работы показала, что трудным для воспитателя является организация досуга учащихся, наполнение его интересным и полезным содержанием. Состав группы не однороден по возрасту и по развитию. Домашние уроки дети разных возрастов заканчивают не одновременно. Организовать для ребят подвижные игры и развлечения не всегда позволяют условия. Поэтому дети с радостью встретили мысль о создании своей «фабрики игр». «Фабрика игр» оказалась длительным и увлекательным занятием, охватившим всех детей.
Они были организованы в несколько бригад, во главе стоял обладавшей наибольшим умениями ученик старшего класса. Для организации «фабрики» потребовались минимальные средства и материалы. Нами были использованы простейшие механизмы, специально изготовленные в наших мастерских, приспособления, шаблоны, трафареты, картон, цветная и простая бумага, краски, клей и т. д., а также готовые детали поделок. Мы стремились содержание работы «фабрики» тесно связать с уроками труда; согласовывали с учителем труда тематику практических работ, выбор способов и приёмов их выполнения. Поэтому дети, работая на «фабрике», развивали и усовершенствовали полученные ранее практические умения и трудовые навыки.
Предлагая детям для изготовления разные по трудности игры, мы учитывали возраст, интересы и возможности каждого. Прежде чем дети приступали к работе, мы демонстрировали им готовый образец и проводили беседу о значении этой игры, условиях и правилах. Объясняли детям, что многие игры одному человеку делать трудно и долго. Гораздо легче, быстрее, если за это возьмётся весь коллектив, где каждый выполняет свою операцию.
В начале не все заготовки получались одинаковыми по размерам, не все были равноценными по качеству выполнения и отделки. Детям тут же разъяснялись допущенные ими ошибки, указывалось, как важна работа каждого из них. Сравнивали работу коллектива с хором: если все ребята трудятся слаженно, то обязательно получиться хорошая игра, которой будет приятно пользоваться.
Создавая свою школьную «фабрику игр и игрушек», мы имели ввиду, что все сделанные игры будут поступать в игротеку всего коллектива. Это от ребят требовало повышенной ответственности, аккуратности точности в работе. Когда ученик знает, что результатами его труда будут пользоваться другие, что созданные им изделия будут оценены его товарищами и взрослыми, он сам начинает предъявлять повышенные требования к качеству работы, старается работать так, чтобы не стыдно было показать её другим. Это особенно заметно, когда ребята делают одинаковые игры.
Сплочению коллектива способствовало изготовление таких игр, где требовалось несколько операций. Одни учащиеся вычерчивали выкройки для оклеивания заготовок снаружи и внутри, другие вырезали материалы по выкройки для оклеивания заготовок, третьи оклеивали заготовки и т. д. При оценке готовой продукции учитывалась не только индивидуальная работа каждого, но и всей группы, тем самым прививалось чувство коллективной ответственности. Они привыкали «болеть» не только за себя, но и за весь коллектив.
Нашей «фабрикой» были сделаны игры «Колечко на нос», «Арифметическое домино», «Лото загадок». Из всего многообразия предлагаемых для самодельного изготовления игр, мы естественно, выбирали лишь те, которые были посильны для наших детей, как в изготовлении, так и в использовании. Многие игры, сделанные детьми, способствовали закреплению знаний, полученных в школе. Игра «арифметическое домино» побудило интерес к самому предмету. При выполнении домашних заданий дети за математику берутся с интересом желаний.
Уверенность в том, что они делают полезные вещи, вызывает у детей чувство удовлетворения, на основе которого успешнее формируется любовь к труду. Работая над изготовлением простейших игр, дети мобилизовывали свои умения, навыки, затрачивали волевые усилия, проявляли настойчивость. Ребята начинают понимать, что изготовление каждой вещи, создание материальных ценностей требует усилий многих людей. Это способствует воспитанию у детей сознательного и бережного отношения к оборудованию класса, школы, к общественной собственности вообще. О значении воспитания этих качеств писала Н. К. Крупская «Совместную работу детей надо особенно ценить — это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развёртываются лучшие силы ребёнка». [2, с. 10, 12, 17, 19]
В коллективе «фабрики игрушек», складывались начальные понятия о культуре и эстетики труда, которые затем переносились и на другие виды деятельности детей. Воспитанники, которые точно и аккуратно работали над созданием игротеки, начинают таким же образом относиться и к учебным заданиям. [3, с. 9,10.11]
Литература:
- Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. (доречевой период). — М., 1989.
- Ипполитова М. В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. — М., 1993.
- Семёнова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Клиника и реабилитационная терапия детей с церебральным параличом. Ташкент 1979.