Вследствие инсульта, черепно-мозговой травмы, нейрохирургического вмешательства и др. нередко возникают нарушения речевой функции, выражающиеся в форме афазий и дизартрий, которые часто сочетаются с патологией других высших психических функций, правосторонним гемипарезом или психическими расстройствами. Причиной психических изменений является очаговая или общемозговая патология либо нарушение выступает как реакция на дефект, проявляющаяся в изменившемся положении в семье или социальном статусе. Выходя из острого состояния, пациент оценивает свое положение: невозможность речевой коммуникации, социально-бытовая некомпетентность, ограничение самостоятельного передвижения и отсутствие уверенности в возможности возвращения к труду. Все это ведет к появлению депрессий, тяжелых невротических состояний, суицидальных мыслей и других психических расстройств, которые являются причиной социальной депривации [4].
Согласно мировой статистике, на сегодняшний день отмечается увеличение числа пациентов с инсультами, а также их омоложение. Данные ВОЗ показывают, что 30 % больных составляют лица трудоспособного возраста. Пациенты, перенесшие инсульт или черепно-мозговую травму в 75 %-80 % случаев утрачивают профессиональные навыки и трудоспособность. Поэтому чрезвычайно важное место в комплексе лечебно-восстановительных мероприятий занимает восстановительное обучение, включающее различные методы нейропсихологической, психологической, логопедической, социально-психологической помощи и других видов работ [9].
Данные факты и цифры доказывают актуальность и масштабность проблемы оказания пациентам с афазией комплексной специализированной помощи. Итак, на первом месте встает вопрос о путях оптимизации всей системы реабилитации больных с афазией, в том числе и восстановительного обучения как части этой системы, что и определяет актуальность выбранной темы.
Также ранний этап восстановительного процесса затрагивает одну из важных задач — обучение пациентов и их ближайшего окружения эффективным коммуникативным стратегиям и стимулирование долгосрочной мотивации на положительную динамику в период реабилитации.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о большом значении в реабилитационном процессе работы с семьёй, в особенности на амбулаторном этапе реабилитации. Пациент, не имеющий поддержки со стороны членов семьи, будет иметь более низкие результаты восстановления речевых функций.
С целью исследования состояния речевых и когнитивных нарушений нами были проанализированы логопедические и нейропсихологические методики по диагностике пациентов с афазией. Для экспериментального исследования были выбраны такие методики, как методика диагностики коммуникативной установки В. В. Бойко, Шкала HADS, определяющая уровень тревоги и депрессии, Шкала Вассерман Л. И., дающая оценку степени выраженности речевых расстройств у пациентов с локальными поражениями мозга. В программу констатирующего эксперимента вошли пробы по изучению у пациентов с афазией экспрессивной речи, импрессивной речи, когнитивных функций, психоэмоционального состояния, речевой памяти, фонематического слуха, письма, чтения, счета. В диагностику были включены методики по изучению эмоционального состояния больных и их ближайшего окружения [13].
Результаты констатирующего эксперимента показали, что 44 % пациентов имеют афферентную афазию, 48 % пациентов — эфферентную афазию, а всего 8 % — динамическую афазию. У всех пациентов отмечался распад экспрессивной речи, наблюдались литеральные и вербальные парафазии, параграфии, паралексии, а также персеверации, элизии, контаминации и эмболофазии.
По данным результатов диагностики эмоционального состояния пациентов можно сделать вывод о наличии у большинства из них тревожного состояния и депрессии, вызванных потерей возможностей самообслуживания, трудоспособности и коммуникативных навыков. Ближайшее окружение пациентов также испытывает такое эмоциональное состояние и в равной степени имеет открытую и завуалированную жестокость. Нарушения, выявленные в ходе эксперимента, легли в основу разработки методического обеспечения по восстановительному процессу пациентов с моторной афазией на раннем этапе реабилитации с использованием аудиовизуальной оптимизации.
В ходе проведения констатирующего эксперимента выявились нарушения экспрессивной речи, которые характеризовались литеральными парафазиями. После системного воздействия и внедрения методического пособия с применением аудиовизуальной оптимизации в логопедический процесс был заметен большой скачок по преодолению литеральных парафазий, прослеживалась положительная динамика. Пациенты стали ощущать положение органов артикуляционного аппарата, в артикуляционной моторике сформировались более тонкие дифференцированные движения, получилось частично нормализовать тонус мышц языка. У пациентов значительно сократилось число литеральный парафазий.
Кинестетические ощущения были нарушены у 100 % пациентов с афферентной афазией, что мешало определить положение органов артикуляции при произнесении определенных звуков. Понимания об артикуляционном укладе фонем, которые влияли на появление литеральных парафазий были стерты. После проведенной пассивно-активной гимнастики получилось сформировать определенные артикуляционные позиции, повысить проприоцептивные ощущения, что помогло значительно повысить уровень контроля над движениями органов артикуляционного аппарата. В связи с этим положительная динамика определилась отсутствием замен звуков близких по месту и способу образования.
Пациенты с нарушениями импрессивной речи, которых отмечалось 60 %, не принимали сложные инструкции, затрагивающие пространственно-временную ориентацию, не выполняли многоступенчатые инструкции. В ходе длительной работы, используя метод просмотра кадров кинематогрофа, прослеживания последовательности событий, понимание обращенной речи значительно улучшилось. Пациенты стали выполнять сложные, многоступенчатые инструкции, появились представления о временных и пространственных отношениях между объектами окружающей действительности. Значительно увеличился объем слухоречевой памяти.
Аудиовизуальная оптимизация помогла повысить психоэмоциональный фон пациентов, просмотр знакомых фильмов, узнавание и договаривание знакомых фраз, музыкальное сопровождение кадров, дающее более ясную эмоциональную наполненность содержания видеоматериала, позволили более эффективно повлиять на скорейшее восстановление утраченных функций посредством включения в работу сохранных и компенсаторных анализаторов. Снизились проявления тревоги и депрессии, появился положительный настрой и вера в восстановление речи.
Восстановилось глобальное чтение и письмо посредством подкладывания подписей к знакомым картинкам из сцен кинематографа.
Улучшилась экспрессивная речь, что проявилось в увеличении пассивного и активного словаря и в появлении фразовой речи посредством включения на занятиях диалога после просмотра отрезков знакомых кинокадров.
По истечении эксперимента положительная динамика прослеживалась у всех пациентов всех нарушенных компонентов речи. Уменьшилось число литеральных и вербальных парафазий, улучшилось понимание обращённой речи, восстановилось глобальное чтение и письмо, активизировалась устная речь, улучшился психоэмоциональный фон пациентов.
Можно сделать вывод, что разработанное нами методическое пособие с применением аудиовизуальной оптимизации желательно включать в логопедическую работу с пациентами с моторной афазией на раннем восстановительном этапе реабилитации. Системное воздействие с использованием аудиовизуальной оптимизации будет положительно влиять на все обуславливающие утраченные речевые функции компоненты: нормализовать тонус мышц языка, развивать кинестетические ощущения, восстанавливать понимание речи, растормаживать устную речь, уменьшать количество литеральных и вербальных парафазий, восстанавливать глобальное чтение и письмо, расширять речеслуховую память, снижать уровень тревоги и депрессии.
Особенностью аудиовизуальной оптимизации является допустимость варьировать состав звеньев, которые включаются в речевой процесс (слух и зрение, речедвижения и слух, зрение и речедвижения, слух и зрение и т. д.) с учётом формы нарушения речи, либо конкретных задач, поставленных в процессе обучения.
Контрольный эксперимент после применения разработанного методического пособия в практике восстановительного обучения показал его высокую эффективность. Психологическая сущность аудиовизуальной оптимизации заключается в том, что с помощью этих методик пациенты включаются в привычную сферу деятельности, а специально подобранный материал и музыкальное сопровождение создаёт условия для создания положительного эмоционального фона у пациентов. Также эти методики позволяют учитывать индивидуальные особенности личности, интересы, а также и вербальные возможности, становятся важным средством для растормаживания речи и речевой деятельности. В ходе их использования восстанавливается помимо вербального общения и общая активность пациента, вырабатывается самостоятельность в его речевом и неречевом поведении. Главным критерием эффективности методик является возможность с их помощью объединить в работе все сохранные звенья различных анализаторных систем, а также и разные уровни, осуществляющие речевую деятельность, включив их в особую активную деятельность пациента.
Литература:
- Ахутина, Т. В. Нейропсихологическое тестирование: обзор современных тенденций. К 110-летию со дня рождения А. Р. Лурия / Т. В. Ахутина, З. А. Меликян // Клиническая и специальная психология. — [Электронный ресурс: http://psyjournals.ru/psyclin/2012/n2/52599.shtml]. — (Дата обращения: 9.08.2016).
- Ахутина Т. В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. Второе доп. и исправл. издание. / Т. В. Ахутина. [Электронный ресурс: http://thelib.ru/books/t_v_ahutina/neyrolingvisticheskiy_analiz_dinamicheskoy_afazii.html]. — (Дата обращения: 18.12.2016)
- Бейн, Э. С. Афазия и пути ее преодоления / Э. С. Бейн. [Электронный ресурс: http://www.detskiysad.ru/bolezni/afaziya04.html]. — (Дата обращения: 18.10.2016).
- Бурлакова М. К. (Шохор-Троцкая). Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления / М. К. Бурлакова. [Электронный ресурс: http://static.my-shop.ru/product/pdf/127/1264920.pdf]. — (Дата обращения: 28.10.2016)
- Вассерман, Л. И. Методы нейропсихологической диагностики: практическое руководство / Л. И. Вассерман, С. А. Дорофеева, Я. А. Меерсон. — [Электронный ресурс: https://studfiles.net/preview/1668391/]. — (Дата обращения: 15.04.2017).
- Визель Т. Г. Афазия: понятие и мозговые механизмы. Альманах «Исцеление»: Вып.7/ Под ред. Проф. И. А. Скворцова. — М.: 2006.
- Визель Т. Г. Вариативность форм афазии / Т. Г. Визель. [http://cerebral-asymmetry.ru/Vizel2016.pdf]. — (Дата обращения: 15.07.2016).
- Визель, Т. Г. Как вернуть речь/ Т. Г. Визель. — М.: В. Секачев, 2010. — 217 с.
- Визель, Т. Г. Приобретение и распад речи: монография / Т. Г. Визель.- Барнаул: АлтГПУ, 2016. — 289 с.
- Виленский, Б. С. Ишемический инсульт. Справочник / Б. С. Виленский, Н.Н, Яхно. — СПб.: Фолиант, 2007. — 75с.
- Винарская Е. Н. Клинические проблемы афазии (нейролингвистический анализ). — М.: В. Секачев, ТЦ «Сфера», 2007. — 224 с.